- Список концертов Иоганна Себастьяна Баха — List of concertos by Johann Sebastian Bach
- СОДЕРЖАНИЕ
- Ранние знакомства с концертным жанром
- Транскрипции Веймарского концерта
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха
- Бах концерты для фортепиано с оркестром список
- Сочинения:
Список концертов Иоганна Себастьяна Баха — List of concertos by Johann Sebastian Bach
Иоганн Себастьян Бах «s скрипка Концерты, BWV 1041-1043 , и его шесть Бранденбургских Концертов выжить в оригинальной инструментовке. Его концерты для клавесина в основном представляют собой адаптации концертов, изначально написанных для других сольных инструментов.
В начале своей карьеры Бах записывал концерты других композиторов для органа соло (BWV 592–596) и для клавесина соло (BWV 972–987). Итальянский концерт Баха , написанный в 1735 году, был одним из немногих его произведений, опубликованных им при жизни: это пример концерта без сопровождения для клавесина с двумя ручками.
СОДЕРЖАНИЕ
Ранние знакомства с концертным жанром
К самым ранним документальным следам причастности Баха к концертному жанру относятся:
- В 1709 году Бах помог скопировать исполнительные части концерта Георга Филиппа Телемана.
- Около 1710 г. или ранее Бах скопировал партию континуо, BWV Anh. 23 , из концерта включены в Томазо Альбинони «s Op. 2, которая была опубликована в 1700 году.
Транскрипции Веймарского концерта
Бах написал большую часть, если не все, свои концертные транскрипции для органа (BWV 592–596) и для клавесина (BWV 972–987) с июля 1713 по июль 1714 года. Большинство этих транскрипций было основано на концертах Антонио Вивальди . Другие образцы для транскрипции включали концерты Алессандро Марчелло , Бенедетто Марчелло , Георга Филиппа Телемана и принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского .
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха
Клавирные концерты Баха — написанные композитором концерты для клавесина (в наше время часто исполняются на фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо. Концерты для одного — четырёх клавиров с оркестром включены в каталог Шмидера соответственно под номерами BWV 1052—1065.
Время создания клавирных концертов приблизительно датируется 30-ми годами XVIII века. С 1729 года Бах возглавлял Музыкальное студенческое общество при Лейпцигском университете, участвуя в его концертах в качестве дирижёра и солиста. Именно для этих выступлений и были созданы концерты для одного, двух, трёх и четырёх клавесинов с оркестром. Подавляющее большинство этих произведений — авторские переработки ранее написанных сочинений для других инструментов (судя по характеру и фактуре сольных партий, главным образом скрипичных концертов). Содержание самой музыки клавирных концертов, характер тематизма, приёмы развития, структурная планировка ярко и убедительно свидетельствуют о принадлежности их перу Баха.
Содержание
2.1 Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
2.2 Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
2.3 Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054
2.5 Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056
Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
Состоит из трёх частей:
Allegro (¢)
8 мин.
Adagio (3/4)
6 мин.
Allegro (3/4)
8 мин.
Концерт переложен из утерянного скрипичного концерта BWV 1052R.
Этот концерт относится к популярнейшим произведениям Баха. Хотя несохранившийся оригинал его был, очевидно, предназначен для скрипки, клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как указывает немецкий музыковед Филипп Вольфрум,
«менее всего напоминает о своем скрипичном происхождении»
Концерт ре минор выделяется широтой масштабов, глубиной драматизма. В основе первой части лежит энергичная суровая мелодия, излагаемая мощным унисоном оркестра и солиста. Её острохарактерный мотив подвергается активной разработке. Новая сумрачная тема «токкатного» характера дважды появляется в доминантовой и главной тональности, подобно побочной партии сонатной формы.
Мрачная сосредоточенная экспрессия отличает вторую часть, Adagio соль минор, основанную на приёме непрерывного баса.
Третья часть, Allegro, как и в большинстве концертов Баха, своего рода образная реприза первой части. Широко развитая, подвижная и упругая главная тема, «токкатные» мотивы солиста в эпизодах вызывают непосредственные ассоциации с тематизмом первого Allegro, подчеркивая общий для всего произведения драматичный характер.
Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
Состоит из трёх частей:
Allegro (c)
9 мин.
Siciliano (12/8)
5 мин.
Allegro (3/8)
7 мин.
Концерт, вероятно, переложен из утерянного концерта для гобоя BWV 1053R.
Вопрос о происхождении Концерта для клавира с оркестром № 2 ми мажор, BWV 1053 до сих пор точно не выяснен. В фактуре его сольной партии немало черт, близких специфике клавирного и органного письма Баха, поэтому существование более раннего скрипичного варианта подвергается сомнению. В то же время все части концерта встречаются и в баховских кантатах.
Вторая часть — Siciliana до диез минор — переносит в сферу элегической грусти. Используя жанр итальянского танца сицилианы с его характерным «покачивающимся» ритмом, Бах создает интермеццо.
Структура, драматургия и образный строй финала, Allegro, в точности повторяют первую часть, создавая своеобразную «арку». Но, как обычно в заключительных частях, здесь ярче выявлен танцевальный элемент — ритмическая пульсация музыки напоминает подвижный французский танец паспье.
Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054
Состоит из трёх частей:
Allegro (¢)
8 мин.
Adagio e sempre piano (3/4)
6 мин.
Allegro (3/8)
3 мин.
Концерт является переложением скрипичного концерта BWV 1042
Концерт для клавира с оркестром № 3 ре мажор, BWV 1054 — переработка Скрипичного концерта № 2 ми мажор, BWV 1043, по словам А. Швейцера,
«полного непобедимой жизнерадостности, которая в первой и последней части изливается в торжествующей песне».
Основная тема первой части, открывающаяся броской призывной интонацией, сочетает в себе праздничность и энергию, ярко оттеняемые драматичным средним разделом, завершающимся патетическим речитативом.
Вторая часть, Adagio e piano sempre си минор, принадлежит к самым потрясающим страницам баховских концертов.
Финал концерта — Allegro — подвижный менуэт в форме простого рондо.
Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056
Состоит из трёх частей:
Allegro (2/4)
2 мин.
Presto (3/4)
4 мин.
Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор, BWV 1056 также представляет собой транскрипцию утерянного скрипичного концерта. Это замечательное произведение отличается сочетанием драматической напряжённости, с первых же тактов приковывающей внимание слушателя, и предельного лаконизма выражения
Первую часть пронизывает суровая поступь главной темы с характерными перекличками — «эхо» между солистом и оркестром — великолепного образца баховского тематизма.
Вторая часть — Largo ля бемоль мажор — «лирическое отступление». Созданию общего колорита способствует тонкость и прозрачность инструментовки: прекрасная возвышенная мелодия, расцвеченная фигурациями, от начала до конца поручена солисту, сопровождаясь лёгкими аккомпанирующими аккордами струнных.
Третья часть, Presto, снова возвращает к драматическим образам. Но в финале заметны и танцевальные черты: быстрое моторное движение в трёхдольном размере несколько напоминает паспье(старинный французский танец, похожий на менуэт)
Текст из Википедии.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Концерт |
Метки: Бах концерт для клавира с оркестром немецкие композиторы
Процитировано 13 раз
Понравилось: 13 пользователям
Источник
Бах концерты для фортепиано с оркестром список
Черты концертности, сказавшиеся в партитах и прелюдиях Английских сюит проявились не случайно. Напомним, что в Кётене Бах создал Бранденбургские и скрипичные концерты, в Лейпциге часть этих сочинений была переложена для клавира с сопровождением, а в половине 30-х годов написан Итальянский концерт. Этому предшествовала, начиная еще с Веймара, интенсивная работа по усвоению опыта итальянских мастеров, в первую очередь Вивальди, не менее девяти скрипичных концертов которого Бах переложил для клавира, органа. Транскрипцией концерта Вивальди h-moll для четырех скрипок является баховский концерт для четырех клавиров.
Тринадцать клавирных концертов, написанных Бахом в лейпцигский период, принадлежат всецело ему. Здесь он выступает первосоздателем этого жанра. В то время клавир понемногу входил в музыкальную жизнь большого немецкого города с традициями публичного концертирования и сравнительно широким кругом любителей музыкального искусства. Несколько концертов написано было для Телемановского общества, где Бах с 1729 года выступал в качестве дирижера. Эти сочинения мастера не только «пришлись ко времени» в его эпоху, но образовали в истории музыки новую, очень значительную жанровую линию, протянувшуюся до наших дней.
Семь концертов для одного клавира с сопровождением: № 1 (по нумерации, принятой в издании Баховского общества) — d-moll, № 2 — E-dur, № 3 — D-dur, № 4 A-dur, № 5 — f-moll, № 6 — F-dur, № 7 — g-moll и один c-moll’ный — для двух клавиров с сопровождением — представляют транскрипции собственных скрипичных концертов Баха.
Наиболее популярен в современном фортепианном репертуаре концерт № 1 d-moll, две части которого вошли в кантату «Нас скорбь великая ведет». Произведение это чрезвычайно органично, красиво по клавирной фактуре и, по справедливому замечанию Ф. Вольфрума, «меньше всего напоминает о своем «скрипичном» происхождении».
Совершенные образцы баховского клавирно-концертного стиля — двойной концерт C-dur и оба тройных концерта — C-dur и d-moll, написанные мастером специально для этих ансамблей.
При исполнении и изучении всех этих прекрасных произведений нельзя забывать, что от современного концерта баховский отличается не только темброво-динамическими возможностями, структурой форм, техникой, но и другой ролью солирующего инструмента: это не более как «облигатная партия» в общем ансамбле (струнные и аккомпанирующий клавир — basso continuo). Это сказывается уже в некоторой «универсальности», обобщенности тематизма (скрипка — клавир; клавир — орган). Принцип состязания (концертирования) действует здесь столь же непреложно, как и у итальянцев; отсюда большая или меньшая тематическая насыщенность всей ткани и почти непрестанное активное мелодическое движение в партиях у смычковых. В крайних частях основные, наиболее рельефные тематические проведения поручены tutti или унисону solo и tutti. Помимо этого, струнные ведут голоса, контрапунктирующие мелодическим линиям soli, и участвуют в «эпизодах» разработочного характера. Зато в средних медленных частях трехчастного цикла (тоже по итальянскому образцу) tutti скромно отступают на второй план либо умолкают вовсе (Adagio двойного концерта C-dur), а солирующий клавир вступает в суверенные права и полнозвучно поет свою лирическую мелодию с сопровождением (партия левой руки). По складу эти средние части скорее гомофонны и построены обычно в старинной двухчастной или вариационной форме (на остинатном басу). Между двух кипящих жизнью Allegri они создают пленительно-поэтический контраст.
Первые части циклов наиболее внушительны по размаху и концертны по изложению, энергичны по тонусу, интенсивны по тематическому развитию. В них больше всего заложено элементов, способных послужить материалом для будущих сонатно-симфонических форм. Это прежде всего мотивное дробление с контрапунктической, модуляционной разработкой и типичный тональный план тематических проведений: тонико-доминантовая антитеза в первой части формы, поворот в субдоминантовую сферу — в середине и возвращение в главную тональность — к концу. Однако тематически такое Allegro еще очень далеко от сонатно-симфонического. Его тема по типу часто близка полифоническим формам (ядро и последующее нейтральное движение). Если тема — период, то чаще всего это период типа развертывания, с растворением начального построения в модулирующих секвенциях. Кроме того, тема Allegro, по существу, одна, и именно ее проведения составляют опорную линию всего тонального плана. Между ними расположены части формы, сходные с серединами типа развития; мы могли бы назвать их «тематическими разрежениями» (термин В. А. Цуккермана). В этом смысле структура первой части концерта «двулика»: тематически она еще тяготеет к рондо с разработочными эпизодами; тонально она уже приближается к сонате.
После высокой лирики Adagio, со свойственным ей медлительным развертыванием песенного образа, финалы концертов вновь погружают нас в сферу энергичного движения, высокого и ровного тонуса. Возвращаются первоначальная тональность, темп, рондообразные черты трехчастной формы, активное концертирование у струнных. Так возникает второй большой контраст концертного цикла. Но он не вполне симметричен первому (Allegro — Adagio). В финалах больше блеска, разлива энергии, «крупного штриха», и не раз справедливо подчеркивалась в литературе та естественность, с какой возникают здесь ассоциации, ведущие к образам празднества, народной пляски. Но именно потому финалы элементарнее первых частей по тематизму и разработке, в частности модуляционной; в них меньше глубины и интенсивности внутреннего развития, хотя это и возмещается почти всегда превосходно «организованной» имитационной полифонией. Все вместе взятое приводит к своеобразному результату — неполной симметрии контрастных образов крупного плана.
Завершающей кульминацией на пути баховских исканий и достижений в этом жанре стал Итальянский концерт.
Сочинения:
Концерты для клавесина с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, E-dur; № 3, D-dur; № 4, A-dur; № 5, f-moll; № 6, F-dur; № 7, g-moll
Концерты для двух клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, c-moll; № 2, C-dur; № 3, c-moll
Концерты для трех клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, C-dur
Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll
16 концертов Вивальди, Марчелло, Телемана, Иоганна Эрнеста Веймарского
Источник