Арво пярт плач адама ноты

2011 г. – А. Пярт «Плач Адама»

Опубликовано Окт 15, 2014


Арво Пярт. «Плач Адама»

В 2011 году в жизни коллектива состоялось незабываемое событие – хор был приглашен к участию в концерте цикла Романа Кофмана «Великие имена», где прозвучала музыка Арво Пярта, которому в прошлом году исполнилось 75 лет. Концерт состоялся 25 марта 2011 году в Национальной филармонии Украины. Были исполнены произведения композитора: Симфония N 4 «Лос-Анджелес», «Силуэт» для струнного оркестра и ударных (2009), «Плач Адама» для смешанного хора и оркестра (2010).

«Плач Адама» (2010) был написан по заказу двух культурных столиц Европы, Стамбула и Таллинна. На 38-м Международном музыкальном фестивале в Стамбуле состоялась его премьера. Произведение построено как исповедь скорбной души. В нем господствует сдержанный эмоциональный тон, выразительно сопоставляются реплики мужских и женских голосов, использованы контрасты темных и более светлых красок. Составляющая содержание текста вековечная тоска праотца человечества о потерянном рае выражена в музыке без внешней экспрессии и надрыва, тем с большой силой передано потрясающее все существо грешной души глубокое внутреннее чувство сожаления, раскаянья, скорбных стенаний. (Марина Черкашина-Губаренко).
А вот впечатление от концерта Валентина Сильвестрова: «Прекрасной была атмосфера концерта! Во многом тут сыграло роль удачное исполнение. Но самое удивительно, что эта музыка, скромная, лишенная внешней эффектности, так горячо воспринималась публикой. И дело тут не только в самой музыке, а в том смиренном послании, которое она несет.»

Читайте также:  Табы для гитары аллилуйя шрек

Разговор после концерта
После выступления в Киевской филармонии, где на высочайшем уровне были исполнены три симфонии Арво Пярта, сам маэстро очень эмоционально выразил свои чувства.

Пярт отметил, что оркестр чувствовал каждый жест дирижера Кофмана, как будто они являются одним целым.

Но вообще-то оркестр и дирижер работают совсем недавно. Кофман играл раньше эти вещи Пярта во время своих выступлений в Европе. А исполнение хора (камерный хор «Кредо») было признано абсолютно всеми присутствующими, как потрясающее. «Адамов плач» в его звучании снизошёл на слушателей как истинное откровение. Певцы так хорошо, так тонко прочувствовали вещь, которую исполняли, что сидящим в зале казалось, что на сцене присутствует незримый дух Адама.

Хор этот на самом деле не совсем организованная группа, ведь это не узаконенный коллектив, собираемый хормейстером на паритетных началах. При этом участники работают на разных работах, изредка собираясь на репетиции и выступая на концертах, при чем деньги за это не берут, поют «от души». Арво комментирует: «У нас всегда так, на паритете все происходит с Божьей помощью, но при попытках узаконить человеческое эго начинает довлеть и обязательно находится какой-нибудь предприимчивый администратор, который периодически ищет финансовую выгоду с коллектива».
БОГДАН ПЛИШ: «МУЗЫКА АРВО ПЯРТА – ЭТО ПОПЫТКА ОТОБРАЗИТЬ БОЖЕСТВЕННУЮ ГАРМОНИЮ В ЗВУКАХ»
Сегодня в Киево-Печерской Лавре пройдет концерт всемирно известного эстонского композитора духовной музыки Арво Пярта. Дирижер камерного хора «Кредо» Богдан Плиш рассказал о своих впечатлениях от работы с великим маэстро.

– Два года назад в Киеве проходил авторский концерт Арво Пярта в Национальной филармонии. В частности, хор под моим руководством исполнял «Плач Адама» на текст Силуана Афонского. Это была одна из первых мировых премьер данного произведения.

Он присутствовал на концерте и также посещал наши репетиции. У меня и у артистов хора остались очень глубокие впечатления от общения с композитором. Это человек, который ищет Бога и пытается отобразить этот поиск в музыке.

Когда мы работали над исполнением «Плача Адама», у меня было чувство настоящего таинства звука и слова, когда слова и смысл очень тесно сплетаются, но никогда музыка не довлеет над смыслом слова. Это не самодостаточная музыка. Это музыка, которая вскрывает некие глубинные смыслы в словах, в их последовательности.

Музыка Арво Пярта – это попытка отобразить божественную гармонию в звуках. Будь то симфоническая музыка, камерная или хоровая – это всегда очень содержательно и сконцентрировано, не суетно.

Арво Пярт мне очень нравится как композитор и я был рад тому, что имел возможность принять участие в исполнении его произведений. Надеюсь, что мне еще придется возвращаться к его творчеству.

Понедельник, 17 Июнь 2013 19:25
Журнал Фома в Украине.

Источник

Арво Августович Пярт

(11 сентября 1935 г., Пайде, Эстония — . )

«Fratres» для камерного ансамбля
Сумма (Summa) для струнного оркестра (1991)

Родился в городе Пайде (эст. Paide) 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 1950-х годах Пярт завершил свою первую вокальную композицию, кантату Meie aed («Наш сад») для детского хора и оркестра. С 1957 по 1967 год работал звукорежиссером эстонского общественного радио Eesti Rahvusringhääling. С 1962 писал саундтреки для кинофильмов и мультфильмов.

«Некролог» для оркестра (1960), сочинённый в серийной технике, вызвал общественный скандал, спровоцировавший обвинения Тихоном Хренниковым в «восприимчивости к иностранным влияниям». Однако, девять месяцев спустя Пярт получил первую премию в конкурсе из 1200 произведений, устроенном Всесоюзным обществом композиторов.

Начиная с 1964 года Пярт написал ряд произведений с использованием техники коллажа — Коллаж на тему B-A-C-H (1964), Pro et contra (1966), Симфония № 2 (1966), Credo (1968). В них композитор соединяет две противоречивые идеи: современные авангардные техники и цитаты из Баха. Премьера написанного на литургический текст Credo вызвала большой скандал в политбюро Эстонии. Некоторые работники Эстонской филармонии, допустившие исполнение этого произведения без одобрения Союза Композиторов, были уволены.. В 1970-х гг. принял православное крещение (крещён под именем Арефа).

После «Credo» Пярт приостановил композиторскую работу. В поисках собственного стиля изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, технику средневековой изоритмию и ренессансного фобурдона, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. В 1976 году вернулся к активной творческой деятельности. Благодаря еврейскому происхождению жены в 1980 году Пярт с семьёй эмигрировал из СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным нотным издательством «Universal Edition», в 1981 переехал в Берлин. С 2010 постоянно живёт в Эстонии.

Для голосов и оркестра

  • Наш сад («Meie aed»), кантата для детского хора и оркестра (1959/2003)
  • Credo для фортепиано, хора и оркестра (1968)
  • Песня пилигрима (нем. Wallfahrtslied), для тенора или баритона и струнного оркестра (1984/2000)
  • Te Deum для хора, струнного оркестра и магнитофонной записи (1984-5, ред. 1992)
  • Берлинская месса, для хора и органа или струнного оркестра (1992)
  • Литания для солистов, хора и оркестра (1994)
  • Как лань охотно стремится [к источникам вод] (исп. Como cierva sedienta), для сопрано, хора и оркестра (1998)
  • Песни восхождения (фр. Cantiques des degrés), для хора и оркестра (1999/2002)
  • Цецилия, дева Римская (итал. Cecilia, vergine Romana), для хора и оркестра (1999/2002)
  • In principio, для хора и оркестра (2003)

Для голоса и ансамбля

  • На реках вавилонских (нем. An den Wassern zu Babel), для солистов или хора и органа или ансамбля (1976/1984)
  • Саре было девяносто лет, для трёх солистов, ударных и органа (1977/1990)
  • De profundis (Псалом 129) для хора, ударных и органа (1980)
  • Страсти по Иоанну, для солистов, вокального ансамбля, хора и инструментального ансамбля (1982)
  • Песня прялки (нем. Es sang vor langen Jahren), для альта (голоса), скрипки и альта (инструмента) (1984)
  • Stabat Mater, для трёх солистов и струнного трио (1985)
  • Miserere (Псалом 50), для солиста, хора и ансамбля (1989)
  • Две колыбельные (нем. Zwei Wiegenlieder), для двух женских голосов и фортепиано (2002)
  • Преподобный Агафон (фр. L’Abbé Agathon), для сопрано и четырёх виолончелей (2004; ред. для других составов 2005 и 2008)

Для хора (и органа)

  • Силлабическая месса (лат. Missa syllabica), для хора и органа (1977)
  • Сумма (Credo), для хора (1977)
  • Два славянских псалма (пс. 130 и пс. 96), для хора и солистов a cappella (1984)
  • Магнификат, для хора (1989)
  • Богородице Дево радуйся, для хора (1990)
  • Блаженства (англ. Beatitudes, 1990; 2-я лат. редакция — 2001), для смешанного хора и органа
  • Блаженный Петроний (лат. Beatus Petronius), для смешанного хора и 2 органов (1990)
  • Statuit ei Dominus, для двух смешанных хоров и двух органов (1990)
  • Я есмь истинная виноградная лоза (англ. I am the true vine), для смешанного хора a cappella (1996)
  • После победы (итал. Dopo la vittoria), для хора (1996)
  • Покаянный канон, для хора (1997)
  • Женщина с алавастровым сосудом (англ. The woman with the alabaster box; на Мф 26:6-13), для смешанного хора a cappella (1997)
  • Подношение кесарю (англ. Tribute to Caesar), для смешанного хора a cappella (1997)
  • Триодь (Triodion), для хора (1998)
  • Литлморский тракт (англ. Littlemore Tractus), для смешанного хора и органа (2000)
  • Который был Сыном… (англ. Which Was the Son of…) (2000)
  • Nunc dimittis, для хора (2001)
  • Мир тебе, Иерусалим (англ. Peace upon you, Jerusalem), для женского хора (2002)
  • Salve Regina, для смешанного хора и органа (2001)
  • Da pacem Domine, для смешанного хора и солистов a cappella (2004)
  • Гимн для оксфордского колледжа Св. Иоанна (2005)
  • Адамов плач (2009)

Оркестровые сочинения

  • Некролог, для оркестра op.5 (1960)
  • Симфония № 1 «Полифоническая», op.9 (1963)
  • Perpetuum mobile, для оркестра op.10 (1963)
  • Симфония № 2 (1966)
  • Симфония № 3 (1971)
  • Если бы Бах разводил пчёл (нем. Wenn Bach Bienen gezüchtet hätte), для фортепиано, духового квинтета, струнного оркестра и ударных (1976)
  • Fratres для камерного ансамбля (1976 и позже, написано много версий)
  • Arbos для медных духовых и ударных (1977/1986)
  • Cantus (памяти Бенджамина Бриттена), для струнного оркестра и колокола (1977)
  • Псалом, для струнного оркестра (1985/1995/1997)
  • Festina lente, для струнного оркестра и арфы (1988)
  • Сумма (Summa), для струнного оркестра (1991)
  • Песнь Силуана (англ. Silouans Song) для струнного оркестра (1991)
  • Трисвятое (Trisagion), для струнного оркестра (1992)
  • Вершины и ухабы моего пути (нем. Mein Weg hat Gipfel und Wellentäler), для 14-ти струнных инструментов и ударных (1999)
  • Восток-Запад (англ. Orient and Occident), для струнного оркестра (2000)
  • Памяти Леннарта (Lennartile / Für Lennart), для струнного оркестра (2006)
  • Плащаница (итал. La Sindone), для оркестра и ударных (2006)
  • Симфония № 4 «Лос-Анджелес» (2008)

Для инструментов и оркестра

  • Коллаж на B-A-C-H фр. Collage sur B-A-C-H), для гобоя, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1964)
  • Маленький концерт на B-A-C-H (нем. Concerto piccolo über B-A-C-H), для трубы, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1964)
  • Pro et contra, концерт для виолончели и оркестра (1966, для Мстислава Ростроповича)
  • Tabula rasa, концерт для двух скрипок, струнного оркестра и приготовленного фортепиано (1977)
  • Позвольте… (нем. Darf ich), для скрипки, колокола in Cis (ad lib.) и струнного оркестра (1995/1999)
  • Lamentate. Дань почтения А.Капуру и его скульптуре Марсий, для фортепиано с оркестром (2002)

Инструментальные сочинения

  • 2 сонатины, op.1, для фортепиано (1958/1959)
  • Для Алины (нем. Für Alina), для фортепиано (1976)
  • На выздоровление Аринушки. Вариации (нем. Variationen zur Gesundung von Arinuschka), для фортепиано (1977)
  • Зеркало в зеркале (нем. Spiegel im Spiegel), для скрипки или виолончели и фортепиано (1978)
  • Гимн великому городу (англ. Hymn to a Great City), для двух фортепиано (1984; 2-я ред. 2000)
  • Сумма (Summa) для струнного квартета (1990)
  • Mozart-Adagio, для скрипки, виолончели и фортепиано (1992/1997)
  • Пассакалия, для скрипки и фортепиано (2003)
  • Annum per annum, для органа (1980)
  • Pari intervallo, для органа (1980; обработки для др. составов 1980, 1995, 2008)

Музыка к кинофильмам и мультфильмам

  • Маленький мотороллер (1962)
  • Оператор Кыпс (1964)
  • Последний трубочист (1964)
  • Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
  • Дознание пилота Пиркса (1979)
  • Джерри (Gerry) (2002)
  • Изгнание (2007)

Участие в фильмах

Игровое кино

  • Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975) — тапёр в ресторане (в титрах не указан)

Документальное кино

  • Арво Пярт — И был вечер, и было утро (англ. Arvo Pärt — And Then Came the Evening and the Morning) (1990)
  • Арво Пярт: 24 прелюдии для фуги (англ. Arvo Pärt: 24 Preludes for a Fugue) (2002)
  • Репетируя Пярта (эст. Proovime Pärti) (2012)
  • Играя Пярта (эст. Mängime Pärti) (2013)
  • Арво Пярт — Даже если я всё потеряю (эст. Arvo Pärt — Isegi kui ma kõik kaotan) (2015)


Арво Пярт (2011)

Источник

Хор «Латвия» исполнит в Москве «Плач Адама»

Самое распространенное определение музыки эстонца Арво Пярта — new simplicity, «новая простота». Этот термин был в свое время придуман западными музыковедами и, даже при известной условности подобных клише, относительно Пярта трудно дать определение лучше уже имеющегося. Оркестровые и хоровые опусы композитора имеют в своей основе что-то средневековое — они очень аскетичны, построены на сочетании простейших выразительных средств и полны небесной гармонии; пожалуй, ни у кого из современников застывшая на несколько тактов нота не звучит столь красиво, как у Пярта.

Оратория «Плач Адама» основана на письмах старца Силуана, подвизавшегося в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. На мировоззрение крещеного в православие Пярта сильно повлияло общение с учеником Силуана архимандритом Софронием. Кстати, отвечая в свое время на вопрос о национальной принадлежности, композитор ответил словами Стравинского: «Язык моих молитв — это русский язык».

Впервые «Плач Адама» прозвучал два года назад под сводами церкви Св. Ирины в Стамбуле. Через несколько месяцев на немецкой премьере оратории Пярт сказал: «Имя Адама — собирательное, оно подразумевает как все человечество, так и отдельного индивидуума всех эпох и известных ныне вероисповеданий. Можно сказать, что мы все несем в себе наследие страдающего Адама, предвидевшего человеческую трагедию и лично претерпевшего боль и глубокое отчаяние о потере земного рая».

Одна лишь эта цитата способна навести на мысль — жить в одну эпоху с Арво Пяртом не менее захватывающе, чем быть современником Баха и Серафима Саровского одновременно. А если вспомнить об остальных шедеврах композитора, то перед нами встает образ атланта, держащего на своих плечах своды музыки. Пропустить московскую премьеру его важнейшего произведения последних лет не то чтобы непростительно — просто невозможно.

Источник

Оцените статью