Бах симфония для фортепиано с оркестром

Бах симфония для фортепиано с оркестром

Л. Бетховен Концерты для фортепиано с оркестром

Фортепиано является одним из самых важных инструментов, для которых писал сочинения великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен . Гастролируя по европейским городам, музыкант создавал сочинения, которые мог бы самостоятельно исполнить. Наиболее выгодным жанром для презентации в светском обществе являлся концерт. За весь творческий путь Бетховен написал 7 концертов для фортепиано с оркестром.

Историю создания Концертов для фортепиано Бетховена, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Значение фортепианных концертов в творчестве Бетховена

Идея обогатить жанр концерта и приблизить его к симфонии появилась еще задолго до начала композиторского пути Бетховена . Тем не менее, именно в его творчестве концерт для фортепиано с оркестром получил возможность развиваться по-новому.

Время, в которое жил композитор, было ознаменовано духом революций и освободительных движений, что не могло не отразиться на музыке. К принципиальным отличиям жанра можно отнести:

  • Произошло равенство по средствам выразительности с симфоническими жанрами. По композиции концерт позиционируется как симфония с солирующим фортепиано.
  • Усилилась роль драматургии, появился конфликт.
  • Вернулся диалогический принцип.
  • Обновление содержания.
  • Тематически оркестр перекликается с партией солиста.

При этом структура концерта осталась неизменной, сохранив связь жанра с традицией. Таким образом Бетховен оказал значительное влияние на развитие и становление концертного жанра.

Интересные факты

  • В 2007 году при участии дирижера Бернстайна удалось снять документальный фильм о концертах для фортепиано с оркестром Бетховена.
  • Тема второй части первого концерта легла в основу многих революционных песен, в том числе песни «Молодая гвардия», которая была популярна в 20-30-е годы прошлого века в нашей стране.
  • Пятый концерт знаменуется переломным этапом в истории музыки, так как Бетховен самостоятельно выписал каденцию для солиста. До этого каденция в концертах позволяла исполнителю импровизировать на заданную композитором тему. Подобные каденции показывали мастерство и виртуозность владения инструментом. Выписанные каденции облегчали задачу для исполнителя, но и тем самым стали сдерживать творческую свободу.
  • Бетховен противопоставлял собственную концертную музыку, называв ее наделенной драматическим смыслом. Он считал, что другая музыка является бессодержательной и пустозвонной.
  • В первом концерте Бетховен использовал подлинную мелодию гимна Великобритании.

Концерт для фортепиано с оркестром №1

Первый концерт является 15 сочинением композитора. Создание композиции приходится на период активных гастролей по Европе, впервые сочинение было продемонстрировано пражской публике. Спустя два года Бетховен доработал собственное сочинение и выступил 2 апреля 1800 года в Вене. Критики увидели в произведении большое количество красоты и красочности. В 1833 году была напечатана партитура.

Тональность произведения до мажор. Композиция характерна для жанра концерта, то есть имеет три части:

  1. Allegro con brio. (Быстро с огнем)
  2. Largo (Протяжно)
  3. Allegro scherzando (Быстро игриво)

Первая часть открывается легким оркестровым звучанием, ведущая роль отдана струнным инструментам. Изящна и виртуозна партия фортепиано, она лишь слегка поддерживается оркестром.

Вторая часть полностью отражает стиль Бетховена. Музыкальная тема исполняется солистом. Кантилена построена ритмически свободно, периодически возникают паузы, которые добавляют драматизма.

Третья часть написана в форме рондо. Танцевальность является главным качеством музыки. Музыкальные темы, как картинки в калейдоскопе постоянно сменяют друг друга. Кажется, что преобладает импровизационность, но это лишь видимость, а не действительность. Отдельную роль играет шутливая и непринужденная кода. На мгновение оркестр замолкает, финальная фиоритура оказывается ложной, и после длительной ферматы оркестр полнозвучно завершает произведение.

Многие музыковеды отмечают, что первый концерт имеет ряд сходств с произведениями других композиторов венской классической школы. Это подтверждается сглаженными контрастами, наличием юмора. Тем не менее, даже в раннем творчестве уже можно проследить характерные для сочинителя приемы.

Фортепианный концерт с оркестром №5

Композиция сочинялась в непростое время для Австрии, а именно в 1809 год. Тогда Европа была захвачена сражениями с Наполеоном. Бетховен в ужасе писал собственному другу, о том, что Вена осаждена и находится в упадке и опустошении. Премьера концерта, запланированная на лето, состоялась лишь в декабре 1811 года. Зал ликовал, хотя некоторые жаловались на большую длительность произведения. В печать произведение вышло под названием «Большой концерт для фортепиано и оркестра».

Несмотря на крупные размеры структура у произведения классическая, так он состоит из трех частей:

  1. Allegro (Скоро)
  2. Adagio un poco moto (Медленно)
  3. Allegro non tanto (Скоро)

Первая часть открывается блестящим соло фортепиано. Оркестр мощно подхватывает солиста и служит полнозвучной опорой для солирующих пассажей. Явно прослеживаются интонации марша. Музыкальная тема играет формообразующую роль и в дальнейшем трансформируется в гимн, который будет оборван. Происходит завязка конфликта. Используя диалогический прием, композитор развивает музыкальную мысль, доводя ее до логического завершения.

Вторая и третья части исполняются без перерыва. Средняя часть наполнена просветлением, ее характер камерный, нежный и утонченный. Мелодия словно источает теплый свет, после нее звучит струнный квинтет, схожий по жанру с хоральной музыкой. Тем не менее, утонченная и грациозная музыка сменяется динамичной, патетической мелодией. Кода части небольшая, основывается на фигурационном нисходящем движении. Небольшая связка после паузы объединяет вторую и третью часть.

Тема третьей части отличается непревзойденной контрастностью и динамичностью развития. При этом ей свойственна манерность и горделивость. Она звучит не только у солирующего инструмента, но и в оркестре, что еще раз подчеркивает ее значимость.

Особенной изюминкой произведения можно считать добавление литавр в коде третьей части. Этот инструмент позволил передать атмосферу грохота сражений, который постепенно стихает. На планете вновь воцаряется мир и гармония.

Музыка Концертов для фортепиано Бетховена в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №1 «Равные» (2015)
«Клиент всегда мертв» (2004)
Концерт №2 «Экспериментатор» (2015)
Концерт №3 «Инкарнация» (2016)
«Штурм белого дома» (2013)
«Непобедимый» (2001)
Концерт №4 «Парки и зоны отдыха» (2015)
Концерт №5 «Моцарт в джунглях» (2016)
«Не уходи» (2015)
«Вниз по реке» (2015)
«Восьмое чувство» (2015)
«Железная леди» (2011)
«Мальчик с велосипедом» (2011)

Фортепианные концерты Бетховена способны отразить богатый внутренний мир композитора, который наполнен непостижимой страстью к творчеству. Уже в ранних концертах можно было услышать характерные для композитора музыкальные приемы. Поздние работы раскрывают его безграничный талант интелликтуализировать музыку.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт №5 Бетховена

Источник

Симфоническая музыка

17 декабря 2021
Даниэль де НИЗ, сопрано (США)
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир СПИВАКОВ

4 февраля 2022
Фредди де ТОММАЗО, тенор (Великобритания – Италия)
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир СПИВАКОВ

3 апреля 2022
Лисетт ОРОПЕСА, сопрано (США)
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир СПИВАКОВ

29 октября 2021
Э. Артемьев. «Сибирский цирюльник»
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Дирижер – Арсентий ТКАЧЕНКО

23 января 2022
С. Рахманинов. «Всенощное бдение»
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель и главный дирижер – Лев Конторович
Дирижер – Владимир СПИВАКОВ

17 марта 2022
П. Чайковский. Сюиты из балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир СПИВАКОВ

14 апреля 2022
П. Чайковский
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир СПИВАКОВ
Солист – Сергей ДОГАДИН, скрипка
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор
Симфония №6 си минор

24 февраля 2022
Государственный камерный оркестр «ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ»
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Солистка – Мария ДУЭНЬЯС, скрипка (Испания)
Дирижер – Владимир СПИВАКОВ
Программа – дополнительно

30 марта 2022
Государственный камерный оркестр «ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ»
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Солист – Реми ЖЕНЬЕ, фортепиано (Франция)
Дирижер – Владимир СПИВАКОВ
Программа – дополнительно

Классические шедевры для больших составов на фоне видеопроекций художественных полотен

15 октября 2021
Симфонический оркестр радио «Орфей»
Военный оркестр – дополнительно
Академический хор МГИМ имени А. Шнитке
Хор Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева
Партия органа – Людмила ГОЛУБ
Дирижер – Никола ДЖУЛИАНИ (Италия)
В программе:
Верди. Триумфальный марш из оперы «Аида»
Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
Бизе. Сюита из оперы «Кармен»
Мусоргский. «Иванова ночь на Лысой горе»
Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)
Россини. «Маленькая торжественная месса» (фрагменты)
Сен-Санс. Симфония №3 до минор. Финал
Маркес. Дансон №2

17 февраля 2022
Симфонический оркестр радио «Орфей»
Военный оркестр – дополнительно
Академический хор МГИМ имени А. Шнитке
Хор Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева
Партия органа – Людмила ГОЛУБ
Дирижер – Никола ДЖУЛИАНИ (Италия)
В программе:
Бетховен. «Ода к радости»: Финал Симфонии №9
Бах. Токката и фуга ре минор (орган и оркестр)
Гендель. «Аллилуйя», хор из оратории «Мессия»
Барбер. Agnus Dei / «Агнец Божий»
Чайковский. Увертюра «1812 год»
Элгар. Торжественный и церемониальный марш №1 (оркестр)
Масканьи. Гимн солнцу из оперы «Ирис»
Бойто. Salve Regina / «Здравствуй, Царица»: пролог из оперы «Мефистофель»

17 ноября 2021
Шедевры Голливуда. Oscar Film’s Music
Академический хор МГИМ имени А. Шнитке
Симфонический оркестр радио «Орфей»
Российского государственного музыкального телерадиоцентра
Художественный руководитель – Сергей Кондрашев
Дирижер – Никола ДЖУЛИАНИ (Италия)
Музыка к фильмам «Титаник», «Звездные войны», «Властелин колец», «Крестный отец», «Гладиатор», «Храброе сердце», «Танцующий с волками» и др.

24 марта 2022
Шедевры Эннио Морриконе
Академический хор МГИМ имени А. Шнитке
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет
Художественный руководитель – Леонид Фрадкин
Дирижер – Никола ДЖУЛИАНИ (Италия)
Музыка к фильмам «Однажды в Америке», «Профессионал», «Спрут», «Однажды на Диком Западе», «Миссия», «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Легенда о пианисте», «Малена» и др.

20 октября 2021
Рахманинов. Все концерты для фортепиано с оркестром. Вечер первый
Cимфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Солист – Филипп КОПАЧЕВСКИЙ, фортепиано
Дирижер – Сергей ТАРАРИН
Концерт №1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч.1
Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
Концерт №4 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40

20 ноября 2021
Viva Tango
Cимфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Марио ПЬЕТРАДАРКИ, бандонеон (Италия)
Дирижер – Роберто МОЛИНЕЛЛИ
С участием российских звезд аргентинского танго

27 февраля 2022
Рахманинов. Все концерты для фортепиано с оркестром. Вечер второй
Cимфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Солист – Филипп КОПАЧЕВСКИЙ, фортепиано
Дирижер – Сергей ТАРАРИН
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч.30
«Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, соч. 43

3 ноября 2021
И.С. Бах и А. Вивальди
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
В программе:
И.С. Бах. Бранденбургские концерты №№ 3 и 6
«Искусство фуги»
Вивальди. Концерт для оркестра ми минор
Концерт для двух валторн с оркестром фа минор
Концерт для скрипки и виолончели с оркестром фа минор
Концерт для оркестра

21 января 2022
«Музыка Англии»
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
Дирижер – Арсентий ТКАЧЕНКО
В программе:
Перселл. Сюита «Абделазар»
Гендель. «Прибытие царицы Савской» из оратории «Соломон»
Воан-Уильямс. Фантазия на тему Томаса Таллиса
Элгар. Элегия для струнного оркестра
Бридж. Сюита для струнного оркестра
Бриттен. Вариации на тему Бриджа

19 марта 2022
«Вояж по Европе»
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
Дирижер – Александр СОЛОВЬЕВ
В программе:
Барток. Дивертисмент для струнного оркестра
Сарасате. Цыганские напевы
В. Лютославский. Увертюра для струнных
Синдинг. Сюита для скрипки с оркестром ля минор (версия для скрипки и струнного оркестра)
Яначек. Сюита для струнного оркестра

26 мая 2022
«Вояж по Европе. Продолжение»
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
Солисты – дополнительно
Дирижер – Александр СОЛОВЬЕВ
В программе:
Брукнер. Адажио для струнных
Малер. Адажиетто из симфонии №5
Шёнберг. Ноктюрн
Изаи. Поэма-ноктюрн для скрипки и виолончели с оркестром
Дебюсси. Танцы для арфы и струнных
Рота. Концерт для струнного оркестра

25 декабря 2021

1 концерт
Новый зал
11.30
Лекция Ляли Кандауровой
12.00
Елена ДРОЗДОВА, фортепиано
Скерцо № 4 ми мажор, соч. 54
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 35
12 этюдов, соч. 25

2 концерт
Камерный зал
15.30
Лекция Ляли Кандауровой
16.00
Сочинения Шопена для фортепиано с оркестром
Камерный оркестр «Академия русской музыки»
Художественный руководитель и дирижер – Иван НИКИФОРЧИН
Рондо-краковяк фа мажор (Rondo a la Krakowiak), соч. 14
Александр ДОРОНИН, фортепиано
Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» си-бемоль мажор, соч. 2
Александра СТЫЧКИНА, фортепиано
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11
Елена ДРОЗДОВА, фортепиано

3 концерт
Камерный зал
19.30
Лекция Ляли Кандауровой
20.00
Сочинения Шопена для фортепиано с оркестром
Камерный оркестр «Академия русской музыки»
Художественный руководитель и дирижер – Иван НИКИФОРЧИН
Большая фантазия на польские темы, соч. 13
Егор СИДОРОВ, фортепиано
Andante spianato и Большой блестящий полонез, соч. 22
Александра ДОВГАНЬ, фортепиано
Концерт №1 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
Варвара МЯГКОВА, фортепиано

1 концерт
Новый зал
11.30
Лекция Ляли Кандауровой
12.00
Варвара МЯГКОВА, фортепиано
И.С. Бах. Сочинения для фортепиано соло, транскрипции

2 концерт
Камерный зал
15.30
Лекция Ляли Кандауровой
16.00
Инструментальные концерты для различных составов
Камерный оркестр «Академия русской музыки»
Художественный руководитель и дирижер – Иван НИКИФОРЧИН
И.C. Бах. Концерт для клавира с оркестром ре минор, BWV 1052
Солист – Роман БОРИСОВ, фортепиано
И.C. Бах. Концерт для клавира с оркестром соль минор, BWV 1058
Солист – Валентин МАЛИНИН, фортепиано
И.С. Бах. Концерт для гобоя и скрипки до минор, BWV 1060R
Солисты – дополнительно
И.С. Бах. Концерт для двух клавиров с оркестром до минор, BWV 1062
Солисты: Роман БОРИСОВ, фортепиано
Анастасия САФОНОВА, фортепиано

3 концерт
Камерный зал
19.30
Лекция Ляли Кандауровой
20.00
Инструментальные концерты для различных составов
Камерный оркестр «Академия русской музыки»
Художественный руководитель и дирижер – Иван НИКИФОРЧИН
И.С. Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043
Солисты: Агафья ГРИГОРЬЕВА, скрипка
Ангелина ГВОЗДАРЕВА, скрипка
И.С. Бах. Концерт для трех клавиров с оркестром до мажор, BWV 1064
Солисты: Валентин МАЛИНИН, фортепиано
Евгений ИВАШКО, фортепиано
Анастасия САФОНОВА, фортепиано
И.С. Бах. Концерт для трех клавиров с оркестром ре минор, BWV1063
Солисты: Тимофей ВЛАДИМИРОВ, фортепиано
Шио ОКУИ, фортепиано
Всеволод ЗАВИДОВ, фортепиано

Источник

Читайте также:  Любавин волчонок для гитары
Оцените статью