Бах овцы могут пастись спокойно ноты для фортепиано

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Бах Иоганн Себастьян Sheep May Safely Graze

Перевод: Овцы могут безопасно пасти.

Перевод: Овцы Может Безопасное пасти, BWV 208. Бах , Иоганн Себастьян . Фортепианных транскрипций из Игнац Фридман.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Все инструмент. Джон Хинд.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Овцы могут безопасно пасти. Фагот квартет. Фагот 1.

Перевод: Овцы могут безопасно пасти. J S Бах . Большой смешанный вместе. Тоби Wardman.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Овцы могут безопасно пасти. Устройство. Соло органа.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Духовой квинтет. Кернс, Ричард. Главная ноты.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . BWV. 565 — from the Birthday Cantata No. 208.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . от BWV 208. 5 рекордеры. Уильямс, Дональд.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Овцы могут безопасно пасти. от BWV 208. Соло органа.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . AIR. Орган, Голос. Machella Маурицио. Главная ноты.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . Воздух. Гол. от BWV 208. Соло органа. Главная ноты.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян . Бах , Иоганн Себастьян . J.S. Бах — Овцы Безопасное пасутся BWV 565.

Перевод: Бах , JS. Транскрипций Баха пьес.

Перевод: Бах , JS.

Перевод: Бах , JS.

Перевод: Бах , Иоганн Себастьян (1685-1750). Стенограммы.

Источник

Bax.GuitarBlokNot.ru

Ноты произведений великого композитора И.С. Баха и его современников в обработке для классической гитары

1. Ноты гитаристу.

Раздел Ноты гитаристу будет содержать произведения для гитары, которые адресованы, в первую очередь, уже состоявшимся исполнителям, умеющим играть не только простые по сложности пьесы, но и «замахивающимся» на серьезные опусы настоящих композиторов.

Но, как известно, замахнуться на миллион у нас многие горазды, а вот как бы не получилась в результате копейка…

Я это тем, кто не знает ни теории, ни нот, ни незаурядного музыкального дарования, чтобы играть на слух с первого раза. Если у вас сразу «не пойдут» размещенные здесь произведения, значит, не мучайте себя, а тем более слушателей, своей несовершенной игрой и лучше поучитесь в разделе Ноты для начинающих гитаристов на более простых примерах, выполняя все рекомендации и оттачивая каждый свой звук, а не по принципу «в общем, пойдет».

Но и в этом разделе буду стараться размещать произведения по уровню сложности, начиная с относительно простых. Вам будет легче ориентироваться в своем мастерстве. Не стоит также забывать, что людей мало самокритичных, способных сказать самим себе: «Стоп! Я что-то делаю не то, нужно на шаг вернуться назад!»

Для вас сейчас один шаг назад — это начать с самого начала, благо, что вы еще недалеко от него.

Первой пьесой в данном разделе будет баховская мелодия из кантаты №208 под названием (один из вариантов) «Овцы могут спокойно пастись» (Sheep May Safely Graze):

В нотах указан полностью вариант аппликатуры обеих рук. Обозначения вида (а/Р) означает, что данное двузвучие (или аккорд) берется пальцами правой руки: верхний звук безымянным пальцем (а), нижний — большим (Р).

В первых четырех тактах звукоизвлечение — приемом тирандо, далее нужно совмещать тирандо (где мелодия извлекается с басом) с апояндо (одиночные ноты).

Перед разучиванием советую несколько раз прослушать МИДИ ПЬЕСЫ .

Источник

Бах Иоганн Себастьян

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг] немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Ноты для фортепиано Бах Иоганн Себастьян

Биография

Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-03 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

Годы странствий (1703-08)
После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский период (1708-17)
Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал, он доводил их до высочайшего совершенства.
Токката и фуга ре минор для органа
В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил (см. Бах, семья немецких музыкантов из Тюрингии).

Служба в Кетене (1717-23)
В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Бранденбургские концерты
Хорошо темперированный клавир. Часть 1. Прелюдия
Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.
В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).
В Лейпциге (1723-50)
Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

В последние годы
Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.
Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Памятник перед Томаскирхе
Бах — крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Среди продолжателей исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше — Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Источник

И.С. Бах — Десять песен — ноты для голоса

Сборники, песенники с нотами
для вокала в pdf


Иоганн Себастьян Бах
15 двухголосых инвенций
и

15 трехголосых симфоний
(уртекст)
«Государственное музыкальное издательство», 1963г.
номер 29567
(DjVu, 2.6 Мб)

Государственное музыкальное издательство воспроизводит Инвенции и Симфонии И. С. Баха в редакции Л. Ландсхофа, опубликованной в 1933 году в издательстве Петере в Лейпциге. Ландсхоф на основании тщательного исследования сохранившихся рукописей И. С. Баха и его учеников впервые дал научно выверенный точный авторский текст.
Ландсхоф выпустил свою редакцию в двух вариантах. Первый вариант, снабженный подробным разбором украшений, их расшифровкой, характеристикой разночтений между ними в различных рукописях, носит специальный характер и рассчитан главным образом на зрелых музыкантов. Параллельно с этим вариантом Ландсхоф выпустил книгу («Revisions-Bericht zur Urtextausgabe von Joh. Seb. Bach Inventionen und Sinfonien»), в которой дается подробный анализ всех вопросов, касающихся текста инвенций и симфоний: описание автографов и различных изданий, вопросы орнаментики и, наконец, разбор по тактам каждой пьесы с перечислением всех разночтений между рукописями.
Второй вариант, который воспроизводится в настоящем издании, имеет практическое назначение и может быть использован в педагогической практике.

Симфонии (трехголосные инвенции) 4, 5. 7, 9, 11, снабженные в оригинале большим количеством орнаментики, даются здесь — для облегчения исполнения — почти без украшений. Точный авторский текст этих симфоний со всеми украшениями опубликован Ландсхофом в приложении к первому варианту его редакции.
Как известно, И. С. Бах не часто снабжал ноты своих произведений исполнительскими указаниями. В настоящем сборнике добавлена аппликатура. Определение характера исполнения, фразировки, динамики предоставляется вкусу и опыту преподавателя.

Скачать ноты


Педагогический репертуар
детской музыкальной школы 7 класс
И.С. Бах
(1685-1750)
Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа
Обработка для фортепиано Д. Кабалевского
«Музыка», 1967г.
номер 3496
(pdf, 2.46 Мб)


Иоганн Себастьян Бах
Избранные арии
для сопрано в сопровождении фортепиано
составитель М.Переверзева
«Музыка», 1976г.
номер 9254

  • Ария из кантаты № 21 («Слезы, стоны.»)
  • Ария из кантаты № 68 («Душа, веселнся.»). Перевод Н. Спасского
  • Ария из кантаты № 152 («Камень, мой оплот бесценный.»). Перевод А. Машистова
  • Ария Мома из кантаты «Состязание Феба и Пана». Перевод В. Хорват
  • Ария из кантаты № 202 («Давно ожидая веселого мая.»). Перевод С. Городецкого
  • Ария Паллады из кантаты «Умиротворенный Эол». Перевод А. Машистова
  • Ария Дианы из кантаты № 208. Перевод А. Машистова
  • Ария Палее из кантаты № 208. Перевод А. Машистова
  • Ария из кантаты № 210 («Вам, о флейты, петь не надо.»). Перевод А. Машистова
  • Ария Лизетты из «Кофейной кантаты» («Кофе ни с чем не сравню я!»). Перевод Д. Усова
  • Ария Лизетты из «Кофейной кантаты» («В путь, отец.»). Перевод А. Машистова
  • Ария из, «Крестьянской кантаты» («Можно вкусно есть и пить.»). Перевод А. Машистова
  • Ария Сладострастия из кантаты «Геракл на распутье». Перевод А. Машистова
  • Ария из «Страстей по Матфею» («Сердце, плачь.»). Перевод А. Машистова
  • Ария из «Магнификата» («Quia respexit.»)

Arie aus der Kantate Nr. 21 („Seufzer, Trдnen.»)
Arie aus der Kantate Nr. 68 („Mein glдubiges Herze.»)
Arie aus der Kantate Nr. 152 („Stein, der ьber alle Schдtze.»).
Arie des Momus aus der Kantate „Der Streit zwischen Phoebus und Pan»
Arie aus der Kantate Nr. 202 („Zu freien im Maien.»)
Arie der Pallas aus der Kantate „Der zufriedengestellte Aeolus»
Arie der Diana aus der Kantate Nr. 208
Arie der Pales aus der Kantate Nr. 208
Arie aus der Kantate Nr. 210 („Schweigt, ihr Flцten.»)
Arie des Lieschen aus der „Kaffee-Kantate» („Ei! wie schmeckt der Kaffee sьЯe.»)
Arie des Lieschen aus der „Kaffee-Kantate» („Heute noch.»).
Arie aus der „Bauern-Kantate» („Ach, es schmeckt doch gar zu gut.»)
Arie der Wollust aus der Kantate „Hercules auf dem Scheidewege».
Arie aus „Matthдus-Passion» („Blute nur.»)
Arie aus „Magnificat» („Quia respexit.»)

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!

Бах Иоганн Себастьян (1685—1750)

Едва ли не лучшая из книг о Бахе принадлежит немецкому ученому Альберту Швейцеру, одному из замечательнейших людей XX века. Ученый, философ, музыкант, он оставил научную карьеру для того, чтобы изучить медицину и практически помогать людям. Многие годы он работал врачом в глухой африканской деревне, построил там больницу, вложив в нее все личные средства, а потом и полученную им Нобелевскую премию.
Уже в наше время, глубоким стариком, он стал убежденным и активным борцом за мир, везде, где можно, поднимая голос против атомной опасности.
Конечно, не случайно внимание Швейцера-ученого привлек именно Бах, великий художник-гуманист. Но писать о Бахе было трудно и для Швейцера: слишком велико несоответствие между дошедшими до нас скупыми биографическими данными и масштабами творческого наследия композитора. Масштабы эти в свое время удивляли Бетховена, который сказал однажды: «Не ручьем (Bach — по-немецки ручей), а морем надо бы его назвать!» А. Швейцер писал о Бахе: «Он человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него».
Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,— все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение. Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем. Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было. Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство. Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).
Мальчик-хорист в школьном хоре при церкви, скрипач, альтист, органист в различных маленьких городках и, наконец, придворный капельмейстер (Веймар, Кетен) — таковы вехи музыкальной биографии Иоганна Себастьяна Баха до тех пор, пока он в 1723 году, уже почти сорокалетним, не обосновался в Лейпциге, где прожил до конца своих дней. В это время
Бах был отцом многочисленного семейства, старшие дети (от первой жены, уже умершей) жили еще при нем, подрастали младшие дети — от второй жены, Анны Магдалены. (Юным музыкантам известно это имя: в нотную тетрадь Анны Магдалены, которая и сама была хорошей музыкантшей, Бах записывал легкие пьески для обучения младших детей. И сейчас мимо этой «Нотной тетради» не проходит никто из обучающихся музыке.)

Жить было нелегко, и поэтому неудивительно, что среди немногих сохранившихся в архиве Баха бумаг очень много различных заявлений и писем к влиятельным особам, и все об одном: улучшить более чем скромное материальное положение. В Лейпциге Бах получил место кантора, то есть руководителя школьного хора при церкви св. Фомы (Томаскирхе). Школа (Томасшуле), где обучали пению, игре на органе и других инструментах, существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией, но в эти годы хор был малочисленным, и Бах постоянно жаловался, что из всех ее воспитанников «семнадцать пригодны для музыки, двадцать еще не пригодны и семнадцать негодны».
Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.
Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала — вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается — в фуге. Первоначальный музыкальный образ — тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Бах сам был непревзойденным органистом, а когда слушатели удивлялись его мастерству, он обычно говорил, что секрет прост: «Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише.»
Работая в Кетене, Бах писал много камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов, поскольку именно этот род музыки особенно привлекал его хозяина, князя Леопольда, который и сам играл на клавире, скрипке и виоле дагамба (старинном инструменте, родственном виолончели). Видимо, в кетенском оркестре были отличные музыканты, так как вряд ли сам князь, будучи только музыкантом-любителем, мог бы сыграть знаменитую «Чакону» Баха из сюиты для скрипки, ведь она и по сей день является эталоном виртуозности для скрипачей.
Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы. Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были и совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига. В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.

В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера. Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще. При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.
Иной, менее торжественный, но более проникновенный характер носит музыка Баха к так называемым «пассионам», или «Офастям»,— драматизированному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех вариантах, приписываемых четырем легендарным авторам-евангелистам. Бах использовал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников. Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партий Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго — грубы и надменны.
Кроме канонического церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления — арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом — скрипкой, флейтой. Замечательный пример — ария альта из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении одного из учеников Иисуса — Петра. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.
Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.
В баховских «Страстях» соединились трогательная наивность древних народных представлений на евангельские темы и драматическая выразительность оперной музыки, причем гораздо более яркая, чем в самой опере баховского времени.
Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим ни во французской, ни в итальянской опере XVIII века. Немецкая же опера тогда еще не вышла из периода ученичества.

Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке. Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, главную, ведущую мелодию и сопровождение. Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты — изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.
А память о старом Бахе жила лишь среди немногих музыкантов, тем более что не многие его сочинения были изданы. Но Баха знали и любили Моцарт и Бетховен. А когда, сто лет спустя после первого исполнения «Страстей по Матфею», молодой Феликс Мендельсон в 1829 году извлек их из забвения и исполнил в Лейпциге, началось возрождение музыки Баха. Оно коснулось и России. Памятью об этом осталась новелла «Себастьян Бах», написанная Владимиром Федоровичем Одоевским, ученым и писателем, другом Пушкина и Глинки. И в 1985 году 300-летний юбилей Баха наша страна отмечала так же, как и его родина — Германия, как весь мир.
Основные сочинения. Для хора и солистов с оркестром: «Страсти по Иоанну» (1723), «Страсти по Матфею» (1729), Рождественская оратория (1734), Месса си минор (1733), духовные кантаты (сохранилось 199), около 30-ти светских кантат. Для оркестра: 6 Бранденбургских концертов, 5 увертюр-сюит, концерты для различных инструментов с оркестром. Сочинения для ансамблей, для клавесина (в том числе— «Хорошо темперированный клавир»; 48 прелюдий и фуг), для органа: около 20 прелюдий и фуг, 3 фантазии и фуги, 5 токкат с фугами, хоральные прелюдии и т. п.

Источник

Читайте также:  Нот 8 про 128 зеленый
Оцените статью