Бах хоралы для органа ноты
Цвета радуги :
=Главная страница
=О счастье размышления
=Рисунки добавил много новых акварелей
=Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует.
=Фотографии 2004 . 2008 годы
=Любимые книжки то, что нравится читать
= Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
=Ссылки Интернет, видео, музыка, ноты, радио, аудиокниги, софт.
=Написать письмо
Органные хоральные прелюдии
\ Вернуться к Баху. См так же Избранные органные сочинения
Из сборника Хоральные прелюдии Транскрипция для ф-п. Ред. Гончарова. Bach-Horal_preludii-DliaFP.djvu
4 Erstanden ist der heilge Christ D-dur BWV 628 16
8 Das alte Jahr vergangen ist» BWV 614 . 24
10 Christ Unser Herr, Zum Jordan Kam BWV 684 33
12 Трио Ре Минор 44
13 Прелюдия Ля Минор 50
14 Органная Соната До Мажор Ларго 58
Книжка : Две прелюдии обработка Кабалевского и Мержанова 1954 год. Bach-Horal_preludii-Merzanova-Kabalev.djvu
Прелюдия Обработка Мержанова В. 2 Прелюдия и фуга для органа. Обработка Кабалевского. 3 Очень хорошо
Органные хоральные прелюдии, обработка Ильина.
1 стр01 2 стр04 3 стр06 стр6 4 стр07 5 стр09 6 стр10 7 стр11 8 стр19 9 стр20 10 стр23 11 стр29 12 стр30 Bach-Horal_preludii-Ilin.djvu
Bach-Choral-preludes-056-125.djvu
I. Allein Gott in der Hoh’s sei Ehr’ (BWV 663) 56
2. Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr’ (BWV 711) 63
3. Allein Gott iu der Hoh’ sei Ehr’ (BWV 662) 68
4. An Wasserflussen Babylon (BWV 653) 73
5. Ein feste Burg ist unser Gott(BWV720) 79
6 Von Gott will ich nicht lassen (BWV 658) 85
7. Wer nun den lieben Gott labt walten (BWV 647) 90
8. Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter (BWV 650) 93
9. Trio super: Herr Jesu Christ, dich zu uns wend’ (BWV 655) 99
10. Jesus Christus, unser Heiland (BWV 665) 106
11.Nun komm’ der Heiden Heiland (BWV 659) 111
12. Ach,bleib’ bei uns, Herr Jesu Christ (BWV 649) 115
13. Fantasia super: Valet will ich dir geben (BWV 735) 120 — 125
Источник
Хоральные прелюдии: I. `Органная книжечка` (1713-15), BWV 599-644
Advent
1. Nun komm` der Heiden Heiland, BWV 599 (A minor)
2. Gott, durch deine Güte, BWV 600 (F major)
sometimes known as `Gottes Sohn ist kommen`
3. Herr Christ, der. Читать дальше
Advent
1. Nun komm` der Heiden Heiland, BWV 599 (A minor)
2. Gott, durch deine Güte, BWV 600 (F major)
sometimes known as `Gottes Sohn ist kommen`
3. Herr Christ, der einge Gottessohn, BWV 601 (A major)
sometimes known as `Herr Gott, nun sei gepreiset`
4. Lob sei dem allmächtigen Gott, BWV 602 (D minor)
Christmas
5. Puer natus in Bethlehem, BWV 603 (G minor)
6. Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604 (G major)
7. Der Tag, der ist so freudenreich, BWV 605 (G major)
8. Vom Himmel hoch, da komm ich her, BWV 606 (D major)
9. Vom Himmel kam der Engel Schaar, BWV 607 (G minor)
10. In dulci jubilo, BWV 608 (A major)
11. Lobt Gott, ihr Christen, allzugleich, BWV 609 (G major)
12. Jesu, meine Freude, BWV 610 (C minor)
13. Christum wir sollen loben schon, BWV 611 (E minor)
14. Wir Christenleut`, BWV 612 (G minor)
New Year
15. Helft mir Gottes Güte preisen, BWV 613 (B minor)
16. Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614 (A minor)
17. In dir ist Freude, BWV 615 (G major)
Feast of the Purification
18. Mit Fried’ und Freud’ ich fahr’ dahin, BWV 616 (D minor)
19. Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf, BWV 617 (A minor)
Lent
20. O Lamm Gottes, unschuldig, BWV 618 (F major)
21. Christe, du Lamm Gottes, BWV 619 (F major)
22. Christus, der uns selig macht, BWV 620 (A minor)
23. Da Jesus an dem Kreuze stund, BWV 621 (A minor)
24. O Mensch, bewein’ dein’ Sünde groß, BWV 622 (E-flat major)
25. Wir danken dir, Herr Jesu Christ, BWV 623 (G major)
26. Hilf, Gott, daß mir`s gelinge, BWV 624 (G minor)
Easter
27. Christ lag in Todes Banden, BWV 625 (D minor)
28. Jesus Christus, unser Heiland, BWV 626 (A minor)
29. Christ ist erstanden, BWV 627 (D minor)
30. Erstanden ist der heil’ge Christ, BWV 628 (D major)
31. Erschienen ist der herrliche Tag, BWV 629 (D minor)
32. Heut’ triumphiret Gottes Sohn, BWV 630 (D minor)
Pentecost
33. Komm, Gott Schöpfer, Heiliger Geist, BWV 631 (G major)
34. Herr Jesu Christ, dich zu uns wend’, BWV 632 (F major)
35. Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 633 (A major)
36. Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 634 `distinctius` (A major)
Preludes based on Catechism hymns
37. Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, BWV 635 (C major)
38. Vater unser im Himmelreich, BWV 636 (D minor)
39. Durch Adam’s Fall ist ganz verderbt, BWV 637 (A minor)
40. Es ist das Heil uns kommen her, BWV 638 (D major)
Miscellaneous
41. Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 (F minor)
42. In dich hab’ ich gehoffet, Herr, BWV 640 (E minor)
43. Wenn wir in höchsten Nöthen sein, BWV 641 (G major)
44. Wer nur den lieben Gott lässt walten, BWV 642 (A minor)
45. Alle Menschen müssen sterben, BWV 643 (G major)
46. Ach wie nichtig, ach wie flüchtig, BWV 644 (G minor)
Источник
И.С. Бах — Избранные хораллы — ноты для хора
Сборники, песенники с нотами
для вокала в pdf
Хоровые произведения
И.С. Бах
Избранные хораллы
для смешанного голоса без сопровождения
составитель П. Левандо
«Музыка», 1985г.
номер 3062
(pdf, 4 Мб)
Хоралы И. С. Баха (1685—1750)— при всей их внешней скромности — являют собой в хоровом наследии композитора яркий и своеобразный образец мастерства хорового письма. Они могут служить своего рода школой, позволяющей на материале самой высокой «пробы» последовательно решать задачи обучения и воспитания дирижера хора, хорового певца, композитора, осваивающего возможности хоровой фактуры.
В настоящем издании составитель стремился представить учебные и исполнительские задачи по возможности разнообразно. Последовательность хоралов учитывает определенное усложнение задач в отношении музыкально-образного содержания, композиционной структуры, ритмической организации, фактуры. Ряд хоральных мелодий приводится в различных гармонизациях и с различными текстами (№ 6, 7 и 8; 12 и 13; 22 и 23). В конце помещены два пятиголосных хорала (остальные хоральные гармонизации Баха — их опубликовано 389 — четырехголосны).
Работа над хоралами Баха ставит перед исполнителем ряд специфических проблем, требующих внимательного подхода, тщательного исполнительского осмысления.
Важно обратить внимание на необходимость правильного понимания содержания хоралов — как музыкального, так и поэтического. Известно, что хоральные мелодии «в своих истоках восходят к немецкой народной песне, а частично к чешской (гуситской), даже французской (гугенотской). Бах вернул народу обогащенными мелодии, которые некогда из светских были превращены в духовные, обогатил же их высокоразвитым гармоническим и полифоническим мышлением»1. Мелодии эти обычно очень просты. В хоровых обработках Баха они всегда помещены в партии сопрано (дискантов2).
При обработке хоралов Бах исходил не только из специфически музыкальных особенностей мелодии, но и из поэтического смысла слов. Именно он и первую очередь определял выбор музыкально-выразительных средств. Сострадание и любовь, надежда, горе и радость, устремленность к духовному совершенству, преклонение перед величием мироздания и упование на мир, — эти понятные всем, общечеловеческие переживания я чувства, о которых повествуют тексты хоралов, стимулировали музыкальную фантазию композитора и запечатлелись в его обработках. Известно свидетельство ученика Баха о том, что и сам композитор считал необходимым такое исполнение хоралов, которое сообразовалось бы с «аффектом слов».
Глубокое образное музыкально-поэтическое содержание хоралов выявляется при пластичном овладении формой и исполнительском осмыслении особенностей хоровой фактуры. Достичь цельности и органичности формы при исполнении баховских хоралов не просто. Лаконизм и относительная композиционная простота этих хоровых миниатюр, чаще всего имеющих песенную двухчастную структуру, еще не гарантируют дирижеру легкости их исполнительского воплощения (даже при условии высокого вокально-технического мастерства хора). Оно осложняется, в частности, характерной расчлененностью фраз, создаваемой ферматами. Следует иметь в виду, что трактовка фермат в баховских хоралах предполагает тонкую дифференциацию. Так, ферматы, обозначающие концы фраз, часто говорят не об увеличении длительности, а как бы заменяют цезуры , — особенно если ими помечены относительно долгие длительности, которые уже сами тормозят движение. Здесь, как правило, не требуется продление остановки (см. № 5, 11, 16, 18 и Др.) — На коротких же длительностях в концах фраз задержка бывает необходимой (см. № б, 12, 17 и др.). Все определяется характером самой музыки, логикой ее развертывания и логикой, осмысленностью исполнительской интерпретации.
Тем же следует руководствоваться и при решении проблем темпа и динамики, обозначения которых у Баха отсутствуют (одно из редких исключений— № 18). Сама музыка подсказывает исполнителю естественное для нее движение и степень динамического насыщения.
Большинство хоралов требует спокойно-умеренного темпа — именно умеренного, а не медленного (по свидетельству современников, очень медленных темпов Бах не любил), чтобы не терялось ощущение бнутренней ритмической пульсации. Это не Lento, но и не подчеркнутое Moderato, а скорее Andante или Andantino. Но очевидно, что в отдельных случаях возникают иные темповые решения: например, светлый, возвышенный характер «Hilf deinem Volk. » (№ 1) ассоциируется с Largo, активно-призывные интонации «Herrscher ьber Tod und Leben» (№ 20) диктуют Allegretto и т. п.
При однородном ритме хоровых голосов и достаточно подвижном темпе четырехдольный размер иногда может трактоваться как двухдольный (alla breve — например, № 16, 24). И наоборот, сложная и разнообразная ритмическая организация в медленном темпе допускает трансформацию того же размера в восьмидольный (дирижирование «на восемь» — например, № 19).
Пристального внимания дирижера требует осмысление ритмической структуры баховских партитур. Аккордово-гармонический в своей основе склад хоралов в то же время отчетливо полифоничен. Ритмические несовпадения мелодических линий по вертикали ставят дирижером нелегкую техническую задачу управления ритмом каждого из голосов, развивающихся достаточно самостоятельно (особенно это касается мелких длительностей восьмых, шестнадцатых, которые появляются и разных голосах иенериодично, разновременно, как бы «незаирограммиронанно».
Синтез темповых и метроритмических факторов рождает дирижерско-иеполнител ьекую агогику. Применительно к хоралам Баха ей следует быть строгой, сдержанной. Недопустимы излишняя детализация, темповая и ритмическая неровность. Традиционное ritenuto в конце и тактичное подчеркивание отдельных кадансовых оборотов (возможно дробление долей) — этим, пожалуй, ограничиваются аттические требования при исполнении баховских хоралов. Однако сказанное не исключает проявления в каждом конкретном случае индивидуальных агогических решений. Звуковедение — всегда iegato (иногда с тенденцией к tenuto или, реже, marcato). Динамика умеренная (mp, тf), тихая (р, рр), реже громкая (mf, f — не более), полностью исключающая даже минимальную форсировку звука.
Наконец, следует указать на характерную особенность фактуры хоралов: в них от начала до конца почти всегда сохраняется туттийная звучность (исключение составляют № 11, 16, 20, 22, 24, где более развитое полифоническое изложение приводит к кратковременным отключениям отдельных хоровых партий или групп). Такая частичная ограниченность не приводит, однако, к фактурному однообразию благодаря исключительно прихотливой внутренней структуре хорового многоголосия. Это весьма неоднородно трактуемое четырехголосное (в двух случаях — пятиголосное) изложение с активно и дифференцированно развивающимися хоровыми голосами.
Анализ диапазонов хоровых партий в баховских хоралах позволяет выявить любопытную закономерность, имеющую существенное значение для характеристики хоровой звучности: подвижность и использование темброво-регистровых возможностей партий последовательно возрастают от верхнего голоса к нижнему. Эта характерная общая черта бахов-ской хоральной фактуры в ряде случаев особо наглядна (например, в № 13 диапазон сопрано — квинта, альтов — септима, теноров — октава, басов — дуодецима; в № 16 соответственно октава, нона, децима, ундецима и т. п.). В связи с этим хоралы предъявляют к вокальным возможностям мужского состава хора достаточно высокие требования. В то же время специальное внимание следует обратить на выявление тембровых возможностей сопрано, в условиях ограниченного диапазона исполняющих основной тематический материал.
Многие хоралы Баха входят в его кантаты, пассионы, мотеты. Их исполнение, как правило, сопровождается традиционной инструментальной поддержкой (basso continuo и инструменты, дублирующие вокальные голоса). В то же время не исключена возможность пения хоралов и без сопровождения (на это, в частности, указывал А. Швейцер), особенно когда они исполняются как самостоятельные концертные номера. Такая тенденция наблюдается в современной исполнительской практике.
В настоящем издании все хоралы публикуются не в традиционном клавирном двухстрочном изложении, а в четырехстрочном. Это способствует более полному и рельефному изложению особенностей партитуры, оттеняет ее «хоровое начало». Такое изложение находится в полном согласии с определенными требованиями Баха-педагога, который, по свидетельству его сына Филиппа Эмануэля, все четыре голоса хорала трактовал как мелодические и в работе с учениками для наглядности «требовал, чтобы каждый из голосов писался на отдельном нотном стане». Партитурная запись облегчает исполнителю овладение всеми деталями образцового баховского голосоведения.
Основным источником для настоящей публикации послужило издание: Johann Sebastian Bach. 389 Choralgesдnge, hrsg. von B. F..Richter. Leipzig
П. Левандо
- 1. Hilf deinem Volk. BWV 119, N9
- 2. О Traurigkeit, о Herzeleid! BWV 404
- 3. Alleluja, Alleluja. BWV 66, N б
- 4. Was bist du doch, о Seele, so betrьbet. BWV 424
- 5. Erhalt uns in der Wahrheit. BWV 79, N 6
- 6. О grosse Lieb’, о Lieb’. BWV 245, I. N 7
- 7. Herzliebster Jesu. BWV 244, N 3
- 8. Ach, grosser Kцnig. BWV 245. II, N 27
- 9. Was mein Gott will. BWV 244, N 31
- 10. Lobt Gott. BWV 375
- 11. Christus, der ist mein Leben. BWV 282
- 12. Die Sund’ macht Leid. BWV 40, N 3
- 13. Seid froh, dieweil. BWV 248, III, N 35
- 14. Wie soll ich dich empfangen. BWV 248, I, N 5
- 15. Ich bin ja, Herr, in deiner Macht. BWV 345
- 16. Lob und Preis. BWV 10, N 10
- 17. Soll’s ja so sein. BWV 48, N 3
- 18. Drauf schliess’ ich mich in deine Hдnde. BWV 229
- 19. Ich armer Mensch. BWV 179. N 6
- 20. Herrscher ьber Tod und Leben. BWV 8, N 6
- 21. Verleih’ uns Frieden gnдdiglich. BWV 42, N 7
- 22. Weg mit allen Schдtzen. BWV 227, N 7
- 23. Unter deinen Schirmen. BWV 227, N 3
- 24. Welt, ade! Ich bin dein mьde. BWV 27, N 6
Источник