Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Tatum Art
Перевод: Татум, Искусство.
Перевод: Татум, Искусство. Чай Вдвоем.
Перевод: Джордж Гершвин.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: — Неклассические. Искусство Татум.
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Перевод: -Sconosciuti Книги Джаз противном. Джаз — Арт Татум (1909 — 1956).
Источник
Art Tatum — Tea for Two
Артур «Арт» Тэйтум (англ. Arthur «Art» Tatum, род. 13 октября 1909, Толидо, Огайо, США — 5 ноября 1956, Лос-Анджелес) — американский джазовый пианист, композитор. Обладатель феноменальной техники, отличительной чертой его стиля «страйд» являлось частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа.
Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано, в дальнейшем никакого формального образования не получил. Стал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 году приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Onyx, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. В 1935—1936 годах руководил оркестром в чикагском клубе Three Deuces, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 году выступал в Лондоне. В 1943 году собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — гитара), кроме того сотрудничал с Коулменом Хоукинсом, Барни Бигардом, Милдредом Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма, среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор, Тете Монтолиу и многие другие.
Источник
Art Tatum
Артур «Арт» Тэйтум (англ. Arthur «Art» Tatum, род. 13 октября 1909, Толидо, Огайо, США — 5 ноября 1956, Лос-Анджелес) — американский джазовый пианист, композитор. Обладатель феноменальной техники, отличительной чертой его стиля «страйд» являлось частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа.
Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано, в дальнейшем никакого формального образования не получил. Стал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 году приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Onyx, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. В 1935—1936 годах руководил оркестром в чикагском клубе Three Deuces, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 году выступал в Лондоне. В 1943 году собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — гитара), кроме того сотрудничал с Коулменом Хоукинсом, Барни Бигардом, Милдредом Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма, среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор, Тете Монтолиу и многие другие.
Артур «Арт» Тэйтум (англ. Arthur «Art» Tatum, род. 13 октября 1909, Толидо, Огайо, США — 5 ноября 1956, Лос-Анджелес) — американский джазовый пианист, композитор. Обладатель феноменальной техники, отличительной чертой его стиля «страйд» являлось частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа.
Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано, в дальнейшем никакого формального образования не получил. Стал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 году приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Onyx, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. В 1935—1936 годах руководил оркестром в чикагском клубе Three Deuces, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 году выступал в Лондоне. В 1943 году собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — гитара), кроме того сотрудничал с Коулменом Хоукинсом, Барни Бигардом, Милдредом Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма, среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор, Тете Монтолиу и многие другие.
Артур «Арт» Тэйтум (англ. Arthur «Art» Tatum, род. 13 октября 1909, Толидо, Огайо, США — 5 ноября 1956, Лос-Анджелес) — американский джазовый пианист, композитор. Обладатель феноменальной техники, отличительной чертой его стиля «страйд» являлось частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа.
Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано, в дальнейшем никакого формального образования не получил. Стал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 году приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Onyx, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. В 1935—1936 годах руководил оркестром в чикагском клубе Three Deuces, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 году выступал в Лондоне. В 1943 году собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — гитара), кроме того сотрудничал с Коулменом Хоукинсом, Барни Бигардом, Милдредом Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма, среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор, Тете Монтолиу и многие другие.
Источник
слепой джазовый музыкант Арт Тэйтум.
Тэйтум широко признан как один из величайших джазовых пианистов всех времен. Он оказал большое влияние на последующие поколения джазовых пианистов. Арт был отмечен за сложность и скорость его выступлений, установивших новый стандарты виртуозности для джазового фортепиано. Критик Скотт Янов писал: «Тэйтум имеет быстрые рефлексы и безграничную фантазию, его импровизации наполнены свежими, а иногда и футуристическими идеями, которые ставят его далеко впереди своих современников . Записи Art Tatum по-прежнему пугают современных пианистов».
Артур «Арт» Тэйтум-младший (Arthur «Art» Tatum, Jr.) родился 13 октября 1908 года в Толедо, штат Огайо, США. Его отец, Артур Тэйтум- старший, был гитаристом и старшиной в пресвитерианской церкви, где его мать, Милдред Хоскинс, играла на фортепиано. Арт имел двух братьев, Карла и Арлин. С детства он страдал от катаракты, которая оставила его слепым на один глаз, а другой глаз еле видел. Множество хирургических процедур улучшили состояние одного глаза до такой степени, что он смог различать крупные предметы. Но зрение снова ухудшилось, когда Тэйтум подвергся нападению в 1930 году в возрасте 21 года.
Будучи вундеркиндом с абсолютным слухом, Арт Тэйтум учился играть на слух, выбирая церковные песнопения в возрасте до трех лет, мелодии с радио и копируя фортепианные записи на пластинках, которые имела его мать. Позже, в интервью «Голосу Америки», он опроверг распространенные слухи, что научился играть на пианино копированием записей, сделанных двумя пианистами. Арт разработал невероятно быстрый стиль игры, без потери точности. В детстве Тэйтум был также очень чувствительны к насройке пианино и настаивал, чтобы его часто настраивали. Кроме игры на пианино, Арт проявил невероятные умственные способности — он имел энциклопедическую память.
В 1925-м Татум пошёл в школу Columbus для слепых, где учился музыке и изучал азбуку Брайля. Впоследствии Арт обучался игре на фортепиано с Овертоном Г. Рейни либо в школе Джефферсона, либо школе музыки Толедо. Рейни, также имевший слабое зрение, вероятно, учили Тэйтума в классической традиции, без импровизации, и был обескуражен когда его ученик играл джаз. В 1927 году Тэйтум начал играть на радиостанции Toledo WSPD как «Артур Татум, слепой пианист из Толедо». Вскоре у Арта уже была своя программа. В возрасте 19 лет Тэйтум играл в клубе Bellmens. Слухи о невероятной игре молодого Тэйтума широко распространились и ведущие национальные исполнители, будучи в Толедо, в том числе Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Джо Тернер (Joe Turner) и Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), делали остановку, чтобы заглянуть в клуб и услышать «фортепианное явление».
Арт Тэйтум черпал вдохновение от пианистов Джеймса П. Джонсона (James P. Johnson) и Фэтса Уоллера (Fats Waller), которые были примером фортепианного стиля страйд, и от более «современного» Эрла Хайнса (Earl Hines), на шесть лет старше Тэйтума. Сам Арт упоминал Уоллера, как оказавшего наибольшее влияние, но, по словам пианиста Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и саксофониста Эдди Бэйрфилда (Eddie Barefield), «любимым фортепианным джазовым музыкантом Art Tatum был Earl Hines. Он покупал все записи Эрла и импровизировал под них».
Одним из главных событий в стремительном взлете Тэйтума к успеху было его появление на конкурсе в 1933 году в баре Моргана в Нью-Йорке, с участием Уоллера, Джонсона и Вилли» Лео»Смита (Willie «The Lion» Smith). В конкурсе исполнялись стандарты «Harlem Strut» и «Carolina Shout» Джонсона, «Handful of Keys» Фэтса Уоллера. Тэйтум победил со своими аранжировками «Tea for Two» и «Tiger Rag», исполнение которых считается последним словом в страйдовом фортепиано. Джеймс П. Джонсон, потом вспоминая о дебюте Тэйтума, просто сказал: «Когда Татум сыграл Tea For Two ту ночь я предполагаю, что это был первый раз, когда я услышал, как это действительно надо играть». Дебют Тэйтума был историческим, потому что он переиграл элиту пианистов и возвестил о кончине эры страйда.
Арт Тэйтум работал сначала в Толедо и Кливленде, а потом в Нью-Йорке в клубе Onyx в течение нескольких месяцев. Он записал свои первые четыре сольных концерт на лэйбле Brunswick в марте 1933 г. Арт вернулся в Огайо и играл на американском Среднем Западе — Толедо, Кливленд, Детройт, Сент-Луис и Чикаго — в середине 1930-х годов и играл на радио Флейшман в часовой программе при участии Руди Валле в 1935 году. Тэйтум также играл в Three Deuces в Чикаго и в Лос-Анджелесе играл в Трокадеро, Paramount и клубе Alabam. В 1937 году он вернулся в Нью-Йорк, где выступал в клубах и играл в национальных радиопрограммах. В следующем году Тэйтум выступил перед королевой Марией в Англии, где он гастролировал, играл в течение трех месяцев в клубе Ciro у бэндлидера Амброуза. В конце 1930-х годов он вернулся в США, чтобы играть и записываться в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
В 1941 Арт Тэйтум записал две сессии для Decca Records с певцом Биг Джо Тёрнером (Big Joe Turner), первая из которых включала «Wee Wee Baby Blues», которая достигла национальной популярности. Два года спустя Татум занял первое место джазовой популярности в опросе Esquire Magazine. Тэйтум сформировал трио в 1943 году вместе с гитаристом Тини Граймсом (Tiny Grimes) и басистом Слэмом Стюартом (Slam Stewart), абсолютный слух которого позволял ему следовать за Артом. Тэйтум записывался с трио на протяжении почти двух лет, но оставил формат трио в 1945 году и вернулся к сольной работе на фортепиано. Хотя Арта боготворили многие джазовые музыканты, его популярность исчезла в середине-конце сороковых годов с появлением бибопа — движения, которое Тэйтум не принимал.
В последние два года своей жизни, Тэйтум регулярно играл в Keyboard Lounge Бейкера в Детройте, в том числе своё последнее публичное выступление в апреле 1956 года.
Art Tatum умер 5 ноября 1956 года в медицинском центре в Лос-Анджелесе, Калифорния, от осложнений уремии (в результате почечной недостаточности).
Стиль и техника
Когда Арт начинал свою карьеру, он, естественно, не мог обойти стороной манеру страйд. Он сам признавал: «Фэтс — вот мой учитель. И вряд ли есть лучший образец, чем его игра». Страйд явно наложил отпечаток на его ранние записи. В частности, он прослеживается в четырех сольных пьесах, записанных в 1953 году. Так, как Art Tatum сыграл начало пьесы «Tea for Two» (за исключением быстрой смены тональностей в двенадцатом такте), мог сыграть и Уоллер. Остальная часть пьесы выдержана целиком в самобытной манере Тэйтума. Он уже использует арпеджио и другие пассажи, стремительно перекатывающиеся вверх и вниз по клавиатуре и ставшие потом отличительной чертой его стиля. Встречаются, правда, и угловатые фразы, неожиданно прерываемые на полпути совершенно другой, встречной фигурой. Эти «рваные» фигуры не столь фрагментарны, как у Эрла Хэйнса. Там, где Хэйнс прерывал фразу новой фигурой, а затем, не закончив ее, начинал третью, Тэйтум обычно давал новой фигуре развиться до конца. Это существенно отличает его стиль от стиля Хэйнса, влияния которого Арт не мог избежать в юности.
Пианизм Тэйтума развивался в одном направлении — от страйда к собственному стилю — иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Последнее новшество особенно заинтересовало боперов. Со временем он в своей игре все чаще и чаще внезапно переносил мелодическую линию в другую тональность, иногда лишь на полтона отличавшуюся от начальной. Иногда он менял тональность даже в пределах одного такта.
Смена тональности — это яркий прием. Теоретически он призван подчеркнуть новый музыкальный период. Но частые короткие модуляции Тэйтума служат иной цели. Они усиливают колорит музыки, удивляют, заставляют на какой-то момент вспыхивать ярким блеском фрагмент музыкальной ткани. Кроме того, ему нравилось подменять стандартные аккорды, к которым привыкли исполнители на духовых инструментах, аккордами новыми, непривычными. (Следует отметить, что во многих произведениях аккорды, традиционно используемые музыкантами, могут отличаться от тех, что обозначены в нотах.) Порой он исполнял целую серию аккордов, полностью отличавшихся от первоначальной гармонической структуры композиции, но логически связанных друг с другом и в определенный момент возвращавших его к основной мелодии.
В целом Арт Тэйтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии. Его способность обрамлять мелодию последовательностями нестандартных аккордов без искажения мелодической линии изумляла его коллег. К 1933 году, когда Тэйтум сделал свои первые записи, он был непревзойденным мастером джазовой гармонии.
Но совершенное владение гармонией — это лишь часть его возможностей. Он обладал фантастической техникой, повергавшей всех в изумление. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе, и делал это легко, элегантно, без малейшего напряжения. Среди его первых записей есть пьеса «Tiger Rag», которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Тэйтум практически не допускает отклонений от него. В 1949 году на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту — это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту! И это не было для Тэйтума упражнением в скорости: налицо были представлены все характерные черты его стиля. Просто он играл быстрее других джазовых пианистов.
После очередного выступления в клубе, Арт Тэйтум приходил в нерабочие часы в клубы, чтобы пообщаться с другими музыкантами, играли друг для друга. Биограф Джеймс Лестер отмечает, что Тэйтум любил слушать других пианистов и предпочитал играть последним. Он часто играл часами до рассвета, в ущерб своей семейной жизни. Арт, как говорили, был более спонтанным и творческим в той свободной форме ночных сессий, чем во время запланированных выступлений. Свидетельство тому можно найти в 20th Century Piano Genius, эта запись состоит из 40 мелодий, записанных на частных вечеринках в доме голливудского музыкального руководителя Ray Heindorf в 1950 и 1955 гг.
Арт Тэйтум был глубоко скрытным человеком. Даже самые близкие люди говорили, что мало знают его. Он редко критиковал других, был трудолюбив, уступчив, глубоко предан музыке, его любили и уважали коллеги. Он обладал удивительной работоспособностью: мог с небольшими перерывами играть два дня подряд. Трудно поверить, но даже в 50-х годах он регулярно играл гаммы и упражнения, чтобы поддерживать в рабочем состоянии свою феноменальную технику. Иными словами, для Тэйтума не было различия между музыкой и жизнью — для него они составляли единое целое.
Работа в группе
Арт Тэйтум, как правило, работал и записывался без сопровождения, отчасти потому, что сравнительно немногие музыканты могли идти в ногу с быстрыми темпами его и передовыми гармоническими фразами. Другие музыканты выражали недоумение и поражались, выступая с Артом. Барабанщик Джо Джонс (Jo Jones), который записал в 1956 году три сессии с Тэйтумом и басистом Рэдом Каллендером (Red Callender) рассказывал «я даже не играл на этой сессии [. ] все, что я делал — просто слушал. Я имею в виду, что я могу добавить? [. ] Я чувствовал, что моя проклятая барабанная установка на огне». Кларнетист Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco) сказал, что играть с Тэйтумом был»как погоня за поездом». Сам Арт говорил о себе:»группа мешает мне».
Тэйтум не легко адаптировался или терпел других музыкантов в ансамбле. В начале своей карьеры он был обязан сдерживать себя, когда он работал аккомпаниатором для вокалиста Аделаиды Холл (Adelaide Hall) в 1932-33 гг. Может быть, потому, что Татум считает, что существует ограниченная аудитория для фортепианоного соло, он сформировал трио в 1943 году – меньше музыкального ансамбля просто не существует. Позже он записывался с другими музыкантами, в том числе заметные сессии 1944 года Esquire Jazz All-Stars, которая включала Луи Армстронга, Билли Холидей (Billie Holiday) и других звёзд джаза, на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он также записал памятную групповую сессию для Нормана Granz в середине 1950-х годов.
Репертуар Тэйтума состоял в основном из музыки Great American Songbook — Tin Pan Alley, Broadway и другой популярной музыки 20-х, 30-х и 40-х. Он играл собственные обработки нескольких классических фортепианных пьес, а также, наиболее известный Humoresque no. 7 Дворжака и «Элегия» Массне. Эти интерпретации являются непревзойденными в концепции и изобретательности. Хотя Арт не был известен как композитор, его версии мелодий были настолько оригинальны, чтобы граничили с композициями.
Фортепианный джазовый Mainstream пошёл в другом направлении, чем пионер Тэйтум. Тем не менее, транскрипции Татум популярны и часто практикуются. Но, может быть, потому что его игру было настолько трудно скопировать, только горстка музыкантов — таких как Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Джонни Коста (Johnny Costa), Джонни Гварнери (Johnny Guarnieri), Адам Макович (Adam Makowicz), Лютер G. Уильямс (Luther G. Williams), Стивен Майер (Steven Mayer) и Кристофер Джордан (Christopher Jordan), и, за пределами обычного списка джазовых пианистов, Андре Превин (Andre Previn)- пытались подражать или серьезно оспаривать Тэйтума. Несмотря на то, Бад Пауэлл (Bud Powell) из движения бибоп, с его плодовитым и захватывающий стилем, указывал на влияние Тэйтума.
Великий русский композитор Сергей Рахманинов, говорят, как-то попытался сыграть одну из тэйтумовских пьес, но, не доиграв, отодвинулся от рояля: нет, сказл он, Тэйтум сыграет лучше. О нем с восторгом говорил еще один великий русский — пианист Владимир Горовиц, который ходил на концерты Тэйтума, а уж дождаться от сардоничного и циничного Горовица похвалы было не то что непросто — практически нереально.
Он не просто бил по клавишам невероятно быстро, не теряя мелодической линии. Он обрамлял ее нестандартными, но очень интересными аккордами, да еще и с необыкновенной легкостью. И это при невероятном по тому времени темпе — в 1949-м он сыграл пьесу I Know That You Know в темпе 450 bpm, не упражняясь при этом в скорости.
Арт Тэйтум делал коммерческие записи с 1932 года почти до самой смерти. Хотя возможности для записи были не всегда в большей части его карьеры в связи с его сольными выступлениями, Арт оставил множество записей. Он записывал для Decca (1934-41), Capitol (1949, 1952) и для лэйблов, связанных с Норманом Гранцем (1953-56). Тэйтум продемонстрировал замечательную память, когда записал 68 сольных треков для Нормана Гранца в течение двух дней, и все, кроме трех треков в один дубль. Он также записался с рядом групп, среди прочих, Бен Уэбстер (Ben Webster), Джо Джонс, Бадди ДеФранко, Бенни Картер (Benny Carter), Гарри Свит Эдисон (Harry Sweets Edison), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton).
слепой музыкант
был бы талант
в нотах он жил
их он ловил и отдавал
импровизировал,классно играл.
Источник