Бах месса си минор фортепиано

Месса cи минор, BWV 232

I. KYRIE
01. Kyrie eleison (Chorus)
02. Christe eleison (Soprano)
03. Kyrie eleison (Chorus)

II. GLORIA
04. Gloria in excelsis Deo (Chorus)
05. Laudamus te (Alto)
06. Gratias agimus tibi. Читать дальше

I. KYRIE
01. Kyrie eleison (Chorus)
02. Christe eleison (Soprano)
03. Kyrie eleison (Chorus)

II. GLORIA
04. Gloria in excelsis Deo (Chorus)
05. Laudamus te (Alto)
06. Gratias agimus tibi (Chorus)
07. Domine Deus, Rex coelestis (Soprano, Tenor)
08. Qui tollis peccata mundi (Chorus)
09. Qui sedes ad dextram Patris (Alto)
10. Quoniam tu solus sanctus (Bass)
11. Cum Sancto Spiritu (Chorus)

III. CREDO
12. Credo in unum Deum (Chorus)
13. Patrem omnipotentem (Chorus)
14. Et in unum Dominum Jesum Christum (Soprano, Alto)
15. Et incarnatus est (Chorus)
16. Crucifixus etiam pro nobis (Chorus)
17. Et resurrexit tertia die (Chorus)
18. Et in Spiritum Sanctum (Bass)
19. Confiteor unum baptisma (Chorus a cappella)
20. Et exspecto resurrectionem mortuorum (Chorus)

IV. SANCTUS, HOSANNA, BENEDICTUS
21. Sanctus Dominus Deus Sabaoth (Chorus)
22. Hosanna in excelsis (Chorus)
23. Benedictus qui venit (Tenor)
24. Osanna in excelsis (Chorus)

V. AGNUS DEI
25. Agnus Dei (Alto)
26. Dona nobis pacem (Chorus)

Источник

Бах месса си минор фортепиано

И.С Бах Месса Си Минор

Самый монументальный и масштабный шедевр Иоганна Себастьяна Баха и сегодня собирает большие концертные залы. Прекрасная музыка проникает в глубины сердца и пробуждает самые возвышенные мысли и устремления в человеке. Поразительно, насколько сильное влияние может оказывать творение сына человеческого на других людей.

Почти все композиторы в той или иной мере обращались к духовной музыке. Были и те, кто писал исключительно для церковного богослужения. Они малоизвестны широкой публике. Великие же авторы, вошедшие в историю мировой музыкальной культуры, чаще писали на канонический текст концертные варианты богослужебных песнопений. Тема взаимоотношений человека и бога одна из самых глубоких, философских, позволяющих выразить очень сложную гамму человеческих чувств и помыслов.

Месса как музыкальный жанр сложилась примерно к XIV-XV веку. Традиционно она включала в себя наиболее значимые части литургической службы в католицизме:

  • Kyrie eleison (Господи, помилуй);
  • Gloria (Слава);
  • Credo (Символ Веры «Верую»);
  • Sanctus (Свят);
  • Agnus Dei (Агнец Божий).

Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский , С.В. Рахманинов , С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.

Над этим монументальным произведением Бах работал не один десяток лет. Начав ее писать в 1724, закончил примерно в 1749 году. Но при этом большая часть вошедшего музыкального материала (две трети) была взята из ранее написанных произведений, а правки композитор вносил до самой смерти. Месса Си Минор стала для него центральной во всем творчестве, вершиной и подношением той животворящей силе, что наделила его необычайным музыкальным даром.

Сам Иоганн Себастьян был лютеранином по вероисповеданию. Но курфюрст (правитель), в услужении которого он состоял, принял католичество, став королем Польши. Постепенно весь дрезденский двор перешел на католичество. Бах, бывший в ту пору придворным композитором с весьма солидным жалованием и имевший в связи с этим большую художественную свободу, стремился добросовестно исполнять свои обязанности. Так появились несколько ораторий, месс и кантат.

Впервые ноты первых двух частей («Kyrie» и «Gloria») он направил своему правителю в 1733 году, сопроводив их скромной просьбой оценить не по достоинству, но величайшей милости государя. В тот момент он рассчитывал получить должность придворного капельмейстера, спустя 4 года он ее занял.

Исследователи выдвигали множество предположений о том, что же послужило главным мотивом к созданию этого величественного и грандиозного сочинения. По одной из версий, Бах рассчитывал завершить ее к открытию новой церкви в Дрездене в конце 1740-х г. г. Но строительство ее затянулось до 1751 года. За год до этого в 1750-м Иоганн Себастьян Бах скончался.

Также предполагалось, что ее в готовом виде ожидали к определенному событию в Вене в соборе Святого Стефана. Эти сведения опираются на взаимоотношения Баха с неким высокопоставленным лицом, графом Иоганном Адамом фон Квестенбергом. Но вероятнее всего, речь шла об исполнении некоторых номеров.

И все же большинство баховедов склоняются к тому, что сам композитор стремился существенно расширить возможности исполнения духовной музыки, возможно, он сам с прозорливостью, присущей гению, предугадал последующее развитие музыкального искусства и его роль в жизни социума.

Рукопись сохранилась в архиве второго известного сына Иоганна Себастьяна – Филиппа Эммануила Баха. Ему же принадлежит оркестровое вступление перед «Credo», отсутствовавшее в авторской партитуре. Предположительно, что название «Высокая» у мессы появилось с легкой руки издателя Зимрока в 1845 году.

Высокая Месса Си-Минор Баха

Иоганн Себастьян Бах жил во времена, когда композиторов финансово поддерживала Церковь и аристократия. Он всю жизнь работал в различных приходах органистом. Причем, был хорошо известен в протестантской Германии как превосходный исполнитель-органист, педагог и музыкант. Также довелось ему поработать и придворным капельмейстером, и видным общественным деятелем, сочиняя музыку для увеселительных мероприятий и церемоний. Таким образом, за всю свою жизнь он написал свыше 1000 произведений светского и духовного характера.

Месса Н-moll стала центральным произведением всего его творчества. Его гений длительное время обдумывал и проектировал его. Хотя официально искусствоведы заявляют, что работал он над ней с 1733 по 1738 год, есть сведения, что задумка вполне могла появиться еще в 1724 году. Учитывая грандиозность замысла, это было бы вполне естественно.

Баховский подход к переосмыслению мессы существенно отличается от традиционного для того времени. Главным образом, содержанием. В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Это не молитва в ее классическом понимании, идейная концепция подобного обращения намного глубже. Слова канонического текста здесь, скорее, помогают «говорить» на уместном языке. Но драматургия выстраивается по всем законам драмы – здесь есть конфликт, противопоставление, много контрастов, образы грусти, смирения, ликования и ярости, гнева целостные и законченные.

Бах взял традиционные номера и существенно их расширил, добавив каждому по несколько дополнительных разделов. В итоге вся месса Си-Минор вместила 24 номера. Очевидно, что при жизни Баха эта музыкальная форма не могла быть воплощена – она требует от исполнителей высочайшего мастерства, церковному хору не доступного, а в светском пространстве не было формата для прослушивания столь сложного музыкального произведения на религиозный текст (как сейчас – концерт). Но отдельные номера («Kyrie», « Gloria») исполнялись.

Цели и мотивы, побудившие композитора к сотворению этого шедевра, до сих пор являются предметом научных дискуссий. Карл Эммануил Бах (сын Иоганна Себастьяна, прославившийся чуть менее, чем отец), называл его Великая католическая месса. Первое исполнение всей мессы целиком зафиксировано документально в 1859 году. К середине XIX века она получила широкое признание как одна из величайших композиций в истории музыки, а сегодня ее считают лучшим вокально-хоровым произведением.

Музыка Мессы Си минор

По форме это замкнутое цикличное произведение, состоящее из 24 номеров. Каждый из них может исполняться отдельно, все вместе они имеют много объединяющих элементов – это и тональный план, и так называемые «тематические арки», последовательность номеров. Расширение количества номеров при сохранении неизменным оригинального текста стало возможно за счет выделения отдельных фраз из молитвы в целый опус. Это позволило также композитору расставить свои смысловые акценты в содержании.

Богатство образов мессы поражают. Здесь есть скорбь, тихая радость, торжественное ликование, надежда, страдания. Вся гамма истинных человеческих чувств передана композитором с потрясающей подлинностью и силой. На контрастном сопоставлении образов, чередовании хоровых и сольных частей, камерных и tutty построен основной принцип драматургического развития, схожий с симфоническим. В этом автор тоже опередил современников, работающих в полифоническом стиле.

Воплощают лирические образы инструменты оркестра и музыкальные средства. Так, тема скорби и страданий (получившая начало в первом номере «Kyrie eleison ») передана звучанием струнных, в мелодике преобладает минор, много хроматизмов, «интонаций вздоха». Тема света и спокойного раздумья выражена деревянными духовыми, мажорным ладом, мягкими гармоничными оборотами, прозрачной фактурой. Тема торжества и утверждения веры проходит в медных духовых, в мажоре, в восходящих интонациях. Смена тембровых красок органично поддерживает идею противопоставления.

Месса открывается пятиголосной фугой «Kyrie eleison». Мощное вступительное форте словно вопль грешников, взывающих о прощении. Это коллективное покаяние всего рода человеческого, символизируемого хором. Разделенная на 3 части молитва «Господи, помилуй» в центре имеет контрастный светлый стих «Christe eleison» (Христос, помилуй), который станет прообразом будудущего торжества в «Gloria» («Слава»). На подобном механизме вплетения в музыкальный и драматургический материал образов из разных сфер построено сложное сквозное образное развитие.

Прослушивание произведения оказывает колоссальное воздействие на слушателей. Написанная с величайшим композиторским и психологическим мастерством, более 250 лет назад, сегодня она не только не потеряла своей актуальности. Она нужнее, понятнее и доступнее мышлению современного человека более, чем в то время, когда была создана.

  • В этом произведении Бах не только воспроизвел свои более ранние работы, он также привнес многое от тех композиторов, живших до него или в одно время с ним, о которых мы уже сейчас мало знаем, но они вдохновляли его.
  • Сам И.С. Бах не дал названия мессе. Он держал ноты в 4-х папках, каждая имела свой титул: «Missa» («Кирие» и «Глория»), «Symbolum Nicenum» («Символ веры» — «Сredo»), «Sanctus» и «Osanna».
  • Существует 2 автографа произведения. Один содержит партитуру 1733 года, написанную в Дрездене (часть «Кирие» и «Глории»). Второй – полный автограф со всеми изменениями, внесенными автором до 1749 года, унаследован CPE Bach («Гамбургским» или «Берлинским» Бахом, сыном Иоганна Себастьяна Карлом Филиппом Эммануилом).
  • Одна из версий, почему у мессы появилось второе название «Высокая» состоит в том, что в противовес кантатам, пассионам, ораториям, не имея прямого предназначения исполняться во время службы, подлинная орбита ее замыслов – этические и эстетические идеалы обычного человека.
  • Мессой восхищались многие выдающиеся композиторы, признавая ее исключительное значение и эталоном лирико-философской тематики в музыке.

Современная практика исполнения и интерпретации

В сохранившейся партитуре рукой автора указан состав для исполнения мессы: хор (около 15 человек, включая солистов), 2 скрипки , 1 альт, continuo, 2 флейты , 2 гобоя (или 3), три трубы , литавры. За прошедшее время существенно преобразовалось концертное исполнительское искусство. Оно прошло свой большой путь, испытывая влияние тех новшеств, что появлялись в музыке.

Поэтому зачастую можно услышать исполнение старинной музыки в нескольких интерпретациях. Так, Мессу Си минор Баха долгое время исполняли под влияние романтических тенденций – склонность к замедлению, усилению всех нюансов, монументализации. Один из примеров – исполнение мессы под управлением дирижера Карла Рихтера. Его трактовку сейчас считают классической, она в меньшей степени похожа на изначальный вариант И.С. Баха и вообще на стилистику барочной музыки, но имеет безусловную художественноую ценность.

В противоположность ему существует аутентическая интерпретация бельгийского (фламандского) аутентиста Филиппа Херревеге (род. 1847). Он полностью воссоздает исполнительскую манеру, соответствующую эпохи Баха, и использует старинные инструменты. Это более строгое, даже аскетичное исполнение, тем не менее, воздействует самой музыкой на глубины человеческой души.

К популярным интерпретаторам Мессы СИ минор относят также Хельмута Риллинга, Франса Брюггена, Джона Эллиота Гардинера.

Месса Си минор Иоганна Себастьяна Баха считается наивысшим достижением в академической музыкальной культуре. Это высочайший уровень понимания земной и возвышенной природы, воплощенный в музыке. Только по-настоящему свехгениальные композиции приобретают спустя столетия все большее значение для человечества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Месса си минор

Источник

Месса си-минор Баха

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Бах

При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

Как известно, ритуал мессы – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

  • Kyrie eleison («Господи, помилуй»);
  • Gloria («Слава»);
  • Credo («Верую»);
  • Sanсtus («Свят»);
  • Agnus Dei («Агнец Божий»).

Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель­ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му­зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер – всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части – «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый – 5-голосная фуга, второй – 4-голосная).

Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач­ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе­ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста – в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

Экспозицией второй сферы – радости и ликования – является «Gloria» (хотя № 2 – светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» – уже отчасти наметил эту линию).

Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме­лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере – хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность – мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

Главное содержание III части («Credo») сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» – «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» – «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» – «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со­держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций – отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения – голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби – нисходя­щую м.2.

Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста – переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» –это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав­ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи­мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» – «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами – «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание – умиротворенная печаль.
Характерна тональность – не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность – минорная S-та D-dur – является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

Источник

Читайте также:  Глупые снежинки ноты для фортепиано
Оцените статью