Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Е. Гульянц. Анна Даниловна Артоболевская 3 От автора 5 Введение 6 Определение способностей 8 Первые встречи. Начало занятий 9 Знакомство с клавиатурой 10 Гимнастика и постановка рук 11 Донотный период 17 О ноткой грамоте 18 Несколько слов о рнтме 21 Краткие пояснения к пьесам и упражнениям 25
ПЬЕСЫ И УПРАЖНЕНИЯ ВАЛЬС СОБАЧЕК 40 ЖИВЕМ МЫ НА ГОРАХ. Мелодия из музыкальной шкатулки 41 ПРЫГ-СКОК. Мотив из Второй всигсрской рапсодии Ф Листа 42 КАЗАЧОК. Украинский народный танец 43 ГДЕ ТЫ, ЛЕКА? С. Ляховнцкая. Упражнение 44 ДРАЗНИЛКА. С. Ляховнцкая. Упражнение 45 ВОРОБЕИ. А. Руббах 46 КОЛЫБЕЛЬНАЯ и. Филипп 48 НОЧЬ. Армянская народнач песня 49 КУРОЧКА. Н. Любарский 50 ОИ ТИ Д1ВЧИНС. Украинская народная песня. Обработка И. Берковича 51 ДОЖДИК. С. Майкагар. Детская пьеса 53 ПОЛЮШКО-ПОЛЕ. Л. Кииппср 55 БОЛТУНЬЯ. С. Прокофьев. Переложение Я Денисова 57 ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА. Т. Наззрова-Метнср 58 НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА. Ан Александров 59 ТАНЕЦ С ПЕСНЕЙ. А. Пзрусниов 60 ЗИМА. М. Крутицкий 61 ВАЛЬС ПЕТУШКОВ. И. Стрнбогт. Вальс 62 МЕДВЕДЬ. Г. Галыннн 65 ЛИТОВСКИЙ НАИГРЫШ Ю. Челкаускас 66 ЗМЕЙКА. Упражнение из Школы Т. Лешетицкого 67 РЫБАК. Упражнение по Ганону ТАНКИСТ. Упражнение по Ш. Ганону 69 МЕНУЭТ. Л. Моцарт 70 ВАЛЬС. В.-А. Моцарт 72 НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ. Л. Бетховен 73 АДАЖИО. Д. Штсйбельт 75 МАЗУРКА. А. Гречанинов 76 ТАНШ. Л. Эшпай 77 ЭТЮД ИА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ. Н. Гольленберг 79 ХОР «СЛАВЬСЯ!» из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка 81 ЖАВОРОНОК М. Глинка 82 КИСКА. В. Калинников 85 ДЕТСКАЯ ПЬЕСА. Б. Барток 86 СКАКАЛКА. А. Хачатурнн 87 СОНАТИНА. А. Гсдикс 88 БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ. П. Чайковский 89 МАРШ. Д. Шостакович 91 ТОККАТИНА Т. Хренников. Обработка А. Саминова 93 КЛОУНЫ. Я Кабалевский 95 ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА Г. Свиридов 9? МЕНУЭТ Н.-С. Бах 98 ПЕРВАЯ УТРАТА. Р. Шуман 99 СЧИТАЛКА. С. Слонимский 100 ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ. Фрагмент из балета «Конек-Горбунок!. Р. Щедрин 101
HAШA PEKЛAMA: 500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB
Редакция выражает слою благодарность музыковедам Евгении Гульянц, Василию Павлову и педагогу Ларисе Пятаковой за помощь работе над рукописью.
Талантливая пианистки. замечательным музы» кант Анна Даниловна Артоболевская свою жнзнь посвятила педагогике. «Мне еще не было шестнадцати лет. — вспоминает она. — когда я начала преподавать». Имя ее известно не только у нас в стране, где из самых отдаленных мест везут н ведут к ней родители своих ребятишек. Анна Даниловна говорит: «Мечтой моей жизни является проникновение музыки в самые глухие места».) А. Д Артоболевскую знают, высоко чтут ее удивительный педагогический дар н за рубежом. О ней говорят с почтением и любовью, с признательностью и уважением, с удивлением м преклоисннсм. Поражает всех то. как быстро н легко начинают играть у исс малыши, причем не только специально отобранные таланты, но н обычные нашн дети. На сс уроках кажется, что она «колдует», завораживает словом, мягкостью, движением: ничего особенного она не сказала, не сделала, а дети уже увлечены музыкой, дети играют. Ответ на это дает сама Анна Дакнловиа: «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков — это та особая стмхня. а которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это учить музыке». И далее: «Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца». В кнсьме к Артоболевской ее бывший ученик, а ныне известный советский компознтор Сергей Слонимский пишет: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой техники. И почему-то при этом 99 процентов Ваших ребят — редкие виртуозы с блестящей техникой. А как Вы научили меня читать ноты — ей-богу. не помню. Кажется, это было раньше букв. Но это не так, а только кажется, потому что было интереснее букваря..»2. Говоря о редких виртуозах с блестящей техникой. С. Слонимский не преувеличивает. Болес двадцати учеников Анны Даниловны — лауреаты всесоюзных к международных конкурсов и среди них шестикратный лауреат Алексей Наседкин, трехкратные лауреаты Любовь Тимофеева. Алексей Любимов, двухкратные Татьяна Федъкниа.. Евгений Королев н. ка конец, получивший свою вторую н высшую награду лауреат VII Международного конкурса имени П. М. Чайковского Владимир Овчинников. Говорят, что главный секрет успеха в одержимости н безграничной преданности тому лслу, которому человек посвящает себя. По одержимость — это спутник таланта. О таланте пианистки Артоболевской свмспмьствуют многие издающиеся мастера музыкальной культуры. Д. Д. Uio-стаковнч в своем отзыве писал: «Анна Даниловна Артоболевская мне хороню известна как отличный, высококультурный музыкант, как ярко одаренная пианистка, как замечательный вдумчивый педагог». Выдающаяся советская пианистка М. В. Юдина. ее педагог ко Ленинградской консерватории, отмечала: «Анна Даниловна Карпека-Артоболсв-ская. всегда глубоко удовлетворяла как меня, так и музыкальную общественность своим отличным пианистическим уровнем, большой широкой общей музыкальной культурой. и чрезвычайке активным и проникновенным отношением к делу». «Талантливая пканнсткг Лина Дамнловна Артоболевская владеет всеми ресурсами пианистической техники. ». Так характеризуем сс профессор Ленинградской консерватории А В. Оссовскнй. А дирижер Патах Рахлни пишет, что «сше будучи очень молодой., она поражала своей необычайной чуткостью и безошибочным ощущением индивидуальных особенностей ученика. Как педагог — это несомненный и крупный талант». Блистательно начав артистический путь. Артоболевская с увлечением отдается исполнительству. Почти двадцать лет выступает она с сольными концертами. а тлкже в концертах своего мужа, мастера художественного слова, чтеца-декламатора. В. Артоболевского н лишь после его гибели в 1943 году оставляет исполнительскую деятельность и полностью переключается на педагогику. Свой талант исполнительский, артистический, свои музыкальные нознання она отдает детям. С присущей ей увлеченностью Артоболевская ищет н находит свой путь в этом трудном деде. Слово — одне нз главнейших ее оружий. Она поняла его силу, когда впервые услышала Г. Артоболевского. Какими бы огромными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, ио если ом не владеет словом, интонацией не способен фантазировать, чувствовать тех. к кому обращается. — плоды его труда будут минимальны. В А. Сухомлннский говорит: «Слове учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу». Л. Д. Артоболевская искусно владеет словом, артистично ведет урок, умеет увлечь и малыша и взрослого, н это ее умение, пожалуй, одни из самых главных факторов се успеха. Словом она заражает. музыкой разжигает одержимость в своих учениках. И именно любовь к музыке н одержимость сю становятся главными помощниками в ее работе с детьми. «Я шла от музыки к технике, а не наоборот, и это определяет весь мой нуть и сейчас». — говорит Артоболевская. Вот почему сс ученики могут сказать, как сказм это С. Слонимский; «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей нлн сухой тренировкой» к. так же как и он. воскликнуть: «А как Вы научили меня читать ноты — ей-бюгу, не помню». Свою увлеченность музыкой, страсть и одержимость она умеет передать своим детям, н именно это отличает ее детей, настоящих музыкантов. даже если им только пять лет! С учениками своего класса она частый гость на конференциях н концертах во многих городах Советского Союза. Как-то Артоболевская приехала в Кривой Рог со своими учениками, чтобы поделиться опытом с педагогами. И всех поразнлн «не только яркие дарования детей н большое мастерство педагога. Удивительнее всего была какая-то неуемная жадность к музыке. Анна Даниловна перевернула все наши прежние представления о музыкальном воспитании детей». — говорил впоследствии директор Криворожской музыкальной школы Н. Ромасеико. «Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых». Так считает А. Д. Артоболевская, и именно поэтому этот свой труд она адресует не только детям, но и взрослым, тем. кто найдет в себе силы, терпение к желание помочь детям развить свои способности. Уже с первых шагов А. Д. Артоболевская, не ломая сложившихся, проверенных жизнью традиций. вводит в педагогику свое, новаторское, которое основано на постулате, хорошо выраженном Б. Асафьевым: ««Музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». «Создаваемое человеком» — эти слова Б. В. Асафьева имеют непосредственное отношение к искусству А. Д. Артоболевской. Свои уроки она строит, создаст каждый раз по-новому, сообразуясь с характером. способностями, знаниями ученика. И никогда ее урокн не бывают теоретически засушенными, скучными. Это — всякий раз увлекательная игра. Именно поэтому, предлагая вниманию педагогов сборник А. Д. Артоболевской, мы должны оговориться: этот труд ни в коей мере не смог вместить в себя все разнообразие творческого метода Артоболевской: это лишь канва, по которой талантливый педагог сумеет вышить свои узоры. Болыиую роль Артоболевская отводит н творчеству детей. Приступая к изучению новой пьесы. Анна Даниловна стремится разбудить ее образное восприятие у ученика. Для этого она предлагает детям рисовать то, что навевает образ пьесы, нлн сочинять стихи-подтскстовки к музыке пьесы. В пособии даны некоторые из подтекстовок, сочиненных детьми, а также стншки» написанные взрослыми на темы, подсказанные детьми. Педагог не должен заставлять детей заучивать их. С их помощью он может разбудить фантазию детей п может статься, что музыка подскажет ребенку совсем иные по образам н впечатлениям стихи. Главная польза от подтекстовок и рисунков в том. чтобы сочиняли н рисовали их сами дети. Анна Даниловна часто повторяет. «Память детства — самая драгоценная память То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь». Всеми силами Артоболевская стремится, чтоб дети поняли м запомнили: ноты несут в себе-всю тайну музыки и охотно открывают ее. когда нх изучишь! «В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление н умение работать, — справедливо считает Анна Даниловна. — Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков». Этот груд А. Д. Артоболевской получил высокую оценку доктора искусствоведения Я. И. Мильштейна. Его словами нэ рецензии мы и закончим это небольшое вступление: «Рецензируемое пособие для начинающих обучаться игре на фортепиано принадлежит одному из лучших советских музыкантов-педагогов. старейшему преподавателю Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории имени П. И. Чайковского — заслуженному учителю школы РСФСР Анне Даниловне Артоболевской. Практическую значимость пособии трудно переоценить. Вероятно, именно ему предстоит стать в будущем основным нашим руководством для работы с начинающими свой путь в музыке детьми».
От автора «Любите н изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище. совершеннее Вы у»идите жизнь в иных тоиах н красках. ». Помню с какой радостью восприняла я эти слова Д. Д. Шостаковича! Не раз в своей педагогической работе возвращаясь мыслью к ним, я убеждалась что только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познать все силы ее воздействия на человека, все ее тайны. И одновременно. находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам. Я всегда придерживалась взгляда, что начинать заниматься с детьми, точнее говоря. — приобщать их к искусству. — следует с самого ранисго возраста. Многолетний опыт убеждает меня, что бук вально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности (н даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале заметной тяги к музыке). можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» дли вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Вместе с необходимыми для общения словами н фразами, которым ребенок обычно научается к трем-четырем годам, мы учим его любить родкой язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений. ко н слушание шедевров музыкального искусства. их понимание. .Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе: в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят; музыка начинается там, где кончается слово. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки — главнейшая нэ первоначальных задач педагога. Разумеется, чтобы найти нанлучшне пути для достижения полноценных результатов, педагоги, отдающие свою жизнь н силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками. Этой цели н должно послужить настоящее издание. Ни в коей мерс не претендуя ив какие-либо открытия, я хочу лишь показать, какими конкретными путями можно прийти к осуществлению общепринятых в нашей педагогике задач. Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первы год занятий. Он адресован цепо-сродствсннс дстим. красочно иллюстрирован. Пояснительный раздел, являющийся неотъемлемой частью работы, адресован педагогам (или родителям). Здесь, помимо наложения некоторых общих положений, я пишу, чте хочу преподать ученику на материале каждой пьесы н как добиваюсь поставленной цели. Главное отличие этого пособия заключается в том. что оно возникло на сугубо практической почве н является плодом многолетней работы с детьми; все улачн в занятиях с детьми наполовину подсказаны их собственной фантазией н воображением. Пьесы н упражнения, легко доступные детскому наивно-сказочному восприятию, даны в определенной последовательности — с учетом постановки рук,, приобретения начальных пианистических навыков и усвоения нотной грамоты. Тем не менее предлагаемый материал не должен восприниматься безоговорочно: педагог в каждом, конкретном случае может находить другие, более целесообразные для своего ученика пьесы, соответствующие поставленной задаче. Порядок прохождения помещенных в сборнике номеров также в значительной мере определяется ннтунцнс( педагога, его умением выбрать ту нлн иную пьесу в зависимости от возраст? и индивидуальности ребенка. Моя основная задача — сделать интересными н .любимыми занятия музыкой. Этом) должно способствовать все. что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненный самими детьми — самостоятельно или с помощью педагогов). рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ н даже находить нужные движения рук. Ог педагога ь каждый данный момеит работы требуется большое внимание, такт н понимание особенностей ученика. Сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу. Глубоко прав Д. Б. Кабалевский, говоря что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь, к ней — обязательные условия для того, чтобы онь широко раскрыла к подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную н познавательную роль». Этн слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми. А. Артоболевская