- Слушаем «Fratres» Арво Пярта
- Арво пярт fratres ноты
- Arvo Pärt / Арво Пярт
- Записи сообщества Поиск Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена Lamentate & Piano Works (2020) Lithuanian National Symphony Orchestra / Modestas Pitrėnas Onutė Gražinytė — piano Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена К 85-летию Арво Пярта был снят документальный фильм, рассказывающий о дневниках маэстро. (видео по ссылке, язык фильма эстонский, субтитры на английском) Показать полностью. The TV programme, produced in collaboration with the Estonian Public Broadcasting for the composer’s birthday, tells the story of Pärt’s music diaries, which he has kept since his creative crisis in the early 1970s. The permanent exhibition at the Arvo Pärt Centre in Laulasmaa, Estonia, was also produced based on the texts and reflections found among the pages of these diaries. The programme (in Estonian, with English subtitles) includes interviews with the composer’s wife Nora Pärt, the curators of the permanent exhibition at the centre, Kristina Kõrver and Kai Kutman, and the musicologist Toomas Siitan – as well as Arvo Pärt reading from his music diaries. Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена Союз композиторов России Арво Пярта назвали самым исполняемым композитором в мире — на его красивую, рефлексивную, тихую музыку есть запрос у людей. Вот как он ее создает. Это подкаст-практикум. Сначала немножко о том, кто такой Арво Пярт и как он стал известен, а затем сразу разбор и эксперимент: сочиняем музыку в технике, которую изобрёл композитор и по ходу показываем, как она работает. Показать полностью. ЧТО ИМЕННО В ВЫПУСКЕ • кто такой Арво Пярт, когда и где он жил, что на него повлияло так, что он изобрел tintinnabuli. • Какие звуки понадобятся для сочинения в такой технике, что такое устойчивые и неустойчивые звуки, как они сочетаются друг с другом. • Как ритм участвует в технике tintinnabuli и почему в этой музыке то поют, то не поют. • Упражнение: cочиняем в этой технике мелодию со словами и подголосок к ней, и слушаем, что получается. Послушайте и напишите, что думаете — нравится ли вам музыка, написанная в технике tintinnabuli, и стала ли она яснее после практикума. Если есть тема для выпуска, предложите: vk.me/unioncomposers записала и нарисовала Анна Виленская, редактировал Эдуард Карякин, распространил Данил Авдошин  🟣 Дальше подкасты о композиторстве, способностях слушателя и современной музыке, подпишитесь, если не хотите пропустить: vk.cc/aCWgPO Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена С О Л Ь #соборная_солянка Этот выпуск «Соборной солянки» для нас особенный. Во-первых, он юбилейный, десятый (вот это мы наговорили!). Во-вторых, мы снова говорим о нашем любимом композиторе Арво Пярте, завершая нашу трилогию подкастов о тишине (остальные два выпуска — про слушание и общение в музыке Пярта, про путь к себе через абстрактную живопись — можно послушать здесь и здесь). Показать полностью. В этот раз мы (дирижёр Илья, геолог Алексей и филолог Петр) решили разобрать три знаковых произведения Арво Пярта: «Credo» для фортепиано с оркестром, «Deer’s Cry» для хора и «Песнь Силуана» для камерного оркестра. Каждое из этих произведений по сути молитва, и в каждой из них Арво Пярт с помощью музыки рассуждает о важных для всех нас темах: о мире и справедливости, о ритме жизни и памяти, о Боге и человеке. Мы постарались увидеть как Пярт искусно вплетал эти размышления в свою музыку и приглашаем вас сделать это с нами. Приятного прослушивания! Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена Он говорит так же просто, как и пишет. Но в этой простоте скрыта такая глубина, что в нее проваливаешься сразу, становясь невольно причастным к ее тайнам. У него детские глаза — совсем голубые — и застенчивая улыбка. Огромный лоб, спокойные руки. Показать полностью. Общение с ним, даже самое краткое, прочерчивает в тебе что-то очень тихое вначале, но столь ясное и определенное, что становится стыдно за себя, за свою суетность, за жалкие попытки «укрыться в культуру», за пустые постмодернистские игры и желание покрасоваться в фаустах, орфеях или еще в ком-нибудь. А ведь нужно только одно — познать свой чистый исток, найти свою подлинность, свой язык, свое единство. Как он нашел. И вот, решившись, стоишь перед ним, — нищий, жалкий, безнадежно грешный, но совершенно счастливый: «Простите, но у меня почему-то совсем нет к Вам вопросов. » И слышишь: «А у меня почему-то совсем нет ответов!» Он сам и есть — ответ. Ах, какая, брат, тоска — писать очередное «что-нибудь» к очередному композиторскому фестивалю! Авось заметят, оценят, похвалят, полюбят, понесут. И на это уходит вся жизнь, все силы. Не попробовать ли жить иначе? Остановиться, умолкнуть, вслушаться, всмотреться в себя? Постараться, наконец, обрести спокойствие и внутреннюю тишину? Может, тогда произойдет чудо, и твое новое произведение будет уже не просто опусом, а деянием, поступком, личным подвигом. Его «период тишины» начался со взрыва. Мне довелось быть на исполнении «Credo» четыре года назад в Таллинне. Слушая произведение, идея которого состоит в предельной поляризации символов Ветхозаветного закона и Нагорной проповеди, страшно ощущать свою причастность к толпе, громчайшим шепотом скандирующей: «oculum pro oculo, dentem pro dente». Верхушка Союза композиторов в 1968 году прекрасно поняла свою принадлежность к беснующейся черни и поступила согласно правилам закона Ветхого. Последовавшее затем восьмилетнее молчание Арво, композиторское безмолвие было исключительно плодоносным. Во многом это был период очищения, освобождения себя от выработанных композиторских приемов, «привычек авангарда». По его словам, он учился «ходить заново», изучая старинную хоровую полифонию ХІV — XIV вв., григорианский хорал, школу Нотр-Дам, франко-фламандское искусство: Обрехта, Окегема, Жоскена де Пре — все, что было доступно в те годы. Несомненно, это было счастливое погружение. В стройной красоте звучания и совершенной технологии старинной музыки Арво Пярту открылось новое понимание музыкальных законов как отражения основ мироздания. Он ощутил, что в соединении двух или трех нот уже заключается космическая мистерия. Наверное, в этом открытии — исток его обновленного взгляда на вещи. Он понял очевидную, но никем до него не осознанную истину: «Достаточно, чтобы даже одна единственная нота была красиво сыграна. Эта нота или тихий удар — и мгновение тишины после утешают меня». В 1976 году молчание прервалось рождением фортепианной миниатюры «К Алине». Здесь уже было обретено новое стилистическое качество, язык, который А. Пярт использует до сегодняшнего дня. Сам он называет это «Tintinnabuli», что по латыни означает «колокольчики». Техника «Т.» основана на использовании основных первичных элементов музыкального языка: на трезвучии, гамме и на их сочетании в звучаниях, подобных колокольным. А также на сопоставлении звука и тишины как слушания и размышления. В этом глубоко индивидуальном стиле написаны наиболее известные произведения Арво Пярта, такие как «Fratres» («Братия»), «Tabula Rasa» («Чистая доска»), «Arbos» («Древо жизни»), «Cantus in Memory of Benjamin Britten», «Passio», «Miserere», «Summa», «Канон покаянен». Все они являют собой единый смысловой массив и цельное, выраженное в звуковой культуре, миросозерцание, адресующее нас к православной монастырской среде, к простому аскетическому бытию с его смиренным труженичеством и соборным движением братии вокруг «основного тона» — неизменного притяжения к Отцу. С мужественным приятием всех испытаний с любовью и непрестанным молитвенным трудом. С медлительной торжественностью литургического времени и тихим сиянием благодати над всем. И в сердцевине этой жизни — редкая, необычная красота музыки. Здесь нельзя не процитировать дошедшее до нас свидетельство о пении преподобного Романа Сладкопевца — одной из легендарных фигур Восточной церкви, творца византийских песнопений: «Его прекрасный, глубокий голос начинал пропевать слова так небесно чисто и мелодично, что тянуло тотчас, немедленно вместе с затихающим звуком серебряных колоколов умереть, затихнуть в сумерках величественного Дома Господня». По сути, это описание полностью соответствует чувствам, вызываемым музыкой Пярта: чудо прекрасного пения, переживание встречи с этим чудом, желание в нем раствориться и исчезнуть, как капля в потоке. Можно сколько угодно рассуждать о технике «Tintinnabuli», о стиле Пярта, об их истоках и смыслах, но передать словами. Возможна лишь Встреча. Помните, как в «Зеркале» у Тарковского: «Вот я и взлетела!» Или внезапно оживший, зашатавшийся куст в «Сталкере». Или тот ночной пожар под дождевыми струями. Параллели с символикой кинорежиссера возникают не случайно: одно поколение, ранний расцвет, официальное неприятие творчества, периоды вынужденного молчания, поиск веры, обретение собственного языка, изгнание, странничество, строительство Дома, признание на Западе и всеобщая любовь на Родине. Но главное, оба — гениальные личности, создавшие системы, целые острова новой жизни, находя которые, мы получаем надежду на преобразованное бытие. Так хочется этого бытия! Да только этого мало. Помните притчу про монаха из фильма «Жертвоприношение» о том, как монах нес послушание, поливая дерево на горе? Он поднимался на гору каждый день утром, поливал дерево и вечером спускался с горы в монастырь. Так продолжалось три года. А в один прекрасный день сухое, мертвое дерево расцвело. Чудо происходит таинственно и необъяснимо, оно готовится и вызревает в недрах неведомого нам бытия. Но мы можем двигаться ему навстречу, смиренно погружаясь в делание, которое постепенно становится священным. Это и есть начало пути к обновлению мира. Это — путь Арво Пярта, пройденный в молчании навстречу чуду собственного цветения. Одно произведение А. Пярта, написанное сразу после перерыва, называется «Саре было девяносто лет». Он использует библейскую историю о Саре, жене ветхозаветного Авраама, которая чудом родила сына в 90-летнем возрасте, спустя долгие годы бесплодного ожидания. Ее цветение сродни расцвету Пярта после восьми лет композиторского «затвора». И теперь мы радуемся его добрым плодам! Последнее слово — за самим Арво: «Однажды, еще в советское время, я спросил одного монаха: как, будучи композитором, я могу совершенствовать себя? Он сказал, что не знает ответа. Я признался, что пишу молитву и использую тексты псалмов для музыки, и что, возможно, это мне поможет. Тогда он ответил: «Нет, это ошибка. Все молитвы уже написаны. Вы не должны писать еще, все уже готово. Приготовьте теперь себя!» Я верю, что это истина. Мы должны считаться с фактом, что наша музыка может закончиться в один миг. Возможно, придет день, даже для великого художника, когда он больше не захочет или не сможет творить. И, возможно, в этот момент истины мы будем ценить созданное им еще больше — потому что в это мгновение он выйдет за пределы своих работ. » Источник
Слушаем «Fratres» Арво Пярта
Какие произведения должен включать доступный плейлист современной классической музыки? Несомненно, «Fratres» эстонского композитора Арво Пярта (род. 1935).
Я не большой поклонник Пярта, но должен отдать ему должное. Он знает, как представить себя серьёзным композитором, когда пишет вещи, которые в некоторых отношениях очень просты, но в то же время блестяще и эффективно выстроены, с замечательной экономией и смекалкой.
Он начал свою карьеру в 50-х и 60-х, и всегда был немного противоречивым. Советский эксперт Тихон Хренников раскритиковал его за то, что он писал двенадцатитоновую музыку в 60-х годах. Но, как и многие другие композиторы, Пярт впоследствии несколько разочаровался в двенадцатитоновой музыке.
В 70-х годах он исследовал музыку средневековья и эпохи Возрождения. Когда он появился после периода того, что делают композиторы, которых джазовые музыканты называют «дровосеками», его стиль резко изменился.
«Fratres» — это произведение, которое существует во многих аранжировках. Это похоже на некий хит, на который Пярт постоянно делает ремиксы. В списке работ на его сайте можно найти варианты этого произведения «без фиксированного состава инструментов» (1977 год), а также для 4, 8, 12 и более виолончелей, для струнного оркестра и ударных, струнного квартета, духового октета и ударных, духового оркестра, камерного ансамбля и так далее, вплоть до 2008 года.
Моя любимая версия — для струнного квартета. Я не анализировал исчерпывающе все возможные версии «Fratres», потому что всегда есть шанс, что Пярт делает прямо сейчас ещё одну (например, для казу, кахона и укулеле). Но я достаточно хорошо знаком с квартетной версией, и у меня есть копия партитуры. Или, по крайней мере, копия одной из версий партитуры, потому что автор точно хотя бы раз переделывал квартетную версию.
Четыре основных элемента квартетной версии «Fratres» — это непрерывный гул, издаваемый второй скрипкой, партия пиццикато, играемая на виолончели, а также группы смычковых фраз, играемые на первой скрипке, альте и виолончели.
Да, второй скрипач должен всю дорогу играть бурдон. Думаете, это легко? Итак, для начала запускается бурдон, и виолончель в 6/8 дважды проигрывает короткую фразу (мотив) пиццикато. Пярт задумал это как своего рода «ударный эффект», который отделяет разные части пьесы.
Затем первая скрипка, альт и виолончель играют пронзительную короткую фразу (мотив) в 7/4, используя искусственные флажолеты, очень высоко для своих диапазонов и очень, очень тихо. После чего следует слегка расширенная вариация той же фразы в 9/4, за которой следует ещё более расширенная вариация в 11/4.
Затем они повторяют это снова, но немного изменяют фразы. Потом они затихают, и виолончель исполняет в 6/8 своё «бом-бом-бом» дважды. Затем скрипка, альт и виолончель возвращаются, играя другую вариацию исходной фразы на 7/4, затем версию 9/4, затем 11/4, но на этот раз немного ниже и немного громче.
И это, по сути, вся пьеса : варьированные части постепенно становятся ниже и громче, пока не достигнут своего динамического пика в среднем диапазоне. Затем они снова становятся тише и тише и продолжают спускаться, пока не станут очень низкими. Каждый раз есть вариант 7/4, за которым следует 9/4, а затем 11/4, перемежающиеся только гудением второй скрипки и повторением трёх нот на виолончели.
Вот как это делает квартет «Кронос». Можете прибавить громкость: эта музыка начинается и заканчивается «шёпотом». Видео: «Fratres» .
Я думаю, что это «работает» благодаря комбинации трёх вещей.
Строгая, но простая структурная ясность : даже необразованному слушателю ясно, что это произведение имеет некую форму. Даже если слушатель не имеет музыкального образования, чтобы сказать, что это такое. Любой может послушать «Fratres» и почувствовать, что там есть структура и форма.
Эмоциональная доступность . Пярт использует нисходящие фразы, как будто они являются отрывками какого-то более длинного «причитания», о котором нам нужно лишь слегка услышать. В них есть минорное наклонение или «фригийская нотка», что помогает усилить атмосферу скорби. Всё это, плюс безжалостный гул и голос виолончели, звучащей как похоронный колокол, производит очень сильное впечатление. Если к тому времени, когда вы дойдете до 5:54 в записи выше, вы не почувствуете потребности кого-то обнять, значит, с вами что-то не так.
Отсутствие риторики . Неизменный недостаток современной классической музыки (особенно второго или третьего поколения минималистов) — это тенденция найти что-то приятное, а затем воспроизвести его много раз, прежде чем с неохотой перейти к следующей идее.
Но «Fratres» повторяет свои идеи настолько хитро, что вы можете почувствовать его форму, никогда не почувствовав, что Пярт просто несколько раз «вырезал и вставил» что-то в свою партитуру. Это медленное, но непрерывное развитие. Очень маленькими, но слышимыми способами — несколько ясных идей. Вот почему это так восхитительно.
Источник
Арво пярт fratres ноты
Festina Lente
но это для струнного оркестра и арфы ad libitum (хотя на сайте написано для ф-но) чем и соблазнилась 🙂
Festina Lente
но это для струнного оркестра и арфы ad libitum (хотя на сайте написано для ф-но) чем и соблазнилась 🙂
Спасибо. Уже скачиваю:-) :fan:
Festina Lente
но это для струнного оркестра и арфы ad libitum (хотя на сайте написано для ф-но) чем и соблазнилась 🙂
Ссылка http://glissando.narod.ru/biblio/notes/index.html
Большое спасибо за ссылку.А у вас нет ещё каких-нибудь нот Пярта для струнных(желательно скрипки)?
самое гениальное, что я слышал от Арво Пярта для скрипки — «Зеркало в зеркале» (Spiegel im Spiegel) — ноты можно легко достать в читалке консы, ну а дальше вы наверное сами знаете, как действовать)).
Да вообще очень легко выучить эти ноты по записи. Неожиданно очень проникновенно играют Спиваков с Безродным. Диск — «Alina». Видел пока тока в Германии.
Если ищущие имеют отношение к МГК, то могу связать с людьми, у которых эти Гениальные ноты ЕСТЬ!
Форумчане.
Помогите! Ищу ноты любых фортепианных сочинений Пярта, может быть,кто-нибудь знает, где их найти?
несколько фортепианных сочинений Пярта (как именно они назывались — выпало из головы — смотрел года полтора назад в перерывах между музлобной подготовкой) — видел в читалке консы. Как известно, за очень небольшие деньги, человек, не имеющий никакого отношения к МГК, может посетить читалку консы по паспорту и до сессии. Что делать дальше (как получить ноты) можно догадаться или спросить в ЛС :))
Там я видел свою любимую пьесу «fur Alina» (дочке он написал) — шикарная сонорика, я бы даже назвал этот стиль, технику — акустика. Очень здорово бы слушалось в МЗК. Только надо понять алгоритм исполнения — там не так все просто.
Завидую ищущим, имеющим отношения к МГК, которых могут свести с теми, кто имеет эти гениальные ноты (им я завидую еще больше 🙂 )
А что делать остальным.
Неужели опять риторический вопрос. -(
когда будете в Москве, обязательно помогу :о))
Там я видел свою любимую пьесу «fur Alina» (дочке он написал) — шикарная сонорика, я бы даже назвал этот стиль, технику — акустика. Очень здорово бы слушалось в МЗК. Только надо понять алгоритм исполнения — там не так все просто.
Спасибо огромное. Именно эту пьесу я и ищу.
Попрошу знакомых. Как достану ноты, телеграфирую.
просить лучше в читалке так: «Дайте все фортепианное, что есть Пярта» (я не помню точно, но как кажется, «Алина» в сборнике каком-то пяртовских сочинений). Главное в борьбе за Пярта в читалке МГК — это вежливость (никаких «что это такое?»), настойчивость («ужас как надо») и очень красивые глаза:roll: 😥 . Они вообще молодцы все там, но иногда ленятся искать современную музыку.
Попробовала последовать Вашим советам в Питерской консерватории:-(
Ну, если учесть, что читалке у нас ноты вообще не выдают, пришлось обращаться к библиотекарям в отделе выдачи нот. Ни вежливость, ни настойчивость, ни красивые глаза:roll: не спасли меня от самостоятельного рытья в каталогах, в которых ничего нет. Удалось найти партитуры Пяртовских симфоний, кажись 2 и 3. И четырёх лёгких танцев для ф-но ( Vier leichte Tanzstucke fur Klavier — Musik fur Kindertheater) извините за отсутствие умляутов 🙂
Вот, кого заинтересовали эти пьесы — пишите — отсканирую — перешлю.
Карина
Это его последная музыкальная работа 😉 😉
Источник
Arvo Pärt / Арво Пярт
- Записи сообщества
- Поиск
Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена
Lamentate & Piano Works (2020)
Lithuanian National Symphony Orchestra / Modestas Pitrėnas
Onutė Gražinytė — piano
Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена
К 85-летию Арво Пярта был снят документальный фильм, рассказывающий о дневниках маэстро.
(видео по ссылке, язык фильма эстонский, субтитры на английском)
Показать полностью.
The TV programme, produced in collaboration with the Estonian Public Broadcasting for the composer’s birthday, tells the story of Pärt’s music diaries, which he has kept since his creative crisis in the early 1970s. The permanent exhibition at the Arvo Pärt Centre in Laulasmaa, Estonia, was also produced based on the texts and reflections found among the pages of these diaries.
The programme (in Estonian, with English subtitles) includes interviews with the composer’s wife Nora Pärt, the curators of the permanent exhibition at the centre, Kristina Kõrver and Kai Kutman, and the musicologist Toomas Siitan – as well as Arvo Pärt reading from his music diaries.
Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена
Союз композиторов России
Арво Пярта назвали самым исполняемым композитором в мире — на его красивую, рефлексивную, тихую музыку есть запрос у людей. Вот как он ее создает.
Это подкаст-практикум. Сначала немножко о том, кто такой Арво Пярт и как он стал известен, а затем сразу разбор и эксперимент: сочиняем музыку в технике, которую изобрёл композитор и по ходу показываем, как она работает.
Показать полностью.
ЧТО ИМЕННО В ВЫПУСКЕ
• кто такой Арво Пярт, когда и где он жил, что на него повлияло так, что он изобрел tintinnabuli.
• Какие звуки понадобятся для сочинения в такой технике, что такое устойчивые и неустойчивые звуки, как они сочетаются друг с другом.
• Как ритм участвует в технике tintinnabuli и почему в этой музыке то поют, то не поют.
• Упражнение: cочиняем в этой технике мелодию со словами и подголосок к ней, и слушаем, что получается.
Послушайте и напишите, что думаете — нравится ли вам музыка, написанная в технике tintinnabuli, и стала ли она яснее после практикума. Если есть тема для выпуска, предложите: vk.me/unioncomposers
записала и нарисовала Анна Виленская, редактировал Эдуард Карякин, распространил Данил Авдошин

🟣 Дальше подкасты о композиторстве, способностях слушателя и современной музыке, подпишитесь, если не хотите пропустить: vk.cc/aCWgPO
Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена
С О Л Ь
#соборная_солянка
Этот выпуск «Соборной солянки» для нас особенный. Во-первых, он юбилейный, десятый (вот это мы наговорили!). Во-вторых, мы снова говорим о нашем любимом композиторе Арво Пярте, завершая нашу трилогию подкастов о тишине (остальные два выпуска — про слушание и общение в музыке Пярта, про путь к себе через абстрактную живопись — можно послушать здесь и здесь).
Показать полностью.
В этот раз мы (дирижёр Илья, геолог Алексей и филолог Петр) решили разобрать три знаковых произведения Арво Пярта: «Credo» для фортепиано с оркестром, «Deer’s Cry» для хора и «Песнь Силуана» для камерного оркестра. Каждое из этих произведений по сути молитва, и в каждой из них Арво Пярт с помощью музыки рассуждает о важных для всех нас темах: о мире и справедливости, о ритме жизни и памяти, о Боге и человеке. Мы постарались увидеть как Пярт искусно вплетал эти размышления в свою музыку и приглашаем вас сделать это с нами.
Приятного прослушивания!
Arvo Pärt / Арво Пярт запись закреплена
Он говорит так же просто, как и пишет. Но в этой простоте скрыта такая глубина, что в нее проваливаешься сразу, становясь невольно причастным к ее тайнам. У него детские глаза — совсем голубые — и застенчивая улыбка. Огромный лоб, спокойные руки.
Показать полностью. Общение с ним, даже самое краткое, прочерчивает в тебе что-то очень тихое вначале, но столь ясное и определенное, что становится стыдно за себя, за свою суетность, за жалкие попытки «укрыться в культуру», за пустые постмодернистские игры и желание покрасоваться в фаустах, орфеях или еще в ком-нибудь. А ведь нужно только одно — познать свой чистый исток, найти свою подлинность, свой язык, свое единство. Как он нашел.
И вот, решившись, стоишь перед ним, — нищий, жалкий, безнадежно грешный, но совершенно счастливый: «Простите, но у меня почему-то совсем нет к Вам вопросов. »
И слышишь: «А у меня почему-то совсем нет ответов!»
Он сам и есть — ответ.
Ах, какая, брат, тоска — писать очередное «что-нибудь» к очередному композиторскому фестивалю! Авось заметят, оценят, похвалят, полюбят, понесут. И на это уходит вся жизнь, все силы. Не попробовать ли жить иначе? Остановиться, умолкнуть, вслушаться, всмотреться в себя? Постараться, наконец, обрести спокойствие и внутреннюю тишину? Может, тогда произойдет чудо, и твое новое произведение будет уже не просто опусом, а деянием, поступком, личным подвигом.
Его «период тишины» начался со взрыва. Мне довелось быть на исполнении «Credo» четыре года назад в Таллинне. Слушая произведение, идея которого состоит в предельной поляризации символов Ветхозаветного закона и Нагорной проповеди, страшно ощущать свою причастность к толпе, громчайшим шепотом скандирующей: «oculum pro oculo, dentem pro dente». Верхушка Союза композиторов в 1968 году прекрасно поняла свою принадлежность к беснующейся черни и поступила согласно правилам закона Ветхого. Последовавшее затем восьмилетнее молчание Арво, композиторское безмолвие было исключительно плодоносным. Во многом это был период очищения, освобождения себя от выработанных композиторских приемов, «привычек авангарда». По его словам, он учился «ходить заново», изучая старинную хоровую полифонию ХІV — XIV вв., григорианский хорал, школу Нотр-Дам, франко-фламандское искусство: Обрехта, Окегема, Жоскена де Пре — все, что было доступно в те годы.
Несомненно, это было счастливое погружение. В стройной красоте звучания и совершенной технологии старинной музыки Арво Пярту открылось новое понимание музыкальных законов как отражения основ мироздания. Он ощутил, что в соединении двух или трех нот уже заключается космическая мистерия.
Наверное, в этом открытии — исток его обновленного взгляда на вещи.
Он понял очевидную, но никем до него не осознанную истину: «Достаточно, чтобы даже одна единственная нота была красиво сыграна. Эта нота или тихий удар — и мгновение тишины после утешают меня».
В 1976 году молчание прервалось рождением фортепианной миниатюры «К Алине». Здесь уже было обретено новое стилистическое качество, язык, который А. Пярт использует до сегодняшнего дня. Сам он называет это «Tintinnabuli», что по латыни означает «колокольчики». Техника «Т.» основана на использовании основных первичных элементов музыкального языка: на трезвучии, гамме и на их сочетании в звучаниях, подобных колокольным. А также на сопоставлении звука и тишины как слушания и размышления.
В этом глубоко индивидуальном стиле написаны наиболее известные произведения Арво Пярта, такие как «Fratres» («Братия»), «Tabula Rasa» («Чистая доска»), «Arbos» («Древо жизни»), «Cantus in Memory of Benjamin Britten», «Passio», «Miserere», «Summa», «Канон покаянен». Все они являют собой единый смысловой массив и цельное, выраженное в звуковой культуре, миросозерцание, адресующее нас к православной монастырской среде, к простому аскетическому бытию с его смиренным труженичеством и соборным движением братии вокруг «основного тона» — неизменного притяжения к Отцу. С мужественным приятием всех испытаний с любовью и непрестанным молитвенным трудом. С медлительной торжественностью литургического времени и тихим сиянием благодати над всем. И в сердцевине этой жизни — редкая, необычная красота музыки.
Здесь нельзя не процитировать дошедшее до нас свидетельство о пении преподобного Романа Сладкопевца — одной из легендарных фигур Восточной церкви, творца византийских песнопений: «Его прекрасный, глубокий голос начинал пропевать слова так небесно чисто и мелодично, что тянуло тотчас, немедленно вместе с затихающим звуком серебряных колоколов умереть, затихнуть в сумерках величественного Дома Господня».
По сути, это описание полностью соответствует чувствам, вызываемым музыкой Пярта: чудо прекрасного пения, переживание встречи с этим чудом, желание в нем раствориться и исчезнуть, как капля в потоке.
Можно сколько угодно рассуждать о технике «Tintinnabuli», о стиле Пярта, об их истоках и смыслах, но передать словами. Возможна лишь Встреча.
Помните, как в «Зеркале» у Тарковского: «Вот я и взлетела!» Или внезапно оживший, зашатавшийся куст в «Сталкере». Или тот ночной пожар под дождевыми струями.
Параллели с символикой кинорежиссера возникают не случайно: одно поколение, ранний расцвет, официальное неприятие творчества, периоды вынужденного молчания, поиск веры, обретение собственного языка, изгнание, странничество, строительство Дома, признание на Западе и всеобщая любовь на Родине. Но главное, оба — гениальные личности, создавшие системы, целые острова новой жизни, находя которые, мы получаем надежду на преобразованное бытие. Так хочется этого бытия! Да только этого мало.
Помните притчу про монаха из фильма «Жертвоприношение» о том, как монах нес послушание, поливая дерево на горе? Он поднимался на гору каждый день утром, поливал дерево и вечером спускался с горы в монастырь. Так продолжалось три года. А в один прекрасный день сухое, мертвое дерево расцвело.
Чудо происходит таинственно и необъяснимо, оно готовится и вызревает в недрах неведомого нам бытия. Но мы можем двигаться ему навстречу, смиренно погружаясь в делание, которое постепенно становится священным. Это и есть начало пути к обновлению мира. Это — путь Арво Пярта, пройденный в молчании навстречу чуду собственного цветения.
Одно произведение А. Пярта, написанное сразу после перерыва, называется «Саре было девяносто лет». Он использует библейскую историю о Саре, жене ветхозаветного Авраама, которая чудом родила сына в 90-летнем возрасте, спустя долгие годы бесплодного ожидания.
Ее цветение сродни расцвету Пярта после восьми лет композиторского «затвора». И теперь мы радуемся его добрым плодам!
Последнее слово — за самим Арво:
«Однажды, еще в советское время, я спросил одного монаха: как, будучи композитором, я могу совершенствовать себя? Он сказал, что не знает ответа. Я признался, что пишу молитву и использую тексты псалмов для музыки, и что, возможно, это мне поможет. Тогда он ответил: «Нет, это ошибка. Все молитвы уже написаны. Вы не должны писать еще, все уже готово. Приготовьте теперь себя!»
Я верю, что это истина. Мы должны считаться с фактом, что наша музыка может закончиться в один миг. Возможно, придет день, даже для великого художника, когда он больше не захочет или не сможет творить. И, возможно, в этот момент истины мы будем ценить созданное им еще больше — потому что в это мгновение он выйдет за пределы своих работ. »
Источник