Арпеджио септаккордов для гитары

Арпеджио септаккордов для гитары

Существует два пути исполнения арпеджио:

  1. Арпеджио исполняется только правой рукой, пока левая статично зажимает аккорд. В таком случае каждая новая нота накладывается на предыдущую.
  2. Арпеджио исполняется и правой и левой руками. Пальцы левой руки поочередно зажимают каждую ноту аккорда, а правая их извлекает. Каждая нота звучит обособленно.

Пример:

Для того, чтобы играть арпеджио первого типа, не нужно учить никаких уроков. Просто берите аккорд и играйте. Лучший пример таких арпеджио — гитарное вступление к песне Behind Blue Eyes от Limp Bizkit.

В этом уроке мы будем разбирать второй вариант исполнения.

Если вы знаете принцип построения арпеджио аккорда, то технически вам даже не понадобятся аппликатуры из следующих глав. Однако, чтобы не тратить время на выведение и поиск удобных аппликатур, лучше дочитать урок до конца.

Перед тем, как строить арпеджио, выпишите, из каких ступеней состоит ваш аккорд и напишите ноту каждой ступени. Например:

  • Em: 1 (E) — 3 (G) — 5 (B);
  • Сmaj7: 1 (C) — 3 (E) — 5 (G) — 7 (E).

Теперь просто проиграйте все эти ноты друг за другом. На данном этапе нам неважно, на одной струне вы будете играть или используете ноты соседних струн. Поздравляю, у вам получилось арпеджио шириной в одну октаву.

Читайте также:  Что нужно сделать при покупке гитары

Чтобы построить арпеджио шириной в две октавы, просто перенесите то, что вы построили, на октаву выше. Действуйте аналогичным способом, чтобы получить трехоктавное арпеджио.

Далее я рекомендую оптимизировать получившуюся аппликатуру, чтобы не устраивать забег по всему грифу, а постараться сыграть в одной позиции.

Пример построения арпеджио аккордов Em и Cmaj7 — на видео:

Источник

Арпеджио Часть 2

Здесь приведены диаграммы аппликатур арпеджио для всех главных типов аккордов: мажорный, минорный, доминантный, полууменьшенный и уменьшенный.

Запоминание этих аппликатур может вызвать трудности, но знать их необходимо. Не пытайся выучить все за один раз, на это необходимо время.

Арпеджио являются обязательными знаниями для каждого джазового гитариста.

Помни, что все арпеджио поддаются транспонированию в другие тональности.

Красный круг означает тонику. Буква в круге обозначает название ноты.

Черный круг означает прочие ноты аккорда. Цифры под диаграммами означают номер лада.

1. Аппликатуры мажорного арпеджио

Начинается с тоники или 7-й ступени:

Начинается с 3-й ступени:

Также начинается с 3-й ступени, но в другой области грифа:

Начинается с 5-й ступени:

Начинается с тоники или 7-й ступени:

Далее приведены две дополнительные диаграммы, в которых играются по две ноты на струну. Данные аппликатуры очень удобны для игры на гитаре:

2. Аппликатуры минорного арпеджио

Начинается с тоники:

Начинается с 3-й ступени:

Начинается с 5-й ступени в двух разных областях грифа:

Начинается со ступени b7:

И здесь приведены две аппликатуры с 2-мя нотами на струну:

3. Аппликатуры доминантного арпеджио

Начинается с тоники:

Начинается с 3-й ступени:

Начинается с 5-й ступени:

Начинается со ступени b7:

И дополнительные диаграммы с двумя нотами на струну:

4. Аппликатуры полууменьшенного арпеджио

Начинается с тоники:

Начинается со ступени b3:

Начинается со ступени b5:

Начинается со ступени b7:

И дополнительные диаграммы с двумя нотами на струну:

5. Аппликатуры уменьшенного арпеджио

Здесь всего две диаграммы арпеджио (+ одна дополнительная с двумя нотами на струну) для уменьшенных аккордов. Причина в том, что уменьшенное арпеджио симметрично: оно строится исключительно по интервалам минорной третьей ступени. Если переместить это арпеджио на 3 лада вверх или вниз, то ты будешь играть все те же ноты.

Это означает, что аккорд G°7 = Bb°7 = Db°7 = E °7.

Ты можешь начать это арпеджио с 3-го, 6-го, 9-го или 12-го лада, и ты будешь играть один и тот же аккорд.

Аккорд: G°7 (= Bb°7 = Db°7 = E °7)

И дополнительная диаграмма с двумя нотами на струну:

Источник

Арпеджио аккордов на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 10.03.2015 · Обновлено 06.07.2019

Сегодня мы рассмотрим аппликатуры арпеджио на гитаре. Все аппликатуры арпеджио будут строится на системе CAGED и для того чтобы полностью понять о чём идёт речь, обязательно ознакомьтесь с этой системой! Я не буду заострять своё внимание на теоретической части, а приведу сами аппликатуры и объясню что с ними делать.

Аппликатуры арпеджио на гитаре

Далее будут представлены основные аппликатуры арпеджио на гитаре.
Мажорные арпеджио:

Минорные арпеджио:

Мажор-септ арпеджио:

Минор-септ арпеджио:

Доминант-септ арпеджио:

Min7 b5 арпеджио:

Как использовать их в реальной жизни?

Лично я считаю, что данные аппликатуры будут «просачиваться» в вашу игру по мере того, на сколько лучше вы будите узнавать приведённые выше аппликатуры. Со временем вы начнёте интуитивно понимать, где находятся ноты арпеджио в аппликатуре любой гаммы, какие из них лучше всего подходят для конкретной ситуации, что предаст вам уверенности в вашей импровизации. Отрабатывая такой подход к изучению аккордов, вы изучите всю необходимую для вас информацию всего лишь практикуясь.

Другими словами:

  • Изучите интересующие вас арпеджио;
  • Играйте их под метроном! Начиная с небольшого темпа и постепенно увеличивая его;
  • Найдите свои отправные точки;
  • Соедините их с игрой гамм (наприм. пентатоники);
  • Импровизируйте под сопровождение (наприм. в тональности Ля-минор);

Помните! Чем больше времени вы уделяете своему инструменту, тем быстрее вы начнёте находить с ним общий язык.

Источник

Арпеджио доминантсептаккорда: диагональные аппликатуры

В первой части статьи, посвящённой арпеджио доминантсептаккорда, мы разобрали варианты аппликатур в отдельных позициях — в I, III, V, VII и X — на примере аккорда C7. А также метод игры арпеджио посредством гибридной техники звукоизвлечения, которая включает в себя как переменный штрих, так и свипы + пулы и хаммеры (нисходящее и восходящее легато).

Вторая же часть всецело и полностью посвящена игре арпеджио малых мажорных септаккордов в диагональных аппликатурах — по два звука на струне в пределах трёх октав. Их название говорит само за себя, то есть подразумевает движение (звукоизвлечение) звуков аккорда в диагональном направлении, вдоль грифа.
Рассмотрим, изучим и сыграем 4 аппликатурных модели, построенных от каждой ступени аккорда С7 — тоники, терции, квинты и септимы.

Аппликатурная модель №1 (от III лада — квинты)

Ознакомьтесь визуально с схемой.

Поскольку построение аккорда начинается с квинты — ноты G (на 3 ладу, шестой струны), соответственно, далее идёт септима, затем — тоника, терция и снова квинта и т.д.

То есть последовательность звуков аккорда не меняется и начинается от заданной ступени. Эта концепция справедлива и для нижеприведённых моделей.

Послушайте как звучит это упражнение (ex.1) на гитаре:

в темпе 120 BPM

Звукоизвлечение

Как уже говорилось ранее — на каждой струне играется по две ноты (два звука аккорда). В восходящем движении арпеджио используется исключительно переменный штрих.

Струны (особенно басовые!) необходимо приглушать ладонью правой руки — техникой Palm muting (P.M.) При этом вы можете использовать свой вариант акцентирования — какие ноты оставить «открытыми» (не приглушёнными), а какие извлечь с P.M. Либо придерживаться звучания в аудиопримере. Так или иначе, ваши усилия должны сводится к единой цели — чёткому разборчивому звучанию.

В первом такте упражнения, последняя нота третьей группы 16-х (ми) и первая нота четвёртой группы 16-х (до) залигованы и играются hammer-on. Обратите внимание! Что далее, при извлечении последующей ноты арпеджио доминантсептаккорда, медиаторный штрих не меняется — снова идёт удар вверх (получается двухструнный свип). А потом, снова звуки извлекаются переменными ударами — вниз/вверх, по аналогии, с использованием P.M. (Данный способ, или формула, звукоизвлечения также используется и в последующих упражнениях.)

Разберите ноты/табы арпеджио аккорда С7 (упражнения Ex.1), а затем постарайтесь сыграть его вместе аудиозаписью в темпе 50 BPM.

Освоив первую аппликатурную модель, приступайте к следующим. Выбирайте любую, какая вам больше нравится — последовательность здесь не принципиальна. Какие-то из них легче в плане техники исполнения, какие-то трудней.

Источник

Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры

Септакккорды – что это?

Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.

Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).

На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.

  • Малый мажорный (доминантсептаккорд)
  • Большой мажорный
  • Малый минорный
  • Большой минорный
  • Уменьшенный
  • Полууменьшенный

Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.

Как пользоваться схемами?

В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).

  • 1 – прима (основной звук или тоника)
  • 3 – большая терция
  • b3 – малая терция
  • b5 – уменьшённая квинта
  • 5 – чистая квинта
  • bb7 – уменьшённая септима
  • b7 – малая септима
  • 7 – большая септима

Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.

Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».

Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.

Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:

1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).

2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.

3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.

Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).

То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.

Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).

Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:

  • 1 (тоника) – си (B)
  • b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
  • 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
  • b7 (малая септима от тоники) – ля (A)

Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.

Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»

Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).

Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)

Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)

Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)

Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.

Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).

В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.

Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.

Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:

На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:

Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.

Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).

Большой мажорный – «maj7»

Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3

Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)

Основные аппликатуры для гитары:

В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:

Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).

Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:

Малый минорный – «m7»

Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3

Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).

Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:

Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:

Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:

  • 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
  • 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
  • 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.

Большой минорный – «m(maj7)»

Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3

Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…

Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).

Аппликатуры большого минорного септаккорда:

Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:

Полууменьшенный – «m7b5»

Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)

Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3

Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)

Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:

Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:

Уменьшённый – «dim7»

Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).

Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)

Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.

Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3

Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).

Аппликатуры уменьшённого септаккорда:

Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:

Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.

Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]

Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).

Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.

Таблица септаккордов

В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.

Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.

Септаккорды в открытой и 1-ой позиции

Доминантсептаккорды

Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).

Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.

Большие мажорные септаккорды

По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.

Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.

Малые минорные септаккорды

И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).

В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).

Примеры аккордовых последовательностей

И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.

Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.

№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре

№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.

№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.

№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.

На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!

Источник

Оцените статью