Бах самое известное произведение ноты

Лучшие произведения Баха: 10 основных пьес великого композитора

Здесь собраны лучшие произведения Баха – 10 шедевров, в том числе Бранденбургские концерты, Страсти по Матфею и Хорошо темперированный клавир.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта 1685 – 28 июля 1750), один из величайших композиторов – возможно величайший композитор – всех времен. В свое время он славился в основном своими навыками игры на клавишных, и большую часть своего времени он тратил на сочинение для церквей, где работал. Тем не менее, что касается качества его работы, он произвел больше количество музыкальных драгоценностей. Вот десять из лучших произведений Баха всех времен, в которых представлен невероятный диапазон композитора.

Лучшие произведения Баха: 10 основных пьес великого композитора

Бранденбургские концерты

Многие композиторы эпохи барокко написали десятки или даже сотни концертов, но Бах сумел суммировать весь жанр всего шестью, в каждом из которых был состав солистов с широким диапазоном и даже структур (тогда концерты должны были иметь три формы темпа: быстро-медленно-быстро). Таким образом, мы прыгаем с головокружительных высот невероятно сложной игры на трубе, которая украшает второй Бранденбургский концерт, который приобретает свои темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности послушайте великолепную № 5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.

Читайте также:  Концерт для фортепиано с оркестром моцарт жанр

Четыре оркестровые сюиты

Помимо концерта, во времена Баха модным жанром была оркестровая сюита (или «увертюра», как он ее называл). В то время как концерт возник по итальянской традиции, сюита по своему происхождению представляла собой последовательность французских танцев. В то время как все четверо Баха обладают чем-то вроде придворного благородства за пределами этого, они очень сильно различаются: от изящной последовательности танцев в Первой сюите; через запоминающуюся “Badinerie” для флейты, завершающую Вторую; к трубно-барабанному открытию Третей сюиты; и, наконец, пьянящее величие Четвертой, несомненно, одного из лучших произведений Баха, соперничающего с самыми роскошными творениями Генделя с точки зрения чистой пышности.

Страсти по Матфею

Страсти по Матфею – это масштабные хоровые произведения, повествующие о страданиях и смерти Христа из которых можно выделить: святой Иоанн и святой Матфей. Последняя – одна из величайших икон музыки, но после смерти Баха она не исполнялась почти 80 лет, пока молодой Феликс Мендельсон не представил ее миру. Сочетание масштаба, торжественности и трогательной человечности (воплощенное в глубоко скорбной арии «Erbarme Dich» для альта и скрипки) придает ей не проходящую привлекательность, пленяющую как верующих, так и неверующих.

Кантата № 21

Кантаты Баха (сохранилось почти 200 духовных и немало светских) тем более примечательны, т.к. они выпускались для церковных служб каждую неделю. Это означало, что они должны были быть исполнены без особых репетиций; так что либо прихожане переживали довольно странную игру, либо музыканты Баха были необычайно одаренными и терпиливыми. Кантата № 21 – одна из самых красивых. Его текст – популярный сюжет лютеранской традиции: «Неужели Бог оставил меня? Оно необычайно масштабно и среди лучших произведений Баха демонстрирует, что никто не выражает тоску лучше, чем Бах.

Читайте также:  За полчаса до весны ноты для гитары

Органная фантазия и фуга соль минор , BWV542

Баха особенно восхищали его навыки игры на клавиатуре, не в последнюю очередь его умение импровизировать; Большая часть его органной музыки, вероятно, зародилась именно так – каракули превратились в нечто мощное. Не говоря уже о самом известном органном произведении, Токкате и Фуге ре минор (что, по некоторым сомнениям, вообще не принадлежит Баху), одним из самых блестящих произведений является его Фантазия и Фуга соль минор . Свободная Fantasia имеет угловатую красоту и мрачное настроение, которое происходит от пристрастия Баха к хрустящему диссонансу, в то время как Fugue – это сила, которая приближается к потрясающей кульминации.

Хорошо темперированный клавир – 48

Бах был не просто одним из величайших композиторов-гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал клавишные в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир – это набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 работ). Если это звучит суховато, просто помните, что мы говорим о Бахе. А учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых обширных и грандиозных произведениях чувствуется интимность.

Вариации Гольдберга

В конце концов, с Бахом вы можете либо потратить целую вечность, пытаясь проанализировать, почему его музыка так бесконечно убедительна, либо, как с Вариациями Гольдберга (якобы написанными для того, чтобы усыпить бессонницу аристократа), вы можете просто наслаждаться ею. Созданный для клавесина, но с таким же энтузиазмом востребованный пианистами, он состоит из лирической темы с 30 вариациями, продолжительностью около часа. Бах пропускает тему через мириады перестановок настроения и скорости, и когда тема возвращается без украшений в конце, ощущение важного путешествия завершается.

Шесть сюит для виолончели

Сольные сюиты Баха для виолончели чрезвычайно трудны, не в последнюю очередь потому, что он решил сделать инструмент самодостаточным. На долгие годы они исчезли из репертуара, но были вновь открыты и впоследствии отмечены, когда великий каталонский виолончелист Пабло Казальс начал их играть, доказав, что они не были, как ранее думали некоторые, просто этюдами. С тех пор они пугают исполнителей и восхищают публику. Они превращают виолончель в настоящий оркестр и варьируются от великолепно утвердительной № 1 через самоанализ № 2 до блестящей, высокопарной Шестой сюиты.

Сонаты и партиты для скрипки

Скрипачам незачем завидовать Сюитам для виолончели , так как Бах оставил им равноценное сольное произведение: Сонаты и Партиты . Самая известная из них – Партита ре минор с ее дьявольским и эпическим финалом «Чакона», в которой простая тема варьируется не менее 64 раз, вызывая необычайный эмоциональный эффект. Не менее эффективна Партита ми-мажор, которая танцует с неудержимым духом, которому редко угрожают в остальных частях. Слушатель никогда не ждет аккомпанемента ни к одному из этих произведений, поскольку скрипка так неотразимо находится в центре внимания. И это несомненно лучшие произведения Баха.

Концерт ре минор для двух скрипок

Бах не оставил много сольных концертов, но этот – настоящая жемчужина, легко стоящая на одном уровне с лучшими произведениями Баха всех времен. Он состоит из двух скрипачей с простым струнно-клавесиновым аккомпанементом и особенно популярен за его восторженные медленные движения (бесстыдно разграбленные мириадами режиссеров в моменты сильных эмоций), в которых два солиста доверительно переплетаются друг с другом, больше походя на певцов, чем на инструменталистов. Это контрастирует с энергичными внешними движениями, в которых два игрока блестяще зажигают друг друга. Неудивительно, что великие скрипачи на протяжении всей истории создавали пары для этого неотразимого двойного действия.

На этом все, это были лучшие произведения Баха, 10 основных работ великого композитора.

Источник

10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах создал более 1000 произведений. Он появился на свет в семье Бахов, они давно славились музыкальностью. В 9 лет у него умерла мать, в 10 – отец. Его воспитывал старший брат, который научил его играть на клавире и органе. В 15 лет он учился в вокальной, известной тогда школе Св. Михаила. В 1707 году музыкант решил жениться на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. Они стали родителями 7 детей, но 3 из них скончались в раннем возрасте.

Стараясь занять более высокое положение, получать хорошее жалование и работать с лучшими музыкантами, он не раз переходил с одного места на другое.

Его сочинения были очень популярны, постоянно издавались. После смерти его популярность стала уменьшаться, но его очень ценили крупные композиторы, Моцарт и Бетховен.

И сейчас самые известные произведения Иоганна Себастьяна Баха исполняются лучшими музыкантами мира.

10. Хроматическая фантазия и фуга

«Хроматическая фантазия и фуга» исполнена экспрессии, и это при том, что в ту эпоху эстетические установки были таковы, что чувства должны были пробуждаться постепенно.

Создавая эти произведения, автор придерживался традиций органного искусства, т.е. монументальность и импровизационный размах, но одновременно развивает и приемы, которые применялись для создания музыки для скрипки, а также драматические декламации духовных кантат.

«Хроматической» ее назвали современники композитора.

9. Хорошо темперированный клавир

Первую часть этого сборника он закончил в 1722 году, в то время, пока композитор был в Кетене, а на вторую часть ушло намного больше времени, она была завершена в 1744.

Есть легенда, что Бах смог так быстро придумать первую часть, т.к. жил там, где не мог играть на инструменте. Он скучал и работал над своими произведениями.

Обе части быстро распространялись в рукописном виде, но в типографии его издали только в 1801 году, т.е. через 51 год после его смерти.

Его произведения были на некоторое время забыты, т.к. к моменту его смерти, стиль, в котором он писал музыку, вышел из моды.

«Хорошо темперированный клавир» – первый сборник произведений для всех двадцати четырех тональностей, хотя попытки создать нечто подобное были и раньше.

8. Рождественская оратория

Во всех частях есть свое евангельское повествование. Оратория была написана в 1734 году, на основе сочиненных им ранее кантат. Впервые ее исполнили в рождественские праздники в 1735 году в лейпцигской церкви Святого Фомы. Основа – сюжет, изложенный в Евангелиях от Матфея и от Луки, речитативы полны сердечности и возвышенности.

7. Страсти по Иоанну

В этом творении «Страсти по Иоанну» использовали 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна, которые мы слышим в речитативе. Также есть и поэтический текст арий, но неизвестно, кто его написал.

Это первое произведение Баха в этом жанре, и оно пока не так совершенно, как «Страсти по Матфею». Всего в ней 68 номеров, на первую часть которой приходится 20.

При жизни автора они могли прозвучать лишь в церкви. И из-за этого у Баха возник конфликт с властями. В Лейпциге было такое предписание, что во все четные годы пассионы нужно было исполнять в церкви св. Николая, а в остальные – в церкви св. Фомы.

В 1724 году «Страсти по Иоанну» должны были радовать слушателей в 1 церкви, но Баху это не понравилось. Во второй инструмент был лучше и места для хористов намного больше, и он попытался устроить премьеру в церкви св. Фомы, из-за чего возник спор.

Композитору пришлось пойти на уступки, но ему обещали, что инструмент к этому времени приведут в порядок.

6. Страсти по Матфею

«Страсти по Матфею» включают в себя арии, речитативы, хоры и хоралы. Все действие длится 3 часа. Бах написал это произведение для лютеранского богослужения, но сейчас чаще всего исполняется на концертной эстраде.

В нем используются тексты 26 и 27 глав Евангелия от Матфея в виде речитатива, а остальное – это поэтическое переосмысление Библии, способ передачи чувств главных героев.

Это произведение – вершина творчества Баха. Всего у композитора было 4 или 5 пассионов, но только 2 их них полностью дошли до нас.

5. Токката и фуга ре-минор

Но один из авторитетных исследователей, Кристоф Вольф, уверен, что «Токката и фуга ре-минор» принадлежит Баху, просто была создана им в ранний период творчества. Считается, что она была написана между 1703 и 1707 годами, когда он был в Арнштадте.

4. Гольдберговские вариации

Почему именно «Гольдберговские вариации»? В честь юного Иоганна Готлиба Гольдберга, который исполнил их для заказчика.

Есть версия, что дипломат сделал этот заказ не просто так. Стоило Кайзерлингу заболеть, у него начиналась бессонница. Музыка могла бы отвлечь его от недуга. Бах решил написать для него вариации, и граф был от них в восторге, называл их своими вариациями. Он не поскупился на награду. Подарил композитору золотой кубок, наполненный луидорами. Но не все исследователи верят в правдивость этой версии.

3. Искусство фуги

Были задуманы, как полифонические разработки, выполненные в одной тональности ре-минор. Одну из фуг исполняют очень редко, т.к. она почти копирует другую – 16 и 17.

Считается, что «Искусство фуги» создано для клавира, но чаще всего его можно услышать на фортепиано.

2. Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)

В первой части мы слышим суровую энергичную мелодию. Вторая часть отличается мрачной и сосредоточенной экспрессией. Третья часть подвижная и упругая, она только подчеркивает драматический характер произведения.

«Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)» поражает своим драматизмом, широтой масштабов.

1. Бранденбургские концерты

Этот подарок был сделан не просто так. Композитор надеялся, что станет придворным руководителем оркестра. Он сам переписал «Бранденбургские концерты» каллиграфическим почерком. Но маркграф ему так и не ответил.

Рукопись пролежала более 100 лет в его библиотеке, пока ее случайно не обнаружили. Концерты сочинены в итальянском стиле, сейчас их чаще всего исполняет камерный оркестр.

Источник

И.С. Бах — Избранные произведения для клавира


Иоганн Себастиан Бах
Избранные произведения для клавира
Выпуск 1
составление и редакция Н.Копчевского
«Музыка», 1978г.
номер 10041

Цель настоящего издания — представить клавирное творчество великого немецкого композитора, с наибольшей полнотой показать сочинения, не вошедшие в популярные сборники («Хорошо темперированный клавир», Французские, Английские сюиты, партиты, инвенции), и поэтому менее известные, а в некоторых случаях и совсем неизвестные.
Издание выходит в двух выпусках. Расположение материала дает возможность проследить эволюцию клавирного стиля композитора от первых шагов до высшей зрелости.

Настоящий, первый выпуск состоит из разделов: ранние произведения, обработки чужих произведений, фуги на чужие темы, произведения для лютни или клавира. Разделы второго выпуска следующие: произведения зрелого периода, обработки собственных произведений, произведения позднего периода.
Многие из включенных в сборник сочинений никогда в нашей стране не публиковались.
В основу изданий положены наиболее достоверные в текстологическом отношении современные публикации ГДР (выпуски Urtextausgabe издательства Петере, а также Neue Bach-Ausgabe).
В отдельных случаях составитель обращался к изданию Баховского общества. Ряд ценных советов в отношении отбора материала и источников составитель получил от сотрудников Баховского архива и издательства Deutsche Verlag für Musik в Лейпциге.

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Фуга e-moll BWV 956
Каприччио на отъезд возлюбленного брата B-dur BWV 992
Каприччио в честь Иоганна Кристофа Баха из Ордруфа E-dur BWV 993
Ария, варьированная в итальянской манере a-moll BWV 989
Соната D-dur BWV 963
Фуга a-moll BWV 947
Фуга a-moll BWV 958
Прелюдия (Фантазия) c-moll BWV 921
Фантазия a-moll BWV 922
Фантазия на две темы g-moll BWV 917

ОБРАБОТКИ ЧУЖИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Концерт d-moll (Алессандро Марчелло) BWV 974
Largo (II часть) из концерта g-moll (Антонио Вивальди) BWV 975
Соната a-moll (по трио-сонате Яна Адама Рейнкена) BWV 965

ФУГИ НА ЧУЖИЕ ТЕМЫ
Фуга B-dur на тему Я.А. Рейнкена BWV 954
Фуга A-dur на тему Т. Альбинони BWV 950
Прелюдия h-moll BWV 923
Фуга h-moll на тему Т. Альбинони BWV 951

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЮТНИ ИЛИ КЛАВИРА
Сюита c-moll BWV 997
Две части из сюиты a-moll BWV 996
1. Прелюдия
2. Аллеманда
Прелюдия, фуга и Allegro Es-dur BWV 998

ПРИЛОЖЕНИЕ
Расшифровка цифрованного баса в 3-й части Каприччио на отъезд возлюбленного брата BWV 992
1. Ф. К. Грипенкерль
2. К. Рейнеке
3. Б. Сельва
Комментарии

Скачать ноты

Спасибо Сергею за восстановленные страницы!


Иоганн Себастиан Бах
Избранные произведения для клавира
Выпуск 2
составление и редакция Н.Копчевского
«Музыка», 1979г.
номер 10597

Автографы большинства публикуемых сочинений до нас не дошли. Поэтому многие пьесы не имеют точной датировки, а некоторые из них даже не могут быть с полной достоверностью причислены к сочинениям И. С. Баха. Но все же в отношении произведений, включенных в настоящее издание, большинство исследователей — на основании стилистического анализа и других данных — пришло к выводу, что они принадлежат перу великого кантора.

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА
    • Фантазия c-moll BWV 919
    • Фуга a-moll BWV 959
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 894
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 944
    • Allegro e-moll BWV 1019 (III часть — Cembalo solo — из Сонаты VI G-dur для скрипки и чембало)
    • Сюита Es-dur BWV 819
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 904
  • ОБРАБОТКИ СОБСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    • Три части из Сюиты E-dur BWV 1006а (обработка Партиты III E-dur для скрипки соло BWV 1006)
      • 1. Прелюдия (I часть)
      • 2. Лур (II часть)
      • 3. Бурре (VI часть)
    • Adagio G-dur BWV 968 (I часть из Сонаты III C-dur для скрипки соло BWV 1005)
    • Соната d-moll BWV 968 (обработка Сонаты II a-moll для скрипки соло BWV 1003)
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА
    • Фантазия c-moll BWV 906
    • Фуга c-moll (неоконченная) BWV 906
    • Французская увертюра (Партита) h-moll BWV 831
    • Фантазия в виде рондо c-moll BWV 918
    • Две части из «Музыкального приношения» BWV 1079
      • 1. Трехголосный ричеркар
      • 2. Шестиголосный ричеркар
    • Четыре части из «Искусства фуги» BWV 1080
      • 1. Contrapunctus 1
      • 2. Contrapunctus 12. Canon alia Ottava
      • 3. Contrapunctus 15. Canon per Augmentationem in Contrario Motu.
      • 4. Contrapunctus 9 alia Duodecima
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • 1. Исполнение арпеджио в Фантазии a-moll BWV 944
    • 2. Аллеманда Es-dur BWV 819a (вторая версия аллеманды из Сюиты Es-dur BWV 819)
    • 3. Бузони Ф. Завершение неоконченной фуги c-moll BWV 906
  • Комментарии

Скачать ноты


И.С. Бах
Избранные сочинения для клавира
Том 1
Пять сонат
обработка и редакция для фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1933г.
номер м13615г

Огромное творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха, несмотря на широкое распространение отдельных его произведений и сборников, все же недостаточно глубоко изучено нашими теоретиками, историками, композиторами и исполнителями.
Исходя из этих соображений, Государственное Музыкальное Издательство в последние годы включило в план издания и частично уже выпустило целый ряд не издававшихся у нас ранее произведений Баха: карманные партитуры сюит и бранденбургских концертов, ряд сонат для скрипки и фортепиано в различных обработках, две светские кантаты полностью («Борьба Феба и Пана», «Кофейная кантата»), ряд вокальных арий и мн. др.

Произведения для клавира, занимая значительный удельный вес в творчестве И. С. Баха, изучены и известны у нас далеко не в достаточной степени: целый ряд произведений (как например, помещенные в I и II томах настоящего издания сонаты и сюиты) у нас никогда не были изданы и чрезвычайно редко исполнялись в артистическом или педагогическом плане. Другая часть произведений, наиболее популярных и распространенных, издавалась у нас в различное время и в различных редакциях, качество и автентичность которых неоднократно оспаривались нашими критиками, теоретиками, исполнителями и педагогами.
В результате разнообразия методов редактирования, во многих случаях соединенных с искажениями подлинного авторского текста в виде ряда произвольных отклонений и «исправлений», передававшихся по традиации от поколения к поколению,— в результате всего этого получалось довольно смутное и путанное представление о принципах исполнительского стиля Баха.
Для того, чтобы поднять исполнительское (и теоретическое) изучение творчества И. С. Баха на высшую ступень, необходимо представить его в некоей единой концепции, являющейся результатом наивысших достижений в области исполнительской и редакторской трактовки, основанной на принципах современного пианизма, с одной стороны, и на тщательном изучении подлинных источников, с другой.

В основу настоящего издания положены редакции, выполненные одним из значительнейших знатоков и интерпретаторов Баха Ферруччио Бузони (1866— 1924), его ближайшим учеником и последователем Эгоном Петри (род. 1881) и профессором музыкального лицея в Болонье Бруно Муджёллини (1871 — 1912) под общим руководством первого. Бузониевское издание (Busoni-Ausgabe) очищает баховский текст от исполнительских и редакторских наслоений, придающих ему либо «академическую» сухость, либо салонную выразительность. Бузониевская трактовка раскрывает конструктивную крепость и выразительную энергию баховских построений, фиксирует в пластичных и действенных образах высший уровень исполнительской трактовки Баха, который только.был достигнут в буржуазной музыке. В данной редакции Бузони окружает баховский текст целой системой теоретического анализа, исполнительских указаний, попутных замечаний, перерастающих временами в настоящую школу современной техники—фортепианной (первый том «Клавира хорошего строя»), транскрипторской (первое приложение к тому же тому), композиционной (второй том «Клавира хорошего строя»), представляя из себя выдающуюся и самостоятельную художественно-педагогическую ценность.
Во всех этих отношениях замечательная работа Бузони представляет исключительный интерес для советских музыкантов, во многих -хотя и не во всех — точках близко соприкасаясь с нашими художественными устремлениями. Без тщательного критического изучения и использования бузониевских достижений-вряд ли возможен в настоящее время высокий уровень исполнения Баха и дальнейшее поступательное развитие нашей пианистической культуры.

  • 2. Г. Хубов—И. С. Бах
  • 3. Э. Петри—Предисловие (изложение редакционных принципов, применяемых им к ялавирным сочинениям И. С. Баха).
  • 4. Комментарии Згона Петри к трем сонатам (a-moll, C-dur, a-moll).
  • 5. Три сонаты под ред. Эгона Петри
    • № 1 a-moll
    • № 2 C-dur
    • № 3 a-moll
  • 6. Две сонаты под ред. Бруно Муджеллини:
    • 4 D- dur.
    • 5 d-moll.

Скачать ноты

Источник

Оцените статью