Бах Иоганн Себастьян
Переложения Баха для классической гитары:
Марш
Полонез
Прелюдия № 1
Прелюдия в до-мажоре
Прелюдия в ре миноре
Сарабанда
Сюита для виолончели
Бах Шутка(Scretco)
Фуга ми минор
Бах Фуга и Токката в ре миноре
Гавот
Noel (рождество)
Air on a G String
Bourree en mi mineur
Cello Suite
Courante
Double
Gigue (From Lute Suite No. 2)
Musette
Wachet auf ruft uns die Stimme
Minuet in G
Suite 1 1007
Sinfonia 12
Jesu, Joy of Man’s Desiring
Биография Иоганн Бах
Великолепный композитор эпохи барокко Иоганн Себастьян Бах с давних пор почитается за музыкальные сложности своей работы и стилистические новшества.
Сводка
Рожденный 31 марта 1685 года (Н.С.) в Айзенахе, Тюрингия, Германия, Иоганн Себастьян Бах имел престижную музыкальную традицию и занимал различные органические позиции в начале 18 века, создавая знаменитые композиции, такие как «Токката и фуга ре минор». Некоторые из его самых известных композиций — «Месса си минор», «Бранденбургские концерты» и «Хорошо темперированный клавир». Бах умер в Лейпциге, Германия, 28 июля 1750 года. Сегодня он считается одним из величайших западных композиторов всех времен.
Детство
Рожденный в Айзенахе, Тюрингия, Германия, 31 марта 1685 года (Н.С.) / 21 марта 1685 года (О.С.), Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыкантов, которая насчитывает несколько поколений. Его отец, Иоганн Амвросий, работал городским музыкантом в Айзенахе, и считается, что он научил молодого Иоганна играть на скрипке.
В возрасте семи лет Бах пошел в школу, где получил религиозное образование, изучал латынь и другие предметы. Его лютеранская вера повлияла бы на его более поздние музыкальные произведения. К тому времени, когда ему исполнилось 10 лет, Бах оказался сиротой после смерти обоих родителей. Его забрал его старший брат Йоханн Кристоф, церковный органист в Ордруфе. Йоханн Кристоф дал некоторые дополнительные музыкальные указания своему младшему брату и поступил в местную школу. Бах оставался с семьей своего брата до 15 лет.
У Баха был красивый сопрано, поющий голос, который помог ему посадить место в школе в Люнебурге. Через некоторое время после его прибытия, его голос изменился, и Бах перешел на игру на скрипке и клавесине. На Баха большое влияние оказал местный органист по имени Джордж Бем. В 1703 году он приземлился на своей первой работе в качестве музыканта при дворе герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Там он был мастером на все руки, выступал в качестве скрипача, а временами заполнял официальный органист.
Источник
Как играется Шутка И.С. Баха на гитаре?
«Шутка» — заключительная часть второй оркестровой сюиты (си минор) — бессмертное творение Иоганна «Себастьяновича» Баха. Бог гармонии, непревзойденный виртуоз и мастер полифонии решил «пошутить» — и красиво (ну когда у Баха было некрасиво ?!). Озорное настроение блестящего скерцо пронеслось сквозь века и радует по сей день как слушателей, так и музыкантов.
Ну, а если серьёзно, касательно инструмента: Шутка Баха на гитаре звучит по особенному эффектно и мелодично. В её тактах скрывается множество интересных «фишек» и приёмов. Давайте послушаем!
Так, композиция звучит в исполнении симфонического оркестра (сольную партию играет флейта):
Ну, а это уже вариант в рок-обработке Виктора Зинчука:
Хотите сыграть Шутку Баха на гитаре, точно так же? Если «Да», тогда добро пожаловать на занятие!
Несколько слов об обозначениях
Аппликатура
Слева возле каждой ноты (на нотном стане) указаны цифры, обозначающие пальцы левой руки (1 — указательный, 2 — средний и т.д.) Стоит отметить, что приведённая в переложении аппликатура не является единственно верной. И её изменение в некоторых тактах абсолютно не будет критичным. Главное — чтобы было удобно!
Например первую фразу темы можно сыграть, используя мизинец (4):
А можно и без мизинца — посредством трёхпальцевой аппликатуры, начиная с безымянного:
Придерживаться разработанной аппликатуры или искать собственный подход уже решать вам.
Штрих
В некоторых фразах, частично используется свип. Но, опять таки, при необходимости, его вполне можно заменить на стандартный переменный штрих.
Открываем ноты и табы Шутки Баха…
Просмотрите визуально первую страницу нотной записи и, вооружившись гитарой, приступайте к потактовому разбору (дальше по ходу статьи).
1-2 т. — арпеджио трезвучия си минор свипом 1 удар вниз — 2 удара вверх. 2 и 3 струны в конце фразы необходимо приглушивать кистью правой руки (palm mute — P.M.), чтобы звучание было чистым и плотным. Обратите внимание на ритмическую фигуру — одна восьмая и две шестнадцатых. Многим почитателям хард-роковых и трэшовых риффов, она известна как «галоп» (информация к творческому размышлению).
3-4 т. — опять си минор, но уже в другой позиции, начиная с квинты (F#). Во второй группе 16-х (начало 4 такта) играется II ступень (C#). Красивый оттенок — Bm — Bm sus2, плавно переходит в доминанту F#.
5-6 т. — фраза из первых тактов.
7-10 т. — межструнные скачки по секстам, заканчивающиеся трелями (в табах в скобках указан вспомогательный звук).
11-13 т. — начало кульминационного развития первой части. Не забываем избавляться от ненужных призвуков глушением P.M.
2 доля 13т. — 16 т. — в начале двухструнный свип, а за тем, повторяющийся штрих: пул-хаммер и удар вниз. Пассаж играется в расширенной аппликатуре (от 10 до 15 лада) и требует от мизинца левой руки определённой растяжки. Не приступайте к разбору этого пассажа без разминки!
Повтор 1 части Шутки Баха с вариациями
В некоторых переложениях и упрощённых версиях произведения в конце первой части стоит реприза: то есть она повторяется ещё раз с начала. А в оригинале при повторении отдельные такты играются немного по-другому — с «вкусными» мелодическими дополнениями, от которых, кстати говоря, грех отказываться.
2 доля 17 т. -18 т. — несколько видоизменённое арпеджио си минора из 1-2 т. Вместо «галопа» на второй струне играются 16-е, с повторениями ступеней аккорда 2 раза. Переменный штрих чередуется с пулом.
21-22 т. — одно из самых трудных мест темы. Но звучит просто потрясающе! Каждую ступень аккорда обрамляет группа 32-х, они как бы добавляют игривости. Обязательно чередуйте штрих, играя пулы — вверх-вниз. И старайтесь максимально приглушивать правой рукой не звучащие струны. Если сложно понять ритмический рисунок этой фразы, загрузите в программу Transcribe! запись Шутки в исполнении В. Зинчука, найдите этот фрагмент и замедлите его на 50-35%. Прослушайте и попробуйте сначала сыграть синхронно именно в таком темпе.
2 часть
Во второй части концепция техники исполнения (аппликатура, штрих и P.M.) практически такая же, как и в первой. Здесь, пожалуй, будет целесообразным осветить лишь некоторые моменты.
36-38т — для большего акцентирования вместо переменного штриха, используются только удары вниз (смотрите внимательно обозначения под каждой нотой).
51-52т (ближе к концовке) — группа тридцать вторых нот играется следующим образом: 1,2,3 ноты — это обычный пул на второй струне; а последняя, 4 нота (вверху неё изображён плюс), играется без участия медиатора — палец левой руки ударяет лад, как при игре тэппингом.
56т — ребро 32-х и восьмая второй доли исполняются, что называется «одним махом». Хаммер начинается с открытой второй струны (B) и доходит до E(ми — 5 лад), а затем мизинец проделывает глиссандо до F# (фа диез).
Не забудьте про репризу в конце второй части: сыграв заключительный полутакт переходите к началу второй части (надпись над тактом — 2 часть).
А вот и гитарная минусовка:
Источник