Бах второй концерт для фортепиано

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха

Клавирные концерты Баха — написанные композитором концерты для клавесина (в наше время часто исполняются на фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо. Концерты для одного — четырёх клавиров с оркестром включены в каталог Шмидера соответственно под номерами BWV 1052—1065.

Время создания клавирных концертов приблизительно датируется 30-ми годами XVIII века. С 1729 года Бах возглавлял Музыкальное студенческое общество при Лейпцигском университете, участвуя в его концертах в качестве дирижёра и солиста. Именно для этих выступлений и были созданы концерты для одного, двух, трёх и четырёх клавесинов с оркестром. Подавляющее большинство этих произведений — авторские переработки ранее написанных сочинений для других инструментов (судя по характеру и фактуре сольных партий, главным образом скрипичных концертов). Содержание самой музыки клавирных концертов, характер тематизма, приёмы развития, структурная планировка ярко и убедительно свидетельствуют о принадлежности их перу Баха.

Читайте также:  Carl vine flute sonata ноты

Содержание

2.1 Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
2.2 Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
2.3 Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054
2.5 Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
Состоит из трёх частей:
Allegro (¢)

8 мин.
Adagio (3/4)

6 мин.
Allegro (3/4)

8 мин.
Концерт переложен из утерянного скрипичного концерта BWV 1052R.
Этот концерт относится к популярнейшим произведениям Баха. Хотя несохранившийся оригинал его был, очевидно, предназначен для скрипки, клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как указывает немецкий музыковед Филипп Вольфрум,
«менее всего напоминает о своем скрипичном происхождении»
Концерт ре минор выделяется широтой масштабов, глубиной драматизма. В основе первой части лежит энергичная суровая мелодия, излагаемая мощным унисоном оркестра и солиста. Её острохарактерный мотив подвергается активной разработке. Новая сумрачная тема «токкатного» характера дважды появляется в доминантовой и главной тональности, подобно побочной партии сонатной формы.
Мрачная сосредоточенная экспрессия отличает вторую часть, Adagio соль минор, основанную на приёме непрерывного баса.
Третья часть, Allegro, как и в большинстве концертов Баха, своего рода образная реприза первой части. Широко развитая, подвижная и упругая главная тема, «токкатные» мотивы солиста в эпизодах вызывают непосредственные ассоциации с тематизмом первого Allegro, подчеркивая общий для всего произведения драматичный характер.

Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
Состоит из трёх частей:
Allegro (c)

9 мин.
Siciliano (12/8)

5 мин.
Allegro (3/8)

7 мин.
Концерт, вероятно, переложен из утерянного концерта для гобоя BWV 1053R.
Вопрос о происхождении Концерта для клавира с оркестром № 2 ми мажор, BWV 1053 до сих пор точно не выяснен. В фактуре его сольной партии немало черт, близких специфике клавирного и органного письма Баха, поэтому существование более раннего скрипичного варианта подвергается сомнению. В то же время все части концерта встречаются и в баховских кантатах.
Вторая часть — Siciliana до диез минор — переносит в сферу элегической грусти. Используя жанр итальянского танца сицилианы с его характерным «покачивающимся» ритмом, Бах создает интермеццо.
Структура, драматургия и образный строй финала, Allegro, в точности повторяют первую часть, создавая своеобразную «арку». Но, как обычно в заключительных частях, здесь ярче выявлен танцевальный элемент — ритмическая пульсация музыки напоминает подвижный французский танец паспье.

Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054

Состоит из трёх частей:
Allegro (¢)

8 мин.
Adagio e sempre piano (3/4)

6 мин.
Allegro (3/8)

3 мин.
Концерт является переложением скрипичного концерта BWV 1042
Концерт для клавира с оркестром № 3 ре мажор, BWV 1054 — переработка Скрипичного концерта № 2 ми мажор, BWV 1043, по словам А. Швейцера,
«полного непобедимой жизнерадостности, которая в первой и последней части изливается в торжествующей песне».
Основная тема первой части, открывающаяся броской призывной интонацией, сочетает в себе праздничность и энергию, ярко оттеняемые драматичным средним разделом, завершающимся патетическим речитативом.
Вторая часть, Adagio e piano sempre си минор, принадлежит к самым потрясающим страницам баховских концертов.
Финал концерта — Allegro — подвижный менуэт в форме простого рондо.



Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056

Состоит из трёх частей:
Allegro (2/4)

2 мин.
Presto (3/4)

4 мин.
Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор, BWV 1056 также представляет собой транскрипцию утерянного скрипичного концерта. Это замечательное произведение отличается сочетанием драматической напряжённости, с первых же тактов приковывающей внимание слушателя, и предельного лаконизма выражения
Первую часть пронизывает суровая поступь главной темы с характерными перекличками — «эхо» между солистом и оркестром — великолепного образца баховского тематизма.
Вторая часть — Largo ля бемоль мажор — «лирическое отступление». Созданию общего колорита способствует тонкость и прозрачность инструментовки: прекрасная возвышенная мелодия, расцвеченная фигурациями, от начала до конца поручена солисту, сопровождаясь лёгкими аккомпанирующими аккордами струнных.
Третья часть, Presto, снова возвращает к драматическим образам. Но в финале заметны и танцевальные черты: быстрое моторное движение в трёхдольном размере несколько напоминает паспье(старинный французский танец, похожий на менуэт)

Текст из Википедии.

Рубрики: Музыкальные жанры и формы/Концерт

Метки: Бах концерт для клавира с оркестром немецкие композиторы

Процитировано 13 раз
Понравилось: 13 пользователям

Источник

Оцените статью