Баба яга ягу яга гитара

БАБА ЯГА

Советские песни 70-х 80-х под гитару
_ _
ВИА “Ариэль”
_ _
Текст песни, аккорды, разбор
_ _
Музыка
_ _
Слова

_ _ рекомендуемый рисунок:

(в тональности Am)


_
_ Am Am/C Dm6 E7

Am C
Ну и ветер свищет, ну и пурга,
Dm E7
Загрустила что- то Баба Яга.
Am E A7 Dm
Затушила свечку, забралась на печку,
_ C Dm E Am
Помело под ухо и сопит старуха,
_ F C E7 Am
Будто нос у ней не нос – а насос.

_ Am
Утром к ней Кощей Бессмертный приходил,
_ C A7
Злато серебро на лавке разложил,
_ Dm E7 Am F
Сыгранем в картишки или в шахматишки,
_ Dm E7 Am F
Но Яга Кощея вытолкала в шею,
Dm Am E7 Am
Ты чего пристал Кощей как репей.

_ Am
А намедни , Змей Горыныч зазывал,
_ C
Чуть трехглавый телефон не оборвал,
_ Dm E Am F
Все шипел на ушко, прилетай подружка.
_ Dm E Am F
Еле отбрыкалась, ступа мол сломалась,
Dm Am E7 Am
Неохота, к змею ей хоть убей.

_ Am
Ей бы к лешему веселому сгонять,
_ C
Чай с малиновым вареньем похлебать.
_ Dm E Am F
А потом на санки рощи да полянки,
_ Dm E Am F
Соснячки, дубравы, покатай кудрявый,
Dm Am E7 Am
Но не скинуть ног с печи хоть кричи.

Читайте также:  Юность под гитару кто поет

Am C
Ну и ветер свищет, ну и пурга,
Dm E7
Загрустила что- то Баба Яга.

Источник

Художник, создавший идею наборов Lego с Бабой-ягой и автозаком, показал концепт конструктора по мотивам «Деревни дураков»

Художник из Петербурга Артем Бизяев, создавший концепты наборов Lego по мотивам славянских сказок и с автозаком и протестующими, представил идею конструктора, вдохновленную рубрикой «Деревня дураков» украинского скетч-шоу «Каламбур».

Петербуржец показал в соцсетях, как бы выглядели Lego-версии Мужика, Бабы, Морячка-дурачка, медведя Миши и даже пчелы. Художник также воссоздал кухню из избы героев и бутылку самогона, без которого не обходилась почти ни одна серия.

«Это старая добрая история, все ее любят, и я ее люблю. Я в принципе собираю Lego-наборы по мотивам русской культуры. Да, это вполне себе русский код, наш культурный бэкграунд», — рассказал Бизяев «Подъему».

Специально для тех, кто не может жить без всратой пчелы: вот лучшее, что я смог построить из лего pic.twitter.com/CRv0Ilvm8y

Бизяев стал известен благодаря участию в проекте Lego Ideas. Он представил концепцию набора с Бабой-ягой, Василисой Прекрасной, котом Баюном и избушкой на курьих ножках. Всего за 16 часов идея набрала 10 тысяч голосов пользователей, необходимых для того, чтобы компания рассмотрела предложение. Итоги пока не подведены.

Источник

Художник, создавший идею наборов Lego с Бабой-ягой и автозаком, показал концепт конструктора по мотивам «Деревни дураков»

Художник из Петербурга Артем Бизяев, создавший концепты наборов Lego по мотивам славянских сказок и с автозаком и протестующими, представил идею конструктора, вдохновленную рубрикой «Деревня дураков» украинского скетч-шоу «Каламбур».

Петербуржец показал в соцсетях, как бы выглядели Lego-версии Мужика, Бабы, Морячка-дурачка, медведя Миши и даже пчелы. Художник также воссоздал кухню из избы героев и бутылку самогона, без которого не обходилась почти ни одна серия.

«Это старая добрая история, все ее любят, и я ее люблю. Я в принципе собираю Lego-наборы по мотивам русской культуры. Да, это вполне себе русский код, наш культурный бэкграунд», — рассказал Бизяев «Подъему».

Специально для тех, кто не может жить без всратой пчелы: вот лучшее, что я смог построить из лего pic.twitter.com/CRv0Ilvm8y

Бизяев стал известен благодаря участию в проекте Lego Ideas. Он представил концепцию набора с Бабой-ягой, Василисой Прекрасной, котом Баюном и избушкой на курьих ножках. Всего за 16 часов идея набрала 10 тысяч голосов пользователей, необходимых для того, чтобы компания рассмотрела предложение. Итоги пока не подведены.

Источник

Баба-Яга – добрая богиня или злая старуха?

В наше время многие народные русские праздники не обходятся без участия сказочных персонажей. В борьбе добра со злом вторую сторону неизменно представляют ярчайшие личности славянского фольклора, причём их “царицей” заслуженно можно назвать Бабу-Ягу.

Она неизменно подаётся как воплощение коварства, хитрости и самых недобрых умыслов. Но каковы же истоки образа этой героини сказок и преданий? Была ли Баба-Яга злой изначально? И что может означать её необычное имя? Давайте разберёмся в “биографии” самой известной сказочной дамы.

Тайны имени

Имя Бабы-Яги является одной из главных загадок, которые история задаёт фольклористам. Уж сколько языковеды бились над её разгадкой, версий по-прежнему масса, а аргументов в пользу какой-либо из них крайне мало.

Макс Фасмер, известный русский и немецкий лингвист предполагал, что истоки этого названия стоит искать в славянских языках. Не секрет, что существовало праславянское слово “ега, что значило “ужасный, жуткий”. В современных языках славян также можно встретить подобные определения. Согласитесь, чешское слово “езинка” и польское “едзя” имеют некоторое созвучие с именем Бабы-Яги. В переводе эти названия означают “лесная ведьма”.

Яга – лесная ведьма / © SMIRNOV SCHOOL / smirnovschool.artstation.com

Английский путешественник Джайлс Флетчер в своём труде «О государстве русском» рассказывает, что узнал, будто в Пермском крае самоеды поклоняются некой “золотой или бабе-яге”. Правда, приехав на указанное место, англичанин так ничего и не увидел.

Возможно, это были просто байки, а может, иностранцу местные жители не хотели демонстрировать изваяние своей Бабы-Яги. Но если второй случай верный, то возникает вполне логичный вопрос: зачем поклоняться лесной нечисти, сказочной старухе со злым характером и одной костяной ногой? Дело в том, что изначально Баба-Яга таковой вовсе не была, и открывает нам это старинный славянский фольклор.

Баба-Яга ворует детей / © Alexander Shatohin / manusmortis.artstation.com

Баба-яга – богиня

Бабу-Ягу называли по-разному. У одних племён именовалась она Ягишной, другие же “окрестили” её Ягой-Ягишней. Она принадлежала к древнейшим славянским богиням. Конечно, у каждого бога существовала своя сфера покровительства.

Что касается Бабы-Яги, то это была смерть. Её представляли суровой женщиной со змеиным хвостом. Она стояла на входе в потусторонний мир, следя за порядком в обители мёртвых.

Надо признать, что выглядела та самая, мифологическая Баба-Яга гораздо страшнее, нежели её сказочный аналог. Исследователь М.Забылин в своих работах называет её адской богиней, которой люди приносили кровавые жертвы, надеясь задобрить грозную покровительницу.

Причём речь о костяной ноге в преданиях заходит неспроста. Это – не увечье богини, а символ её единства в двух мирах. Одной ногой она стоит в царстве живых, а другой, костяной, находится там, где обитают лишь души умерших людей.

Баба-Яга – богиня смерти / © . Irnyo / felipeirnyo.artstation.com

Функции Бабы-Яги

Несмотря на жуткое описание и место обитания Бабы-Яги, её изначальный образ не стоит демонизировать. Она не убивала людей, не переносила их в мир мёртвых, не стремилась погубить кого-либо. Славяне верили, что Смерть передаёт Бабе-Яге тех, кому пора уходить в иной мир. Сама же Ягишна являлась оплотом порядка в своём царстве.

Она следила, чтобы в царство мёртвых попадали лишь умершие, а обратно никто из духов не мог выйти. С одной стороны, это нарушало мечты и желания многих людей. Но, с другой. представьте, что было бы, если бы в мёртвом царстве не было порядка, а царил лишь хаос, причём умершие свободно перемещались бы в разных мирах. Именно от этого “апокалипсиса” и берегла мир Баба-Яга.

Баба-Яга лесной авторитет на страже порядка / © Polina Bakalina / polinarte.artstation.com

Какая она – сказочная Яга?

Со временем образ богини смерти претерпел трансформацию. Сначала её стали называть Хозяйкой леса, указывая на покровительство лесным птицами зверям. В дальнейшем она и вовсе превратилась в сказочную старуху.

Нрав её нельзя назвать добрым, однако крайне редко она достигает своей скверной цели. Если вы знакомы хотя бы с десятком русских народных сказок, то наверняка знаете, что в них Баба-Яга может вести себя по-разному. Фольклористы выделяют три сказочных образа Бабы-Яги:

  • Злая ведьма. В такой ипостаси Баба-Яга ворожит, похищает детей, порой может навредить людям.
  • Хранительница. Этот вариант указывает на обладательницу чудесных сокровищ, например, Меча-кладенца. Завладеть ценностями, что хранятся у Бабы-Яги непросто, причём хитрость и коварные планы героев она сразу распознаёт.
  • Дарительница. Эта Яга всегда помогает положительным персонажам. Она и приютит, и баньку растопит, и кушанья на стол подаст. Ведёт она себя как приветливая хозяйка. Узнав, что гостя что-то тревожит, она всегда даёт ценный совет или полезный предмет.

Яга – хозяйка леса / © Alena KuzminykhPRO / alicetwon.artstation.com

Как видите, только один из трёх образов является негативным, причём встречается он значительно реже остальных. Но даже в этом случае Яга показана истинной “ведьмой” (“ведающей”).

Ей известны тайны мироздания, она осведомлена о местах обитания самых невероятных существ, а всё живое в лесу находится в её подчинении. Баба-Яга – обладательница и хранительница всех сокровищ, что находятся на подвластной ей территории.

Ягишна и её главный помощник Василий / © Edward Halmurzaev / edwardhalmurzaev.artstation.com

Напоследок хочу вспомнить одну старинную загадку. Звучит она так: “Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит”. Речь, конечно, идёт не о мифической богине или героине сказок, а о сохе, которой обрабатывают землю. Однако слова “БабаЯга”, да ещё и в таком контексте указывают, что славянские народы не боялись, а уважали эту неординарную старушку. Да и сами сказки открывают нам, что вряд ли завершились счастливо, если бы не помощь “злой” Бабы-Яги.

Источник

Ни в одной мифологии мира не найти образа, подобного русской Бабе-Яге или древнее её

Едва ли Георг де Мильё, сын французского инженера-мостостроителя, воспитывавшийся в московской роскоши и с детства грезивший о театре, мог предположить, что прославит его не роль Цезаря, Вольтера или хотя бы Мефистофеля, а старуха из русских сказок. Однако именно так сложилась судьба легендарного Георгия Милляра. И это неслучайно, ведь образ Бабы-Яги и впрямь стоит особняком во всей мифологии человечества, отличаясь особой живучестью!

Баба-Яга — ведьма из сказок

Блистательная актёрская работа Милляра надолго останется для всех классическим обликом Бабы-Яги. Между тем, образ этот далеко не всегда согласуется с тем, что написано в народных сказках. Там Баба-Яга, хоть и горбатая, но очень крупная старуха, да и части тела у неё, порой, гипертрофированы (например, нос перекинут через специальный шест, протянутый поперёк её избы – неудивительно, что она всё чует).

Сказка, как известно, ложь, да в ней намёк. Более того, как считают многие учёные, в народном фольклоре как в зеркале отображается не только мифология, но и подлинная история. Крупнейшие исследователи русских сказок выделяли в образе Бабы-Яги вполне конкретные и очень древние черты.

Допустим, её избушка на курьих ножках, которая поворачивается передом то к лесу, то к герою, является своего рода переходом из мира живых в мир мёртвых (дремучий лес) и обратно. Неслучайно некоторые народы (в том числе и славянские) устраивали специальные дома для покойников и ставили их поверх высоких пней с выглядывающими из земли корнями, похожими на куриные ноги.

В таком контексте Баба-Яга становится привратником между мирами, в обязанности которого входит не только впускать или выпускать туда-сюда героев, но и проверять достойны ли они совершить это путешествие. Поэтому ведьма и устраивает героям испытания и по этой же причине вокруг её дома так много костей и прочих частей тела тех, кто оказался недостаточно крепок телом и духом, чтобы пройти проверку.

В реальности Баба-Яга, очевидно, была жрицей, которая проводила обряды инициации. Кроме того, в её избушке много всяких трав и прочих народных лекарств. Это наводит на мысль, что она была ещё и знахаркой, то есть лечила больных. Неслучайно до XX века у крестьян дожил древний обряд перепекания младенцев, заключавшийся в сажании ребёнка на лопату и засовывании на время в печь – точь-в-точь как в сказках о Бабе-Яге.

Что говорит о древности этого образа?

Есть в легендах о Бабе-Яге одно обстоятельство, которое заставляет задуматься. Почему все эти функции в славянской мифологии возложены на женщину? Греческий Харон, кельтский Огмиос, индуистский Яма, инуитский Ангута – все мужчины. Очевидно, разгадка в том, что образ Бабы-Яги восходит ещё ко временам матриархата.

Действительно, в патриархальном мире сложно представить ситуацию, в которой женщина будет устраивать испытания для мужчин. К тому же иногда в сказках к Бабе-Яге попадали и девушки, но всегда непростые: либо они были одарены красотой, либо происходили из знатной семьи, либо отличались какими-то особыми навыками. По всей видимости, каждая из них могла претендовать на место новой владычицы рода и таким образом и происходило «назначение».

Ввиду особой древности преданий о Бабе-Яге, в этом образе явно прослеживается сразу несколько начал, каждое из которых, вероятно, прежде было отражением какого-то отдельного явления. Отсюда у сказочной старухи такой переменчивый нрав: то она буйная, вздорная и незнающая пощады, то милосердная и приходящая на помощь героям, то старая и немощная, то вовсю орудующая мечом, что говорит об огромной физической силе.

Поиски аналогов в других культурах, основанные на одном лишь созвучии имён, могут привести любителей «народной этимологии» к совершенно бредовым выводам, но ясно одно: образ Бабы-Яги значительно старше того языческого пантеона, что сложился у древних славян ко времени правления Владимира Красно Солнышко.

Вероятно, он восходит ещё к образам богинь праматерей, которые были во многих культурах, но почти везде оказались «на обочине» пантеона: Гея в древней Греции, Намму у шумеров и т.д. Большинство из них известны сейчас лишь узкой прослойке специалистов, эти образы не встретить в кино, литературе и на прочих просторах массовой культуры. А вот Бабе-Яге, как настоящей русской женщине, и в этот раз посчастливилось уцелеть, сохранив для современных людей отголосок тех далёких эпох!

Источник

Оцените статью