Авто квакушка для гитары

ИСТОРИЯ ПЕДАЛИ-КВАКУШКИ

Когда рок-музыка была ещё молода, каждая новая звуковая обработка – тем более обработка для такого модного и мужественного инструмента, как электрогитара! – была настоящим откровением. Педаль, получившая в русском языке имя «квакушка» (в английском оригинале Wah-wah, или просто Wah), стала второй после фузза гитарной обработкой в рок-н-ролле, но её влияние на музыку XX века одним роком не ограничивается, простираясь даже до иных зазорных субстилей. И, как и фузз, квакушка берет свое начало в духовой секции джазового биг-бэнда.

Первый в истории фузз Maestro Fuzz-Tone FZ-1 рекламировался его производителем, брендом Gibson, как обработка, «придающая гитаре звучание трубы, тромбона или тубы». В свою очередь, исторически первая серийная квакушка, Vox Clyde McCoy Wah-Wah Pedal (1967), изначально рассчитывалась для работы с духовыми инструментами по микрофонному входу усилителя, а ради её популяризации использовалось имя знаменитого американского трубача Клайда МакКоя (Clyde McCoy, 1903–1990) – вплоть до того, что на первой коммерческой серии педалей имелся портрет Клайда. Правда, на тыльной, напольной пластине обработки.

Эффект квакушки как раз и был открыт Клайдом МакКоем еще в золотой век американского джаза, то есть в 20-е годы: вместо того, чтобы просто играть свои партии с сурдиной или без неё, он начал экспериментировать с этим, казалось бы, не самым обязательным приспособлением. Оказалось, что перемещение сурдины по оси трубы приводило к эффекту, напоминающему плач – как раз “wah-wah”. Никаких электронных фильтров за их неимением – чистая акустика, что можно услышать в прославившей музыканта записи номера “Sugar Blues” (1931). Эффект стал умеренно популярен в рамках как поп-джаза, так и серьёзных его субстилей, вплоть до серийного выпуска специальных сурдин для данного эффекта. Соответственно, первые квакушки не зря несли на корпусах портрет Клайда – они первоначально позиционировались как обработки для солистов-духовиков. Но на дворе стоял уже февраль 1967 года, и не было на Земле музыкального инструмента популярнее электрогитары.

Читайте также:  Лисапед мой лисапед ноты

Чересчур подробно излагаемая во всех возможных источниках история квакушки Vox сводится к следующему: компания Thomas Organ Company в 1965 году заключила соглашение с британской фирмой Jennings Musical Instruments / JMI о производстве усилителей Vox на территории США. Однако американцев уже не устраивали ламповые усилители британского бренда, и они приступили к разработке собственных транзисторных моделей. В ту же сторону дрейфовала и английская инженерная мысль, и во время своего визита за океан ведущий инженер JMI Дик Денни (Dick Denney) предложил комплектовать новый перспективный усилитель переключаемым темброблоком MRB / Mid Range Resonant Boost, представлявший собой резонансный контур с тремя переключаемым конденсаторами различной ёмкости. Это решение позволяло подчёркивать при работе с «бриллиантовым» каналом нового усилителя одну из частот – 500 и 700 Гц и 1 кГц. Но при игре на гитаре и одновременном переключении частот как раз и получался эффект квакушки!

Теперь руководство Thomas Organ Company поручило молодому инженеру Брэду Планкету (Brad Plunkett) перепроектировать данный бустер на основе вращающегося потенциометра. В результате Брэд собрал, строго говоря, параметрический фильтр с динамически смещаемой частотой пика сигнала. Первые испытания в лаборатории компании проводились на саксофоне, но затем творческий консультант компании Дел Кэшер (Del Casher) догадался включить в ещё сырую схему свою гитару. После моментальной доработки был получен тот самый звук засурдиненной трубы Клайда МаКоя. Патент на новую обработку был получен 24 февраля 1967 года, и невзирая на сопротивление руководства Thomas Organ Company, тогда же Дел Кэшер с коллегами записал промо-диск (7″) со своей игрой через квакушку. Диск был разослан американским дистрибьюторам Vox и, как говорится, всё завертелось…

Промо-диск произвёл нужный эффект, и в отличие от первоначально затоварившего склады фузза, квакушка моментально пошла в играющий народ. Что ещё важнее – первым из серьёзных рок-музыкантов, обративших на неё внимание, стал Эрик Клэптон (Eric Clapton), на тот момент игравший в первом в истории пауэр-трио (если угодно – первой в истории супергруппе) Cream. Эрик проявил прыть неимоверную: второй альбом Cream “Disraeli Gears” записывался в мае 1967-го, но квакушка на нём уже задействована, во всяком случае в одном из самых известных номеров с него, “Tales Of Brave Ulysses”. В том же месяце Джими Хендрикс (Jimi Hendrix, 1942–1970) записывает сингл “Burning Of The Midnight Lamp”, с которым музыкант становится прямо-таки глашатаем неслыханного звучания новой обработки, а главной его пьесой, исполненной с широчайшим применением квакушки, станет “Voodoo Child (Slight Return)” (1968).

Читайте также:  Болт настройки грифа акустической гитары

После освоения квакушки такими авторитетами иные большие, либо только собирающиеся стать таковыми, имена рок-н-ролла также стали включать обработку в свой инструментарий. Так, на дебютном безымянном альбоме Black Sabbath с квакушкой работает не только Тони Айомми (Tony Iommi), но и – едва ли не впервые на записи – бас-гитарист Гизер Батлер (Geezer Butler) в пьесе “N.I.B.”. Про аналогичные и куда более поздние подвиги на этой ниве обработки звука покойного басиста Metallica Клиффа Бёртона (Cliff Burton) и так все знают.

Итак, квакушка почти моментально вошла в ещё небогатый набор гитарных обработок у рок-музыкантов, но всемирному успеху эффекта поспособствовала мода первой половины 70-х годов на коммерческие разновидности фанка. Прорыв случился с пьесой американца Айзека Хэйеса (Isaac Hayes), ставшей темой саундтрека к фильму “Shaft” (1971) – после чего фанк уже не мог обходиться без гитары с квакушкой, причём вплоть до того, что подобным образом звучащие гитары каждый желающий может услышать в саундтреке к важнейшим моментам едва ли не любого порнофильма.

В России же популярность квакушки началась не с непопулярного у нас фанка, а, пожалуй, с пьес группы Uriah Heep “Traveller In Time” и “Sweet Lorraine” (1972). Тем не менее, существует редкий, да меткий пример использования квакушки нашим музыкантом именно в фанк-контексте – гитарист группы «Рок-ателье» Сергей Берёзкин играет совершенно каноническую партию в одной из первых пьес группы «Распахни окно» (1980).

Разговор о педали-квакушке будет неполным без упоминания сверхпопулярной модели Dunlop Cry Baby GCB95, выпуск которой был начат прямо под этим именем в 1967 году – бренд Thomas Organ Company ухитрился не запатентовать название собственной педали, посему оно было спокойно украдено. На протяжении 36 лет конструкция и схема этой квакушки оставалась неизменной (за исключением именных моделей), и только в 2003 году в производство пошла модель GCB95F Classic с индуктивностью производства итальянской компании Fasel. Один только этот факт свидетельствует, что классическая, управляемая ногой квакушка ещё долго будет сохраняться в арсенале гитаристов, и конкуренция со стороны даже собственной автоматической разновидности (Auto-Wah) ей вряд ли грозит.

Источник

Авто квакушка для гитары

Педаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали, вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант – auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.

Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание – rhythmic sweep; медленное, искусное движение вокруг частотного центра; и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении. По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.

Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели – Vox и Crybaby и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта раскачивания». В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.

Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электрооптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели switchless. У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.

Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте, как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.

Vox V847 Wah Wah

Traditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для Vox V847, которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры Vox, дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.

Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. Vox лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.

BOSS AW-3 Dynamic Wah

Педаль AW 3 Dynamic Wah способна производить широкий спектр вариантов эффекта “вау”, от простого, автоматического до динамического, интерактивного, а также новый эффект под названием “Humanizer” (имитирует произносимые человеком гласные звуки).

Для управления эффектом в обычном режиме необходимо использовать внешнюю педаль экспрессии, для подключения которой предусмотрен разъем (джек). Эффект может использоваться как с гитарой, так и с бас-гитарой, причем для подключения бас-гитары предназначен дополнительный специальный инструментальный вход.

Morley Bad Horsie 2

С 70-х Morley является альтернативой «мэйнстримовым» Vox и Crybaby. Bad Horsie, разработанная при участии Стива Вая, – это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электрооптический дизайн. Питание – от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.

Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set-and-forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, Bad Horsie может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.

Dunlop CryBaby 95Q

Есть вещи, рецензировать которые очень сложно. В первую очередь это относится к классике. Вот, например, про какой-нибудь типичный Stratocaster можно сказать только то, что он звучит как Stratocaster. Вот точно также сложно говорить о педали wah-wah CryBaby, но я попробую. CryBaby была если не первой, то точно одной их первых «квакушек» (возможно, Vox отстрелялись раньше). Но если старшинство у нее не абсолютное, то по заслуженности она явно на первом месте. CryBaby связана с такими именами как Jimi Hendrix, Eric Clapton, Jimmy Page, Stevie Ray Vauaghn, Joe Satriani, Kirk Hammet, Slash и многие другие. Вообще, можно утверждать, что все известные любители кваков как минимум когда — то играли с этой педалью. Сегодня у Dunlop есть целый модельный ряд с этой торговой маркой, но сейчас мы говорим именно о модели, которую в разговоре часто называют Original CryBaby. Эта модель регулярно переиздается с минимальными модификациями и в ее полном названии появляются индексы с указанием года, но все равно это классическая CryBaby.

Как у многих классических эффектов, интерфейс у CryBaby минималистский – вход и выход, гнездо для адаптера питания и собственно педаль. Возможна работа от батарейки. Для ее установки необходимо отвинтить всю «подошву», что, впрочем, достаточно легко сделать. Правда, съедается батарейка мигом. Включение-выключение эффекта осуществляется при помощи спрятанного выключателя, находящегося под верхним краем педали экспрессии. Педаль можно свободно «закрывать», не боясь выключить эффект, а переключатель срабатывает при резком, сильном нажатии на переднюю кромку. Такой подход имеет то преимущество, что не надо елозить ногой с педали на кнопку и обратно, то есть можно, держа ногу на педали, на лету включать и выключать квак. Недостатком такого решения является то, что, во-первых, войлочная шайбочка, находящаяся с нижней стороны педали над переключателем, со временем «стаптывается», и для того, чтобы включить-выключить квак, приходится топать по кромке педали со всей дури.

Второй недостаток – если вы хотите, чтобы педаль работала как фильтр в открытом или промежуточном положении, то после включения вам придется «отыграть» ее в нужную точку. А на это тратится то самое сэкономленное время, плюс перевод в нужное положение будет сопровождаться ненужным, в общем-то, «уау». О звуке придется сказать – типичный CryBaby. А если серьезно, то эта педаль популярна, на мой взгляд, благодаря тому, что весьма универсальна и приятна на слух. Она одинаково хорошо обработает фанковый ритм на чистом звуке и соло на запредельном перегрузе. Это компенсирует отсутствие каких-либо настроек. Диапазон у нее довольно умеренный, любителям странных звуков его будет явно мало, но это же позволяет держать эффект под контролем и использовать больше нюансов, а также варьировать динамику. В общем, эту педаль можно охарактеризовать как очень хороший заслуженный квак, с известным всем звуком. Рекомендовать его соответственно можно тем, кто этот звук желает получить. Эта педаль – настоящая живая классика, и с ней записано 95% всех классических рок-шедевров, где использовалась «квакушка». В настоящее время эта примочка по прежнему активно используется подавляющим числом гитаристов по всему миру. Звук этой педали настолько узнаваем, что кажется, будто она была всегда. Более того, очень многие люди считают, что слово «КрайБэйби» (CryBaby) – это название звукового эффекта, а не модели примочки. CryBaby – это своеобразная точка отсчета в оценке педалей wah-wah, каждая из которых будет сравниваться с CryBaby, как с некоторой постоянной субстанцией. Пожалуй, если попробовать выделить из всего множества когда-либо продаваемых педалей всех производителей, то наиболее известной и популярной будет несомненно CryBaby (речь идет не только о wah-wah, а обо всех примочках вообще). В принципе, это культовая педаль, ставшая таким же символом рок-музыки, как длинные волосы и косуха.

Апгрейд оригинальной педали CryBaby с дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости – гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.

Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное – на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и «volume», находится на левой боковинке в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.

Другой интересный момент – переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у Morley. А в целом философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинаково хороша для соло и ритма.

Летом ассортимент «квакушек» в минских музыкальных магазинах был представлен практически полностью – все, кто хотел купить топовые модели от Morley или Dunlop могли и выбрать, и сравнить. Пока на витринах – предсезонное затишье, но хиты продаж уже двигаются в сторону белорусской столицы.

Источник

Оцените статью