Бах инвенция ля минор для двух гитар

Bax.GuitarBlokNot.ru

Ноты произведений великого композитора И.С. Баха и его современников в обработке для классической гитары

1. Инвенция ля минор (отрывок).

Первым произведением в этом разделе решил разместить отрывок из красивого произведения композитора, который называется «Инвенция ля минор«. Я обработал эту вещь для гитары с учебной целью, упростив басовый голос до обыкновенной, аккомпанирующей роли, но в оригинале, конечно, ему отведено такое же главенствующее значение, как и первому голосу.

Эта инвенция известна гитаристам, потому что обработок ее существует много, как для одной гитары, так и для дуэта. С полной гитарной версией инвенции мы еще познакомимся позже, когда достигнем определенных высот гитарного исполнительства.

Для того, чтобы получить нормальный размер нотного примера для чтения и разучивания, нужно всего лишь щелкнуть мышкой по картинке и она откроется в отдельном окне в более крупном и разборчивом плане.

В нотах я полностью проставил над каждой нотой аппликатуру правой руки и в отдельных местах — еще и аппликатуру левой руки (она указана под табулатурой арабскими цифрами в кружочках).

Старайтесь не очень спешить с темпом, но и не затягивайте (учить нужно начинать медленно, но в конце-концов, пьеса довольно быстрая и поэтому играть ее нужно в темпе, указанном в нотах).

В первом и втором тактах имеются указатели акцента (выделения), обозначенные знаком > над нотой. Придерживайся акцентов и далее (почувствуйте сами мелодию, ведь акценты дальше не проставлены).
Рекомендую перед разучиванием прослушать МИДИ ИНВЕНЦИИ ЛЯ МИНОР.

Читайте также:  Как переносить гитару зимой без чехла

Источник

Жизнерадостное «изобретение» Баха No.13

Инвенция — означает «находка», «выдумка», «изобретение». Это небольшая пьеса полифонического склада, двух- или трёхголосная. Такой термин впервые применил композитор Клеман Жанекен в XVI веке.

А самые известные инвенции в мире сочинил Иоганн Себастьян Бах.

При этом сам Бах назвал инвенциями только 15 своих двухголосных пьес. А 15 трёхголосных пьес Бах назвал симфониями, или фантазиями. В одном из своих рукописных сборников он сгруппировал их попарно — то есть их так и предполагалось исполнять.

Название остроумное — эти пьесы Баха действительно очень изобретательны. Он писал их для учеников в качестве упражнений, стремясь подготовить к более сложной полифонической музыке и показывая приёмы певучего и чёткого исполнения разных мелодических голосов. Это вроде бы учебные пьесы, но инвенции и симфонии Баха — настоящие шедевры.

Двухголосная инвенция No.13 ля минор — одна из самых жизнерадостных. Она звучит в мини-сериале «Динотопия», снятом студией Уолта Диснея в 2002 году. Под эту музыку гениальный стенонихозавр-полиглот Зиппо размышляет и что-то сочиняет. Светлая изящная инвенция Баха добавила этой сцене и всему фильму ещё больше очарования.

Спасибо, что дочитали! Если понравилось — ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и в Яндекс Эфире , а также в Telegram , чтобы не пропустить новые публикации и новые видео!

Источник

Бах инвенция ля минор для двух гитар

Краткое описание работы: Исполнительский анализ «И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор».

Мартехина Галина Анатольевна,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

Исполнительский анализ

«И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор».

Иоганн Себастьян Бах – это имя известно всем музыкантам, всем культурным людям и любителям музыки. Творчество этого великого немецкого композитора, органиста, педагога относится к первой половине XVIII века и принадлежит эпохе барокко. Его многочисленные произведения представляют собой подлинные шедевры музыкального искусства, являются вершиной жанра полифонии. Полифония, особый вид многоголосия в музыке, основан на одновременном звучании двух и более мелодических линий. Произведения И.С. Баха отличаются богатым образным содержанием, мелодической гибкостью тем, ритмическим разнообразием, богатством штрихов. Автор сумел выразить в них целую палитру эмоциональных оттенков и состояний.

Работа над полифоническими произведениями является обязательной в обучения фортепианному исполнительскому искусству и незаменима для гармоничного развития музыканта, для его подготовки к исполнению произведений любых жанров. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого пианиста развитие полифонического мышления и владения полифонической фактурой. Знаменитые сборники для клавира И.С. Баха «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции» и Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» предназначены для пианистов разного возраста от начинающих до концертирующих исполнителей. Многие из них были написаны Бахом в педагогических целях для своих детей и учеников и теперь непременно входят в фортепианный репертуар музыкальных учебных заведений.

Бах написал 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций, замечательных образцов имитационной полифонии, объединённых в сборник. Существуют его различные редакции. В детских школах искусств используют преимущественно редакцию Ферруччо Бузони.

Одной из наиболее популярных можно назвать двухголосную инвенцию ре минор, яркое, техничное произведение для средних классов. Инвенция написана в трехчастной форме с кодой: экспозиция (17 тактов), разработка (20 тактов), реприза (11 тактов) и кода (4 такта). Каждая часть заканчивается каденцией. Экспозиция начинается в основной тональности ре минорl, а завершается в параллельном фа мажоре, который продолжается в разработке, заканчивающейся в ля миноре, тональности доминанты. В начале репризы появляется субдоминантовая тональность соль минор, затем возвращается ре минор.

Двухтактовая тема в первом проведении представлена одноголосно, как и во многих других инвенциях. Тема имеет яркий образно-интонационный характер. Сначала гаммообразный пассаж стремительно устремляется вверх, потом внезапно падает вниз на уменьшенную септиму с гармонической седьмой ступенью, что придает ей большую напряженность. Затем скачок вверх, который заканчивается таким же стремительным движением вниз.

В третьем такте тема звучит в нижнем голосе в той же тональности. В это же время в первом голосе тему подхватывают острые, цепкие восьмушки противосложения и настроение становится еще более возбуждённым и энергичным. Затем тема повторяется в первом голосе и в той же тональности.

Развивая тему, Бах часто берет ее выразительный элемент или мотив и создает на его основе непрерывное развитие. В этой инвенции — это поступенное построение, взлет и падение на септаккорд. Начиная с 7-го такта, мотивы в инвенции идут со слабой доли такта на сильную. В этом случае они называются ямбическими. Диалог между мотивами в 7-10 тактах в верхнем голосе и затем в 11-16 тактах в нижнем голосе приводят к каденции. Используя нисходящую секвенцию, Бах смягчает напряженность, уводя в светлый Фа мажор. Надо отметить, что здесь проявляется одна из особенностей баховского стиля, когда кульминация раздела сливается с кадансом.

Музыка Баха сложная, написанная по строгим законам и правилам той эпохи. Её изучение — серьезный этап в обучении. Она требует активного участия интеллекта, большого внимания, трудолюбия. Работая над самостоятельностью каждого голоса, в то же время нужно не нарушать общее движение, соблюдая принцип полифонического произведения – его непрерывную текучесть и развитие. Надо помнить, что в старинной музыке важнейшими средствами выразительности были артикуляция и ритм. Восьмые ноты в инвенции играются staccato, а шестнадцатые – legato.

Большое значение придавалось навыкам правильного разделения мелодии, межмотивной артикуляции. Она применяется для того, чтобы отделить один мотив от другого при помощи цезуры. Это делается почти незаметно, не отрывая руки от клавиатуры на окончании предыдущего мотива и спокойно перенеся ее на начало следующего мотива. Звуки скачка на большой интервал надо исполнять с ясным произношением каждого тона. Динамика в инвенции связана с внутримотивным, естественным развитием темы. Темп должен быть единым, строго выдержанным.

Особую техническую трудность представляет собой трель в разработке. Она звучит на протяжении нескольких тактов в верхнем, а затем в нижнем голосе, а на её фоне проходит тема в другом голосе. Важно, чтобы трель исполнялась легко, свободно и не утяжеляла тему, которая здесь звучит широко, масштабно и все так же возбужденно.

В репризе звучность и динамический подъем усиливается многократными повторениями темы, выливающимися в яркую энергичную каденцию. Тема вступает то в верхнем, то в нижнем, то опять в верхнем голосе, как бы перебивая друг друга, переходя из одной тональности в другую. Бах разрешает этот спор появлением на вершине накала тоники, после которого наступает разрядка динамического напряжения.

Научить выразительно и стилистически правильно исполнять произведения И.С. Баха, понимать, раскрывать и передавать их глубокий смысл — одна из важнейших задач в воспитании и обучении пианистов. Их изучение не только помогает им войти в мир глубоких мыслей и содержательных ярких музыкальных образов, но и всемерно способствует их музыкально-пианистической подготовке в целом.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М.: Музыка, 1979.

3. Калинина Н. Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе. –М.: Классика XXI, 2006.

4. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.

5. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано, 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

Работа предназначена в помощь преподавателям фортепиано детских школ искусств, работающим над двухголосной инвенцией ре минор И.С. Баха с учащимися фортепиано 10-11 лет (4-5 класс ДШИ).

© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Источник

Бах. 3-х голосная инвенция (симфония) ля минор

Примером композиторской работы с хоралом может служить симфония a-moll (3-хголосная инвенция), подробный разбор которой сделан Б. Л. Яворским . Материалом для симфонии послужил пасхальный хорал «Christ lag in Todesbanden» — («Христос лежал в пеленах смерти»)(ля/ соль-диез- ля — си-до-ре/ до-си-ля-ля/фа-соль-ля-соль-фа /ми-ре-ми-ре)
Содержание хорала: «Христос лежал в пеленах смерти, данных Ему за наши грехи. Он восстал и принес нам жизнь. Поэтому мы должны быть радостными, хвалить Господа и быть ему благодарными и петь: Аллилуйя, Аллилуйя!. Первая тема симфонии — начальная мелодия хорала без двух первых звуков. В линию баса вплетен символ распятия, креста. Второму и третьему
проведениям темы сопутствуют восходящие и нисходящие линии как символ обволакивания, пеленания. Интермедия (такты 9-12) построена на нисходящих звукорядах (фигура catabasis), символизирующих положение во гроб.
После басового проведения темы через 3 с лишним октавы прочерчена восходящая линия (фигура anabasis), соответствующая словам о воскресении Христа («der hi wieder erstanden» — «и вновь воскрес») (такты 16-19). На ее фоне дважды звучит символ истовой веры (восходящие кварты, такты 16-17). Удвоения в терцию и дециму передают радость.
С такта 21 в басовом голосе контрапунктом вводится новая тема: восходящее и нисходящее трезвучие с символом предопределения. Она соответствует 1-й половине темы 6-го стиха, отражая строфу «Gott loben» — «Хвалите Господа»:
(хорал: ля-вверх ре-до-диез-ре)
В такте 36 прибавляется мотив «Аллилуйя» — заключительный мотив хорала. Он изложен как перезвон колокольчиков: (хорал: ля-соль-фа-ми-ре)
Перед концом симфонии в тактах 58-59 к нему добавлен хроматический ход, символизирующий побежденную смерть (фигура passus duriusculus).
С последней доли такта 59 (звук «ля») начальная мелодия хорала звучит в основном виде.
Симфония заканчивается мотивом «Аллилуйя» в сочетании с символом предопределения.
Таким образом, в симфонии a-moll содержание хорала раскрывается, комментируется и обогащается музыкальными средствами, типичными и понятными слушателям баховского времени.

Источник

Оцените статью