Бах итальянский концерт ноты уртекст

BWV 971 – Итальянский концерт

Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).

Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.

Читайте также:  Аккорд мейби бейби аскорбинка

Бах скончался, не получив как композитор признания современников.

Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.

Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.

Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.

Смотрите также ноты произведений композитора Иоганн Себастьян Бах:

Источник

Бах итальянский концерт ноты уртекст

Опус: BWV 971 ; BC L7 ; Op.2

Тональность: F major

3 части: [without tempo designation] andante Presto

Несомненно, классическая музыка – важная часть процветания развитых народностей и городов. Значение творчества невозможно переоценить. Часто мы не переживаем о смысле музыкального искусства, потому что все взаимодействия переносятся на инстинктивном уровне. Музыка встречает нас везде: на даче, в машине, на крыше, на концерте. Значимо, что музыкальное искусство позволяет соприкоснуться с искусством, совершенствовать душевную важность, становиться человечными, добрыми, чуткими. Сегодня всё вокруг очаровано творчеством разноплановых стилей, и каждый музыкант ищет самостоятельный путь. Безусловно, преимущественным, сильнейшим, значительным воздействием может похвастаться классическое искусство.

Отдельные люди используют классическую музыку для достижения умиротворения после длительной нагрузки. Она воссоздает активность после напряженного, трудового, утомительного, сложного периода. Так, каждый из нас оставляет свои неудачи. Бывает и другая культура, способная раззадоривать людей. За счет творчества некоторые люди могут передать свои чувства любимым или поведать содержание романа, истории, события, повести. Мастера мира искусства различными сочинениями способны объяснить настроение, возможности, эмоции, желания, особенности, характеры персонажей. Ежедневно композиции желают научиться многие люди, ведь это способ переговоров. За счет творчества можно сформировать путь своего существования. Данный источник сделан для того, чтобы научить ощущать, понимать, показывать, дарить свои радости, чувства, эмоции, мысли, переживания через классическую музыку, искусство, творчество. Сборники нот содержат полную коллекцию произведений великих гениев, музыкантов, мастеров ушедших столетий. Совсем не трудно проблематично найти архив нот композиций и самому научиться мастерству игры на любом инструменте. Народ дарит культуру, а музыка модифицирует жизнь. Музыка способна подчинять людей, передавать стремления к родным, удваивать мощь свободы, увеличивать повседневную энергию, помочь в печали или счастье. Популярные сочинения подпитывают, вдохновляют, активизируют, призывают к большому старанию, действию, длительным занятиям. Музыка идет от души. Не прочувствовав, ощутив, увидев возможности, настроения, оттенки музыки, искусства, творчества, нереально исследовать ее необычную, индивидуальную, особенную сущность. Нотная грамота – гид в потаенную, духовную, особую тайну общества, вселенной, мира. С юности необходимо учиться не только анализировать, но и уразумевать закономерности гармонии. Музыка появилась с возникновением общества. Уже в то время в древности она имела чарующее воздействие, а различным композиторам присваивали уникальные волшебные умения. Сейчас творчество, искусство, музыка обладает той же магической необъяснимой силой. Некоторые испытывали ее нечеловеческое, магическое, необъяснимое воздействие, когда звук поглощает, привлекает, захватывает, принуждает мучиться, плакать или танцевать, радоваться, уводит в отдаленное бытие, в котором обитает только гармония, умиротворение, доброта. Духовная культура – это язык взаимодействия, переговоров, связи всех времен и религий, который влияет как лекарство. Произведения Бетховена, Мусоргского, Чайковского, Грига могут затягивать глубокие душевные раны, раззадоривать, активизировать, успокаивать, воодушевлять. Некоторые крупные больницы, медицинские центры, клиники используют тихую классическую музыку для профилактики опасных болезней. Нужно чувствовать ее силу и пытаться находить, понимать всю силу ее проникновения. Одной композицией можно показать, передать, подарить эмоции, настроение, надежду, улыбку или поведать о различных прелестях бытия. Музыка – это попытка показать то, что не умеешь передать жестами, словами, речью, улыбкой. Жить искусством, творчеством, музыкой и чувствовать, понимать, ощущать это поистине чудесно. Человек, одаренный душевно, и осознающий всю необходимость искусства, творчества, музыки, действительно счастлив, красив, богат, прекрасен.

Источник

Бах И. С. Итальянский концерт BWV 971. Уртекст

Больше изданий в каталоге товаров

Автор полностью: Иоганн Себастьян Бах Объём в стр.: 36 Название полностью: Итальянский концерт BWV 971. Уртекст. Подготовка уртекста, вступительная статья и комментарии Т. Шабалиной

Клавирные концерты И. С. Бах создавал как переложения для клавира итальянских скрипичных концертов. Главным итогом в этом жанра явился для композитора «Итальянский концерт», созданный в 1735 году. Название, данное самим Бахом, указывает на происхождение концертного жанра: его родиной была Италия. Произведение написано для клавира с двумя мануалами, без оркестрового сопровождения.
Публикация уртекста основана на изучении оригинальных экземпляров первых, прижизненных изданий второй части «Клавирных упражнений», находящихся в библиотеках и архивах Германии, Австрии и Англии (так, например, один из этих экземпляров содержит свыше ста исправлений, внесенных от руки в напечатанный текст самим композитором). Все исполнительские указания даны в точном соответствии с оригинальной, прижизненной печатью и ее рукописными правками.
Столь полно и тщательно подготовленный уртекст публикуется в нашей стране впервые.
Издание адресовано учащимся старших классов детских музыкальных школ и лицеев, музыкальных училищ, студентам консерваторий, концертирующим исполнителям, а также всем музыкантам, интересующимся музыкой И. С. Баха, текстологией и историей исполнительства XVIII века.

Уртекст подготовлен музыковедом, доктором искусствоведения, профессором Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Татьяной Васильевной Шабалиной.
Татьяна Шабалина принадлежит к числу наиболее авторитетных российских исследователей творчества И. С. Баха. Член Международного Баховского общества (Германия), Международного Института Джорджа Белла (Великобритания) и общества Bach Network UK. Автор статей в ведущих баховедческих журналах Германии и Великобритании. С 1998 года регулярно работает с баховскими источниками в библиотеках и архивах Германии, Великобритании, Австрии, Франции, Польши, Чехии, России.
Татьяна Шабалина — автор монографии «Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества», «Хронографа жизни и творчества И. С. Баха». Ею сделан ряд международно признанных открытий в области текстологии и датировки баховских произведений.

Источник

Бах итальянский концерт ноты уртекст

Итальянский концерт, изданный в 1735 году, — завершение длительной работы Баха над жанром сольного клавирного концерта.

Начиная с 20—30-х годов в Германии значительно усиливается интерес к подобного рода жанрам. Рост общественной музыкальной жизни, новые формы музицирования, возникающие различные музыкальные общества (любительские и профессиональные) ставили перед композиторами задачи создания чисто концертного репертуара. Так возникла проблема сольного концерта. Увлечение концертом становится всеобщим для музыкантов, независимо от их творческого направления и школы. Постепенно этот жанр кристаллизуется и в зрелом творчестве Моцарта приобретает свои типические жанровые черты и классическую форму.

Родоначальником клавирного концерта, композитором, создавшим его первые образцы, был И. С. Бах.

Итальянская скрипичная школа, находившаяся в этот период на подъеме, культивировала новые формы сольной светской музыки, которые приобретали все более широкое распространение и успех. Плодотворная деятельность итальянских мастеров укрепляла Баха в мысли о необходимости дальнейшей разработки различных видов светской концертной музыки.

Используя опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта, Бах заимствовал оттуда целый ряд приемов, и в частности трехчастное циклическое строение, основанное на принципе контраста частей, контраста движения: быстрого, медленного, быстрого. Влияние итальянской музыки сказывается и в стремлении облегчить фактуру, освободить ее от полифонической перегрузки, в мелодически выразительном и блестящем виртуозном стиле, во внесении элементов народно-бытовой музыки.

Многочисленные клавесинные концерты Баха — в подавляющем большинстве переложения скрипичных концертов итальянских композиторов или же собственных концертов для скрипки. В процессе переработки и приспособления к клавиру скрипичного концерта Бах овладевал новым жанром, отбирал приемы, нужные для развития виртуозного клавирного стиля.

Итальянский концерт, результат долгих, упорных исканий, представляет собой наиболее законченный тип оригинального баховского сольного концерта; одновременно это образец еще зарождающегося жанра клавирного концерта. Тем не менее по общей концепции, композиционному замыслу, образному содержанию Итальянский концерт уже не только соответствует характеру и требованиям жанра, но и определяет его отдельные свойства и признаки.

В Итальянском концерте стабилизируется схема трехчастной циклической композиции, определяются положение и функции каждой ее части. Выработанная Бахом форма сделалась устойчивой исторической традицией для циклических композиций концертного плана.

Стремительной динамикой, демократизмом музыкальных образов Итальянский концерт близко соприкасается с увертюрами итальянских комических опер buffa, с клавирными сочинениями Доменико Скарлатти. Одновременно это предвосхищение будущего, нить, тянущаяся к лучезарному искусству Гайдна и Моцарта.

Праздничность, радостное возбуждение насыщают эмоциональную атмосферу Итальянского концерта. Характер этих чувств возникает из самой природы жанра концерта — той формы музыкального общения, когда артист, непосредственно обращаясь к аудитории, воодушевленный ее присутствием, показывает свое искусство и мастерство.

С первых фраз, которыми начинается Итальянский концерт, устанавливается тон жизнерадостной устремленности, он продолжает господствовать на всем дальнейшем протяжении. Этому не противоречат контрастные соотношения трех частей произведения: Allegro (фа мажор), Andante (ре минор), Presto (фа мажор); средняя часть своей мягкой, но отнюдь не скорбной лирикой только ярче оттеняет активную динамику крайних частей.

Allegro — основная часть всего цикла. Выпуклость, «звонкая» яркость музыкальных образов, действенный характер развития, тематическая разработка материала предвосхищают сонатные allegri венских классиков, в частности Гайдна.

В Allegro Итальянского концерта ведущая роль принадлежит первой теме. Жизнедеятельная, полнокровная, она наделена силой, сообщающей энергию всему последующему движению.

Среди обильного тематического материала Allegro эта тема выделяется своей мужественностью, мускульной упругостью, отвечающим ее характеру изложением: гомофонным, аккордовым складом, четной периодичностью структуры (период из восьми тактов: 4 + 4) и метрических акцентов, ритмическим подчеркиванием сильных долей:

Значение первой темы во многом подобно значению главной партии сонатного allegro, которая выражает обычно основную мысль. Есть и конструктивная общность с сонатной. Allegro концерта, так же как и сонаты, состоит из четко отграниченных трех разделов. Первый не совсем совпадает с классической сонатной экспозицией, но заменяет ее широким показом всего тематического материала. Второй раздел — разработка — самый обширный и действенный. В жанрах концертной музыки, н в особенности клавирной, это один из первых примеров высокого искусства тематической разработки, искусства, перешедшего от Баха к Гайдну, Моцарту, Бетховену. Третий раздел — реприза с ее специфическими функциями восстановления нарушенной устойчивости и симметрии.

Вместе с тем в экспозиции концерта нет тонального контраста, необходимого для сонатной формы. Однако тематический контраст уже намечен. Три темы экспозиции, хотя и объединенные общим жизнерадостным тонусом, различаются прежде всего по изложению, фактурному облику. Вторая тема своим моторным оживленным движением приближается по типу изложения к будущей связующей партии сонатного allegro, третья — с ее светлым звучанием относительно высокого регистра (без басов), прихотливым, узорчатым рисунком — к побочной:

В средней части Allegro интенсивной разработке подвергается весь тематический материал первого раздела; в движение приводится вся музыкальная ткань, что еще более повышает общую оживленность тона. Ее оттеняют лирические минорные эпизоды, напоминающие своим изложением «побочную партию». Реприза возвращением к главной теме в ее первоначальном изложении и основной тональности замыкает движение и логически завершает первую часть концерта.

Andante мечтательностью, лирической поэтичностью, свободным импровизационным развертыванием мелодии, минорной окраской противопоставляется действенности крайних частей концерта:

Кантиленность Andante, протяженность и плавность развертывания мелодических линий, приемы развития — варьирования, вызывающие ощущение «бесконечности» мелодической линии, — все это подсказано было Баху выразительным стилем итальянской скрипичной музыки.

Новым для клавирной литературы являются приемы гомофонного изложения с ясным разграничением выразительных функций каждой руки. Мелодия обособлена от аккомпанемента, ее ведет правая рука в верхнем голосе — нижний и средние голоса исполняет левая рука. Звучание мелодии можно уподобить не только скрипке, но и какому-нибудь деревянному духовому инструменту (флейте или гобою), выразительные линии параллельно движущихся средних голосов — аккомпанементу струнного ансамбля, поддерживаемого мерным, почти неподвижным басом. Самостоятельность трех пластов музыкальной ткани создает ощущение звуковой перспективы и в то же время внутренней напряженности и сдержанной экспрессии.

Финал — Presto — контрастен Andante и в то же время родствен Allegro:

В нем восстанавливается поступательное движение, происходит обращение к музыкальным образам, наполненным живой энергией и радостью. Только в финале это выражено еще более стремительно и динамично по сравнению с первой частью, и этому в немалой степени способствует полифоничность изложения. В финале ярче проступает жанровая танцевально-игровая природа музыкальных образов и обусловленная характером музыки рондообразная форма. Особенность третьей части концерта как заключительной части цикла — в концентрации движения, в стремительности динамики.

Концепция Итальянского концерта становится типичной не только для жанра сольного концерта. Итальянский концерт — циклическое произведение, которое отличается от сюиты и многими чертами предвосхищает уже классическую сонату.

Завершающей кульминацией на пути баховских исканий и достижений в концертном жанре стал Итальянский концерт. Название это, данное самим композитором («in gusto italiano»), относится, главным образом, к стилю изложения и композиционному принципу, но никак не к тематизму концерта. Тема финала несомненно немецкого склада, тема Andante типично баховская. Что касается первой части, то еще А. Швейцер указал на ее тематическую близость Георгу Муффату. Можно было бы отметить еще более разительное сходство с пьесой Ф. Куперена «La Mysterieuse» («Таинственная»). Этапное значение концерта — не в «итальянском вкусе», а в новаторской природе. Написав его для клавира (с двумя мануалами) без какого-либо сопровождения, композитор мастерски воспроизвел в трех-, четырехголосной фактуре и сольную партию с басом и концертирующие средние голоса. Это создало богатство и мелодическую насыщенность звучания, в те времена совершенно небывалые.

Первая часть концерта явилась дальнейшим шагом мастера к созданию Allegro сонатного типа. Правда, она выдержана в одном плане и движении; развернутый и яркий контраст образов здесь отсутствует, и опоры тонального плана [Т—Т—D]—[D—Т— SIV—SII—DIII—SIV—Т]—[Т—SIV—D—Т] заключены в проведениях все той же темы. Именно они образуют красивую симметрию формы 52—86—54. Но эта тема — уже не единственная: с такта 30 вступает вторая, очень отличная от главной и специально отмеченная авторскими динамическими нюансами. Она обладала бы выразительными качествами, необходимыми для побочной партии сонаты, если бы не определяющая ее гармонию главная тональность фа. Таким образом, отдельные признаки сонатности уже налицо, но синтезированы они еще не по сонатному типу.

Примечательна и вторая часть концерта — Andante, d-moll. «Скованный пафос» этого вдохновенно-лирического образа изливается в прекрасной мелодии большого дыхания с ясно выраженными фазами волнообразных подъемов, спадов и характерным для Баха богатством интонационно-выразительнейших изгибов и вариантов рисунка. Самый тип мелодии свидетельствует о стремлении композитора воссоздать здесь в клавирном звучании и фактуре характерные приемы скрипичного концертирования, неосуществимые на клавишных инструментах того времени. В этом смысле стиль Баха также устремлен в будущее. Гомофония Andante относительна, она составляет лишь одну сторону ткани: в то время как сопрано поет светлую элегию forte, сопровождающие голоса в параллельном движении постепенно скользящих терций и секст исполняют piano, «вторым планом» скромный дуэт — Lamento. Органные пункты (линия расщеплена, и опорные звуки оседают внизу) гармонически скрепляют трехголосие и привносят в движение образа момент успокоения, сдерживая эмоциональный разлив. Это создает контрастную «полифонию пластов» внешне гомофонной фактуры: патетически импровизационное соло вверху, ритмически ровное певучее двухголосие в среднем слое, мерные звоны — фигурация органного пункта в глубоком басу. Andante Итальянского концерта предшествует соло флейты из «Орфея» Глюка.

В третьей части цикла баховская трактовка концертного финала достигает типичной завершенности. Это — вершина его brio, праздничного подъема, яркая и оживленная, подчеркнуто однозначная, элементарная по тематизму и рисунку. Образ особенно близок здесь финалам ранних симфоний XVIII столетия, хотя и выполнен иными средствами. Поэтическая триада Действие — Созерцание — Игра — триада, пленявшая фантазию немецких художников вплоть до Гёте и Бетховена, — нашла в Итальянском концерте инструментальное воплощение, идеальное для своей эпохи.

Источник

Оцените статью