Автора лунной сонаты для фортепиано
Л. Бетховен «Лунная соната»
Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена , ведь это одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. А если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части.
Историю создания «Лунной сонаты» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Если по поводу другого популярнейшего произведения Бетховена багатели «К Элизе» возникают сложности, при попытке узнать кому же именно было оно посвящено, то тут все предельно просто. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, написанная в 1800-1801 годах, была посвящена Джульетте Гвиччарди. Маэстро был влюблен в нее и мечтал о женитьбе.
Стоит отметить, что в этот период композитор стал все чаще ощущать ухудшение слуха, но был все также популярен в Вене и продолжал давать уроки в аристократических кругах. Впервые об этой девушке, своей ученице, «которая любит меня и любима мной» он написал в ноябре 1801 года Францу Вегелеру. 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди и Бетховен познакомились в конце 1800 года. Бетховен учил ее музыкальному искусству, причем даже не брал денег за это. В благодарность девушка расшивала ему рубашки. Казалось, что счастье ждет их, ведь чувства у них взаимны. Однако планам Бетховена не суждено было сбыться: юная графиня предпочла ему более знатного человека, композитора Венцеля Галленберга.
Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы – все это навалилось на несчастного Бетховена. И соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась гневом и яростью.
Известно, что именно в 1802 году композитор написал то самое «Гейлигенштадтское завещание». В этом документе слились воедино и отчаявшиеся мысли о надвигающейся глухоте и о неразделенной, обманутой любви.
Удивительно, но название «Лунная» прочно закрепилось за сонатой благодаря берлинскому поэту, сравнившем первую часть произведения с прекрасным пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия. А. Рубинштейн отмечал, что первая часть сонаты глубоко трагична и в ней скорее всего показано небо с густыми облаками, но никак не лунный свет, который по идее должен выражать мечты и нежность. Лишь вторую часть произведения можно с натяжкой назвать лунным сиянием. Критик Александр Майкапар высказался, что в сонате нет того самого «лунного свечения», о котором высказался Рельштаб. Более того, он согласился с высказыванием Гектора Берлиоза о том, что первая часть больше всего напоминает «солнечный день» нежели ночь. Несмотря на протесты критиков, именно это наименование и закрепилось за произведением.
Сам композитор дал своему сочинению название «соната в духе фантазии». Связано это с тем, что привычная для этого произведения форма была нарушена и части изменили свою последовательность. Вместо обычных «быстро-медленно-быстро», развивается соната от медленной части к более подвижной.
Интересные факты
- Известно, что всего лишь два названия сонат Бетховена принадлежат самому композитору – это « Патетическая» и «Прощальная».
- Сам автор отмечал, что первая часть «Лунной» требует от музыканта деликатнейшего исполнения.
- Вторую часть сонаты принято сравнивать с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира.
- Все три части сонаты объединяет тончайшая мотивная работа: второй мотив главной темы из первой части звучит в первой теме второй части. Помимо этого, многие выразительнейшие элементы из первой части нашли отражение и развитие именно в третьей.
- Любопытно, что существует много вариантов сюжетного толкования сонаты. Наибольшую популярность получил именно образ Рельштаба.
- Кроме того, одна американская ювелирная компания выпустила потрясающее колье из натурального жемчуга, названное «Лунной сонатой». А как вам кофе с таким поэтическим названием? Его предлагает своим посетителям известная зарубежная фирма. Ну и наконец, даже животным иногда дают таким клички. Так, жеребец, выведенный в Америке получил такое необычное и красивое прозвище, как «Лунная соната».
- Некоторые исследователи его творчества, считают, что в этом произведении Бетховен предвосхитил позднее творчество композиторов романтиков и называют сонату первым ноктюрном.
- Известный композитор Ференц Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком среди пропасти». Действительно, некоторым слушателям кажется, что вступление очень похоже на едва раскрывшийся бутон, а уже вторая часть – это само цветение.
- Название «Лунная соната» было настолько популярным, что порой его применяли к совершенно далеким от музыки вещам. Например, это привычное и знакомое каждому музыканту словосочетание было кодовым соловом для авиационного налета в 1945 году, совершенного на Ковентри (Англия) немецкими захватчиками.
- Ноты «Лунной сонаты»
Содержание
В «Лунной» сонате все особенности композиции и драматургии зависят от поэтического замысла. В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности. Именно в финале возникает тот самый открытый конфликт, собственно, для его показа и понадобилось переставлять части местами, чтобы усилить эффект и драматичность.
Первая часть – лирическая, она полностью сосредоточена на чувствах и мыслях композитора. Исследователи отмечают, что манера, с которой Бетховен раскрывает этот трагический образ, сближает эту часть сонаты с хоральными прелюдиями Баха. Вслушайтесь в первую часть, какой образ хотел донести до публики Бетховен? Конечно же лирика, но она не светлая, а слегка подернута скорбью. Может быть это размышления композитора о своих несбывшихся чувствах? Слушатели словно на мгновение погружаются в мир мечты другого человека.
Изложена первая часть в прелюдийно-импровизационной манере. Примечательно, что во всей этой части господствует лишь один образ, но такой сильный и лаконичный, который не требует никаких пояснений, лишь сосредоточенности на себе. Главную мелодию можно назвать остро-выразительной. Может показаться, что она достаточно простая, но это не так. Мелодия сложна по интонационному складу. Примечательно, что этот вариант первой части очень отличается от всех других его первых частей, так как в ней отсутствуют резкие контрасты, переходы, лишь спокойное и неторопливое течение мысли.
Однако вернемся к образу первой части, ее скорбная отрешенность – это лишь временное состояние. Невероятно интенсивное гармоническое движение, обновление самой мелодии говорит об активной внутренней жизни. Разве может Бетховен так долго находиться в состоянии скорби и предаваться воспоминаниям? Мятежный дух должен еще дать о себе знать и выплеснуть все бушующие чувства наружу.
Следующая часть достаточно небольшая и построена на легких интонациях, а также игре света и тени. Что скрывается за этой музыкой? Возможно, композитор хотел рассказать о тех переменах, которые произошли в его жизни благодаря знакомству с прекрасной девушкой. Без сомнений, в этот период – настоящей влюбленности, искренней и светлой, композитор был счастлив. Вот только счастье это длилось совсем не долго, ведь вторая часть сонаты воспринимается, как небольшая передышка, чтобы усилить эффект финала, ворвавшегося со всей своей бурей чувств. Именно в этой части невероятно высокий накал эмоций. Примечательно, что косвенно тематический материал финала связан с первой частью. Какие эмоции напоминает эта музыка? Конечно же никаких страданий и скорби тут уже нет. Это взрыв гнева, который закрывает собой все другие эмоции и чувства. Лишь в самом конце, в коде вся пережитая драма отодвигается вглубь невероятным усилием воли. И это уже сильно похоже на самого Бетховена. В стремительном, страстном порыве проносятся грозные, жалобные, взволнованные интонации. Весь спектр эмоций человеческой души, испытавшей такое тяжелое потрясение. Можно с уверенностью сказать, что перед слушателями разворачивается самая настоящая драма.
Интерпретации
За все время своего существования, соната всегда вызывала неизменный восторг не только у слушателей, но и у исполнителей. Ее очень высоко ценили такие известные музыканты, как Шопен , Лист, Берлиоз . Многие музыкальные критики характеризуют сонату, как «одну из вдохновеннейших», обладающую «самой редкой и самой прекрасной из привилегий – нравиться посвященным и профанам». Не удивительно, что за все время ее существования появилось очень много интерпретаций и необычных исполнений.
Так, известный гитарист Марсель Робинсон создал переложение для гитары. Большую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра.
Более того, 14-я соната вошла в русскую художественную литературу благодаря Льву Толстому («Семейное счастье»). Ее изучением занимались такие известные критики, как Стасов и Серов. Ромен Роллан также посвятил ей множество вдохновенных высказываний, при изучении творчества Бетховена. А как вам отображение сонаты в скульптуре? Это тоже оказалось возможным, благодаря работе Пауля Блоха, который представил в 1995 году свою мраморную скульптуру с одноименным названием. В живописи произведение также получило свое отражение, благодаря творчеству Ральфа Харриса Хаустона и его картине «Лунная соната».
Финал «Лунной сонаты» – бушующий океан эмоций в душе композитора – мы и будем слушать. Для начала – оригинальное звучание произведения в исполнении немецкого пианиста Вильгельма Кемпфа. Только посмотрите, как уязвленное самолюбие и бессильная ярость Бетховена воплощаются в стремительно взмывающих вверх по клавиатуре фортепиано пассажах.
Л. Бетховен «Лунная соната»
А теперь на минуту представьте, если бы Бетховен жил в наши дни, и для воссоздания этих эмоций выбрал другой музыкальный инструмент. Какой, спросите вы? Тот самый, который сегодня является лидером по воплощению эмоционально тяжелой, переполненной эмоциями и кипящей страстями музыки – электрогитару. Ведь никакой другой инструмент настолько ярко и точно не изобразит стремительный ураган, сметающий все чувства и воспоминания на своем пути. Что из этого получилось бы – смотрите сами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Современная обработка «Лунной сонаты» на гитаре
Без сомнений, «Лунная соната» Бетховена относится к числу наиболее популярнейших произведений композитора. Более того, она является одним из ярчайших сочинений всей мировой музыки. Все три части этого произведение – это неразрывное чувство, которое нарастает до самой настоящей грозной бури. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов.
Источник
«Лунная соната» — история создания, характеристика и описание произведения Людвига ван Бетховена
Рождение легенды
Судьба не преподносила маэстро подарков, кроме одного — бесконечно большого таланта. Отец его, Иоганн, был посредственным придворным певцом, более известный своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Где-то между рождением двух младших братьев композитора родитель стал преподавать старшему сыну музыку с необычайной строгостью и жестокостью.
Почти каждый день мальчика пороли, запирали в подвале и лишали сна для дополнительных часов практики. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца Людвиг был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних лет.
К концу 1800 года сам композитор и его музыка пользовались успехом у публики, имели спрос у меценатов и издателей. К этому времени было создано много знаковых работ, среди которых в списке:
- Симфония № 1 и 2.
- Соната для фортепиано Pathetique (соч. 13).
- Септет (соч. 20).
С 1799 Бетховен начал преподавать. В числе его учениц были дочери венгерской графини Анны Брунсвик, в младшую из которых, Жозефину, он влюбился. Связь эта была обречена, поскольку вскоре девушка вышла замуж.
Фантазии и факты
История создания «Лунной сонаты» окутана мифами и домыслами. По одной из версий, исходя из атмосферы произведения, чувства захлестнули композитора, когда он посмотрел на друга, который преждевременно покинул мир живых. По словам историков, в одной из рукописей Бетховена есть несколько заметок из оперы Моцарта «Дон Жуан», тактов, следующих за убийством командира главным героем, в абсолютно схожим с первой частью сонаты до-диез. Анализируя и сравнивая, можно понять, что это может быть не романтическая лунная ночь, а, скорее, торжественный похоронный гимн.
По второй версии, знаменитый композитор взял в 1801 году в ученицы графиню Джульетту Гиччарди и вскоре влюбился в неё. Говорят, его возлюбленная — та, кому посвящена «Лунная соната». Предполагают, что Бетховен предложил Джульетте брак, и она была склонна принять предложение. И даже один из её родителей был положительно настроен.
Но другой (вероятно, её отец) запретил ей выходить замуж за мужчину «без звания, состояния или помолвки». Как писал Тейер, автор основательной биографии композитора, мотивом для отказа будущего тестя были мысли о том, что человек с таким своеобразным характером и темпераментом, страдающий от зарождающихся симптомов немощи, который, если их не вылечить, лишится всяческой надежды на получение какого-либо высокого и выгодного официального назначения, и в конце концов это вынудит его отказаться от своей карьеры великого пианиста-виртуоза.
Джульетта вышла замуж за графа Венцеля Роберта Галленберга, плодовитого композитора балета и другой музыки, 3 ноября 1803 года. Молодожёны уехали в Италию и были в Неаполе весной 1806 года. Там Галленберг сочинил пьесу для празднования передачи Иосифу Бонапарту короны двух Сицилий. В конце 1821 года он был назначен заместителем директора Королевской имперской оперы в Вене, и пара туда переехала, но нет никаких доказательств того, что Бетховен возобновил свою дружбу с бывшей любовью.
Ходили слухи, что Галленберг был неспособен выполнять супружеский долг, и у Джульетты появился любовник, от которого у неё было несколько детей. Но личность этого человека так и не была раскрыта.
Проблемы со слухом
В то же время, когда Бетховен сочинял сонату для фортепиано № 14, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох. На рубеже XIX века маэстро изо всех сил пытался разобрать слова, сказанные ему в разговоре.
В душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру Бетховен пишет: «Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. Почти два года, как я перестал исполнять какие-либо социальные функции, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я мог справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».
Личная жизнь
По ряду причин, в том числе из-за его ужасающей застенчивости и нелепого внешнего вида, Бетховен никогда не женился и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антония Брентано. Композитор часто тосковал по недосягаемым дамам, что для него печально, но, благодаря этим вдохновениям, писалось так много прекрасной музыки.
Несмотря на его выдающуюся игру и написание прекрасной музыки, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, он враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
Лунная соната
Автор назвал произведение Сонатой для фортепиано № 14 до-диез минор, соч. номер 2. Она является сольной фортепианной пьесой и особенно восхищает таинственным, мягко арпеджированным и, казалось бы, импровизированным первым движением.
Произведение было закончено в 1801 году, опубликовано в следующем году и впервые выпущено самим композитором. Лунной сонатой пьеса стала называться в 1830-х годах, когда немецкий поэт и музыкальный критик Рельштаб опубликовал обзор, где он сравнил первую часть сочинения с движениями лодки, плавающей в лунном свете швейцарского озера.
Соната была структурно и стилистически замечательной. Большинство музыкальных произведений конца XVII и начала XVIII веков состояли из разумно оживлённого, тематически чётко определённого первого, более подавленного второго и яркого финального движения. Здесь же, напротив, Бетховен предложил мечтательное первое, несколько более живое второе и окончательное движение, которое было очень бурным.
Фурор финала произведения во время премьеры был таков, что несколько струн фортепьяно лопнули, запутавшись в молотах. Действительно, в эти годы Бетховен, как известно, играл тяжёлой рукой, вероятно, чтобы он сам мог лучше слышать звуки.
Характеристика формы
У Бетховена, похоже, была небольшая одержимость до-диез минором, в этом ключе находится удивительное количество его знаменитой, мощной тёмной музыки, предполагается, что эта тональность могла иметь какое-то особое значение для него. Как и все сонаты для фортепиано, эта пьеса разделена на три части:
- Адажио Состенуто.
- Аллегретто.
- Престо Аджитато.
Части сонаты создают впечатление целого, прежде всего, путём разработки тем и мотивов. Следовательно, основная музыкальная тема первой части становится очень сложной во второй, а второй мотив главной темы будет встречаться в первой теме третьей части.
Кратко об Адажио Состенуто
Описание Лунной сонаты Бетховена следует начать с первой части. Она основана на сопутствующем мотиве в триплетном ритме, который вместе с мотивом акцентированных нот создаёт впечатление серьёзного, медитативного состояния ума.
Композитор добавляет следующее направление в начале первой части: «Si deve suonare tutto pezzo delicatissimamente e senza sordino», это означает, что исполнитель должен сыграть партию с большой деликатностью и без демпферов. И также верно, что современное пианино имеет гораздо более длительное время выдержки, чем инструменты времён Бетховена. Следовательно, его наставления не могут быть выполнены пианистами, играющими на современных инструментах, без создания неприятного диссонирующего звука.
Разбор Аллегретто
Очень мала по размеру, почему приводит к мысли, что она была задумана скорее как связь между первой и третьей частями, а не как сама по себе. Здесь хороший удар по клавишам, чувство теперь более плотно в последовательности, и довольно медитативный характер первой части постепенно исчезает, готовя шум третьей.
Скерцо с чувством юмора и быстро. Эта глава очень короткая и немного мягкая. Но настроение беззаботное и невинное, красиво контрастирующее с другими движениями. Венгерский бог пианистов Ференц Лист описал это как «цветок между двумя пропастями».
Самая яркая — Престо Аджитато
Третья часть в два раза длиннее первых двух. Многие пианисты чувствовали эту часть как представление шторма. Бурная стихия, если принять на веру то предположение, что в то время, когда Бетховен сочинял сонату, он был безумно влюблён в Джульетту, с которой надеялся обвенчаться. В этой части слушатель может различить две темы:
- бурную, построенную на арпеджио и сильно акцентированных нотах;
- вторую — более лиричную по форме, которая контрастирует с первой.
Обе темы великолепно переплетаются и создают сильные эмоции.
Кстати, Лунная соната Бетховена уже приземлилась на Луну. Увлечённая технологией получения звуков от Луны на Земле по радио, художница Кэти Патерсон отправила ноты произведения в виде закодированного кода Морзе на Луну в 2007 году. Сигналы, которые были отражены от лунной поверхности, возвратились назад, были затем декодированы в буквы и снова превращены в звуки.
Источник