Автоматическое пианино как работает

Сохранить и прочитать потом —

Название этой статьи может показаться странным – зато само по себе «самоиграющее» фортепиано не выглядит необычной или нелепой идеей. Представьте, что вы выбираете любимое произведение, садитесь за инструмент – и он сам играет его для вас. Даже опытным и уверенным в себе пианистам такая возможность может показаться любопытной.

От пианолы до дисклавира

Музыкальные инструменты, играющие сами по себе, появились больше ста лет назад. Среди них были музыкальные шкатулки, автоматические механические церковные колокола и даже ярмарочные органы. Эти инструменты были исключительно распространены в начале двадцатого века, несмотря на изобретение фонографа, или граммофона. Пианола, или механическое пианино, упоминалась еще в середине 19 столетия и стала крайне популярным типом механических музыкальных устройств.

Еще в 1849 году производители Брэндиш и Хант предложили использовать рулон бумаги для воспроизведения музыки на пианино. Рулон считывался при помощи «подпружиненных пальцев», которые приводили в движение клавиши фортепиано. На выставке 1876 года в Филадельфии были представлены три разных типа устройств, которые в конечном итоге были применены в конструкции механических пианино. Основными из них были пневматический двигатель и клапанный механизм, благодаря которым и стало возможным воспроизведение музыки, закодированной на бумаге.

Первая готовая пианола была изготовлена Эдвином Вотеем в 1895 году, через три года после поступления в компанию Aeolian, которая начала продавать инструмент в разных регионах США. Практичные бизнесмены компании устроили дело так, что ни один другой производитель не имел права на использование бренда Pianola, что укрепило лидерское положение компании на рынке. Однако основой коммерческого успеха стал не только бренд, но и качество продукции. Надежное и безотказное механическое пианино пользовалось значительной популярностью. Одним из самых сильных конкурентов была германская компания Tonkunst (название которой можно перевести как «искусство звука»).

Читайте также:  Подборы аккордов аркадий кобяков

Однако для англоязычного потребителя оно вызывало нежелательные ассоциации с «кабацкими» (honky-tonk) пианино – низкокачественными и нередко расстроенными. Производством механических пианино занимались и более авторитетные компании. В 1914 году Steinway & Sons выпустили собственную версию пианолы с полноразмерной клавиатурой с 88 клавишами, корпусом из красного дерева и впечатляющей ценой – 1250 долларов.

Механизм пианолы работал на основе «всасывающей силы», создаваемой давлением ног пианиста на две больших педали в нижней части инструмента. Тщательно контролируя силу нажатия, опытный исполнитель на пианоле мог выделить отдельную ноту или аккорд, создавая собственную интерпретацию музыки. Сама же музыка воспроизводилась при помощи специальных бумажных рулонов.

Эти рулоны были испещрены тысячами небольших отверстий, выполненных техниками на основе нотной записи произведения. Запись на рулоне не включала указаний на динамические оттенки и небольшие изменения темпа; все эти частности оставались на долю исполнителя. «Воспроизводящее фортепиано», созданное в 1904 году компанией Michael Welte & Sons, было способно более полно воссоздавать «человеческий фактор», включая рубато, динамику и педализацию.

По мере роста популярности механических пианино и пианол доступный репертуар быстро расширялся, следуя за спросом публики. Вначале это были классические произведения, от ноктюрнов Шопена до симфоний Бетховена, и джазовые композиции. Затем и современные композиторы начали интересоваться возможностями «автоматических» пианино. Такие известные авторы, как Мийо, Хиндемит и даже Стравинский, создали произведения, предназначенные специально для механических пианол.

Возможно, самым ярким представителем этого направления стал американский композитор Конлон Нанкэрроу. После переезда в Мехико в 1940 году он почти полностью переключился на создание произведений для пианол. Его творческая жизнь протекала в сознательной изоляции от других. Нанкэрроу был большим поклонником джаза и музыки Стравинского, у которого особенно ценил применение сложных ритмических рисунков.

Произведения для механического пианино отличались усложненными ритмическими структурами, с которыми было бы непросто справиться самым талантливым «живым» пианистам. Это обстоятельство отчасти определило выбор инструмента для Нанкэрроу. Кроме того, скорость многих его композиций также была за пределами человеческих возможностей. По ссылке можно ознакомиться с его опусом № 36.

И сегодня идея механического пианино не забыта. Такие компании, как Edelweiss Pianos, изобретают современные версии пианол. Компания Edelweiss начала свою деятельность с изготовления на заказ фортепиано исключительно высокого качества, однако вскоре обнаружила, что многие ее клиенты вообще не играют на инструментах, используя их как эффектный предмет мебели. Это открытие привело к разработке собственных механических пианино, основанных на знаниях создателя компании в области физики и производства музыкальных инструментов.

Способ воспроизведения звука позволяет воссоздать около тысячи различных нюансов исполнения. Работающее на соленоидах фортепиано восхищает качеством воспроизведения.

Еще одним ведущим производителем механических пианино стала Yamaha. Компания славится своими инструментами профессионального качества, от фортепиано до саксофонов и гитар. В ее каталоге есть и такая категория, как «дисклавир». Это линейка механических фортепиано, в которую входит несколько типов моделей. Все они основываются на акустических роялях и пианино Yamaha с добавлением технологии автоматического воспроизведения. Дисклавир – это не только акустическое фортепиано мирового уровня, но и возможность записи и воспроизведения собственного исполнения. Для этих устройств существует огромная библиотека записей с точной передачей всех деталей исполнения, каких можно ожидать от профессионального пианиста.

Как сказано в рекламном ролике Yamaha, дисклавир способен даже транслировать музыку с интернет-сайтов, обеспечивая практически безграничные возможности, о которых пианолы Aeolian девятнадцатого века не могли и мечтать. Любопытно, каким будет следующий шаг в эволюции механического пианино.

Подготовлено по материалам сайта Cmuse.org, апрель 2019 г.

Об авторе:
Доктор Джастин Уилдридж – композитор и мультиинструменталист, работающий в собственной студии на юго-востоке Англии. Он имеет степень доктора по композиции Ноттингемского университета и более двадцати лет сочиняет музыку в современных стилях.

Источник

МЕХАНИ́ЧЕСКОЕ ФОРТЕПИА́НО

  • В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 171

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МЕХАНИ́ЧЕСКОЕ ФОРТЕПИА́НО, ме­ха­нич. му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент с вмон­ти­ро­ван­ным или при­став­ным уст­рой­ст­вом для вос­про­из­ве­де­ния му­зы­ки в зву­ча­нии фор­те­пиа­но . На ру­бе­же 18–19 вв. рас­про­стра­ни­лись М. ф. с ци­лин­д­ро­вым ме­ха­низ­мом и руч­ным при­во­дом (по об­раз­цу со­вре­мен­но­го им ме­ха­нич. ор­га­на). В сер. 1840-х гг. франц. мас­тер А. Ф. Де­бен изо­брёл но­вую кон­ст­рук­цию М. ф. – гар­мо­ни­кор д: ци­линдр за­ме­нён штиф­то­ван­ной до­щеч­кой – план­ше­том, пе­редви­гав­шим­ся с по­мо­щью ру­ко­ят­ки; над кла­виа­ту­рой за­кре­п­лён 2-й ряд мо­ло­точ­ков, с по­мо­щью стерж­ней на­жи­мав­ших на кла­ви­ши. В 1852 франц. мас­тер М. де Кор­тёй за­ме­нил план­шет пер­фо­лен­той, а в 1861 Ж. А. Тест соз­дал ин­ст­ру­мент кар­то­ни­у м, в ко­то­ром пер­фо­кар­та со­еди­не­на с пнев­ма­тич. ме­ха­низ­мом. Соб­ст­вен­но М. ф. пнев­ма­тич. ти­па скон­ст­руи­ро­ва­но в 1863 франц. мас­те­ром А. Фур­но, за­тем в эту сис­те­му вне­сён ряд тех­нич. усо­вер­шен­ст­во­ва­ний (че­рез от­вер­стия пер­фо­лен­ты на­гне­тал­ся или втя­ги­вал­ся воз­дух, при­во­див­ший в дви­же­ние мо­ло­точ­ки, свя­зан­ные с кла­ви­ша­ми или не­по­сред­ст­вен­но со стру­на­ми). Пер­во­на­чаль­но этот ме­ха­низм по­ме­щал­ся в при­став­ное уст­рой­ст­во, позд­нее его ста­ли мон­ти­ро­вать в кор­пус фор­те­пиа­но; та­кой ин­ст­ру­мент на­зы­вал­ся пиа­но­ла (фо­но­ла, ав­то­пиа­но). С нач. 20 в. вме­сто пе­да­лей ста­ли при­ме­нять элек­тро­при­вод. В 1-й четв. 20 в. вы­пу­ще­но ок. 200 мо­де­лей М. ф. это­го ти­па. Дос­то­ин­ст­ва та­ко­го ин­ст­ру­мен­та: на­стоя­щее фор­те­пи­ан­ное зву­ча­ние, боль­шой диа­па­зон (св. 7 ок­тав), бла­го­да­ря лёг­ко­сти сме­ны бу­маж­ных ро­ли­ков с за­пи­ся­ми – не­ог­ра­ни­чен­ность ре­пер­туа­ра. По­доб­ные ин­ст­ру­мен­ты ис­поль­зо­ва­лись гл. обр. для раз­вле­че­ния.

    Источник

    Механическое пианино (пианола)

    Задолго до появления механического пианино люди заслушивались музыкой, которую воспроизводила шарманка. Человек с ящиком ходил по улице, крутил рукоятку и вокруг собиралась толпа. Пройдут века, и принцип работы шарманки станет основой для создания механизма нового устройства, которое назовут пианола.

    Устройство и принцип работы

    Пианола – это музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку по принципу фортепиано воздействием ударов молоточками на клавиши. Главное отличие пианолы от пианино и рояля в том, что для игры не нужно присутствие профессионального музыканта. Звучание воспроизводится автоматически.

    Внутри приставки или встроенного устройства находится валик, на поверхности которого нанесены выступы. Их расположение соответствует последовательности нот исполняемого произведения. Валик приводится в действие при помощи рукоятки, выступы последовательно воздействуют на молоточки, и получается мелодия.

    Другой вариант устройства, появившийся позднее, работал по такому же принципу, но партитура была закодирована на ленте бумаги. Через отверстия перфоленты нагнетался воздух, он воздействовал на молоточки, те в свою очередь на клавиши и струны.

    История происхождения

    Во второй половине XIX века мастер начали эксперименты с устройствами для пианолы, основанные на действии механического органа. Раньше пианолы появился гармоникорд, в котором стержни на штифтованной дощечке воздействовали на клавиши. Позднее французский изобретатель Ж.А. Тест представил миру картониум, где дощечка со стержнями была заменена перфокартой с пневматическим механизмом.

    Изобретателем механического фортепиано считается Э. Вотей. Его pianola 1895 года выпуска работала за счет давления, создаваемого воздействием пианиста на педали внизу инструмента. Музыка воспроизводилась при помощи перфорированных бумажных рулонов. Отверстия в бумаге обозначали только ноты, не было динамических оттенков, темпа. Разница между пианолой и пианино тогда состояла в том, что первый не требовал присутствия музыканта, знающего особенности нотного стана.

    Первые устройства имели небольшой диапазон, крупные габариты. Их приставляли к фортепиано, а вокруг усаживались слушатели. В начале XX века научили вставлять конструкцию в корпус пианино и применять электрический привод. Размеры устройства стали меньше.

    Новым инструментом заинтересовались знаменитые композиторы. Они адаптировали свои произведения под пианолу, кодируя партитуры на рулонах бумаги. Среди самых известных авторов С. Рахманинов, И. Стравинский.

    В 30-е годы популярными стали граммофоны. Они стали использоваться чаще и быстро вытеснили механическое пианино. Во время изобретения первых компьютеров интерес к нему возобновился. Появилось всем известное сегодня цифровое пианино, отличие которого в электронной обработке партитур и записи закодированных звуков на электронный носитель.

    Использование пианолы

    Расцвет механического инструмента пришелся на начало прошлого века. Слушателям хотелось выбрать больше произведений, и спрос родил предложение. Репертуар расширялся, стали доступны ноктюрны Шопена, симфонии Бетховена и даже джазовые композиции. Специально для пианолы «писали» произведения Мийо, Стравинский, Хиндемит.

    Инструменту стали доступны скорость и исполнение сложнейших ритмических рисунков, что сложно было выполнить «живым» исполнителям. В пользу механического пианино сделал свой выбор Конлон Нанкарроу, написавший «Этюды для механического пианино».

    Различие пианолы и пианино тогда могло бы полностью отодвинуть «живую» музыку на второй план. От пианолы фортепиано отличалось не только тем, что требовало присутствия грамотного музыканта. Некоторые произведения по сложности требовали долгого разучивания, технического мастерства исполнителя. Но с приходом граммофонов, радиол и магнитофонов об этом инструменте совсем забыли, он перестал использоваться, и увидеть его теперь можно только в музеях и в коллекциях антикваров.

    Источник

    Что такое цифровое пианино и как оно устроено?

    Хотите знать что такое цифровое фортепиано? Понять принцип работы механизма цифрового пианино и как производители сумели воспроизвести в электронике почти идентичное натуральное звучание классического инструмента? Эта статья для Вас!

    Цифровое фортепиано – современное решение для музыкантов. В первую очередь, хотелось бы выделить основные особенности и преимущества электронного варианта пианино:

    • Цифровое фортепиано представляет собой гораздо нечто большее, чем просто фортепиано , работающее от сети. Сегодня электро-пианино это серьёзный по возможностям инструмент, который поможет в изучении композиций и создании собственных. Об основных возможностях и функциях мы расскажем чуть ниже.
    • Ключевой вопрос — это конечно же звучание . Существует мнение, что только акустическое фортепиано способно выработать навыки профессионального пианиста. Так ли это? Спустя более 20 лет, с момента выпуска первого цифрового инструмента, ведущие производители смогли достичь реалистичного натурального звучания фортепиано, максимально приблизив его к классическому акустическому фортепиано. Это значит, что звучание цифрового аналога почти не отличается от акустики. Более подробно о механизме работы Вы сможете узнать ниже.
    • Электронное пианино не требует постоянной настройки , в отличие от акустического варианта. Оно всегда готово к использованию в любое время лишь бы было электричество.
    • В добавок, электрическое пианино отличается своими размерами: электро-пианино в разы легче и сам корпус более компактен , в сравнении с акустическим вариантом. А это значит, если Вы привыкли часто передвигаться с места на место, устраивать концерты, хотите перевозить инструмент с дома на дачу или просто хотите максимально сэкономить пространство в комнате, цифровое фортепиано просто незаменимый вариант.
    • Цифровое фортепиано легко подойдёт под любой интерьер , благодаря большому выбору цветового исполнения, начиная от чёрного, заканчивая ярким красным цветом. Но конечно же классическим исполнением является: коричневый, чёрный и белый варианты.

    СЭМПЛИРОВАНИЕ

    21 век всё больше и больше компьютеризируется. Музыкальные инструменты не исключение. Но как же удаётся максимально точно воспроизводить звучание акустических инструментов? На самом деле вы и слышите звучание акустического инструмента, но в записи. В очень качественной профессиональной записи.

    Процесс записи звучания называется сэмплированием, от слова сэмпл — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Именно от качества этих сэмплов по большому счёту и зависит насколько чистое звучание вы получите.

    За основу берутся премиальные, лучшие из лучших роялей и акустических инструментов. С помощью специальной аппаратуры записывается звучание каждой клавиши, каждой ноты и даже с разных положений от инструмента, чтобы воссоздать эффекты, например, концертного зала, клуба и т.д.

    Сэмплируются так же и звучания с разной силой нажатия на клавишу, создаются сэмплы при нажатой педали сустейн, сэмплируются резонанс струн и отпускание клавиш, записываются звучания с закрытой и открытой крышкой фортепиано. Всё до мелочей. Всё с чем придётся сталкиваться при игре самых сложных и насыщенных композиций.

    Как понять качественные ли сэмплы? Только услышав и прочувствовав самостоятельно. Сказав, что у одного производителя сэмплы натуральнее, чем у другого – субъективное мнение. Качество сэмплирования звучания у ведущих производителей почти одинаковое (CASIO, YAMAHA, KAWAI), можно ориентироваться именно по признаку бренда. О том, сэмплы каких концертных роялей используют производители цифровых пианино, можно найти в одной из публикаций на нашем Дзен канале.

    ПРОЦЕССОР И СЕНСОРЫ

    Получив звучание инструментов осталось запрограммировать, чтобы именно этот сэмпл звучал при нажатии именно на эту клавишу, именно с этой силой нажатия и именно при выборе, например, эффекта концертного зала. В каждом цифровом пианино установлены так называемые сенсоры. Чаще всего встречаются три сенсора. Почему именно три узнайте в одной из публикаций на нашем Дзен канале.

    При нажатии на клавишу, происходит касание сенсоров и передача информации. Чем сильнее нажали, тем громче звук на выходе. Чем быстрее отпустили клавишу, тем короче будет воспроизведение сэмпла. Чуть ли не ежегодно производители создают всё более новые, более современные процессоры и обновляют свою линейку цифровых фортепиано.

    ДИНАМИКИ

    Конечно же, чтобы вы услышали звучание на выходе, устанавливаются динамики. От качества, размера, мощности и даже положения динамиков также зависит качество звучания. Производитель может сколько угодно работать над сэмплированием и созданием самого интеллектуального музыкального процессора, но про динамики тоже не должен забывать, так как это последний этап звукоизвлечения. Именно от них зависит, услышите ли Вы ту кропотливую работу производителя ЭМИ.

    Но обычно мы можем оценить динамики только по их суммарной мощности. Чем больше показатель в Вт, тем лучше . Правило конечно же действует, но опять-таки есть смысл прибегнуть к помощи собственных ушей. Или просто довериться известным производителям. Динамики уж точно не самая затратная часть всего инструмента.

    Если вы заинтересованы в покупке цифрового пианино, то рекомендуем обязательно ознакомиться с нашей специальной статьей о том, на что обращать внимание при выборе цифрового фортепиано на нашем Дзен канале. После прочтения у вас не останется никаких вопросов и вы сможете подобрать для себя оптимальный инструмент.

    За покупкой цифрового фортепиано рекомендуем обращаться в Интернет-магазин Sollami.ru. Сейчас здесь действует уникальная акция, позволяющая сэкономить 10 000 рублей при покупке инструмента!

    Благодаря этой акции, Вы можете оплатить аксессуары бонусными баллами магазина, которые начисляются Вам за покупку любого цифрового пианино. Это отличная возможность сэкономить до 10 000 рублей!

    Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, поставьте палец вверх, он где-то рядом: моб ↓ ; ПК →

    Источник

    Оцените статью