И.С.Бах – Концерт фа минор / Concerto in f minor, BWV 1056
Одно из лучших концертных сочиненй мировой литературы. До нас дошли два подлинных концерта Баха – ре и фа минор. Оба являются образцами формы и содержания. На их фундаменте стоят все концертные сочинения до наших дней. Чудо формы и содержания.
Несмотря на то, что в ткань концерта вплетено «Послание к Римлянам» апостола Павла, крещение Иисуса и другие музыкальные фрагменты, ипользованные в кантатах с евангельской тематикой, в контексте концерта музыка но сит абсолютно светский характер.
Протестантское религиозное сознание Баха, стирающее «непреодолимые границы между богом и людьми», дает нам живую картину светской жизни и характера времени.
Слушая эту музыку, можно не читать исторических книг, чтобы представить времена короля Людовика-Солнца. Если вы внимательно будете слушать этот музыкальный поток – вы услышите-увидите всё об этом времени. Увидите мимику, язык тела этих людей. Услышите их страсти. Увидите удары шпагами. Во второй части еще живы движения времени «Марлезонского балета». Всеми любимого по «Мушкетерам». Интонации разговора, самые разнообразные реакции.
Это МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВРЕМЕНИ.
Не важно, что музыку писал немец-протестант. Бах обладал трансцендентальным слышанием и видением. Он всё объединял в своих сочнениях. Весь европейский опыт. Часто компилировал. Но всегда оставался уникальным творцом. В его руках любая компиляция становилась «музыкой Баха». Трансцендентным взглядом из космоса.
Очень хорошо, что у нас есть современное фортепиано. Мощный инструмент с большим количеством красок. Потомок клавишных времени Баха. Должен вам сказать, что любой композитор слышит рождающуюся музыку в «идеальной форме». Одним звуковым потоком. Только затем, за редким исключнием, приходит «распределение ролей» среди «земных инструментов».
Концерт королевский. Рыцарский. Развлекательный. Чистый золотой слиток европейского расцвета культуры. Торжества возрождения. В стиле барокко.
Источник