- Прелюдия си минор из «Нотной книжки Вильгельма Фридемана Баха»(концертная транскрипция А.Зилоти)
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти? — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти?
- #1 Павлов
- Прикрепленные файлы
- #2 Dimuz
- #3 Антон_К
- #4 bugrov
- #5 Антон_К
- #6 Павлов
- #7 lubitel
- #8 Антон_К
- #9 Антон_К
- #10 lubitel
- #11 Антон_К
- #12 dmedv
- #13 Антон_К
- #14 Павлов
- #15 Антон_К
- #16 Павлов
- #17 Антон_К
- #18 Старина
- #19 Старина
- #20 Павлов
Прелюдия си минор из «Нотной книжки Вильгельма Фридемана Баха»(концертная транскрипция А.Зилоти)
Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).
Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.
Бах скончался, не получив как композитор признания современников.
Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.
Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.
Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.
Источник
Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти? — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- >Всякое
- >О музыке в общем
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 3 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Прелюдия №10 e-moll BWV855 или Прелюдия b-moll Зилоти?
#1 Павлов
- суперюзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 922
- Регистрация: 13 Апрель 08
Dimuz (24 Май 2014 — 02:47) писал:
Павлов (23 Май 2014 — 18:46) писал:
Ноты прикрепил. Верхний голос нота в ноту играется на 7-миструнке (на октаву ниже, естественно). Партия левой руки (6-тиструнн.) сделана наброском, до ума пока не доведена.
Как образец исполнения я бы предложил вот такой вариант, на мой вкус — гениальный:
Играет так, что просто гвоздями к стулу прибивает и заставляет слушать до конца не отрываясь. И так раза три подряд! ..
Причем интересно вот что: Зилоти взял прелюдию из ХТК и переделал ее: арпеджии перенес в другую руку, вторую партию выбросил и заменил ее своей.
Оригинал Себастьяныча звучал так:
Гаврилов — великолепнейший музыкант, по-моему его вариант, лучший из всего, что я слышал.
И всё же Зилоти «переиграл» Баха в таком «соревновании»! И, кстати, более «гитарный»
Вот только интересно: почему он тональность поменял?
Прикрепленные файлы
- siloti_bach_prelude_h.pdf(103,99К)
Количество загрузок:: 47
Сообщение отредактировал Павлов: 25 Май 2014 — 20:36
#2 Dimuz
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 246
- Регистрация: 25 Май 08
Сообщение отредактировал Dimuz: 25 Май 2014 — 03:52
#3 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
Павлов (24 Май 2014 — 08:51) писал:
Не согласный я.
Для начала вариант Гульда
У Баха была значительно лучше.
Во-первых у Зилоти получилась плоская музыка, там одно измерение — арпеджио и добавленный сверху голос. Как в пошлой обработке первой прелюдии Баха, сделанной Гуно -«Аве Мария». У Баха же здесь два мира — в левой руке арпеджио по «правильным» аккуратным, выверенным и ровным гармониям, этакий хорал, в правой же музыка лёгкого импровизационного характера. Гульд это кстати, сильно подчёркивает. Для Баха это частый приём. К примеру здесь в первой части бас и оркестр тянут суровую мелодию, а гобой «импровизирует».
Во-вторых выкинуто завершение в allegro, что тоже меняет всю драматургию. В конце же два голоса объединяются вместе в одной фактуре. то есть перед фугой снимается противопоставление этих двух миров.
Вот на две гитары —
#4 bugrov
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 860
- Регистрация: 10 Май 14
#5 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
bugrov (25 Май 2014 — 23:57) писал:
PS и Владимир что-то молчит. Неужели я его убедил? =)
#6 Павлов
- суперюзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 922
- Регистрация: 13 Апрель 08
Антон_К (26 Май 2014 — 10:55) писал:
bugrov (25 Май 2014 — 23:57) писал:
PS и Владимир что-то молчит. Неужели я его убедил? =)
#7 lubitel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 362
- Регистрация: 22 Апрель 11
Антон_К (25 Май 2014 — 12:23) писал:
Антон_К (25 Май 2014 — 12:23) писал:
#8 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
lubitel (25 Май 2014 — 12:23) писал:
#9 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
#10 lubitel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 362
- Регистрация: 22 Апрель 11
Антон_К (26 Май 2014 — 21:02) писал:
lubitel (25 Май 2014 — 12:23) писал:
#11 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
Павлов (26 Май 2014 — 12:22) писал:
Да что тут думать? Надо голосовать.
Пока голоса трое против двух (я, Себастьяныч и Любитель, против вас с Зилоти) =))
Павлов (24 Май 2014 — 08:51) писал:
Сообщение отредактировал Антон_К: 27 Май 2014 — 21:02
#12 dmedv
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 474
- Регистрация: 10 Декабрь 07
Антон_К (27 Май 2014 — 21:02) писал:
Что ж сразу-то не сказали?
Тогда я за Баха, против Зилоти, за Гульда, против Гаврилова . да и Зилоти мне, честно говоря, у Гилельса гораздо больше нравится, чем у Соколова
И вот вам Шифф еще до кучи — тоже за:
У Шиффа, мне кажется, прекрасно показана легкость мелодии в правой руке — то о чем Антон выше писал.
Сообщение отредактировал dmedv: 27 Май 2014 — 22:51
#13 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
dmedv (27 Май 2014 — 22:43) писал:
Да! прекраснейшее исполнение!
Хотя Гаврилов мне тоже понравился.
А вот фуга мне 10 никогда не была близка. Может из-за того, что всего два голоса и как-то не очень плотный контрапункт, может из-за обилия хроматики. После этой чудесной, возвышенной, многомерной и как бы замкнутой в себе прелюдии фуга эта была для меня как дань формы, не более.
#14 Павлов
- суперюзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 922
- Регистрация: 13 Апрель 08
Сообщение отредактировал Павлов: 28 Май 2014 — 10:49
#15 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
Павлов (28 Май 2014 — 00:17) писал:
Сообщение отредактировал Антон_К: 28 Май 2014 — 10:38
#16 Павлов
- суперюзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 922
- Регистрация: 13 Апрель 08
#17 Антон_К
- зануда
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 446
- Регистрация: 08 Август 08
#18 Старина
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 211
- Регистрация: 14 Ноябрь 12
#19 Старина
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 211
- Регистрация: 14 Ноябрь 12
#20 Павлов
- суперюзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 922
- Регистрация: 13 Апрель 08
. и опять не по теме. Про Гульда, потому что на него в этой теме ссылались.
Я не спорю с тем, что он гений. И даже тоже так считаю. И клавирного Баха мне открыл именно Гульд, также, как и многим из нас. Но есть такие вещи, которых я совершенно не воспринимаю в его интерпретации. Например:
или:
На мой взгляд такая фразировка похожа на отработку какого-то приема. Но для таких целей есть этюды. При подобных фразировках (и темпах) музыка Баха становится пародией, чтобы не сказать издевательством. Таков и вариант Гульда, который привел Антон в посте №3.
Ну, может, гениям виднее, что именно задумывал Бах, а мне, земляному червяку, не дано свободно парить в небе, дано только ползать.
Но вообще мне кажется, громкие имена часто давят на психику и мешают свободному восприятию музыки.
Но это так, в сторону.
——-
Теперь опять не по теме.
Посмотрел дату, кода Мартин выложил видео Прелюдии. Декабрь 13-ого, а я начал активно заниматься переложением Зилоти в январе 14-ого. Я не знал о записи Мартина, для меня отправной точкой было переложение Nagekidori, выложенное на его сайте. Это переложение меня категорически не устроило не только тем, что оно «однорукое»: кроме этого в ля миноре на 6-тиструнке не получается сыграть лютневым способом (каждая нота на другой струне). Не помогает ни перестройка, ни смена тональности. И тут меня «ударило»: ведь таким способом играют на 7-миструнке! И вот тогда наконец дело сдвинулось с нулевой точки и пришлось брать вторую гитару, чтобы полностью повторить замысел Зилоти. Но интересно, что даты записи баховской прелюдии и началом моих занятий зилотиевской прелюдией очень близки. Флюиды, что ли, в воздухе витают, что люди примерно в одно время начинают думать примерно об одном.
———-
Теперь по теме.
Мне все же ближе Зилоти. Ругайте его вариант попсой или ещё как, но я считаю, что его пьеса интереснее баховской. Ведь как сделана прелюдия из ХТК? Левая рука — разложенные гармонии со вспомогательными нотами. Такой прием у Баха не редкость: та же до мажорная прелюдия из ХТК, или прелюдия из 1-ой виолончельной сюиты, хорошо знакомая гитаристам, или прелюдия из 4-ой влч сюиты — всё это более-менее похоже по фактуре. Но в тех сочинениях нет дополнительных голосов, и тем не менее эти «гармонические каркасы» звучат как вполне законченные произведения. В рассматриваемой прелюдии (10-ой) дописан еще один голос и Антон правильно говорит о его импровизационности. На мой взгляд — ценности в этом материале нет практически никакой. (Кидайте в меня грязными тапками, фанаты Себастьяныча! ). Полагаю, что примерно так же рассуждал и Зилоти: эти 16-е самодостаточны, это соло, а не аккомпанемент. Но эти разложенные аккорды 16-ми у Баха лежат низковато, специально чтобы дать дорогу более высокому «сольному» голосу. Большинство пианистов, кстати, и играют эту партию как обрамление к «импровизации». Для того, чтобы эти разложенные аккорды сделать мелодией и основным смыслом этой музыки, Зилоти переносит их в верхний голос. Тональность изменена, скорее всего, для того, чтобы мелодия не звучала пискляво (слишком высоко) или, наоборот, глуховато (низко); подобран оптимальный регистр для рояля.
Ну а дальше так: оставить получившуюся мелодию «как есть» — это не «по-пианистически»: пианисты ведь двурукие существа. Если бы Зилоти был гитаристом, он бы сделал как Nagekidori (только мелодия). Но на наше счастье он сделал гармонизацию. Не знаю, как он придумал репризу с мелодией висящими половинками, вполне возможно, что сначала он это и услышал внутренним слухом, проигрывая 16-ые. Если доведется когда-нибудь свидеться с Александром Ильичем, обязательно спрошу его об этом. Но факт в том, что эти одиноко висящие ноты, которые и мелодией-то назвать нельзя, оказывают очень сильное воздействие, это настоящая находка!
Можно ли сказать, что Зилоти сделал из Баха романтическую музыку, извратил пьесу или упростил ее? На мой взгляд — нет. (Хотя Гилельс, да и не только он, играет эту пьесу очень романтично.) Баховский «каркас» остался, настроение оригинала осталось. Мне даже кажется, что и сам Бах мог бы написать прелюдию такой, какой она получилась у Зилоти — ничего криминального для 18-ого века у Зилоти нет.
——-
Вот как-то так. Получается, что я в таком длинном посте и Гульда «пнул», и «подвинул» самого (!) Себастьяныча. Но специально целей таких, конечно, не было — хотел разобраться «что такое хорошо и что такое плохо», как у Маяковского.
Пойду писать завещание, а то скоро проснутся фанаты двух гениев и забросают меня камнями!
Источник