Бах искусство фуги ноты что такое

Бах. «Искусство фуги»

Казалось бы, что может быть «чище», свободнее от программы, чем «Искусство фуги» — эта вершина полифонического мастерства? Однако А. А. Кандинский-Рыбников высказал доказательную мысль о программном содержании последнего 18-го контрапункта, который не закончен Бахом — работа над ним была прервана смертью композитора. В основе контрапункта
лежат 3 темы.1-я тема- хорал «Из бездны бед взываю я к Тебе» (Aus tiefer Not schrei ich zu dir) (хорал: си- вниз ми- вверх си -до- си-ля — соль-ля -си)
несколько изменена, в ней отсутствует восходящая малая секунда; несмотря на это, она легко узнаваема.
2-я тема — тема хорала «Все люди смертны» («Аllе Menschen mussen sterben»)(хорал:ля-си-до-си-/ ля-си-до-ре-до-си/ до-си-ля-си-/до-ре-ми)
3-я тема — звуковая расшифровка фамилии Баха — ВАСH.
При развитии первой темы в музыкальную ткань вплетены мотивы «Он один (наш добрый пастырь)», символ страданий с надеждой на искупление (восходящий хроматизм), различные модификации символа предопределения и символ воскресения на третий день, изложенный в низком регистре, окрашенный темным колоритом минора и приобретающий поэтому суровый характер, что в данном контексте может трактоваться как ожидание Страшного Суда (4/4 ре(половинная с точкой)- до-ре/ми-ре-ми-фа-диез- ми-фа-диез/ соль

Второй теме сопутствуют нисходящие звукоряды (catabasis) — знаки печали, символы умирания, положения во гроб: (ля / ля -вниз фа- ми-ре- до-си- ля- соль-фа и тд)
При одновременном проведении первой и второй тем дважды повторяются символы предопределения и вводится символ постижения воли Господней (восходящий тетрахорд)
Третья тема — BACH — оканчивается вариантом символа предопределения, обостренный ритмический рисунок которого придаст ему настойчивость.
Таким образом, последовательность хоральных цитат и сопутствующих символов даст основание для прочтения программы контрапункта как ощущения скорого конца. Если вспомнить, что, ослепнув и предчувствуя, по словам А. Швейцера, приближение смерти, Бах продиктовал своему
ученику и зятю И. Кр. Альтникколю последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным, чем были заняты мысли композитора в это время.
Вряд ли можно предполагать, что такое содержание проникло в последние сочинения бессознательно. Бах творил вполне осознанно. Чувственное у него всегда соединено с рациональным. В творчестве И. С. Баха выразился дух эпохи, которую часто называют эпохой рационализма. Сильные страсти, яркие аффекты передаются в творчестве художников эпохи барокко путем сознательной логической работы по выбору и созданию соответствующих средств.

Читайте также:  Детский синтезатор или пианино

Источник

Бах Иоганн Себастьян / Johann Sebastian Bach — Искусство фуги

Немецкий композитор, органист, преподаватель музыки. Бах – одна из наиболее известных и выдающихся фигур в истории музыки. Иоганн Себастьян Бах происходил из древнего рода, широко известного своей приверженностью музыке, поэтому было совсем не удивительно, что ещё в совсем юном возрасте Бах, наделенный превосходным сопрано, начинает свои упорные занятия: сначала на скрипке, органе, затем в городском хоре. Детство будущий композитор провел в Эйзенахе, однако после смерти матери, а вскоре и отца, в 1695 году вынужден был переехать в Ордурф к своему старшему брату. Здесь он пробыл до 1700 года: учился в гимназии, усердно занимался музыкой, в частности обучением игре на клавире и органе. Именно в этот период, юный Бах, талантливый и пытливый, знакомится с творчеством южнонемецких (Фробергера, Пахельбеля), северонемецких и французских композиторов. Целью такого «знакомства» было не желание слепого подражания уже признанным композиторам, а наоборот – стремление превзойти их в своём мастерстве. И надо сказать, что как современники Баха, так и последующие поколения признали: это у него получилось.

В последующие три года (1700 — 1703) Бах много переезжает: он учится в вокальной школе Святого Михаила, посещает Гамбург, Любек, Целле – чтобы иметь возможность слушать знаменитых музыкантов того времени. Настоящая слава о Бахе как об исполнителе распространилась, когда он переехал в Веймар. Сначала он получает должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста, затем –пост органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте. В этот период достигает расцвет таланта Баха в сочинении оркестровых и клавирных произведений, которые отличаются искусным динамизмом ритмов и решительностью схем. Однако, несмотря на выдающиеся способности Баха, им были недовольны в церкви: его музыка имела свой стиль, основанный на чистом немецком народном творчестве, была живой, и представляла собой что-то гораздо большее, чем произведение для церковной службы.

Читайте также:  Идет солдат по городу ноты для хора

В связи с этим в 1706 г., Бах решает сменить место работы: он получает должность в церкви Святого Власия в Мюльхаузене, а затем становится придворным органистом и устроителем концертов. В данный период ещё больше укрепилась известность Баха как мастера клавесина и непревзойденного органиста. В 1717 году Бах снова переезжает: на этот раз в Кётен, где служит капельмейстером при дворе признанного покровителя искусств – князя Леопольда. Главным направлением в творчестве Баха в этот период стало сочинение инструментальной музыки: скрипичных концертов, сюит, сонат, произведений для клавира. Однако, позже в сердце композитора просыпается ностальгия по церковной музыке. Чтобы иметь возможность сочинять её, Бах переезжает в Лейпциг в 1723 году и становится кантором в школе Святого Фомы, позже – музыкальным директором всех церквей Лейпцига. Именно в этот период рождаются такие его шедевры, как «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», Месса си минор и другие. В 1730-х годах композитор снова теряет интерес к церковной музыке и отдает приоритет светской. Таким образом, творческое наследие Баха включает все жанры эпохи барокко, кроме оперы: органные композиции, произведения для клавира, оркестра, хора с инструментами и солистов – всего более 1000 произведений. Без преувеличения, творчество этого великого композитора оказало влияние на композиторов последующих эпох, в том числе и 21 века.

Источник

Бах искусство фуги ноты что такое

Инструменты: неспицифично, но, скорее всего, клавишные

Тональность: D minor

14 фуг, 4 ненумерованных канона, 3 ненумерованных фуги (BGA)

Бесспорно, классическая музыка – необходимая составляющая культурной жизни развитых народов и географических районов. Значение творчества сложно переоценить. Часто мы не переживаем о сущности искусства, так как все воздействия переносятся на автоматическом уровне. Музыка повсюду: на отдыхе, на площади, в пути, на празднике. Ценно, что музыка позволяет дотронуться до подлинной культуры, совершенствовать внутреннюю суть, становиться добрыми, чуткими, человечными. Сейчас жизнь очарована культурой различных направлений, и каждый ученик определяет собственный маршрут. Всем известно, что одним из мощнейших воздействий может похвастаться музыкальное творчество.

Многие люди слушают музыку для достижения успокоения после работы. Красивая мелодия воссоздает активность после рабочего, активного, нервного, сложного дня. Благодаря этому, музыкант забывает свои проблемы. Существует и иная музыка, созданная заводить людей. С помощью творчества люди имеют возможность выразить свои чувства любимым или рассказать содержание романа, истории, занимательного рассказа, события. Гении мира искусства своими приемами имеют возможность показать настроение, желания, возможности, характеры, эмоции, черты людей. Композиции хотят научиться многие люди, так как это универсальный язык отношений. При помощи музыки можно предположить цель своего существования. Этот ресурс разработан для того, чтобы помочь дарить, демонстрировать, понимать, ощущать различные эмоции, радости, мысли, чувства, переживания через творчество, искусство, мелодию. Нотный архив сберегает достойную большую коллекцию мелодий знаменитых музыкантов, профессионалов, гениев былых времен. Совсем не трудно проблематично найти архив нот произведений и самому научиться исполнению на выбранном инструменте. Мир презентует творчество, а искусство влияет на общество. Музыка любит завораживать людей, характеризовать стремления к жизни, удваивать возможности воли, усиливать трудовую активность, разделить печали или радости. Популярные сочинения подпитывают, воодушевляют, активизируют, приглашают к действию, работе, большому старанию. Творчество льется от сердца. Не прочувствовав, ощутив, увидев краски, настроения, возможности творчества, искусства, музыки, невозможно исследовать ее необычную, особенную, индивидуальную суть. Нотная грамота – путеводитель в потаенную, душевную, особую сокровищницу вселенной, общества, мира. С юности необходимо учиться не только анализировать, но и понимать закономерности гармонии. Игра возникла с появлением общества. Уже в то время в древности она имела чарующее влияние, а древним исполнителям присуждали уникальные волшебные знания. Сегодня творчество, музыка, искусство владеет той же волшебной необъяснимой властью. Некоторые ощущали ее необъяснимое, нечеловеческое, странное влияние, когда звук поглощает, привораживает, захватывает, принуждает рыдать, страдать или смеяться, веселиться, зовет в другое бытие, где обитает лишь доброта, спокойствие, гармония. Художественная музыка – это язык взаимодействия, переговоров, общения всех времен и народностей, который влияет как бальзам. Ноты Чайковского, Моцарта, Баха, Штрауса способны затягивать огромные психологические боли, успокаивать, воодушевлять, активизировать, раззадоривать. Многие крупные медицинские центры, клиники, больницы используют тихую классическую музыку при лечении опасных заболеваний. Ценно чувствовать ее магию и стараться понимать, выявлять всю мощь ее воздействия. Единственной строкой можно передать, подарить, показать улыбку, эмоции, настроение, надежду или рассказать обо всех особенностях бытия. Мелодия – это попытка выразить то, что не хочешь преподнести жестами, словами, речью, улыбкой. Жить искусством, музыкой, творчеством и понимать, чувствовать, ощущать это поистине замечательно. Человек, одаренный внутренне, и осознающий всю необходимость музыки, творчества, искусства, по-настоящему счастлив, прекрасен, богат, красив.

Источник

Искусство фуги

«Иску́сство фу́ги» (англ. The Art of Fugue , нем. Die Kunst der Fuge ) — одно из последних сочинений (BWV 1080) И. С. Баха (было написано в годы 1742—1749) в тональности ре-минор (d-moll).

Включает в себя 15 фуг и 4 канона (контрапункты). Одна из фуг чаще всего не исполняется, так как является почти полным аналогом другой фуги (16 и 17 фуги) и, кроме того, она для двух клавиров.

В партитуре «Искусства фуги» не указано, для какого инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно написано для клавира; в настоящее время чаще всего исполняется на фортепиано, хотя клавесинная и органная версии также возможны. Существуют и различные оркестровки, переложение для струнного квартета и т. д.

Произведение представляет собой цикл из 19 контрапунктов; порядок исполнения обычно не учитывается. Все фуги написаны на одну тему, которая преобразуется по ходу цикла.

Содержание

Список фуг

Используемая здесь нумерация фуг не единственная. Достаточно распространённой является отдельная нумерация фуг (Contrapunctus) и канонов (Canon).

  • Contrapunctus 16 ‘Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a3 заменяется на
    • Contrapunctus 12a ‘Fugue Forma recta a3’
    • Contrapunctus 12b ‘Fugue Forma inversion a3’
  • Contrapunctus 18 ‘Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a4 заменяется на
    • Contrapunctus 13a ‘Fugue Forma recta a4’
    • Contrapunctus 13b ‘Fugue Forma inversion a4’
  • Contrapunctus 19 ‘Fugue a 3 Soggetti a4 заменяется на
    • Contrapunctus 14 ‘Fugue a 3 Soggetti a4
  • Contrapunctus 17 ‘Fuga a 2 Clav (rectus). Alio modo Fuga a 2 Clav (inversus) не включаются в цикл, записываются отдельно, как фуги для двух клавиров

Порядок канонов в данной нумерации также иной:

Canon per Augmentationem in Contrario Motu a2 Canon alla Ottava a2′ Canon alla Decima in Contrapunto alla Terza a2′ Canon alla Duodecima in Contrapunto alla Quinta a2

Темы Искусства фуги

Четыре простые фуги

В первых фугах использовалась основная тема, с незначительными видоизменениями. Так, Contrapunctus 1 написан на основную тему, Contrapunctus 2 на основную тему с изменением ритма на пунктирный, Contrapunctus 3 и Contrapunctus 4 написаны на основную обращенную тему, при этом тема 3 фуги несколько видоизменена и не является полным обращением основной темой.

Contrapunctus 1 ‘Fugue Simple a4’

В первой фуге проходит проведение основной темы. Эта тема не является особо сложной ни в техническом, ни в музыкальном смысле. Она взята такой для удобного трансформирования этой темы в другие, а также для вариаций этой темы. Сразу же после первого проведения темы начинается второе, причём не очень точное проведение темы (вторая тема вступает в ля миноре, но не с V, а с IV ступени). Первая фуга показывает достоинства темы: простота, хорошая сочетаемость с различными противосложениями.

В этой фуге тема используется в основном виде (без обращений), и лишь в некоторых местах допускаются небольшие модификации этой темы.

Contrapunctus 2 ‘Fugue Simple a4’

Вторая фуга по теме очень похожа на первую фугу. Но конец темы пунктирный как и весь характер фуги.

Contrapunctus 3 ‘Fugue Inversion a4’

В этой фуге использована обращённая тема, но с изменениями. Начинается тема с ноты «ре», но потом модулирует в ля минор. Окончание темы приходит в ля мажор, и обратно модулирует в ре минор. В противосложении (в котором зашифрована тема, но от одной ноты к другой осуществлён хроматический переход — хроматическая тема) проводится уже прямая тема в ре миноре.

Позже появляется новая тема (с элементами синкопы) — вариация старой, также в противосложении с хроматической темой

Ближе к концу фуги опять в противосложении с хроматической темой появляется ещё одна вариация темы. Перейдя ко второму разделу фуг можно видеть, что такая последовательность модификаций темы неслучайна. Она готовит к основной теме второго раздела фуг «Фуги в противодвижении».

Три фуги в противодвижении

  • Contrapunctus 5 ‘Fugue deux sujets a4’
  • Contrapunctus 6 ‘Fugue in Stilo Francese a4’
  • Contrapunctus 7 ‘Fugue per Augmentationem et Diminutionem (Cantus Firmus) a4’

Тема в этих фугах является вариацией на основную тему. В Contrapunctus 5 используется вариационная тема в прямом обращенном проведении. В Contrapunctus 6 помимо средств, использовавшихся в Contrapunctus 5, также используется уменьшении размера темы в 2 раза в некоторых проведениях, а в Contrapunctus 7 помимо уменьшения используется и увеличение размера темы в 2 раза.

Двойные и тройные фуги (четыре фуги)

  • Contrapunctus 8 ‘Fugue trois sujets a3’

  • Contrapunctus 9 ‘Fugue alla Duodecima a4’
  • Contrapunctus 10 ‘Fugue alla Decima a4’
  • Contrapunctus 11 ‘Fugue quarte sujets a4’

Фуги данного раздела привлекают к себе внимание, благодаря появлению новых тем, прекрасно сочетающихся с основной и вариационной темой. Сразу в Contrapunctus 8 заметны новые 2 темы, которые будут использованы и в Contrapunctus 11, но в основном в обращении. В Contrapunctus 9 задействована увеличенная основная тема, а также новая тема. В Contrapunctus 10 помимо вариационной темы появляется новая тема.

Четыре двухголосных канона

  • Contrapunctus 12 ‘Canon alla Ottava a2’
  • Contrapunctus 13 ‘Canon alla Duodecima in Contrapunto alla Quinta a2’
  • Contrapunctus 14 ‘Canon alla Decima in Contrapunto alla Terza a2’
  • Contrapunctus 15 ‘Canon per Augmentationem in Contrario Motu a2’

Первые два канона Contrapunctus 12 и Contrapunctus 13 идут в интервалы: Contrapunctus 12 — в октаву, а Contrapunctus 13 в дуодециму. Contrapunctus 14 тоже написан в интервал (децима), но при этом пропоста и риспоста — в разных ладах (пропоста — в миноре, риспоста — в мажоре), но очень хорошо гармонируют между собой, что придает особый интерес к этому канону. В последнем каноне Contrapunctus 15 риспоста является увеличенной в два раза и обращенной пропостой (подробнее о пропосте и риспосте).

Три зеркальные фуги

  • Contrapunctus 16 ‘Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a3’
  • Contrapunctus 17 ‘Fuga a 2 Clav (rectus). Alio modo Fuga a 2 Clav (inversus)’
  • Contrapunctus 18 ‘Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a4’

Предпоследние три фуги сами в себя включают как бы две фуги: основную и зеркальную, которые обычно в нотах написаны одна под другой, но только для наглядности. Исполнять следует, разумеется, по отдельности. Contrapunctus 17 написан на ту же тему, что и Contrapunctus 16, причем написан в виде двух фуг для двух клавиров (обычно не исполняется). В принципе, зеркальные фуги — пожалуй технически самые сложные для исполнения на фортепиано (или другом клавишном инструменте) из-за наличия больших интервалов между голосами, поэтому они иногда исполняются на двух инструментах (а иногда и не только они, а и всё Искусство фуги).

Последняя неоконченная фуга

  • Contrapunctus 19 ‘Fugue a 3 Soggetti a4’

Последняя фуга написана на три новые темы, одна из которых — знаменитая тема B-A-C-H (последняя тема), на которую написаны произведения и другими композиторами в знак уважения к И. С. Баху. Фуга как бы разбивается на три части, каждая из которых представляет новую тему. В последней части происходит слияние всех трёх тем… Это загадочная фуга. Во-первых, есть вероятность, что фуга была написана отдельно от Искусства фуги и не имела к нему никакого отношения, а впоследствии просто была «пришита» к нему. Во-вторых, это неоконченная фуга и всегда ставит перед исполнителем вопрос: «дописать» фугу или «бросить на последней записанной ноте».

Известные исполнения

  • Гленн Гульд (не полностью)
  • Чарльз Розен (1967)
  • Григорий Соколов (1982)
  • Золтан Кочиш (1984)
  • Татьяна Николаева (1992)
  • Вальтер Ример (2006), исполнение на фортепиано времен Моцарта
  • Пьер Лоран Эмар (2008)
  • Густав Леонхардт (1969)
  • Давид Морони (1985)
  • Феликс Готлиб (1987)
  • Роберт Хилл (1998)
  • Менно Ван Делфт (1999)
  • Себастьян Гийо (2006)
  • Брэдли Брукшир (2007)
  • Хельмут Вальха (1956, 1970)
  • Гленн Гульд (1962) (не полностью)
  • Лайонел Рогг (1970)
  • Ташеци Херберт (1977)
  • Андре Изуар (1983)
  • Вольфганг Рубсам (1992)
  • Мари Клер Ален (1993)
  • Louis Thiry (1993) исполнение на органе Зильберман (церковь святого Томаса в Страсбурге)
  • Roth Quartet (1934-5)
  • Итальянский квартет (1985)
  • Джульярдский квартет (1989)
  • Keller Quartet (1997)
  • The Stuggart Chamber Orchester (2002)
  • Emerson Quartet (2003)
  • Милан Мюнслингер с ансамблем ‘Ars Rediviva’ (1959, 1966, 1979)
  • Герман Шерхен c ‘Orchestre de la RTSI’ (1965)
  • Карл Ристенпарт с ‘Chamber Orchestra of the Saar’ (1965)
  • Karl Münchinger & Stuttgarter Kammerorchester (1965)
  • Жорди Савалль с Hesperion XX (1986)
  • Erich Bergel с филармоническим оркестром г. Клуж (1991)
  • Жан-Клод Малгор (камерный оркестр) (1993)
  • Rinaldo Alessandrini & Concerto Italiano (1998)
  • Musica Antiqua Köln (дирижёр Рейнхард Гёбель) для струнного квартета/клавесина и различных комбинаций инструментов (1984)
  • Берлинский квартет саксофонистов (1990)
  • Йожеф Этвёс (József Eötvös) на двух 8-струнных гитарах (2002)
  • Amsterdam Loeki Stardust Quartet (1998)
  • Fretwork for Consort of Viols для скрипачного квартета(2002)
  • Aurelia Saxophone Quartet для саксофонного квартета (2005)
  • The Canadian Brass
  • Оркестр Жака Шелли (Jacques Chailley) и Паскаля Вингерона (Pascal Vigneron) для квартета и органа(2005).
  • Laibach, индастриал-группа из Словении, альбом Laibachkunstderfuge (2008).

Источник

Оцените статью