- П. И. Чайковский. «Баба-Яга»: ноты для фортепиано
- «Баба-Яга»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
- Чайковский Петр Ильич — Баба-Яга
- Модест Петрович Мусоргский — Избушка на курьих ножках (Баба Яга)
- Детский альбом, Чайковский
- Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
- Москва, П. Юргенсон, 1885—1896
- Приложение
- Наш первый фортепианный ансамбль
- В чем преимущества исполнения фортепианного ансамбля?
- Разучиваем «Бабу Ягу»
П. И. Чайковский. «Баба-Яга»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Баба-Яга» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Баба-Яга»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Чайковский Петр Ильич — Баба-Яга
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец — Илья Петрович Чайковский (1795 — 1880).
Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).
Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).
Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»
Источник
Модест Петрович Мусоргский — Избушка на курьих ножках (Баба Яга)
Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.
Источник
Детский альбом, Чайковский
Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
Москва, П. Юргенсон, 1885—1896
Приложение
Избранные пьесы «Детского альбома» с фразировкой, указаниями исполнения и аппликатурой в редакции Александра Буховцева (издание П. Юргенсона № 4112): Старинная французская песенка, Вальс, Болезнь куклы, Похороны куклы, Сладкая грёза, В церкви
Старинные ноты для фортепиано
Детский альбом, П. Чайковский, опус 39, посвящается Володе Давыдову
Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№ 3347), выпуск 1885—1896 гг.
1. Утренняя молитва — Prière du matin
2. Зимнее утро — Le Matin en hiver
3. Игра в лошадки — Le petit cavalier
5. Марш деревянных солдатиков — Marche des soldats de bois
6. Болезнь куклы — La Poupée malade
7. Похороны куклы — Enterrement de la poupee
9. Новая кукла — La Nouvelle poupée
10. Мазурка — Mazurka
11. Русская песня — Chanson russe
12. Мужик на гармонике играет — Le Paysan prélude
13. Камаринская — Chanson populaire
14. Полька — Polka
15. Итальянская песенка — Chanson italienne
16. Старинная французская песенка — Mélodie antique française
17. Немецкая песенка — Chanson allemande
18. Неаполитанская песенка — Chanson napolitaine
19. Нянина сказка — Le Conte de la vieille
20. Баба-Яга — La Sorcière
21. Сладкая грёза — Douce rêverie
22. Песня жаворонка — Le Chant de l’alouette
23. Шарманщик поёт — L’Orgue de barbarie
24. В церкви — À L’Église
«Детский альбом» Чайковского великолепен; пожалуй, это сочинение — лучшее, что создано для детей в фортепианной музыке. Кто играл в юные годы «Неаполитанскую песенку» и «Сладкую грёзу», тот знает, что такое настоящее счастливое детство! Впрочем, пьесы настолько замечательны и совершенны в художественном отношении, что их можно исполнять в любом возрасте.
Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).
В переписке Чайковского и Юргенсона есть интересный фрагмент по поводу «Детского альбома». В письме Петра Ильича (№ 44 от 10/22 декабря 1878 г.) из Флоренции читаем:
«Какой ты очаровательный человек! Два дня сряду получаю от тебя милые письма! Ноты получил и у ж а с н о доволен. Во-первых, издания отличные, а во-вторых, ошибок нет! Вот до чего мы с тобой дожили, душа моя! Оказывается, что если я тебя винил в опечатках по поводу прежних вещей, то был никто иной, как свинья, ибо ты в этом ни мало не виноват. Пока я мало обращал внимания на корректуры и действовал на основании знаменитого всероссийского принципа: «ничего, сойдёт!», сочинения мои кишели опечатками. Но стал я об этом больше хлопотать — и дело пошло лучше. Замечательно, что я не нашёл опечаток ни в концерте, ни в романсах, ни в детском альбоме. Ура! Мы побили немцев! Моё и Кашкинское сердце должны пылать кичливою гордостью! Нет, шутки в сторону — чудесные издания! Могу сделать только одно замечание. Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, но ничего, сойдёт, — детям будет занятно.»
К слову сказать, после прошедших художественных «ужасов» XX века можно не согласиться с Чайковским. На фоне так называемого «современного концептуального искусства», демонстрирующего полную деградацию человеческих чувств, «картиночки» «Детского альбома» выглядят совершенными шедеврами! Каждой пьесе соответствует один из рисунков на обложке; однако, пьес — 24, а рисунков — 23. Художник Степанов изобразил для двух номеров (Неаполитанская и Итальянская песенки) только один вариант — певца-итальянца с мандолиной (Неаполь ведь тоже — Италия!).
Источник
Наш первый фортепианный ансамбль
Возможно, для начинающих пианистов прозвучит странно, но многие педагоги начинают уроки с игры в паре с преподавателем или более старшим учеником. Есть масса произведений, переложенных для фортепианного ансамбля с таким учетом, что ученик-новичок будет играть более простую партию, а учитель – сложную. Часто такие пьески можно сыграть даже не зная как следует нот.
В чем преимущества исполнения фортепианного ансамбля?
Начинающий пианист ощущает всю полноту фортепианной партитуры, слышит ее полнозвучность и ощущает себя создателем этого чуда – он уже исполнитель. Особенно такое исполнение полезно детям – тогда ребенок верит в свои силы и вдохновляется уже с первых занятий.
Разумеется, педагог сначала поставит руки, покажет самые первые упражнения для фортепиано, а потом уже можно перейти к исполнению какого-нибудь простенького музыкального произведения.
Разучиваем «Бабу Ягу»
Если вы разучиваете пьеску с ребенком, то очень кстати будет какая-нибудь картинка известного фольклорного персонажа. Так музыкальные образы воспринимаются ярче, а само исполнение становится более понятным. Картинку лучше брать добрую и веселую, например, такую:
Полезно сочетать музыку и иллюстрации
А вот в нотах партия ученика детской пьески “Баба Яга” будет выглядеть так:
Пьеса для фортепиано “Баба Яга”
Обратите внимание, что в конце песенки стоит знак репризы – две черточки с двумя точками. Так обозначается знак повтора. Как только вы закончите играть, то надо тут же начать сначала и исполнить второй куплет. Если подзабыли, то можете посмотреть этот урок:
Реприза
Может кто-то спросит – а зачем здесь слова? Дело в том, что на первых порах удобнее пропевать песенку – так вы усвоите и ритм, и мелодию. Посмотрите, как расположены слова первого куплета – каждой нотке соответствует слог, и стрелочками показано, как следить за словами. Второй же куплет написан ниже и слоги уже «не бегают» под ноточки.
Теперь посмотрите, как оно будет выглядеть на клавиатуре. Каждый слог написан на той клавише, которая соответствует нужной ноте.
Слова песенки по слогам написаны на клавишах
Обратите внимание, что вторую часть куплета надо читать «по-арабски», то есть – справа налево. Кроме пропевания слов очень полезно эту же песенку пропевать нотами – так вы быстрее усвоите названия нот и их расположение на нотном стане и клавиатуре. С названиями нот эта же песенка будет выглядеть так:
Если вы внимательно посчитали нотки в песенке, то увидите, что их всего 4. Правда, можно сказать, что и 5 – нота ДО играется в разных октавах, то есть в разных местах. Нижняя – в первой октаве, она пишется на добавочной линеечке под нотным станом, с нее начинается песенка. А другая ДО – это уже вторая октава и пишется нота ДО между 3-й и 4-й линеечкой.
Ноты ДО первой и второй октав
Ну, а теперь посмотрите ноты песенки для фортепианного ансамбля, то есть здесь вы уже увидите партитуру для 4-х рук.
Фортепианный ансамбль для 4-х рук Баба Яга
А звучит это великолепие вот так. Для тех, кто не совсем понял, на чьи руки смотреть – слева руки преподавателя, а справа – ученицы. Все, что я вам рассказывала, разумеется, касалось партии ученика. А теперь, слушайте пьеску «Баба Яга»:
Источник