Бах зилоти для гитары

Прелюдия си минор из «Нотной книжки Вильгельма Фридемана Баха»(концертная транскрипция А.Зилоти)

Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).

Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.

Читайте также:  Всегда мои друзья со мной ноты

Бах скончался, не получив как композитор признания современников.

Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.

Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.

Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.

Источник

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти? — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
  • >Всякое
  • >О музыке в общем
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти?

#1 Павлов

  • суперюзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

Dimuz (24 Май 2014 — 02:47) писал:

Павлов (23 Май 2014 — 18:46) писал:

Ноты прикрепил. Верхний голос нота в ноту играется на 7-миструнке (на октаву ниже, естественно). Партия левой руки (6-тиструнн.) сделана наброском, до ума пока не доведена.
Как образец исполнения я бы предложил вот такой вариант, на мой вкус — гениальный:


Играет так, что просто гвоздями к стулу прибивает и заставляет слушать до конца не отрываясь. И так раза три подряд! ..

Причем интересно вот что: Зилоти взял прелюдию из ХТК и переделал ее: арпеджии перенес в другую руку, вторую партию выбросил и заменил ее своей.
Оригинал Себастьяныча звучал так:


Гаврилов — великолепнейший музыкант, по-моему его вариант, лучший из всего, что я слышал.

И всё же Зилоти «переиграл» Баха в таком «соревновании»! И, кстати, более «гитарный»
Вот только интересно: почему он тональность поменял?

Прикрепленные файлы

  • siloti_bach_prelude_h.pdf(103,99К)
    Количество загрузок:: 47

Сообщение отредактировал Павлов: 25 Май 2014 — 20:36

#2 Dimuz

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 246
  • Регистрация: 25 Май 08

Сообщение отредактировал Dimuz: 25 Май 2014 — 03:52

#3 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Павлов (24 Май 2014 — 08:51) писал:

Не согласный я.
Для начала вариант Гульда


У Баха была значительно лучше.
Во-первых у Зилоти получилась плоская музыка, там одно измерение — арпеджио и добавленный сверху голос. Как в пошлой обработке первой прелюдии Баха, сделанной Гуно -«Аве Мария». У Баха же здесь два мира — в левой руке арпеджио по «правильным» аккуратным, выверенным и ровным гармониям, этакий хорал, в правой же музыка лёгкого импровизационного характера. Гульд это кстати, сильно подчёркивает. Для Баха это частый приём. К примеру здесь в первой части бас и оркестр тянут суровую мелодию, а гобой «импровизирует».

Во-вторых выкинуто завершение в allegro, что тоже меняет всю драматургию. В конце же два голоса объединяются вместе в одной фактуре. то есть перед фугой снимается противопоставление этих двух миров.

Вот на две гитары —

#4 bugrov

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 860
  • Регистрация: 10 Май 14

#5 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

bugrov (25 Май 2014 — 23:57) писал:

PS и Владимир что-то молчит. Неужели я его убедил? =)

#6 Павлов

  • суперюзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

Антон_К (26 Май 2014 — 10:55) писал:

bugrov (25 Май 2014 — 23:57) писал:

PS и Владимир что-то молчит. Неужели я его убедил? =)

#7 lubitel

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 362
  • Регистрация: 22 Апрель 11

Антон_К (25 Май 2014 — 12:23) писал:

Антон_К (25 Май 2014 — 12:23) писал:

#8 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

lubitel (25 Май 2014 — 12:23) писал:

#9 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

#10 lubitel

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 362
  • Регистрация: 22 Апрель 11

Антон_К (26 Май 2014 — 21:02) писал:

lubitel (25 Май 2014 — 12:23) писал:

#11 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Павлов (26 Май 2014 — 12:22) писал:

Да что тут думать? Надо голосовать.
Пока голоса трое против двух (я, Себастьяныч и Любитель, против вас с Зилоти) =))

Павлов (24 Май 2014 — 08:51) писал:

Сообщение отредактировал Антон_К: 27 Май 2014 — 21:02

#12 dmedv

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 474
  • Регистрация: 10 Декабрь 07

Антон_К (27 Май 2014 — 21:02) писал:

Что ж сразу-то не сказали?
Тогда я за Баха, против Зилоти, за Гульда, против Гаврилова . да и Зилоти мне, честно говоря, у Гилельса гораздо больше нравится, чем у Соколова

И вот вам Шифф еще до кучи — тоже за:

У Шиффа, мне кажется, прекрасно показана легкость мелодии в правой руке — то о чем Антон выше писал.

Сообщение отредактировал dmedv: 27 Май 2014 — 22:51

#13 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

dmedv (27 Май 2014 — 22:43) писал:

Да! прекраснейшее исполнение!
Хотя Гаврилов мне тоже понравился.

А вот фуга мне 10 никогда не была близка. Может из-за того, что всего два голоса и как-то не очень плотный контрапункт, может из-за обилия хроматики. После этой чудесной, возвышенной, многомерной и как бы замкнутой в себе прелюдии фуга эта была для меня как дань формы, не более.

#14 Павлов

  • суперюзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

Сообщение отредактировал Павлов: 28 Май 2014 — 10:49

#15 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Павлов (28 Май 2014 — 00:17) писал:

Сообщение отредактировал Антон_К: 28 Май 2014 — 10:38

#16 Павлов

  • суперюзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

#17 Антон_К

  • зануда
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

#18 Старина

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 211
  • Регистрация: 14 Ноябрь 12

#19 Старина

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 211
  • Регистрация: 14 Ноябрь 12

#20 Павлов

  • суперюзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

. и опять не по теме. Про Гульда, потому что на него в этой теме ссылались.
Я не спорю с тем, что он гений. И даже тоже так считаю. И клавирного Баха мне открыл именно Гульд, также, как и многим из нас. Но есть такие вещи, которых я совершенно не воспринимаю в его интерпретации. Например:

или:

На мой взгляд такая фразировка похожа на отработку какого-то приема. Но для таких целей есть этюды. При подобных фразировках (и темпах) музыка Баха становится пародией, чтобы не сказать издевательством. Таков и вариант Гульда, который привел Антон в посте №3.
Ну, может, гениям виднее, что именно задумывал Бах, а мне, земляному червяку, не дано свободно парить в небе, дано только ползать.
Но вообще мне кажется, громкие имена часто давят на психику и мешают свободному восприятию музыки.
Но это так, в сторону.
——-
Теперь опять не по теме.
Посмотрел дату, кода Мартин выложил видео Прелюдии. Декабрь 13-ого, а я начал активно заниматься переложением Зилоти в январе 14-ого. Я не знал о записи Мартина, для меня отправной точкой было переложение Nagekidori, выложенное на его сайте. Это переложение меня категорически не устроило не только тем, что оно «однорукое»: кроме этого в ля миноре на 6-тиструнке не получается сыграть лютневым способом (каждая нота на другой струне). Не помогает ни перестройка, ни смена тональности. И тут меня «ударило»: ведь таким способом играют на 7-миструнке! И вот тогда наконец дело сдвинулось с нулевой точки и пришлось брать вторую гитару, чтобы полностью повторить замысел Зилоти. Но интересно, что даты записи баховской прелюдии и началом моих занятий зилотиевской прелюдией очень близки. Флюиды, что ли, в воздухе витают, что люди примерно в одно время начинают думать примерно об одном.
———-
Теперь по теме.
Мне все же ближе Зилоти. Ругайте его вариант попсой или ещё как, но я считаю, что его пьеса интереснее баховской. Ведь как сделана прелюдия из ХТК? Левая рука — разложенные гармонии со вспомогательными нотами. Такой прием у Баха не редкость: та же до мажорная прелюдия из ХТК, или прелюдия из 1-ой виолончельной сюиты, хорошо знакомая гитаристам, или прелюдия из 4-ой влч сюиты — всё это более-менее похоже по фактуре. Но в тех сочинениях нет дополнительных голосов, и тем не менее эти «гармонические каркасы» звучат как вполне законченные произведения. В рассматриваемой прелюдии (10-ой) дописан еще один голос и Антон правильно говорит о его импровизационности. На мой взгляд — ценности в этом материале нет практически никакой. (Кидайте в меня грязными тапками, фанаты Себастьяныча! ). Полагаю, что примерно так же рассуждал и Зилоти: эти 16-е самодостаточны, это соло, а не аккомпанемент. Но эти разложенные аккорды 16-ми у Баха лежат низковато, специально чтобы дать дорогу более высокому «сольному» голосу. Большинство пианистов, кстати, и играют эту партию как обрамление к «импровизации». Для того, чтобы эти разложенные аккорды сделать мелодией и основным смыслом этой музыки, Зилоти переносит их в верхний голос. Тональность изменена, скорее всего, для того, чтобы мелодия не звучала пискляво (слишком высоко) или, наоборот, глуховато (низко); подобран оптимальный регистр для рояля.
Ну а дальше так: оставить получившуюся мелодию «как есть» — это не «по-пианистически»: пианисты ведь двурукие существа. Если бы Зилоти был гитаристом, он бы сделал как Nagekidori (только мелодия). Но на наше счастье он сделал гармонизацию. Не знаю, как он придумал репризу с мелодией висящими половинками, вполне возможно, что сначала он это и услышал внутренним слухом, проигрывая 16-ые. Если доведется когда-нибудь свидеться с Александром Ильичем, обязательно спрошу его об этом. Но факт в том, что эти одиноко висящие ноты, которые и мелодией-то назвать нельзя, оказывают очень сильное воздействие, это настоящая находка!
Можно ли сказать, что Зилоти сделал из Баха романтическую музыку, извратил пьесу или упростил ее? На мой взгляд — нет. (Хотя Гилельс, да и не только он, играет эту пьесу очень романтично.) Баховский «каркас» остался, настроение оригинала осталось. Мне даже кажется, что и сам Бах мог бы написать прелюдию такой, какой она получилась у Зилоти — ничего криминального для 18-ого века у Зилоти нет.
——-
Вот как-то так. Получается, что я в таком длинном посте и Гульда «пнул», и «подвинул» самого (!) Себастьяныча. Но специально целей таких, конечно, не было — хотел разобраться «что такое хорошо и что такое плохо», как у Маяковского.
Пойду писать завещание, а то скоро проснутся фанаты двух гениев и забросают меня камнями!

Источник

Оцените статью