Бах страсти по марку ноты

Бах Иоганн Себастьян — Страсти по Матфею

Немецкий композитор, органист, преподаватель музыки. Бах – одна из наиболее известных и выдающихся фигур в истории музыки. Иоганн Себастьян Бах происходил из древнего рода, широко известного своей приверженностью музыке, поэтому было совсем не удивительно, что ещё в совсем юном возрасте Бах, наделенный превосходным сопрано, начинает свои упорные занятия: сначала на скрипке, органе, затем в городском хоре. Детство будущий композитор провел в Эйзенахе, однако после смерти матери, а вскоре и отца, в 1695 году вынужден был переехать в Ордурф к своему старшему брату. Здесь он пробыл до 1700 года: учился в гимназии, усердно занимался музыкой, в частности обучением игре на клавире и органе. Именно в этот период, юный Бах, талантливый и пытливый, знакомится с творчеством южнонемецких (Фробергера, Пахельбеля), северонемецких и французских композиторов. Целью такого «знакомства» было не желание слепого подражания уже признанным композиторам, а наоборот – стремление превзойти их в своём мастерстве. И надо сказать, что как современники Баха, так и последующие поколения признали: это у него получилось.

Читайте также:  Доминант кварт секст аккорд

В последующие три года (1700 — 1703) Бах много переезжает: он учится в вокальной школе Святого Михаила, посещает Гамбург, Любек, Целле – чтобы иметь возможность слушать знаменитых музыкантов того времени. Настоящая слава о Бахе как об исполнителе распространилась, когда он переехал в Веймар. Сначала он получает должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста, затем –пост органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте. В этот период достигает расцвет таланта Баха в сочинении оркестровых и клавирных произведений, которые отличаются искусным динамизмом ритмов и решительностью схем. Однако, несмотря на выдающиеся способности Баха, им были недовольны в церкви: его музыка имела свой стиль, основанный на чистом немецком народном творчестве, была живой, и представляла собой что-то гораздо большее, чем произведение для церковной службы.

В связи с этим в 1706 г., Бах решает сменить место работы: он получает должность в церкви Святого Власия в Мюльхаузене, а затем становится придворным органистом и устроителем концертов. В данный период ещё больше укрепилась известность Баха как мастера клавесина и непревзойденного органиста. В 1717 году Бах снова переезжает: на этот раз в Кётен, где служит капельмейстером при дворе признанного покровителя искусств – князя Леопольда. Главным направлением в творчестве Баха в этот период стало сочинение инструментальной музыки: скрипичных концертов, сюит, сонат, произведений для клавира. Однако, позже в сердце композитора просыпается ностальгия по церковной музыке. Чтобы иметь возможность сочинять её, Бах переезжает в Лейпциг в 1723 году и становится кантором в школе Святого Фомы, позже – музыкальным директором всех церквей Лейпцига. Именно в этот период рождаются такие его шедевры, как «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», Месса си минор и другие. В 1730-х годах композитор снова теряет интерес к церковной музыке и отдает приоритет светской. Таким образом, творческое наследие Баха включает все жанры эпохи барокко, кроме оперы: органные композиции, произведения для клавира, оркестра, хора с инструментами и солистов – всего более 1000 произведений. Без преувеличения, творчество этого великого композитора оказало влияние на композиторов последующих эпох, в том числе и 21 века.

Читайте также:  Аккорда до мажор его бас

Источник

Бах страсти по марку ноты

Группа: Аксакалы
Регистрация: 8.03.2008
Сообщений: 1291
Обитает:
Последний раз был:
20.10.2020 — 21:38


Вы выбрали игнорирование всех сообщений от этого пользователя.

И.С.Бах-«Страсти по Марку»/J.S.Bach-St. Mark Passion

ЭТО ПОТРЯСАЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОГО НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА НЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ БОЛЕЕ 250 ЛЕТ. ЛИШЬ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА ОТРЕСТАВРИРОВАННОЕ ОНО ВПЕРВЫЕ ПРОЗВУЧАЛО ПОСЛЕ ДОЛГОГО ЗАБВЕНИЯ, НО И СЕГОДНЯ КОЛЛИЧЕСТВО ЗАПИСЕЙ МОЖНО СОСЧИТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ. ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЛУЧШАЯ ПО МНЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАПИСЬ , В РЕДАКЦИИ ОДНОГО ИЗ ТАЛАНТЛИВЕЙШИХ ИНТЕРПРЕТАТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С.БАХА.

И.С.БАХ — «СТРАСТИ ПО МАРКУ»

И. С. Бах — «Страсти по Марку»
Saint Mark Passion, BWV 247 by Johann Sebastian Bach
1731; Leipzig, Germany
(Отреставрировано и исполнено — Т. Купман-1999)

«Страсти» (нем. Die Passion) — цикл монументальных произведений Баха, где разыгрываемый в лицах евангельский рассказ перемежается ариями da capo на специально сочинённые поэтические тексты, хорами и хоралами. До нашего времени дошли «Страсти по Иоанну» (BWV 245) и «Страсти по Матфею» (BWV 244b и BWV 244), а также текст «Страстей по Луке». Считавшиеся утерянными «Страсти по Марку» (BWV 247) были реконструированы в XX веке.

При жизни «Страсти» неоднократно исполнялись Бахом в нескольких редакциях. После смерти Баха этот цикл был забыт, пока в 1829 году Мендельсон триумфально не возродил его исполнение. Сегодня «Страсти» Баха считаются высшим проявлением музыкального жанра страстей.

«Страсти по Марку» написаны Бахом по либретто Генрицы, лейпцигского
чиновника и довольно известного в ту пору поэта, печатавшего свои стихи под
псевдонимом Пикандер. В 1727 году Бах написал «Траурную оду» на смерть королевы Христианы Эбергардины, и, чтобы музыка не пропала, было решено использовать её для «Страстей», с текстом, который был заказан Пикандеру. Премьера состоялась в страстной четверг 1731 года в лейпцигской церкви Святого Фомы. До нашего времени музыка не дошла, сохранилось лишь перечисление всех 132 номеров этого величественно задуманного произведения.
Свои варианты реконструкции «Страстей по Марку» предлагали Фридрих Сменд(1940), Дитхард Хельман (1964), Густав Адольф Тайль (1975), Саймон Хайес (1993), Андор Гомме (1997) и др. За основу брались фрагменты «Траурной оды» (1727 год) и «Кётенской траурной музыки».
Сюжет «Страстей» традиционен: рассказ о тайной вечере, когда Христос
сообщает ученикам, что один из них предаст его; далее следуют события в Гефсиманском саду; молитва Христа; смущенные ученики, которых после своего молитвенного уединения учитель нашел спящими. Затем проходят эпизоды сговора первосвященников против Христа, предательства Иуды, взятия Иисуса стражей. Далее ночь во дворе пыток; отступничество Петра и его раскаяние; эпизод у римского наместника Пилата; фанатичная толпа иудеев требует распятия Христа; путь на Голгофу, страдания и смерть Христа, сопровождающиеся небесными знамениями.
Непременные участники вокально-драматического действа: Евангелист (у
Баха — тенор) — речитативом, иногда с признаками ариозо, он ведет рассказ о
событиях, отдельные реплики передаются другим персонажам трагедии, Иисус (в
партитуре — партия баса, ныне чаще ведомая баритоном); Петр, Пилат (бас);
первосвященники, лжесвидетели. Многообразны задачи хора или хоров. Хор
исполняет назидательную роль нравственного наставника общины; хор — это сама народная мудрость, комментирующая события и осуждающая низкое поведение
предателей, лжесвидетелей, корыстных возбудителей слепой толпы. Хор —
действующее лицо в самых напряженных сценах, и это глас народа, благословляющий конечное торжество добра над злом. Лирический пафос, душевные излияния, мотивы покаяния и очищения, поэтическая трактовка идеальных образов верности и любви отданы сольным голосам — сопрано, альту, тенору, басу.
Как и в лучших духовных кантатах, слово подчинено Бахом музыке.
Развитие собственно музыкальных образов создает то гуманистическое
наполнение трагедии, какое привлекает к себе, близко слушателям нашего
времени.

Вашему вниманию предлагается запись, выполненная в 1999 году.
Партию Евангелиста исполняет Кристоф Прегардьен,
Иисуса Христа — Питер Коой.
Солисты:
Сибилла Рубенс,
Бернхард Ландауер,
Пауль Агнью,
Клаус Мертенс,
Сакрамент-хор мальчиков Бреды.
Амстердамский барочный оркестр под руководством Тона Купмана.

Christoph Prégardien (Tenor)
Peter Kooy (Bass)
Paul Agnew (Tenor)
Bernhard Landauer (Countertenor)
Deborah York (Soprano)
Klaus Mertens (Bass)

Conductor: Ton Koopman

Amsterdam Baroque Orchestra,
Amsterdam Baroque Choir

Источник

Страсти (Бах) — Passions (Bach)

Как Thomaskantor , Иоганн Себастьян Бах условие Passion музыки для Good Friday услуг в Лейпциге . Сохранившиеся Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну — это оратории Страстей, составленные Бахом.

СОДЕРЖАНИЕ

Страсти в сочинении и / или постановке Баха

Согласно его « Некрологу », некрологу 1754 года, написанному Иоганном Фридрихом Агриколой и сыном композитора Карлом Филиппом Эмануэлем , Бах написал «пять страстей, из которых одна для двойного хора». Двойной хор легко идентифицировать как Страсти по Матфею . St John Passion единственный сохранившийся другой , который , безусловно , состоит из Баха. Либретто в Санкт — Марк Passion был опубликован во времени Баха, позволяя реконструкции на основе произведений Баха , как известно, пародировал по своему составу, в то время как сохранившийся St Luke Passion , скорее всего , содержит мало или вообще не музыка , написанная Бахом. Какие сочинения Баха, кроме известных, могли иметь в виду в некрологе, остается неясным.

St John Passion короче и имеет более простую оркестровку , чем Страсти по Матфею . « Страсти по Иоанну » были описаны как более реалистичные, динамичные и более мучительные, чем задумчивые и смиренные « Страсти по Матфею» .

Страсти по Иоанну

St John Passion , BWV 245 является первым Passion Бах написал во время своего пребывания на посту Thomaskantor в Лейпциге, на владениях , которая началась после Пасхи сезона 1723. Помимо немецкого перевода части Евангелия от Иоанна и нескольких лютеранских хоралов , он использовал текст Страстей Брокса для своих арий. Страсти совершались в Страстную пятницу 1724, 1725, 1732 и 1749 годов.

Страсти по Матфею

Двойной хор Страсти по Матфею , BWV 244 был составлен на либретто Пикандера для Страстной пятницы 1727 и / или 1729 года. После доработки Страсти снова исполнялись в 1736 и 1742 годах.

Страсти по Луке

Баховская копия анонимных Страстей по Луке , BWV 246, была опубликована в Полном собрании сочинений Bach Gesellschaft (vol. Xlv / 2), но рассматривается как подделка, за возможным исключением введения ко второй половине.

St Mark Passion

Бах написал Страсти по Марку , BWV 247 для 1731 года. Когда-то считалось, что либретто Пикандера для Страстей было разрушено во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны , но восстановленная копия, похоже, показывает, что произведение было пародией на музыку из так называемые Trauer-Ode , Laß, Fürstin, laß noch einen Strahl , BWV 198 , и что некоторые хоры использовались также в Рождественской оратории . Есть несколько реконструкций Страстей.

Другие увлечения

В своей биографии Баха 1802 года Иоганн Николаус Форкель повторяет то, что написано в «Некрологе» относительно числа сочиненных Бахом страстей. В своей биографии Баха 1850 года Карл Л. Хильгенфельдт пытается идентифицировать все пять страстей, упомянутых в «Некрологе» и у Форкеля. После упоминания святого Матфея , святого Иоанна , святого Луки и либретто Пикандера утраченного святого Марка , Хильгенфельдт упоминает, что Страсти Бах сочинили бы в 1717 году, в последний год, когда Бах работал в Веймаре.

Таким образом, «пятая» страсть, возможно, относится к страстной музыке, которую Бах сочинил до своего пребывания на посту Томаскантора в Лейпциге, части которой, возможно, были восстановлены в его сохранившихся страстях. Это может также относиться к одному из Страстей оратории pasticcios Бах был вовлечен в и / или к установке Кристиан Фридрих Хенрици «s Erbauliche Gedanken Ауф ден Grünen Donnerstag унд Charfreitag über ден Leidenden Jesum , опубликованной в 1725 году.

Страсть веймарера

Weimarer Passion , BWV deest, BC D 1, относится к страсти 1717 года, упомянутой Хильгенфельдтом. Судя по всему, он был исполнен при дворе в Готе в Страстную пятницу 26 марта 1717 года. Бах, кажется, восстановил часть его материала в более поздних сочинениях, особенно в своих Страстях по Иоанну .

Иисус Христос ist um unsrer Missetat Willen Verwundet

В начале 1710-х Бах поставил в Веймаре « Иисус Христос ist um unsrer Missetat willen verwundet» , «Страсти по Марку». Бах добавил некоторые из своих собственных хоральных установок к этой страсти, которая, вероятно, была сочинена Готфридом Кейзером (более ранняя атрибуция оригинальной работы принадлежит Рейнхарду Кейзеру , сыну Готфрида, а затем Фридриху Николаусу Браунсу ). Эта веймарская версия известна как BC 5a.

Он поставил новую версию пастицио « Страсти по Марку» , BC 5b, в Лейпциге в 1726 году, и, наконец, дополненный некоторыми ариями из « Страстей по Броксу» Генделя , снова в последние годы своей жизни ( BNB I / K / 2) .

Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum

Текст «Страсть», включенный в « Sammlung Erbaulicher Gedanken» Пикандера, был опубликован примерно в то время (или незадолго до этого), когда Бах начал свое сотрудничество с этим либреттистом. Бах использовал шесть частей этого либретто Страстей в своих Страстях по Матфею , но нет никаких указаний на то, что он установил что-либо еще из этого либретто. Таким образом, либретто «Страсти» было классифицировано среди произведений, ложно приписываемых Баху в «Анханге» (Приложении) к « Бах-Верке-Верзейхнису» , как BWV Anh. 169.

Wer ist der, so von Edom kömmt

Wer ist der, so von Edom kömmt , pasticcio Passion oratorio, возможно составленная зятем Баха Иоганном Кристофом Альтниколем , содержит несколько движений, приписываемых Баху, в том числе ариозо для баса BWV 1088 и Der Gerechte kömmt um (аранжировка мотета SSATB, приписываемого Иоганну Кухнау ). Пластиччо могло быть выполнено в Лейпциге в конце 1740-х и / или в начале 1750-х годов.

Stölzel ‘s Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld

Бах исполнил « Die leidende und am Creutz sterbende Liebe Jesu» Готфрида Генриха Штельцеля в Страстную пятницу 1734 года. Эта оратория «Страсти», написанная для Готы в 1720 году, также известна по зарождению ее вступительного хора в постановке Поля Герхарда « Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld «. Бах аранжировал одну из его арий «Dein Kreuz, o Bräutgam meiner Seelen», а Бекеннен исполнит их seinen Namen , BWV 200 . Эта композиция, датированная примерно 1742–1743 гг., Возможно, была частью кантаты на праздник Очищения Девы Марии .

Оратории-страсти Грауна (или кантаты-страсти)

Бах знал также несколько ораторий о страсти, сочиненных Карлом Генрихом Грауном . Он исполнил « Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld» Грауна где-то в 1730-1740-х годах, и даже копия партитуры хранилась в его библиотеке. То же и с его «Великой страстью» Kommt her und schaut .

Оратории-страсти Телемана

Бах также знал о нескольких страстных ораториях Георга Филиппа Телемана (его друга и крестного отца Карла Филиппа Эмануэля). В дополнение к « Страстям по Брокесу» Телемана есть свидетельства того, что Бах исполнил оригинальную (гамбургскую) версию своей « Seliges Erwägen des Leidens und Sterbens Jesu Christi» TWV 5: 2a между 1732-1735 гг.

Оратория-страсть Генделя

Бах также знал об установке Джорджа Фридриха Генделя текста Страстей Бартольда Генриха Брокеса ( Страсти по Броксу ). Об этом свидетельствует рукописная копия Баха и одного из его главных переписчиков, датированная 1746-1748 гг. Известно, что Бах исполнил это произведение в Страстную пятницу 1746 года и использовал 7 арий из него в своем последнем Passion-Pasticcio на гамбургских страстях по Марку (BNB I / K / 2).

Служба Страстной пятницы в Лейпциге

Лейпцигские страсти Баха исполнялись на вечерне в Страстную пятницу , чередуя главные церкви Св. Фомы (нечетные годы) и Св. Николая (четные годы). Порядок обслуживания был:

Более подробная схема Порядка богослужения на вечерни Страстной пятницы выглядит следующим образом:

# Конгрегация Хор Проповедник и служители
1 Звон колоколов Как песня » de Tempore »
» Da Jesus and dem Kreuze stund «
2 Страсть ( фигуральная ), Часть I
3 Песня
» O Lamm Gottes, unschuldig «
4 Священник выходит на кафедру
Приветствие кафедры
Объявление проповеди
5 Песня
» Herr Jesu Christ, dich zu uns wend «
6 Отче наш молился беззвучно
7 Чтение текста проповеди «
Гармония страстей» Иоганна Бугенхагена из раздела «Погребение Иисуса»
8 Проповедь (около 1 часа)
9 Благословение кафедры
10 Страсть, часть 2
11 Мотет Ecce quomodo moritur Юстус от Якоба Gallus
12 Песня
» O Traurigkeit, o Herzeleid «
13 Соберите
благословение
14 Песня
» Nun danket alle Gott «

Впервые согласованные Страсти из двух частей были исполнены в соответствии с таким порядком богослужений в 1721 году, когда Иоганну Кунау , предшественнику Баха, было разрешено исполнить сочиненные им Страсти в церкви Св. Фомы. Четыре года назад « Страсти по Броксу» Георга Филиппа Телемана , TWV 5: 1, исполненные в Новой церкви , были первой ораторией Страстей, поставленной в Лейпциге.

Состав

Первая особенность структуры Страстей, написанных Бахом для Лейпцига, вытекает из порядка служения: Страсти должны состоять из двух частей, для исполнения до и после проповеди. Второй структурной особенностью, характерной для Лейпцига, является декламация неизмененного текста Евангелия, поскольку в Лейпциге не разрешалось перефразировать презентации Евангелия в страстях: по этой причине неизменный сеттинг Страстей Брокса , который содержал много таких вольно перефразированных слов. основанный на всех четырех евангельских текстах Страстей Христовых, было невозможно, хотя Бах часто возвращался к тексту Брокса, выбирая части его поэзии в качестве лирики для комментариев арий после декламации текста Евангелия. По этой причине «Страсти по Лейпцигу» Баха названы в честь евангелиста, из Евангелия которого использован текст Страстей.

Еще одна характерная черта «Страстей Баха» — хоралы, поставленные в четырехчастную гармонию, которые часто повторяются во всех произведениях. Эти хоралы, представляющие лютеранскую традицию, были хорошо узнаваемы, как по тексту, так и по мелодии, среди публики, для которой он писал свои Страсти. Есть даже предположение, что Бах хотел, чтобы публика пела под хорал, который они знали.

«Страсти Баха» созданы для оркестра со струнными, деревянными духовыми инструментами, такими как гобои и флейты, и континуо с органом. Однако постный период не позволял использовать (праздничные) духовые инструменты, такие как трубы. Вокальные силы включают хор SATB (или двойной хор SATB для St Matthew Passion ) и вокальные солисты. Во времена Баха среди вокалисток не было женщин: партии высокого голоса традиционно исполнялись хористами.

Чтения Евангелия, заданные как секко-речитатив для евангелиста , дополненные речитативами и турба-припевами персонажей и групп, имеющих прямую речь в тексте, представлены частями из нескольких стихов, чередующихся с комментариями хоралов и / или ариями с хором. свободный текст стиха. В большинстве случаев ариям предшествуют речитативы, не относящиеся к Евангелию. Помимо этих разделов, Бах сочинял большие хоровые движения, чтобы открывать или закрывать две части своих страстей.

Схематично это структура Страстей Баха:

  • Часть первая :
    • Торжественное открытие хора со всеми силами от оркестра и хора
      • Чтение нескольких стихов из текста Евангелия в виде речитатива (secco), завершающегося турбой, хоралом и / или (речитативом и) арией.
      • Чтение следующего раздела евангельского текста таким же образом и завершение таким же образом.
      • (. продолжить с аналогичными единицами . )
      • Последний речитатив первой части: этот блок всегда завершается частью с припевом.
  • Часть вторая :
    • Движение с припевом и / или вокалом, открывающее часть 2
      • (. последовательность единиц, как в первой части . )
    • Заключительная часть Страсти, включая большую хоровую часть.

Хронология

Бах был Томаскантором в Лейпциге с конца мая 1723 года до своей смерти в 1750 году. Музыка Страстей, которую он запрограммировал для служб Страстной пятницы, в значительной степени задокументирована. Страсти по Матфею , с двойным хором и оркестром, скорее всего написано для Фом Св в то время как это было два чердаков органа, хотя Бах позже также выпустил версию , где контиий инструмент второго хора был клавесин (вместо орган), так что выступление в Св. Николая (только с одним органом) было возможно.

Первая презентация Баха, Страсти по Иоанну 1724 года, привела к его первому задокументированному конфликту с Лейпцигским городским советом. Из-за плохого состояния органной мансарды и ее инструментов (органа и клавесина) Бах не захотел ставить свои Страсти по Иоанну в Св. Николая, несмотря на то, что настала очередь этой церкви проводить службу Страстной пятницы. После объявления плана последовала резкая связь между Бахом и официальными органами города, и Бах напечатал объявления о том, что служба будет проходить на острове Сент-Томас. В конечном итоге городской совет решил заплатить за экстренный ремонт святого Николая и за перепечатку объявлений, в которых была объявлена ​​служба для святого Николая.

  • 1724 г. (7 апреля): Страсти по Иоанну , 1-я версия.
  • 1725 г. (30 марта): Страсти по Иоанну , 2-я версия.
  • 1726 (19 апреля): Иисус Христос ist um unsrer Missetat willen verwundet , с дополнительными хоралами, сочиненными Бахом.
  • 1727 (11 апреля): Страсти по Матфею , BWV 244b .
  • 1728 г. (26 марта): (?) Страсти по Иоанну , 3-я версия.
  • 1729 (15 апреля): Страсти по Матфею , BWV 244b .
  • 1730 (7 апреля): Страсти по Луке , BWV 246.
  • 1731 (23 марта): Страсти по Марку , BWV 247.
  • 1732 г. (11 апреля): (?) Страсти по Иоанну , 3-я версия.
  • 1733 (3 апреля): Страсти не совершались из-за саксонского траура после смерти Августа II Сильного .
  • 1734 г. (23 марта): оратория- пассия Штельцеля «Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld» .
  • 1735 г. (8 апреля): Страсти по Луке , BWV 246.
  • 1736 г. (30 марта): Страсти по Матфею , исправленная версия (BWV 244).
  • 1739 (27 марта): (?) Страсть Телемана по Броксу , TWV 5: 1.
  • 1742 г. (23 марта): Страсти по Матфею , исправленная версия (BWV 244).
  • 1744 (3 апреля): Страсти по Марку , BWV 247 (исправленная версия).
  • 1745 (16 апреля): (?) Страсти по Луке , BWV 246 (исправленная версия).
  • после 1745: (?) Wer ist der, so von Edom kömmt , пастиччо, содержащее некоторые движения Баха.
  • 1746 (8 апреля): Страсть Джорджа Фридриха Генделя по Броксу , HWV 48.
  • 1747 (31 марта) или 1748 (12 апреля): pasticcio Passion оратория, основанная на Иисусе Христе ist um unsrer Missetat Willen Verwundet с семью ариями из « Страстей поБроксу» Генделя .
  • 1749 г. (4 апреля): Страсти по Иоанну , 4-я версия.
  • 1750 г. (27 марта): Страсти по Иоанну , 4-я версия. (вероятно, во главе с префектом)

Источник

Оцените статью