И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
Прелюдия и фуга B-dur, I том
Ассоциативный образ цикла -«Поклонение пастухов»
Его основой служит эпизод из Евангелия от Луки, рассказывающий о Рождестве Христовом (гл. 2, ст. 8-15 к прелюдии, ст. 15-20 к фуге).
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось вместе с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Этот эпизод очень популярен в живописи. На картинах изображался хлев, где в яслях лежит младенец Иисус Христос; в правом углу картины помещался хор поющих ангелов, держащих в руках ленту с надписью «Gloria in exelsis Deo» («Слава в вышних Богу»). Между небесным хором и землей реют ангелы, играющие на музыкальных инструментах — в немецкой живописи струнные (скрипки, лютни). К хлеву направляются пастухи.
Прелюдия и фуга B-dur, повествовательные от начала до конца, сродни этой картине, с той разницей, что в музыке можно было отобразить процесс во времени и пространстве, например, полет ангелов вниз и вверх — с неба на землю и обратно. Этот звуковой образ и лег в основу прелюдии.
Прелюдия делится на две части. Первая часть ассоциируется с полетом ангелов, наполняющих пространство небесной музыкой. По замечанию Яворского, в прелюдии изображены «полеты, игра, хор». Начало прелюдии — скрипичный прием аккордовой игры на трех струнах. В своем полете ангелы постепенно снижаются. Полеты изображаются перевивающимися пассажами. Такие же плавные спуски и подъемы есть в хоральных прелюдиях, повествующих об аналогичных событиях: «Vom Himmel kam der Engel Schar». («С небес сошли многие сонмы ангелов»), «Vom Himmel hoch, da komm ich her». («Я нисхожу с высоты небесной»).
В низком регистре, отображающем приближение ангелов к земле, в басу проходит хроматизированная линия, как бы соответствующая словам: «и убоялись страхом великим» (фигура passus duriusculus, т. 6-7).
Первая часть прелюдии заканчивается разложенным нонаккордом с большим скачком на басовое «ре», что изображает разверзание небес (фигура saltus duriusculus, т. 11). Подобный прием Бах применил в номере 73 «Страстей по Матфею», повествующем о разорвавшейся завесе храма после смерти Иисуса.
Вторая часть прелюдии — прославление Бога; звучит хорал «Gloria in exelsis Deo et in terra pax». («Слава в вышних Богу и на земле мир»)
Латинский текст вполне подходит под хоральный мотив, даже ударение на слове «Deo» делается как при пении в церкви (т. 18). Яворский сравнивал эту часть прелюдии с хоральной прелюдией «In dulci jubilo» («В сладостном ликовании»).
В 4-м такте от конца (т. 17) звучит символ искупления. Это известный символ крестных страданий, данный в обращении: (до-ре-бемоль-ля-си-бемоль)
Он несет смысл свершившейся через страдание жертвы во искупление грехов человеческих и указывает на главное еще «не действующее» лицо этой прелюдии — Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы своей крестной мукой принести спасение людям.
Соответственно образам прелюдии Яворский предлагал при исполнении динамику, противоположную общепринятой, исходя из особенностей рояля по сравнению с клавесином. Разложенные аккорды — игра ангелов на музыкальных инструментах — исполняются легко, прозрачно. Динамика пассажей-полетов зависит от их направления, т. е. при приближении к земле crescendo, как более зримое и реальное, при удалении в небеса — diminuendo. Первая строфа хорала исполняется нежнейшим pianissimo, доносясь из поднебесья. Яворский отмечал, что Бах во всех сочинениях на тексты Gloria и Sanctus делает славления piano, как бы обращая внимание на то, что ангельские хоры слышны с далеких небес.
Каждая следующая строфа звучит более наполненно, приближаясь к земле, и достигает кульминации в тактах 17-18,
Конец прелюдии — «Ангелы отошли от них на небо» -diminuendo и leggiero.
Фуга продолжает повествование прелюдии: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было».
Тема фуги распадается на две части.
Первая часть состоит из четырех интонаций — риторических жестов приветствия: «символ приветствия — поклон -приветственный жест рукой наверх — снова поклон», отображая поклонение пастухов. Эти интонации близки начальной мелодии хорала из Рождественского круга «Nun komm, der Heiden Heiland» — «Приди ж, язычников Спаситель»: фа-соль-фа-си-бемоль,ре-до, ля-соль-си-бемоль-ля-соль-фа-до, ми-бемоль-ре.
Вторая часть темы, славословие пастухов, передается подражанием игре на волынке, несколько наивного, пасторального характера. Особенно это подчеркивает противосложение, основанное, по нашему предположению, на хорале «Christus, der uns selig macht» — «Христос дарует нам блаженство»:
(ми, ми,ми, ми,ре,до,си,ля-соль-диез,ля, си, до, ре, до, си)
Второе противосложение — возгласы несколько удивленной радости. На картинах, изображающих Рождество Христово, третий постух обычно нпхолится несколько позади, загляды¬вая через плечи двух первых. Интонации второго противосложения тоже как бы «заглядывают» поверх двух голосов (т. 9-10).
В фуге множество удвоений в терцию и сексту — символов довольства и радостного созерцания.
Кончается фуга неполным проведением темы с погружением звукового плана в низкий регистр, что может сответствовать удалению пастухов «. и возвратились пастухи, славя и хваля Бога» (стих 20). Поэтому Яворский предлагал заканчивать фугу piano с небольшим замедлением.
Источник