Аскольдова могила ах подруженьки ноты

«Ах, подруженьки, как грустно». Хор девушек из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовскаго

О произведении

Другие издания

  • с онлайн-версией
  • по всем записям

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «»Ах, подруженьки, как грустно». Хор девушек из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовскаго», автора Верстовский А. Ноты были изданы в 1915 году. Содержит с. 16 — 18

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Алексей Верстовский и Надежда Репина

В 1828 г. в доме Бема в Мыльниковом переулке поселился композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). В это же время в нём квартировала «Московского императорского театра воспитанница девица Надежда Васильевна Репина (1809-1867)».

Читайте также:  Gb75jh tbk gb series бас гитара 5 струнная черная cort

Соседство было не случайным. Отец композитора был против романа с актрисой. В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров. Здесь Алексей Верстовский и Надежда Репина прожили около года. Но история имела продолжение.

В Надежде Репиной счастливо сочетались таланты певицы и драматической актрисы. Она обучалась пению у итальянца Бравура, музыке – у скрипача, дирижёра и композитора А.С. Гурьянова. Многому научилась у Верстовского.

Свои роли Надежда Репина учила «на слух». Текст запоминала сразу после прослушивания, вокальные партии – после игры на скрипке или фортепьяно. Талант и упорный труд сделали её «оперной примадонной» и ведущей драматической актрисой.

«Аскольдова могила» – подарок на день рождения

Ко дню рождения в 1835 г. Верстовский сделал Надежде Васильевне подарок – премьеру оперы «Аскольдова могила», в которой написал для неё партию Надежды. «Аскольдова могила» – вершина творчества Верстовского. Появление в 1836 г. оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), отодвинуло в сторону романтические оперы Верстовского. Композитор понимал это. Он писал Одоевскому: «Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства».

Репина же блистала в театре. Её обожала публика, залы были полны. Жизнь Надежды Васильевны Репиной «состояла или в игре на сцене, или в приготовлении к этой игре». Успех имел последствия: изменился её характер, она стала своенравной и капризной. Замуж не спешила. В этой ситуации Верстовский без её ведома, якобы опасаясь осложнений с новым директором театра, выхлопотал ей отставку! О «подарке» он сообщил, когда актриса после очередного триумфа приехала домой. Был обморок.

Шел 1841 г. Репиной всего 32, а исправить уже ничего нельзя, и деваться некуда. Она вышла замуж за своего «благодетеля». В семейной жизни Надежда Репина утешения не нашла: она не любила ездить по гостям, читать книги, вышивать. Театр был её единственной страстью. Верстовский видел свою роковую ошибку.

А была ли ошибка? Может была зависть, месть за шумный успех, обожание многочисленных поклонников, или одного – счастливого? Во всяком случае, когда в 1860 г. Верстовский после 35 лет театральной деятельности вышел в отставку, о нём быстро забыли. Он вынужден был покупать билеты даже на постановки своих произведений. Может были ещё живы люди, знавшие истинную причину отставки любимой актрисы?

Хор девушек – печальный пролог

От невыносимой тоски Надежда Репина «стала употреблять средства, которые, наконец, сделались для неё смертельным ядом и свели в могилу». Прологом к жизни великой актрисы стал Хор девушек из оперы-подарка «Аскольдова могила»:

Ах, подруженьки, как грустно
Круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля!

Нам и песни не веселье:
От тоски мы их поем!

К одним горестям привычные,
Мы скучаем с юных лет!
И зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет!

Нам и песни не веселье:
От тоски мы их поем!

Вот такой неромантический конец у этой истории.

«Хор девушек» – одно из самых красивых мест оперы, часто звучавшее по радио в 1950-1960 гг.:

Аскольдова могила – Хор девушек – слушать ►

Источник

Песни из оперы «Аскольдова могила»

Автор: Загоскин Михаил Николаевич

ПЕСНИ ИЗ ОПЕРЫ А. ВЕРСТОВСКОГО «АСКОЛЬДОВА МОГИЛА» (1833)

Слова М. Загоскина

ГОЙ, ТЫ, ДНЕПР ЛИ МОЙ ШИРОКИЙ…

Гой, ты, Днепр ли мой широкий,
Лейся быстрою волной,
Днепр широкий и глубокий,
Ты кормилец мой родной.
Я забыл свою кручину
На волнах твоих седых,
Горемыку-сиротину
Ты укачивал на них.
Бесприютный, одинокий,
Я живу одним тобой,
Днепр широкий и глубокий,
Ты кормилец мой родной.

В СТАРИНУ ЖИВАЛИ ДЕДЫ… (Ария Неизвестного)

В старину живали деды,
Веселей своих внучат;
Как простую пили воду
Мед и крепкое вино;
Веселились, потешались,
Пировали круглый год!
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

АХ, ПОДРУЖЕНЬКИ, КАК ГРУСТНО…

Ах, подруженьки, как грустно,
Круглый год жить взаперти,
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля.
Нам и песни не веселье,
От тоски мы их поем.
К одним горестям привычные,
Мы скучаем с юных лет.
И зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет!
Нам и песни не веселье,
От тоски мы их поем!

УЖ КАК ВЕЕТ, ВЕЕТ ВЕТЕРОК… (Песня Торопки)

Уж как веет, веет ветерок,
Пробираясь по лесу,
По кусточкам он шумит,
По листочкам шелестит,
По лужочкам перепархивает…
То запашет он прохладой,
То засвищет соловьем,
Он несет к девице весточку
От сердечного дружка;
Он ей шепчет на ухо:
«Тяжко, тяжко было молодцу,
Да товарищ выручил.
Ты не бойся, моя радость,
Не грусти, моя краса,
Не найдут меня злодеи,
Не отыщут мой приют…»

ЗАХОДИЛИ ЧАРОЧКИ ПО СТОЛИКУ.

Заходили чарочки по столику!
Заплясали молодцы по горенке!
Гей, жги, говори,
Договаривай!

Старые деды вприсядку пошли,
А старухи подрумянились!
Гей, жги, говори,
Договаривай!

Источник

Хор девушек из оперы Аскольдова могила — фр. перев

Ах, подруженьки, как грустно
Круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля!
Наши песни не веселье,
От тоски мы их поем,
Наши песни не веселье,
От тоски мы их поем,
От тоски мы их поем,
От тоски мы их поем!

К этим горестям привычные,
Мы скучаем с юных лет.
И зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет!
Наши песни не веселье,
От тоски мы их поем,
Наши песни не веселье,
От тоски мы их поем,
От тоски мы их поем,
От тоски мы их поем!

Французский перевод
[Диакритические знаки здесь не воспроизводятся.]

Cheres amies, nous sommes tristes
De rester celibataires
Et ne voir les champs et pistes
Que des murs du monastere !
Ce que nous chantons n’est pas joyeux,
C’est seulement les chants d’angoisse,
Ce que nous chantons n’est pas joyeux,
C’est seulement les chants d’angoisse,
C’est seulement les chants d’angoisse,
C’est seulement les chants d’angoisse !

Ces douleurs nous sont habituelles,
Nous sommes tristes des l’enfance,
Vouees au chagrin perpetuel,
Ne faisant ni jeux ni danses !
Ce que nous chantons n’est pas joyeux,
C’est seulement les chants d’angoisse,
Ce que nous chantons n’est pas joyeux,
C’est seulement les chants d’angoisse,
C’est seulement les chants d’angoisse,
C’est seulement les chants d’angoisse !

Источник

Аскольдова могила ах подруженьки ноты

Опера русского композитора Верстовского (1835, Москва), в 4 д. Либретто М. Загоскина по одноимённому роману.

Действующие лица:

  • Неизвестный (бас)
  • Торопка Голован, гудочник (тенор)
  • Всеслав, княжеский дружинник (тенор)
  • Алексей, старый рыбак (бас)
  • Надежда, его дочь (сопрано)
  • Вышата, боярин (бас)
  • Фрелаф, варяг (тенор)
  • Стемид, дружинник (тенор)
  • Фенкал, варяжский скальд (тенор)
  • Вахрамеевна, ведьма (без пения)
  • Старуха (сопрано)
  • Любаша, молодая киевлянка, подруга Надежды (сопрано)
  • Часовой (баритон)
  • Киевляне, славянские и варяжские дружины князя Святослава, слуги, рыбаки

Действие происходит в Киевской Руси в конце X века.

История создания

После успеха, которым сопровождалась постановка на московской сцене оперы «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), Верстовский, назначенный в 1828 году инспектором репертуара московских театров, решает взяться за новую оперу, также из древнерусской истории. Его выбор пал на роман М. Загоскина (1789—1852) «Аскольдова могила» (1833). Романтический сюжет был основан на русской летописи. Согласно ей, варяги Аскольд и Дир ушли от Рюрика, княжившего в Новгороде, и остановились в городке Киеве на Днепре. В 869 году Рюрик умер, оставив княжение малолетнему сыну Игорю, опеку которого поручил своему родичу Олегу. Олег через несколько лет выступил в поход на юг и, когда достиг Киева, убил Аскольда и Дира и утвердился в Киеве, объявив его «матерью городов русских». Близ Киева расположен курган, где похоронен Аскольд, потому он и называется Аскольдовой могилой. После Олега киевским князем стал Игорь, а после его гибели — знаменитая княгиня Ольга и ее сын Святослав. К княжению сына Святослава князя Владимира, крестителя Руси относится время действия романа, в котором летопись переплетается с легендой.

Либретто оперы написал сам Загоскин, известный писатель и драматург, автор многих патриотических романов, пользовавшихся широкой популярностью. При этом было усилено народно-жанровое начало, действие по требованию цензуры перенесено со времени княжения Владимира на более раннее — Святослава (Владимир, причисленный к лику святых, не мог упоминаться в спектакле), а трагический финал заменен счастливым.

Премьера «Аскольдовой могилы» состоялась в московском Большом театре 16 (28) сентября 1835 года. «Задолго до того отрывки из этой оперы восхищали общество Москвы! — писал современник. — Наконец эти части в стройном целом предстали суду публики. Она приняла народную оперу с каким-то торжеством. Ее мотивы, ее мелодические песни, ее удалые, разгульные хоры сделались народными и прогремели по всей России. Мы слышали. что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают «Гой ты, Днепр» или «Ах, подруженьки, как грустно», равно как и другие мотивы. » Популярность оперы были неслыханной. «В каком театре, в каком закоулке России не пелась эта опера! Едва ли она не единственная русская опера, знакомая во всех концах огромного русского государства», — писал другой автор. Отрывки из «Аскольдовой могилы» до сих пор с успехом звучат на концертной эстраде.

Сюжет

На днепровском берегу близ Киева в рыбацкой деревушке живет Надежда, любимая Всеслава, принявшая христианство. К рыбакам приходит Неизвестный. Страстный приверженец языческой старины, он славит прошлые времена и пытается настроить жителей деревни против князя Святослава. Неизвестный замышляет заговор. Всеслава, которого он считает потомком Аскольда, он хочет сделать князем и назначает ему свидание у Аскольдовой могилы. Жители деревни собираются, чтобы отпраздновать веселый Усладов день. Девушки затевают игры и хороводы.

В тереме боярина Вышаты пирует княжеская дружина. Вышата зовет всех идти к Аскольдовой могиле. Он знает, что там соберутся христиане, и по хитрому замыслу Неизвестного хочет похитить Надежду для князя Святослава.

На берегу Днепра у Аскольдовой могилы в полночь у потаенной церкви собираются христиане, среди которых и Надежда. В стороне Неизвестный открывает Всеславу, что тот — правнук Аскольда и по праву должен занять княжой стол, захваченный когда-то Олегом. Всеслав честно служит своему князю и не хочет выступать против него. Появляются княжеские дружинники; они по наущению Вышаты похищают Надежду. В разгоревшейся схватке Всеслав убивает одного из них, теперь ему нужно скрываться от гнева князя.

Село Предиславино. В тереме томятся наложницы князя Святослава. Надежда в тоске и печали. Кроме своей участи, ее мучает и неизвестность: что-то стало с Всеславом. Гудочник Торопка, чтобы развлечь девушек, запевает песню, в которой рассказывает о том, что готовится освобождение Надежды. Он ловко отвлекает внимание присутствующих, а в это время Всеслав освобождает девушку. Побег обнаруживается, и Вышата приказывает разыскать беглецов.

В своей избе колдунья Вахрамеевна варит волшебное зелье. Приходит Вышата и просит старуху показать, где скрываются беглецы. Сквозь туманную дымку показывается видение — Надежда и Всеслав на берегу Днепра.

Снова берег Днепра у Аскольдовой могилы. Здесь укрылись влюбленные. Ночь, буря. Неизвестный убеждает Всеслава идти в поход против Святослава: его поддержат все, кому дороги старые обычаи и вера в древних божеств. Всеслав решительно отказывается. Неожиданно появляется посланный князя, который объявляет Всеславу прощение за убийство дружинника и разрешение жениться на христианке. Неизвестный бросается в челнок, чтобы уплыть, но буря усиливается, Неизвестный гибнет в днепровских волнах.

Музыка

«Аскольдова могила», как и все русские оперы доглинкинского периода, построена на разговорных диалогах. Музыкальные номера останавливают действие, характеризуют персонажей, становятся узловыми моментами в драматургии. Музыка «Аскольдовой могилы» отличается свежестью, богатством и выразительностью мелодий, использованием широко распространенных в быту ритмов — мазурки, марша, полонеза, интонаций городской песни. Опера изобилует хоровыми эпизодами, в которых отображены древние обычаи и обряды, звучат хороводные, игровые, трудовые песни. Музыкальные формы, использованные композитором, несложны — это песни куплетного строения, номера романсового характера.

В I акте выделяется приобретшая широкую популярность песня Неизвестного «В старину живали деды». Лучший в опере — III акт. Он открывается нежным, жалобным хором девушек «Ах, подруженьки, как грустно», написанным в ритме полонеза. Торопка представлен тремя номерами — веселой, беззаботной песней «Уж как веет ветерок», широко распетой балладой «Близко города Славянска», удалой и лихой застольной «Заходили чарочки по столику».

Одна из самых популярных русских опер середины 19 века. Выдержала более 400 представлений. Ее мелодии, особенно песни Торопки, вошли в песенники. В этой роли блистал известный певец Бантышев. В роли Неизвестного в Московской частной русской опере выступал Шаляпин. В настоящее время исполняется редко.

Дискография: CD — Consonance. Дир. Никоненко, Неизвестный (Верестников), Торопка (Кузнецов), Всеслав (Мирошниченко), Надежда (Симкина), Алексей (Маркелов), Вышата (Бежко), Фрелаф (Сальников).

Источник

Оцените статью