Азбука каждому нужна ноты

Урок музыки «Азбука, азбука каждому нужна». 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1

Программа Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.Шмагина.

Цель урока:знакомство первоклассников с музыкальной грамотой, фортепианной клавиатурой.

Задачи урока:

  • Помочь учащимся осознать связь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
  • Развитие навыков осознанного слушания музыки, певческих умений и навыков.
  • Формирование метапредметных навыков: умения управлять своей деятельностью, развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества, расширение кругозора.
  • Воспитание личностных умений: уважительного отношения к учителям, любви к своей школе, формирование дружного классного коллектива.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Музыкальный материал:

  • «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова; «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой;
  • «Азбука» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Пропевание: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».

2. Повторение пройденного материала

Наше путешествие в мир музыки продолжается. Чтобы начать урок, давайте ответим на вопросы Феи Музыки. Вспомните, кто необходим, чтобы музыка появилась?

В пустые квадратики нам нужно вписать слова. Кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Ответы детей, на экране открываются буквы-слова

Я предлагаю вам стать слушателями. Давайте повторим правила слушания музыки.

Сейчас прозвучит песня, которая подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно, о чем песенка? О каких друзьях учеников в песне поется?

— Сядьте, как слушатели.

Слушание. Звучит «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова/

— О чем же рассказала нам песенка? О каких друзьях учеников вы узнали?

Действительно, наши лучшие друзья – буквы, цифры, ноты. Как же появились буквы, цифры и ноты в нашей жизни? Сегодня я расскажу вам об этом. Расскажу, как возникла азбука. И тема урока звучит так: Азбука, азбука каждому нужна.

— Чтобы мы могли прочитать книги, что нужно знать?

Ответы детей (БУКВЫ)

— А сколько букв в азбуке?

— А чтобы уметь считать, что нужно знать?

Ответы детей (ЦИФРЫ)

— Сколько вы знаете цифр?

— А чтобы стать музыкантом, сочинять и исполнять музыку, что нужно знать?

Ответы детей (НОТЫ)

— Сколько же всего нот в музыке?

Составили наш алфавит два брата, Кирилл и Мефодий, более 1000 лет назад. Тогда буквы называли по-другому: Аз, Буки, Веди, Глагол. По первым буквам Аз и Буки сложили слово АЗБУКА. Из разных букв мы можем сложить любое слово.

Современные цифры существуют также более 1000 лет. И хотя цифр всего 10, из них можно сложить любое число. Например, если 1 и 0 поставить рядом, получится число 10.

А чтобы записать любую мелодию, что нужно знать? Ноты!

Чтобы уметь читать ноты, музыканты тоже изучают АЗБУКУ! Только азбука эта музыкальная. Давайте и мы познакомимся с музыкальной азбукой.

5 линеек в нотной строчке
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.

Кроме нот в нотной азбуке много других знаков, но сегодня мы познакомимся и запомним НОТЫ.

Можно ли, ребята, пропускать буквы в словах?

А можно ли пропускать ноты?

Давайте назовем ноты по порядку. Это – звукоряд.

Послушайте, как они звучат. Чем выше тон ноты, тем выше ее домик.

А сейчас назовем те ноты, которые сидят на линейках, а сейчас те, которые глядят в окошечки.

3. Раскройте учебник по закладке

Вы видите клавиши пианино. Давайте найдем клавиши: нота До, ре …

Сейчас мы споем звукоряд и сыграем на клавиатуре. Помните, что пропускать клавиши нельзя.

Замечательный композитор А.Островский написал на стихи поэта З.Петровой песню про ноты. Она так и называется «До, ре, ми». На наших первых уроках вы эту песню уже слышали.

«Должны мы быть внимательны, послушны и старательны,

И выучить все ноты хорошо!»

Сейчас мы споем песню и сыграем на нашей клавиатуре как настоящие музыканты. Но прежде, чем мы начнем петь, сделаем дыхательную гимнастику.

Прошу встать. Сейчас мы – исполнители. Поза — певца.

4. Дыхательная гимнастика

  • Упр. на вдох и выдох, закрывая правую и левую ноздрю.
  • Упр. по системе А.Стрельниковой «Кошка».
  • Упр. «Воздушный шарик»
  • Упр. «Водолазы».
  • Пение «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.
  • Игра на нарисованной клавиатуре.
  • Разгадывание ребуса.

Композитор А.Островский и поэт З.Петрова написали для школьников много замечательных песен. Название темы нашего урока – тоже строчки из песни «Азбука».

«Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она».

Посмотрите, как мелодию этой песни записали с помощью нот.

Слушание. Просмотр видеофрагмента

Разучивание песни «Алфавит». Пропевание мелодии. Пластическое интонирование. (1 куплет)

5. Подведение итогов урока

  • Я узнал, что ….
  • Мне удалось….
  • Мне понравилось….
  • Я запомнил … .

Домашнее задание: разгадать музыкальные ребусы, которые я для вас приготовила.

И на следующем уроке нас ждут новые встречи с музыкальной азбукой.

Источник

Урок в 1 классе по теме «Азбука, азбука каждому нужна». Программа Е.Д. Критской, Сергеевой
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока «Азбука, азбука каждому нужна». На этом уроке первоклассники знакомятся с элементами нотной грамоты. В форме игры маленькие ученики открывают для себя мир музыкальных звуков.

Скачать:

Вложение Размер
scenariy_uroka.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

« Азбука , азбука каждому нужна ». Музыкальная азбука

Знакомство с нотной азбукой .

  1. Познакомить с элементами нотного письма .
  2. Соединить жизненные представления детей о школьных уроках друг с другом на основе знакомства их с музыкальной азбукой .
  3. Соединять слуховые представления детей со зрительными .

Изучение нового материала .

Информационно — методическое обеспечение урока :

Учитель : музыкальные диски , методические пособия , нотная хрестоматия для 1 класса , музыкальный букварь , презентация к уроку .

Дети : учебник 1 класса по программе Критской Е . Д ., рабочая тетрадь

Презентация . Использовался материал « Музыкальный букварь » И . Кошмина , серия « Почемучка » « Уроки музыки » Н . Кончаловская , П . Синявский

И . И . Чайковский « Детский альбом » « Марш деревянных солдатиков », « Сладкая грёза », « Полька », « Вальс ».; « Сиртаки » М . Теодоракис ; « Пёстрая метелица » М Красев , « Ой , сад во дворе » Воронежская русская народная песня ; « Мышка — мышка » русская народная песня — игра Белгородчины , « Нотный хоровод » В . Герчик , сл . Н . Френкеля .

Знакомство с элементами нотного письма : нотами , нотным станом , скрипичным ключом , звукорядом

Виды и форма контроля

Игра « Собери ноты в звукоряд », задания с элементами нотной грамоты , музыкальная викторина ( марш , песня , танец )

Из чего состоит музыка ? Для чего нужны ноты ?

Запомнить название нот , знать , где они пишутся на нотном стане , называть звукоряд вверх , знать , зачем нужен скрипичный ключ

Повышенные знания , творчство :

Петь простые попевки , композиторские и русские народные разножанровые песни , показывать рукой движение мелодии , определять на слух разновидности жанров ( песня , танец , марш ), назвать звукоряд нот вверх

  1. Организационный момент. Песенное приветствие учителя «Здравствуйте, ребята!». Дети поют «Здравствуйте!». ( Под песенку «Нотный хоровод» ребята усаживаются за парты).

Я рада встрече с вами. Сегодня наша Муза Музыка (учитель показывает Музу с лирой в руках) поведет нас с вами в прекрасный сказочный лес, где живут маленькие человечки — нотки. Нам предстоит познакомиться с ними и попутешествовать по миру музыкального леса.

  1. Повторение пройденного ранее материала как связующего звена с новой темой урока

Но прежде, чем начнётся путешествие, Муза хочет узнать у вас, где живёт музыка? ( В лесу, в поле, в школе, дома, в концертном зале и т.д.) Кто держит на себе большую музыкальную планету? (Три кита). Как их зовут? (Марш, песня, танец). Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, как звучат песни, марши, танцы. Вам на парты Муза положила картинки, на которых изображены поющие, танцующие и марширующие дети. Если вы услышите песню, то какую картинку вы должны поднять? (Ученики показывают картинку с поющими детьми).

  1. Музыкальная викторина (учащиеся поднимают соответствующие жанру картинки, могут называть произведение и его автора (усложнённое задание для первоклассников))
  1. «Полька» П. И. Чайковский «Детский альбом».
  2. «Сладкая грёза» П.И.Чайковский «Детский альбом».
  3. «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский «Детский альбом».
  4. «Вальс» П. И. Чайковский «Детский альбом»
  5. «Сиртаки» М. Теодоракиса
  1. Введение в тему урока. Звучит «Песня о буквах» Г. Фрида . ( Дети проговаривают буквы алфавита вместе с поющим хором детей, алфавит проецируется на экране). Скажите, а что это за жанр? (Песня). Правильно. А о чём эта песенка? (О буквах, алфавите). А как вы думаете, зачем людям нужно знать буквы? (Чтобы научиться читать). Да, вы совершенно права. Посмотрите учебник на странице 20. Что там изображено? (Дети учатся читать). Ребята, вы должны знать, что первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий. ( Проецируется слайд с памятником Кириллу и Мефодию). Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что значит: я буквы знаю. А что нужно для того чтобы научиться правильно интонировать, правильно извлекать звуки на музыкальных инструментах, чтобы музыка красиво звучала. ( Мы должны знать ноты). Да, вы абсолютно правы. Нам необходимо знать ноты. Сегодня мы с ними познакомимся.
  2. Углубление темы урока (На аудиозаписи звучит музыка леса, на экране проецируется лес)

Ребята, слышите музыку леса? Это наша Муза Музыка ведёт нас знакомыми тропинками к музыкальным часам. (Проецируются часы, висящие на ветках деревьев).

Кто их смастерил, никто не знает. Они существуют столько, сколько лес растёт на этом месте, а может быть ещё больше.

Часы закреплены между ветками деревьев. Внутри часов есть музыкальный дом. Он состоит из пяти линеек и называется нотный стан. На часах снаружи находятся семь окошек. Утром окошки открываются, а вечером закрываются. В каждом окошке живёт одна нота. (Проецируются часы с одним открытым окошком. Из него выглядывает нота «до».) Нота До начинает звучать до рассвета. Солнышко только готовится подняться над землёй, а нота До уже открывает своё окошко. И над сонным лесом проносится низкий звук ( учитель играет на фортепиано). Давайте, пропоём его.

А теперь подойдите к доске и откройте окошко. Мы с вами узнаем, какого цвета нота до, и где она разместилась в нотном доме. ( На доске в файлах висят все ноты с закрытыми окошками, ученики по очереди открывают окошко. Каждая нота изображена разного цвета (цвета выстраиваются по радуге). Нота изображена на нотном стане). Вы знаете, нота До хотела быть всегда первой, поэтому она дорисовала себе на нотном стане дополнительную линейку и расположилась вот здесь. (учитель показывает на музыкальной доске ноту До).

Но вот первый луч солнца пробился сквозь розовато-фиолетовое облако и постучался в окошко ноты Ре. Резвушка Ре весело выглянула из окошка, и её голос, более высокий и громкий, наполнил лес. Вместе с нотой До она стала напевать новую песенку, под которую стали просыпаться птицы и звери.( До, ре, до, до, ре, до, ре, до, до, ре)

(Ученик идёт к доске и открывает окошечко ноты Ре). Посмотрите ребята, какого цвета у нас нота Ре. (Оранжевая). А на нотном стане она расположилась на первой линейкой нотоносца.

Пролетел мимо часов ветерок, открыл окошко ноты Ми. И зазвучала милая, ласковая песня из трёх нот. (до, ре, ми, до, ре, ми, до, до, ми, ми, ре, ре ,ми). И песне этой стали негромко подпевать птицы, которые проснулись раньше других лесных жителей. (Ученик идёт к доске и открывает окошечко ноты Ми). Посмотрите, у нас нота Ми жёлтого цвета, она в музыкальном доме заняла место на первой линейке нотоносца. (На экране проецируются три открытых окошка).

Неожиданно открылось окошко ноты Фа, и оттуда зазвучала призывная фанфара. Звонкий бодрый мотив трубы призывал всех к вниманию. Звуки фанфары летели над лесом, устремляясь в голубое небо, и все лесные жители притихли в ожидании «песни» новой ноты.(Фа, фа, фа, до, до, фа, фа, до, до, фа). (Учащиеся открывают окошко, определяют какого цвета нота Фа, где она расположена на нотном стане).

Когда открылось следующие окошко, зазвучал ровный, чистый голос ноты Соль, солнышко как-то особенно ярко блеснуло своими лучами, закружилось, и лёгкие белые облака стали водить хоровод. А над землё неслась радостная песня (соль, соль, соло, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до, соль, соль, соль)

(Проецируются часы с нотой, учащийся открывает на доске ноту Соль). Посмотрите, какой цвет у ноты Соль. (Голубой). На какой линейке нотного стана она находится? (На второй).

Тут и нота Ля открыла своё окошко. «Тра-ля-ля, тра-ля,ля», — беззаботно запела новая нотка, и её голос тут же слился с общим хором (Ля, ля, фа, ля, соль, соль, ля, ля, ля, фа, ля, соль, соль, фа) (Ученик открывает окошко ноты Ля, объявляет какого она цвета, где расположена на нотном стане).

Но вдруг силой открылось окошко нота Си. Она запела пронзительно, высоко и громко, как будто извинялась за то, что позже всех проснулась. (Си, си, си, си, ля, ля, си, си, си, си, си, соль, соль, си . Проецируется слайд с нотными часами. Ученик открывает последнее окошко с нотой Си . Говорит какого она цвета, на какой линейке расположилась).

Наконец все окошки музыкальных часов были открыты, и к пению нот присоединились голоса лесных жителей. Ноты звучали и в песнях, и в писке комаров, и в жужжании пчёл, и в шелесте листьев, и в журчании ручья, и в стуке дождя, и в громыхании грома.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Давайте все вместе с сами споём все ноты по порядку вверх. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Эти ноты все подряд образуют звукоряд. А теперь пусть в нашем классе прозвучит песенка «Нотный хоровод»

День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод.

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь.

Хорошо бы нам суметь

В хороводе с ними петь.

Так пойди же пригласи:

До, ре, ми, фа, соля, си!

В начале нотного стана ставится СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ «соль»). Он самый главный. Его называют королём в музыкальном домике.

Ребята, вы знаете, что давным-давно музыку записывали так… ( Проецируется слайд).

И только 400 лет назад в Италии изобрели ноты.

  1. Работа в рабочих тетрадях. Откройте свои рабочие тетради и в задании на странице 8 подпишите по порядку название нот.
  2. Обобщение темы урока. Скажите, ребята, Муза вам рассказала, зачем нужны ноты. (Для того чтобы правильно петь и играть на музыкальном инструменте). Сколько нот всего на свете? (Семь). Где записываются ноты? (На нотном стане). Кто возглавляет нотный стан (Скрипичный ключ). Вы хотите, мы с вами немножко поиграем. Наша игра называется «Ноты перепутались». Вам нужно будет очень быстро выстроить ноты по порядку (Можно предложить кубики с названием нот, лото, карточки). Молодцы! Вы хорошо запомнили построение нот в звукоряде. Посмотрите теперь задание в книге на странице 23. Из названия каких нот состоит имя мальчика. ( Домисолька)
  3. Вокально-хоровая работа. Теперь давайте пусть наши нотки зазвучат в нашем классе. На улице у нас осень. Листья кружатся, летят. Они разного цвета: жёлтые, красные, золотые. Какая у нас есть песенка об осени? (Исполняется песня «Пёстрая метелица»). А сейчас нотки вместе с вами будут играть в русской народной песенке, записанной у нас на Белгородчине «Мышка-мышка». А потанцевать вместе с нотками, хотите? (Да). Тогда давайте споём и станцуем песенку «Ой, сад во дворе»
  4. Вывод:

Назовите ноты по порядку, пусть они встанут в звукоряд.

Сколько линеечек содержит нотный стан.

Кто стоит во главе нотного стана.

Как по — другому называется скрипичный ключ.

Учащимся предлагаются нотки-гномы с весёлыми лицами, печальными, со знаком вопроса, которые будут выражать настроение учащихся на уроке музыки. Ребята должны определиться, понравился ли им сегодняшний урок, комфортно ли было, узнали они что-то новое для себя. По этим рисункам учитель определяет состояние и настрой младших школьников на музыкальные занятия.

Источник

Читайте также:  Стойка для электронного пианино своими руками чертеж
Оцените статью