🟠Три прелюдии Баха, из которых вам станет ясно, что музыка — это магия
Век живи — век учись убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.
Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.
Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.
1. Прелюдия до минор, BWV 999
Эти странные буквы и магические девятки — всего-навсего аббревиатура каталога ( V erzeichnis) сочинений ( W erke) Баха ( B ach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.
Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.
Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно — никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.
Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.
Марион Хофнер , арфа.
Блуждающими ритмическими токами баховской прелюдии вдохновились музыканты группы Elbtonal Percussion. Их впечатляющая версия на грани шаманского ритуала, но Баху совершенно не противоречит.
Источник
И.С. Бах. «Прелюдия до мажор»: ноты для гитары
На этой странице представлены ноты популярного классического произведения Иоганна Себастьяна Баха под названием «Прелюдия до мажор (BWV 846)» . Ноты для гитары с табулатурой можно бесплатно скачать с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть ролик с примером его исполнения.
Слушайте Хорошо темперированный клавир, том 1: Прелюдия и фуга No. 1 до мажор, BWV 846 — Святослав Рихтер на Яндекс.Музыке
«Прелюдия до мажор»: скачать бесплатно ноты для гитары
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано, гитары, флейты и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно с нашего сайта.
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог. Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени. Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.
Источник
Бах — Маленькая прелюдия до минор на выносливость. Как работать над техникой
Мало найдется пьес, сопоставимых по коварству с Прелюдией до-минор Баха из цикла «Маленьких прелюдий». Это одна из редких виртуозных пьес, технически доступная детям от 8-9 лет и вообще среднему уровню фортепиано. Прелюдия полностью построена на технике арпеджио, поэтому разбор занимает мало времени, вложить в руки ребенку тоже дело не хитрое.
Однако за невинным внешним обликом и легчайшим разбором скрывается звериный оскал, изнуряющее испытание на выносливость. Пианинщики среднего и продвинутого уровней, вы желаете проверить, а умеете ли вы на самом деле играть? B работе над Прелюдией до-минор вы узнаете о своих навыках много интересного.
7 лет назад с этой Прелюдией выступала на конкурсе моя ученица, талантливая девочка; тогда она прошла в финал и получила 2-ую медаль.
Прелюдия постоянно фигурирует в программах различных детских конкурсов в категории «Виртуоз» — во время исполнения (в любом темпе, необязательно в быстром) ребенок демонстрирует способность сохранять фокус и оставаться сосредоточенным на длинной дистанции. Ни секунды отдыха, изнуряющее «вечное движение», и наконец главная музыкальная опасность: отсутствие нюансов и фразировки превратят эту красивую пьесу в монотонный набор звуков.
В этом году другая ученица сыграла Прелюдию на одном из парижских фортепианных конкурсов. Благодаря нашей с ней работе у меня появились редкие технические видео.
За две недели до конкурса мы проверочно возвращаемся к самым нужным упражнениям.
1. Игра без метронома с любого места,
а вообще у меня есть игра на эту тему. Ученица закрывает глаза и пльцем тычет в ноты вслепую. На какой такт попадет — с него и должна начать. А лучше даже не такт, а та нота, на которую попал палец. Умение начать с любого такта — залог успеха не только данной Прелюдии, но любой пьесы.
Пианинщики мои взрослые любят «начать сначала». Как где ошибутся, так сразу «я снова начну!». Отучаю их от этого по мере возможности; с детьми — категорически запрещаю; должен начать там, где сбился, а лучше сразу после.
Никогда не начинайте сначала, если сбились! Всегда только с данного места, которое надо потом проучить отдельно.
2. Игра с метрономом,
дает потрясающие результаты в быстрых пьесах, где текст сплошным потоком, несмотря на мерзкий звук и надоедливость. Метроном нам не враг, а назойливый друг, наша страховка. Здесь сразу видны и сложные места — сбилась, не смогла продолжить, плохо.
3. Игра наизусть в очень медленном темпе
— лакмусовая бумажка работы с памятью. Это главный индикатор нашего знания пьесы. Хотите проверить, насколько вы знаете пьесу наизусть, готова ли пьеса к концерту? Сыграйте ее в ОЧЕНЬ медленном темпе — учили нас в музыкальной школе. И вы сразу увидите, насколько это сложно и неудобно, потому что есть такая штука как «память пальцев».
По ходу дела пальцы начинают сами запоминать, и как результат происходит страшное — отключается голова, расслабляется, отдает контроль пальцам. Почему этого ни в коем случае нельзя допустить? — потому что пальцы сами по себе глупы, в них нет мозга. Случись что, не туда дернулся палец — а голова-то уже привыкла не следить, и вся наша работа посыпется прахом.
Ученица постоянно срывается на быстрый темп:
4. Упражнения смены ритма внутри групп восьмых/шестнадцатых.
Для чего?
— артикуляция, регулярность движения пальцев
— координация рук
— как в предыдущем пункте, отключение «пальцевой памяти» и подключение головы за счет новых необычных групп нот и необычного звучания. Голове приходится работать, высчитывать, проверять звенья.
Ритмические группы из 4-х нот с остановкой на первой, сильной доле — самый легкий вид смены ритма:
- Ритмические группы из 4-х нот с остановкой на четвертой шестнадцатой — уже сложнее голове, слышим чуждую музыку, не совпадающую с тем, к чему привыкли:
- Ритмические группы с остановкой на второй шестнадцатой — уже конкретно сложно, звуковой облик сильно менятется:
Наконец, остановку на третьей шестнадцатой мы даже не пробовали, настолько сложно — пьесу не узнать, теряются все ориентиры.
Смысл упражнений смены ритма в виртуозных пьесах — размыть ориентиры, заставить мозг отвыкнуть от «замыленного» звучания, а пальцы — работать с новыми комбинациями.
Подробные технические пояснения к этой пьесе, ноты c проставленными пальцами, вместе с другими интересными пьесами и занимательными рассказами о буднях учителя музыки — в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020) .
Источник