Аве мария каччини аккордеон

В поисках автора. «Аве Мария» Каччини — Вавилова

Композиция «Ave Maria» часто ошибочно приписывается итальянскому композитору и певцу XVI века Джулио Каччини.

Однако настоящим автором является советский композитор, гитарист и лютнист Владимир Вавилов. «Ave Maria» Ва­ви­ло­ва-Кач­чи­ни впервые была из­да­на фир­мой «Ме­ло­дия» в 1971-м го­ду (пла­стин­ка Лют­не­вая му­зы­ка XVI—XVII вв.):

В ка­че­ст­ве ав­то­ра «Ave Maria» на ней был ука­зан «не­из­ве­ст­ный ав­тор XVI в». Но уже в 1975 го­ду в СССР, на все то­й же фир­ме «Ме­ло­дия» вы­хо­дит пла­стин­ка Ири­ны Бо­га­че­вой (мец­цо-со­пра­но) — «Ста­рин­ные арии», где «Ave Maria» впер­вые зна­чит­ся за ав­тор­ст­вом Джу­лио Кач­чини:

Спу­с­тя поч­ти де­сять лет, в Большом зале Ленинградской филармонии Ири­на Ар­хи­по­ва исполняет «Ave Maria» Кач­чи­ни-Вавилова на «большой сцене». Че­рез два го­да похожий кон­церт в Боль­шом за­ле Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­ри­и с уча­сти­ем Ар­хи­по­вой тран­с­ли­ру­ет­ся цен­т­раль­ным те­ле­ви­де­ни­ем СССР. А в 1988 го­ду концерт вы­хо­дит от­дель­ной пла­стин­кой (Ар­хи­по­ва Ири­на. Ave Maria. Рос­сия Ме­ло­дия АЗГ 1988г.). И ве­з­де ав­тор­ом «Ave Maria» ука­зан Джу­лио Кач­чи­ни.

Про­хо­дит еще де­сять лет и ми­с­ти­фи­ка­ция вы­хо­дит на ме­ж­ду­на­род­ный уро­вень. В 1994 го­ду латвийская оперная пе­ви­ца Инес­са Га­лан­те за­пи­сы­ва­ет в Ри­ге «Ave Maria» Ва­ви­ло­ва-Кач­чи­ни, включив ее в свой дебютный альбом, вы­шедший в Гер­ма­нии в 1995 году:

Это да­ет старт три­ум­фаль­но­му ше­ст­вию «Ave Maria» по все­му ми­ру. Вслед за Га­лан­те «Аве Ма­рию» Кач­чи­ни начинают исполнять все оперные звезды. Од­на­ко по­сте­пен­но начинает всплы­вать авторство Ва­ви­ло­ва. И мно­гие име­ни­тые ис­по­л­ни­те­ли оказываются в не­лов­ком по­ло­же­нии, имея в ре­пер­ту­а­ре «шлягер» с со­м­ни­тель­ным ав­тор­ст­вом. Кто-то на­чинает ука­зы­вать двой­ное авторство, кто-то указывает Вавилова, от­ме­чая, что ра­нее ав­тор­ст­во при­пи­сы­ва­лось Джу­лио Кач­чи­ни.

Но как бы там ни было, ми­с­ти­фи­ка­ция жи­ва до сих пор, и у все той же Инес­сы Га­лан­те в 2008 году вышел диск, где в авторах «Ave Maria» указан Джу­лио Кач­чини:

Ну и в за­вер­ше­ние этого де­тек­тив­но­го рас­сле­до­ва­ния еще не­сколь­ко зна­ко­вых ва­ри­ан­тов ис­пол­не­ния «Ave Maria» Ва­ви­ло­ва-Кач­чи­ни.

Мария Лукьяновна Биешу

Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)

Италь­ян­ская опер­ная пе­ви­ца (ко­ло­ра­тур­ное мец­цо-со­пра­но). По­лу­чи­ла при­зна­ние как ис­по­л­ни­тель­ни­ца про­из­ве­де­ний Мо­цар­та и Рос­си­ни, а так­же про­из­ве­де­ний эпо­хи ба­рок­ко. Из наи­бо­лее из­ве­ст­ных пар­тий: Зо­луш­ка в од­но­имённой опе­ре Рос­си­ни, Ро­зи­на в «Се­виль­ском ци­рюль­ни­ке», Де­с­пи­на в «Так по­сту­па­ют все» Мо­цар­та, Кле­о­па­т­ра в «Юлии Це­за­ре» Ген­де­ля. Пре­мия Грэм­ми (2002), мно­го­крат­ный ла­у­ре­ат пре­мии ЭХО-Клас­сик. Ка­ва­лер ор­де­на «За за­слу­ги пе­ред Италь­ян­ской Ре­с­пуб­ли­кой» (28 мая 2003 го­да) и ка­ва­лер ор­де­на ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры (Фран­ция).

Алики Хрисоху (Aliki Chrysochou)

Мо­ло­дая опер­ная пе­ви­ца (со­пра­но). Ро­ди­лась в го­ро­де Ли­ма­сол (Кипр). На сце­не с 13-ти лет. Выступает с концертами по всему миру. После успешного участия в ТВ шоу «Бри­та­ния ищет та­лан­ты» по­лу­чи­ла ми­ро­вую из­вест­ность. Бы­ла но­ми­ни­ро­ва­на на пре­мию «Жен­щи­на го­да» в ка­те­го­рии ар­ти­сты по вер­сии жур­на­ла Madam Figaro.

Андреа Бочелли (Andrea Bocelli)

Италь­ян­ский пе­вец (те­нор). По­пу­ля­ри­за­тор опер­ной му­зы­ки. Ан­д­реа Бо­чел­ли ро­дил­ся в 1958 го­ду в Лад­жа­ти­ко в про­вин­ции Тос­ка­на. Не­смот­ря на сле­по­ту, он стал черезвычайно популярным певцом, причем как со­вре­мен­ной опе­ры, так и поп-му­зы­ки ( например он спел целый ряд ду­этов с популярными поп–исполнителями: Се­лин Ди­он, Са­рой Брайт­ман, Эро­сом Рамазотти и Эл Джерро. По­след­ний пев­ший с ним в «The Night Of Proms», ска­зал про Бо­чел­ли: «Я имел честь петь с са­мым кра­си­вым го­ло­сом в ми­ре».

Владимир Фёдорович Вавилов

Рус­ский со­вет­ский ком­по­зи­тор, ги­та­рист и лют­нист. Ав­тор этого варианта «Ave Maria». Со­ста­вил ме­то­ди­че­с­кое по­со­бие «На­чаль­ный курс иг­ры на 7-струнной ги­та­ре», которое со­дер­жат ряд музыкальных ми­с­ти­фи­ка­ций.

Источник

Знаменитая Ave Maria Джулио Каччини написана вовсе не Каччини

В прошлой статье я рассказал про истинного автора знаменитой песни «Город золотой», гениального русского композитора Владимира Вавилова. Но если «Город» знаменит только в России, то другая мелодия прогремела на весь мир и многие знаменитые певцы и лучшие оркестры мира почитали за честь исполнить это произведение.

На первой пластинке Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI-XVII веков» можно увидеть произведение «неизвестного автора» — Ave Maria. Существует огромное множество вариантов «Аве Марии», которые были написаны величайшими композиторами Европы. Кто только не создавал разные интерпретации! Шарль Гуно, Дж. Верди, Ф. Лист, А. Дворжак, К. Сен-Санс и многие другие.

Одна из самых известных вариаций принадлежит Шуберту (с ней тоже связана интересная история), но во второй половине 20-го века по миру с триумфом прошла новая версия с пластинки Владимира Вавилова. В СССР не очень разбирались в средневековых композиторах и приняли мистификацию за чистую монету.

После первых изданий пластинки, где «Аве Мария» шла как произведение неизвестного автора, в 1975 году вышла пластинка оперной певицы Ирины Богачевой (меццо-сопрано), где авторство было отдано Джулио Каччини.

Через несколько лет эту песню исполнили Ирина Архипова и Инесса Галанте, после чего Ave Maria Каччини (как думали все поначалу) начала свое триумфальное шествие по миру. Множество великих исполнителей (и мужского, и женского пола) считали своим долгом исполнить эту версию «великого Каччини».

Одна из первых исполнительниц рассказывала, что если у нее случались неудачные концерты, то в конце она пела «Аве Марию» Каччини, которая всегда спасала ситуацию.

Но очень скоро выяснилось, что ничего общего с Джулио Каччини эта мелодия не имеет, а существование свое она начала именно с альбома «Лютневая музыка XVI-XVII веков» Владимира Вавилова. К тому времени уже выяснилось, что он выдавал множество своих мелодий за произведения средневековых композиторов, и очень скоро его авторство стало очевидным для всех.

Однако конъюнктура оказалась сильнее. Когда выяснилось, что автор знаменитой мелодии не великий итальянец Каччини, а неизвестный русский композитор Вавилов, певцы очень по-разному отнеслись к этой информации.

Кто-то честно стал ставить авторство Владимира Вавилова, кто-то указывал двойное авторство Вавилов-Каччини, считая, что под именем Каччини это произведение прославилось, а значит, сразу будет понятно, о какой конкретно версии Ave Maria идет речь. А некоторые по сей день делают вид, что ничего не знают ни о каком Вавилове, и продолжают упорно указывать только несуществующее авторство Джулио Каччини.

Так, латвийская певица Инесса Галанте, включившая это произведение в 1995 году в свой дебютный альбом, выпустила в 2008 году другой альбом, где про Вавилова не было сказано ни слова. Видимо, в Латвии настолько привыкли гнать от себя все русское, что даже правду об авторских правах у них писать не принято, если речь идет о русском композиторе.

Молчу уже об элементарной благодарности великому композитору, произведение которого было использовано на заре карьеры певицы и продолжает использоваться ею по сей день в личных целях. Очень все это некрасиво.

Было и третье произведение, ставшее знаменитым. Не таким, как Ave Maria и «Город золотой», но его любили вставлять во многие телепередачи и кинофильмы, а центральное телевидение использовало эту мелодию в качестве музыкального сопровождения по Эрмитажу. Это произведение «Ричеркар», которое на той самой пластинке шло под авторством Николо Нигрино.

Говорят, что если чье-то произведение может узнать хотя бы один миллион человек, то автор может считать себя успешным, состоявшимся композитором. Только три произведения, о которых я рассказал в этих двух статьях, могут узнать на слух наверное не менее миллиарда человек.

Так что Владимир Вавилов может считаться одним из самых успешных и состоявшихся композиторов в истории музыки. Как жаль, что он умер в Ленинграде 11 марта 1973 года, увидев всего лишь два выпуска своей знаменитой пластинки. Он так и не узнал, что всего через несколько лет его произведения будут исполнять самые известные певцы во всем мире, а миллионы людей будут напевать их, восхищаться и считать лучшими произведениями эпохи.

На самом деле, Владимир Вавилов был не единственным композитором, который выдавал свои мелодии за чужие. В следующей статье расскажу про еще одно известнейшее произведение с поразительно похожей судьбой.

Источник

Средневековая музыка из шестидесятых. Ave Maria Джулио Каччини – одна из самых удачных мистификаций ХХ века

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик.

Малый гений, чистый альтруист Владимир Вавилов. Фото с концертной афиши 1960-х

Попробуем вспомнить самые известные мистификации ХХ века? Коммерческие мистификации в живописи – этого много. А вот чтобы бескорыстные?

Сразу на память ничего не приходит, хотя было их немало. Козьма Прутков, Черубина де Габриак… ну да, конечно, хотя это были шутки. Бывало и раньше. Шалил Проспер Мериме, немного шалил Даниэль Дефо. Да если вдуматься, а «Повести Белкина» – это что такое? Пушкин ведь в авторстве признался не сразу.

Интрига у нас заключается вот в чем. Вероятно, люди старшего поколения помнят пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», которую студия грамзаписи «Мелодия» выпустила в 1970 году и потом ежегодно перевыпускала.

На пластинке были записаны сюита для лютни «Канцона и танец» итальянского композитора Франческо Канова да Милано, сюита для лютни Винченцо Галилеи «Павана и Гальярда», пастурелла Жана Антуана де Байфа, гавот композитора Дени Готье, итальянский танец, английская народная песня и произведение Ave Maria неизвестного автора.

В 1975 году Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает альбом певицы Ирины Богачевой «Старинные арии», где та же Ave Maria была приписана авторству итальянского композитора Джулио Каччини. Вот что вспоминает Ирина Богачева: «Ноты с музыкой Каччини мне принес Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию еще до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи».

Кто такой Владимир Вавилов? Ленинградский малоизвестный гитарист и лютнист, аккомпаниатор, любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни и скончавшийся в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет.

Богачева и после смерти Вавилова на концертах часто исполняла Ave Maria, гастролируя по СССР. В 1994 году латвийская певица Инесса Галанте записала в Риге эту Ave Maria Каччини на диск, а после ее диск Debut был выпущен в Германии. Тогда-то и началось триумфальное шествие Ave Maria. Скоро это произведение стали исполнять на концертах все оперные звезды мира вместе с произведениями Вила Лобоса, Баха и Вивальди.

А дальше начались интересные события. Дело в том, что музыкант и композитор Франческо Канова да Милано служил придворным лютнистом при папах Льве X, Клементе VII и Павле III в Ватикане. Он написал 124 пьесы, которые изданы в 1536–1547 годах. Когда его «Канцона и танец» с пластинки, выпущенной в СССР, стали набирать популярность в Европе, исследователи творчества Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ничего похожего на то, что было записано на пластинке «Лютневая музыка XVI–XVII веков».

Еще больше неясного было с Ave Maria Джулио Каччини. Исследователи его творчества искали нотную запись Ave Maria с пластинки из СССР и не нашли. Не было у Каччини такой мелодии и такого произведения.

Исследователи стали думать. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках. И слова, слова-то где? Не может молитва Богородице состоять из двух слов.

Когда дело дошло до музыковедческого анализа, стало очевидно, что Ave Maria по вполне объективным причинам не могла быть сочинена Каччини. Самым явным свидетельством этому было использование так называемой золотой секвенции – гармонической последовательности, появившейся в европейской музыке спустя почти столетие после смерти композитора. И далее – многие прежде незамеченные подробности указывали на знакомство автора с музыкой последующих эпох. В самой музыкальной ткани произведения при более детальном рассмотрении проявлялись черты эклектичного музыкального языка XX века.

И результат его мистификации. Обложка
альбома «Лютневая музыка».
Студия «Мелодия», 1970

Стали разбираться. Получается, что автором музыкальных произведений на этой пластинке является Владимир Федорович Вавилов. Два произведения на пластинке «Лютневая музыка XVI–XVII веков» действительно были мелодиями XVI–XVII веков – это итальянский танец «Спандольетта» и народная английская песня «Зеленые рукава» (ее использовала Новелла Матвеева для песни «Девушка из харчевни»).

Все остальное написал сам Вавилов. И то, что он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди Милано, Джулио Каччини. Приписывал свои произведения не Генделю и Баху, а малоизвестным композиторам в надежде, что на них никто не обратит внимание. Сработало! Так получилась одна из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки.

Так что же выходит? Выходит, что жил в Ленинграде в середине прошлого века гений. Ну, малый гений. Но все же его мелодию исполняют по всему миру вместе с мелодиями Шуберта, Генделя и Баха. Малый гений жил обычной жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен, ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню.

И при этом втихомолку писал музыку. Ну а дальше? И представить-то страшно, если бы он в 60-х годах объявил, что написал церковную молитву в честь Богородицы и предлагает ее исполнить со сцены. Вот он и аккомпанировал на концертах, исполняя собственную музыку. Малый гений был скромным. А музыку любил. Очень.

Вавилов, как мы упомянули, взял за основу гармонизации Ave Maria столь распространенную начиная с рубежа XVII–XVIII веков гармоническую последовательность, «золотую секвенцию», которая на взгляд из века XX стара как мир. Как будто желая спрятать ее поглубже в ворохе подобных же произведений. Но вышло по-другому. И здесь на память приходит знаменитая ария из бразильской бахианы Вила Лобоса. Кто знает, при других условиях, быть может, и в нашей стране зажглась бы звезда еще одного великого композитора.

Что стоит за столь известной мистификацией? В первую очередь скромность, конечно. Но не только. Думаю, еще и неплохое понимание обстоятельств, в которых малоизвестного выскочку могут или задавить, или просто не слушать. Но, вероятно, главная составляющая, как бы высокопарно это ни звучало, – это беззаветная преданность искусству. Без этого ситуация, когда свой шедевр приписываешь другому человеку, невозможна.

Что-то подобное сделал скрипач и композитор Фриц Крейслер, когда написал цикл из стилизованных под старину музыкальных пьес. Он писал: «Я нашел эти манускрипты в старинном монастыре на юге Франции». С этими мелодиями Крейслер стал концертировать. Часть пьес он приписал малоизвестным композиторам – Ланнеру, Куперену, Пуньяну, часть – себе.

Критики стали восхищаться старинными мастерами и ругать произведения Крейслера. В 1910 году один критик упрекнул Крейслера в том, что он осмелился включить в программу свои «пустя­ковые пьесы» рядом с такими жемчужинами искусства, как вальсы Ланнера «Муки любви» и «Радость любви». Лишь в 1935 году Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние. Но все же он стал знаменит при жизни. Малый гений Вавилов не получил при жизни ничего. Так и представляется, как предстал он перед Господом чистым альтруистом и подвижником.

Так что живут, живут малые гении, люди, отмеченные свыше. Жили во все времена, живут и сейчас. Просто надо приглядеться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Читайте также:  Концерт шостаковича ноты партия
Оцените статью