Бах фуга фа диез минор 1 том ноты

И.С.Бах ХТК I том Фуга фа-диез минор

Фуга fis-moll I — яркий пример однотональной фуги: здесь все проведения темы изложены в тональности fis-moll и подчиненной ей cis-moll. Эта особенность фуги в данном случае связана с тою же стилистической чертой творчества Баха, о которой неоднократно упоминалось ранее типичной для воплощения сосредоточенно-скорбного эмоционального состояния особой концентрацией минора, чуждающегося тонального расцвечивания. Тональное развитие имеется, конечно, и в этой фуге; сами проведения тем насыщены внутритональными отклонениями, играющими исключительно важную роль в развитии образного содержания. Но преимущественно тональное развитие осуществляется в интермедиях. Структура целого — фуга с разработкой в третьей четверти.

Первая масштабная фаза данной фуги не содержит ни дополнительных проведений, ни контрэкспозиции, т. е. состоит только из одной экспозиции. Последняя же имеет важную особенность: четвертое проведение в ней, окруженное интермедиями звучит как относительно обособленный раздел: это как бы первый этап развития музыкального материала. Вступление обращенного варианта темы после полного совершенного каданса содействует разграничению частей. Разработка и реприза, объединенные общей тональностью, образуют вместе вторую фазу фуги, масштабно почти точно совпадающую с первой (19 1/2 тактов — 20 1/2 тактов).
Следует отметить, что появление обращенного варианта темы в начале разработки не случайно. Интонационная его подготовка осуществляется уже в противосложении ко второму проведению темы (это— удержанное противосложение) и завершается во втором разделе составной интермедии перед разработкой (см. такты 18—19).
Вторая масштабная фаза расчленена посредством полного совершенного каданса в cis-moll, благодаря чему реприза выделяется в самостоятельную часть.
Интересная особенность фуги заключается в том, что она в целом представляет собой единую волну звуковысотного развития с длительным и напряженным, преодолевающим «мелодическое сопротивление», восхождением и более быстрым, но не менее напряженным спадом.
Легко убедиться, что звуки, составляющие волну, представляют собой звукоряд главной тональности с альтерированными ступенями, начинающийся и завершающийся основным тоном тоники. Это — важная закономерность, в большой мере способствующая восприятию произведения, как концентрирующего в себе только одну тональность — fis-moll.
Перейдем теперь к рассмотрению тех разновидностей фуги с разработкой в третьей четверти, которые характеризуются признаками старинной двухчастной формы, возможно, с элементами сонатности.

Читайте также:  Maison francis kurkdjian aqua universalis ноты

Источник

Оцените статью