- Учебно-методическая разработка для начального обучения игре на фортепиано на основе сборника С. и Е. Железновых «Азбука-потешки» для начального обучения игре на фортепиано на основе сборника С. и Е. Железновых «Азбука-потешки»
- Тема: Железновы: методика, материалы
- Железновы: методика, материалы
- Следующий пользователь сказал cпасибо аль_фа за это полезное сообщение:
Учебно-методическая разработка для начального обучения игре на фортепиано на основе сборника С. и Е. Железновых «Азбука-потешки» для начального обучения игре на фортепиано на основе сборника С. и Е. Железновых «Азбука-потешки»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
для начального обучения игре на фортепиано
на основе сборника С. и Е. Железновых «Азбука-потешки»
Ефремова Ирина Михайловна
Учебно — методическая разработка «Веселые потешки» предназначена для детей, начинающих знакомство с музыкой. Задача этой учебно- методической разработки состоит в том, чтобы пробудить интерес ученика к музыке, легко выучить нотную азбуку, а также понять аппликатурные навыки позиционной игры.
За основу методического разработки взят сборник Сергея и Екатерины Железновых «Азбука-потешки».
Это подборка из 33-х русских потешек и считалочек, записанных в алфавитном порядке. Потешки с веселым и смешным текстом легко и с удовольствием запоминаются детьми. А если с удовольствием, то и не скучно, и с желанием, и без слез. Из 33-х потешек я взяла в работу 29 и выстроила их в другой последовательности: по порядку появления нот в звукоряде.
А легко запомнить ребенку высотную запись ноты помогают стихи В.Д. Сергеева «Где живут нотки».
Обучаться музыки приходят дети разных возрастов. Это пособие я использую на уроках с детьми от 5 до 7 лет, которые еще не умеют читать, или только учатся, путают руки, пальцы. Им трудно при разучивании пьес следить сразу за двумя нотоносцами. Мне нравится, что в этом пособии попевки записаны на одном нотоносце, крупными нотами, что облегчает их чтение.
Незатейливая мелодия состоит из несложных повторяющихся фраз и ребенок так же знакомится со знаком «реприза». Ритмический рисунок попевок тоже не сложный.
Аппликатуру я выписала для правой руки сверху нотоносца над нотами, а для левой руки – внизу нотоносца под нотами.
Задачи перед учениками первого года обучения ставятся разнообразные – изучение нотной азбуки, развитие слуха, ритма, координации, постановка игрового аппарата, владение первоначальными навыками игры и много другое. Но немало важно развитие аппликатурных навыков позиционной игры.
Разучивание песенки-попевки начинается с ее показа преподавателем. Ученик запоминает слова, мелодию, ритм, прохлопывая с пением сначала со словами, а также сольфеджио, нотами. Прежде, чем приступить к игре, разбираем мелодию на фразы, находим повторяющиеся мотивы, обсуждаем: куда движется мелодия – вверх или вниз, поступенно или скачком, или стоит на месте, сколько в ней ступеней.
Работа по изучению нотной грамоты и аппликатурных навыков делится на несколько разделов.
1.На первых уроках в работу берутся до 6 попевок, где изучаются ноты ДО, РЕ, МИ, ФА.
Мелодии на стр. 3,5,7 строятся на одной ступени, на стр.8,9,11- на 2 ступенях. Исполняя эти пьески, используем аппликатурное правило: « 1 нотку исполняем 3 пальцем, чередуя руки».
2. В пьесах на стр. 12,13,14,15,16,17 закрепляем изучение нот ДО, РЕ, МИ, ФА.
Мелодия в них уже записана на 4 ступенях. В попевках на стр. 12,13,14 мелодия движется вверх или вниз , но ступени повторяются; на стр. 15,16 мелодия движется вверх или вниз поступенно, а в пьесе на стр. 17 – мелодия шагает на интервал терция. 4 ступени делятся между 2 руками и мы используем аппликатурное правило: «2 нотки- 2 пальца, 2 и 3».
3. Изучение ноты СОЛЬ.
Мелодии попевок на стр.19,20 строятся на 2 нотах. Закрепляя уже пройденную тему, делим эти ноты между 2 руками и вспоминаем правило: «1 нота- 3 палец».
Мелодии на стр.21,22 строятся уже на 5 ступенях. И мы делим 5 нот между двумя руками (2+3), используя аппликатурное правило «2 ноты рядом — 2,3 пальцы. 3 ноты рядом — 2,3,4 пальцы», чередуя руки.
В попевке на стр.23 интервал терцию будет исполнять правая рука, и мы применяем новое позиционное правило: «через ноту — через палец».
Пьески на стр. 24,25 – закрепление пройденного материала: повторение нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ и правила позиционной игры: «2 ноты рядом -2 пальца,2 и 3».
4. Изучение ноты ЛЯ.
Мелодия попевки стр.27 строится на одной ступени, как первоначальные песенки. Поэтому и правило тоже: чередуя руки, исполняем мелодию « 1 нота- 3 палец».
Стр.28 — как в попевке на стр. 23 в мелодии появляется интервал терция. Повторяем правило позиционной игры: « через ноту – через палец», терция исполняется уже в левой руке.
Стр.29 – повторение и закрепление правила позиционной игры:«2 ноты рядом – 2 пальца.2 и 3».
5. Изучение ноты СИ.
Мелодии попевок на стр. 31,32,33,34.35 строятся по звукоряду, движущиеся поступенно вверх и вниз. На стр.31 мелодия строится на 7 ступенях, поэтому разделяя ее между 2 руками по 3 и 4 ноты применяем аппликатурное правило : «3 ноты подряд – 2,3,4 пальцы; 4 ноты подряд- 1,2,3,4 пальцы. Остальные попевки строятся на 8 ступенях, в каждой руке по 4 ноты. Правило аппликатуры: « 4 ноты подряд – 1,2,3,4 пальцы».
6. В попевках на стр. 36,37 закрепляем полученные знания. Движение мелодии уже не такое однообразное, а более развитое и аппликатурные позиции чередуются. При разборе мелодии на фразы запоминаем: где, на какой фразе идет смена аппликатурной позиции и в какой момент необходимо ловко приготовить руки для дальнейшей игры в четком метро — ритме.
К учебно- методической разработке «Веселые потешки» я обращаюсь часто, если вижу, что ребенку тяжело, трудно, он заскучал, ему не интересно, не понимает. И вот уже от веселых песенок и забавных текстов обучение становится увлекательней.
Учебно — методическая разработка С. и Е. Железновых «Азбука – потешки»
Источник
Тема: Железновы: методика, материалы
Опции темы
Отображение
Железновы: методика, материалы
А вот про сказки-шуршалки. Это по-моему Железновы.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или пустой коробке)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по нескольким бокалам)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК (или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ БУМАГОЙ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Последний раз редактировалось tvk-2004; 09.08.2009 в 16:55 . Причина: Добавлено сообщение
Следующий пользователь сказал cпасибо аль_фа за это полезное сообщение:
«МУЗЫКА С МАМОЙ» Е. и С. Железновых
к диску: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
2. Лютики-ромашки
Дети идут по кругу, выполняя в конце каждого куплета движения согласно тексту: приседают, поворачиваются и др.
3. Любимый цвет
Сначала дети ведут хоровод «против часовой стрелки», а после слова «ведут» — идут в противоположном направлении. После слова «поют» — дети останавливаются, и затем, продолжая держаться за руки, выполняют руками махи вперед-назад. На слова «цвет найдем» дети, у которых на одежде есть соответствующий тексту цвет, отпускают руки и, приложив пальчик к этому цвету на одежде, поворачиваются к центру спиной и снова берут соседей за руки. Затем все дети быстро кружатся в хороводе, подпрыгивая. Игра повторяется, но в песенке называются другие цвета.
4. Котик
В игре участвует нечетное количество детей. Один ребенок стоит в центре, остальные, взявшись за руки, идут по кругу. На слово «выбирать» ребенок, стоявший в центре, выбирает кого-либо из хоровода, и эта пара скачет внутри круга. После слов «станем в пары» остальные дети также становятся в пары и скачут.
5. Кто в тереме живет
Одна девочка сидит на корточках. Вокруг нее все остальные дети (за исключением еще одного ребенка) стоят таким тесным кругом, что эта девочка-«принцесса» со стороны не видна. Второй ребенок, обходя кружок детей, поет первую фразу-вопрос, а дети в кругу ему отвечают. Слова «Вот один, вот другой, третьего бери с собой. Тин, тар, тор» поет «принцесса», а ребенок, обходящий круг, на выделенные слоги хлопает по спине троих детей. Этот третий следует за идущим по кругу, взяв его сзади за одежду. Игра продолжается до тех пор, пока в конце очередного куплета на слово «тор» «принцесса» не выбежит из круга, чтобы поймать кого-нибудь. Пойманная девочка становится «принцессой», пойманный мальчик называет имя новой «принцессы».
6. Музыкант
Все дети идут по кругу и поют. После слова «танцевать» девочки начинают танцевать поодиночке или выбрав пару. Движения — по желанию детей. Мальчики хлопают в ладоши.
7. Золотая рыбка
Все дети ведут хоровод, а один ребенок идет вокруг хоровода в противоположном направлении. Начиная со слова «рыбка» водящий ребенок на каждый шаг (четвертная нота) дотрагивается по очереди до детей. Ребенок, которого хлопнули на слово «за мной», выходит из круга и идет следом за водящим, держа его за край одежды.
Игра повторяется до тех пор, пока все дети не перейдут из круга в длинную цепочку. После окончания пения взрослый называет имя одного из детей, и этот ребенок кричит: «Вот я!». Дети разбегаются и влезают на заранее расставленные стулья, «Домовой» салит того, кто не успел влезть, и этот ребенок становится «домовым»
8. Поезд
Часть детей образует большой круг, а остальные становятся «паровозиком», положи в руки на плечи стоящим впереди детям. «Поезд» идет внутри круга, причем дети подражают шуму поезда, приговаривая в такт «тук-тук». Один из детей может давать сигнал к отправлению, просвистев, например, на дудочке.
9. Светофор
На полу размечается перекресток. Ребенок в центре перекрестка с красным и зеленым кружком (из картона) изображает светофор. Все остальные дети — «машины» и «пешеходы» — двигаются согласно тексту песенки, могут подпевать.
10. Голуби
Исходное положение: большая часть детей стоит в тесном кругу лицом к центру, а несколько детей сидят в центре на корточках. Это «голуби». Все дети в кругу берутся за руки и поднимают руки вперед-вверх. С началом песни дети в кругу идут назад (насколько позволяют вытянутые горизонтально соединенные руки). В образовавшиеся проходы «голуби» «вылетают» и «летают» вокруг кружка. На слова «обратно летят» голуби возвращаются в кружок. На слова «дверцу закрыть не забудь» дети, стоящие в кругу, идут к центру, руки снова поднимаются и «двери закрываются». Затем игра повторяется, причем в роли голубей выступают другие дети.
11. Времена года
Дети берутся за руки и медленно, с пением, идут по кругу (два шага на один такт). На слово «пройдут» дети, родившиеся в январе (феврале и так далее), выходят и, в соответствии с текстом песенки, подходят к девочкам. На слово «подойдут» дети, идущие по кругу, останавливаются, а приглашающие выполняют поклон или книксен. Со слов «танцуют подружки» пары кружатся, а стоящие остальные дети хлопают в такт. Затем таким же образом поется об остальных месяцах. Если в группе меньше 25 человек, лучше петь о временах года: «родились осенью, зимой» и др.
12. Шапочка
Дети с пением ведут хоровод, а один ребенок в шапочке (или с повязкой на лбу) стоит в центре и выполняет движения в соответствии с текстом. На слова «шапкой глазки закрывай» закрывает повязкой или шапкой глаза так, чтобы ничего не мог видеть. После слова «выбирай» дети в кругу останавливаются и водящий «вслепую» выбирает кого-то. Ребенок, до которого он дотрагивается, будет водить при повторении игры.
13. Хоровод
а) Большая часть детей ведет хоровод, а несколько мальчиков идут внутри круга в противоположном направлении, «ищут подружку».
б) Хоровод останавливается и мальчики, идущие внутри круга, останавливаются перед любыми девочками в хороводе. На слова «Повернись, узнаю я» эти девочки поворачиваются кругом. На слова «нет, нет, не тебя» мальчики качают головой и снова идут по кругу. Второй куплет поначалу идут с теми же движениями, что и первый куплет. В конце куплета, начиная со слова «Сумел» мальчики, подошедшие к девочкам и эти девочки хлопают в ладоши.
в) Третий куплет играется без пения. Пары, взявшись за руки, на 8 тактов кружатся на месте с одну сторону (направо), а потом 8 тактов кружатся в другую сторону и т.д. В это время остальные дети хлопают в ладоши. При повторении игры выбирают подружек другие мальчики,
14. Цветы
Дети с пением идут по кругу или стоят в кругу. Трое детей стоят в кругу («фиалка» и пр.) В соответствии с текстом к ним подходят еще трое и берут за руку. «Цветы» трогают детей за рукав, гладят по головке, а затем, не открывая глаз после окончания песенки, угадывают имя.
15. Люблю с друзьями танцевать
Дети, образуя большой круг, идут против часовой стрелки, а один ребенок внутри круга в противоположном направлении. Дети, подходя к которым ведущий машет рукой (или хлопает по плечу), идут следом за ним. В последнем куплете все дети идут по комнате, пританцовывая (танцевальным шагом).
16. Бука
Все дети образуют тесный сомкнутый круг, руки у них за спиной. Ребенок-«бука» ходит с внешней стороны круга, держа в руке платок с уголком, завязанным в узел. Тех, кто смотрит на него, бьет платком. Наконец водящий как можно незаметнее передает платок кому-либо из ребят. На слово «шлеп» получивший платок ребенок хлопает платком соседа, и дети обегают кружок, стараясь первым встать на прежнее место. Опоздавший становится «букой».
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
18. Девчонки и мальчишки
На первую половину куплета (4 такта) дети идут по кругу. Круг разомкнут, расстояние между детьми приблизительно одинаковое. На вторую половину куплета выполняют движения в соответствии с текстом.
19. Кто как ходит
До слова «идут» (первые четыре такта) дети стоят в кругу: лицом к центру и смотрят по сторонам, сложив из пальцев «бинокль» или «подзорную трубу». Со слова идут и до конца куплета — изображая людей и зверей в соответствии с текстом.
20. Портной
Дети, стоя в кругу, выполняют соответствующие тексту упражнения.
21. Весной
Дети ведут хоровод. Один ребенок стоит в центре. На слова «вокруг стоят» дети останавливаются. Со слова «побегать» стоит один ребенок в центре, а все остальные дети, стоя в кругу, выполняют бег на месте. На слово «повернусь» все поворачиваются. Затем в центр выходит другой ребенок и все повторяется. Вместо слова «побегать» также поется «поплакать, похлопать, попрыгать, потопать, пощелкать, смеяться» и др.
22. Сделай как я
Дети ведут хоровод вокруг одного ребенка, который выполняет под музыку смешные движения (прыжки, пантомима и др.). Перед словами «Ну, повторите!» он хлопает в ладоши и повторяет свои движения, а все дети, остановившись и отпустив руки, подражают ему. Возможно подпевание. В конце куплета взрослый, хлопнув в ладоши, называет имя нового ведущего, и дети снова ведут хоровод.
23. Домовой
Дети стоят напротив друг друга. Расстояние между шеренгами 2-3 шага. Первая пара берется за руки и скачет боковым галопом между шеренгами, и на другом крае снова становясь в шеренги. За ними следуют другие пары. После окончания пения взрослый называет имя одного из детей, и этот ребенок кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и влезают на расставленные заранее стулья, скамейки и др. «Домовой» салит того, кто не успел влезть, и этот ребенок становится «домовым».
24. Золотые ворота
Два ребенка — «солнце» и «месяц» — берутся за обе руки и поднимают их высоко, как ворота. Все остальные дети идут цепочкой, держась за руки, через эти ворота. На последний слог слова «узнаем» дети-ворота опускают руки и задерживают ребенка.
Ему шепотом на ухо задают вопрос, например: «Желтый или синий?» или «Яблоко или груша?» В зависимости от ответа (тоже на ухо) он должен стать за «солнцем» или «месяцем». Когда так переловят всех детей, они, выстроившись в две колонны за «солнцем» и «месяцем», обхватывают талии стоящих передними детей. «Солнце» и «месяц», стоящие друг напротив друга, берутся за руки и две группы детей тянут в противоположные стороны. Кто перетянет — победитель.
25. Принцесса
«Принцесса» стоит в центре, вокруг нее маленький кружок детей — «придворные». Все остальные дети, кроме «принца» и «колдуньи», образуют вокруг маленького кружка большой круг. Все роли распределяются заранее считалками.
1-й куплет. Оба круга движутся в противоположном направлении.
2-й куплет. Двигаются как раньше и грозят «принцессе» указательными пальцами.
3-й куплет. Оба круга стоят, «Колдунья» проходит сквозь два круга детей к «принцессе».
4-й куплет, поет одна «колдунья», усыпляя движениями рук «принцессу». И «принцесса», и «придворные» опускаются на колени, закрывают глаза и «засыпают».
5-й куплет. Дети большого круга становятся теснее и поднимают руки вверх.
6-й куплет. «Принц» пробирается через «леса» — большой круг.
7-й куплет. Поет один «принц».
8-й куплет. «Принцесса» встает, большой круг расступается, дети опускают руки. «Принц» подает «принцессе» руку, «придворные» встают.
9-й куплет. «Принц» с «принцессой» и «придворные» танцуют в парах, а дети в большом хороводе скачут (боковой галоп) сначала против часовой стрелки, затем обратно.
26. Мельничиха Анна
Дети ведут хоровод вокруг «Аннушки», сидящей в центре, а мальчик-рыцарь стоит вне круга.
2-й куплет. «Рыцарь» входит в круг и дает «Аннушке» руку.
3-й и 4-й куплеты. Дети в хороводе стоят, а «рыцарь» и «Аннушка» поют попеременно. Во время звучания заключительных строчек про виноград «Аннушка» и «рыцарь», положив обе руки на пояс, танцуют по кругу, а дети в хороводе прыгают в противоположном направлении.
27. Зайка
Дети водят хоровод. В середине ребенок сидит на корточках, закрыв лицо руками. Это «зайка». На словах «Зайка, прыг» дети в хороводе останавливаются и хлопают в такт. «Зайка» выскакивает из хоровода и выбирает ребенка, который будет «зайкой» при повторении игры.
28. Волк
Дети уславливаются, какая часть комнаты будет домом — местом, куда волк не может заходить. Ребенок-«волк» прячется недалеко от него, а все остальные дети парами «гуляют» в «лесочке». На слова «в одиннадцать рычит», «волк» рычит. На слово «бежит» «волк» выскакивает и пытается схватить детей, убегающих в «дом». Пойманный ребенок будет «волком» В игре могут участвовать и несколько волков.
29. Кошки-мышки
Считалкой выбирают «кошку» и «мышку». Дети стоят в кругу, взявшись за руки: «мышка» в кругу, «кошка» за кругом. Все поют песенку. Затем «кошка» спрашивает: «Мышка дома?» Дети, стоящие в хороводе отвечают: «Она спит». Опять поется песенка. «Кошка» опять спрашивает: «Мышка дома?» Дети отвечают вначале «умывается», затем «причесывается». После каждого ответа поется песенка.
«Кошка» спрашивает: «Когда же она выйдет?» Дети в хороводе громко считают до 12-ти. «Кошка» старается проскочить в круг, а дети не пускают ее. Это происходит под пение детей. Если «кошке» удается попасть в круг, то «мышку» выпускают. Игра продолжается, пока «кошка» не поймает «мышку». (Вариант: некоторые дети в хороводе пропускают «кошку»).
30. В подвале
Дети ведут хоровод и с последним словом песенки останавливаются. Ребенок, стоящий в центре с завязанными глазами после окончания песенки идеи и дотрагивается до какого-либо ребенка в хороводе. Тот должен сказать «Пик!». Водящий должен его узнать. Если ответ неверный, то игра повторяется с прежним водящим, если ответ верный, то угаданный ребенок водит.
31. Жмурки
Дети, пританцовывая, ведут хоровод вокруг «жмурки», который стоит с завязанными глазами. После окончания песни все дети в хороводе стоят тихо. Повернувшись три раза, «жмурка» подходит к одному из детей и, гладя его по голове, по плечу, пытается угадать, кто это. Если ошибается — продолжает водить, если угадывает, то водит угаданный ребенок.
32. Стог сена
Дети идут по кругу вокруг «деда», который во 2-м куплете выводит в центр круга «бабку», в 3-м куплете «пса» и так далее. Начиная с 6-го куплета дети возвращаются в хоровод. В 10-м куплете в центре только «мышь», которой дети сначала аплодируют, а затем собираются вокруг нее в тесный кружок.
muzrookm@mail.ru
Не надо поздравленй, просто пишите письма
Источник