Бахчисарайский фонтан балет ноты

Бахчисарайский фонтан балет ноты

ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА

Музыка В. Власова
Слова А. Пушкина

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный голос твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал…

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

На музыку также положено Николаем Сергеевичем Титовым (1832), Александром Гурилевым (1849), Вано Мурадели (1937) и другими.

АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Фонтану Бахчисарайского дворца

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальней;
Но о Марии ты молчал.

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеалы

Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. — М.: Эксмо, 2006

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Композиторы — «Бахчисарайский фонтан» — балет Б.В. Асафьева

«Бахчисарайский фонтан» — балет Б.В. Асафьева

Балет в 4 действиях с прологом и эпилогом

Либретто Н.Д. Волкова по поэме А.С. Пушкина

Первым советским балетом, сочиненным на пушкинскую тему, был «Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма Б.В. Асафьева в 4 действиях на либретто Н.Д. Волкова.

Рождение этого балета было подготовлено всем предыдущим развитием советского искусства и свидетельствовало о творческой зрелости советского хореографического театра.

Работа автора либретто – драматурга и искусствоведа Н.Д. Волкова (первого, у кого родился замысел будущего балета) – была направлена на выявление лирического существа поэмы Пушкина, ее основной идеи, на такое построение драматического действия, при котором до зрителя была бы донесена не только основная «мысль поэмы – перерождение… дикой души через высокое чувство любви» (В.Г. Белинский), но и образное размышление самого поэта о сущности любви.

Либретто балета получило свое завершение в период «превращения его в музыку», причем замысел драматурга был идейно развит и углублен композитором Б.В. Асафьевым, для которого, по его словам, пушкинский «Фонтан» был не «только повествованием о личной утаенной любви поэта», но и «оптимистической поэмой об освобожденном сознании», отражающей «одно из характернейших явлений тогдашней русской действительности…».

Исходя из этого, композитор, создавая музыку балета, ставил перед собой задачу «попытаться услышать эпоху через поэму Пушкина и передать волновавшие поэта эмоции вольным их пересказом. Вольным, но не произвольным».

Но большой, взыскательный художник, вся деятельность которого была проникнута живым ощущением запросов нашей советской действительности, не мог ограничить свою задачу только этим и задавал себе вопрос: «Можно ли заново прочитать «Фонтан» и через далекие от нас поэтические образы, через раскрытый в картинах восточной деспотии «плен сознания» расслышать волнующие нас чувства?» (сб. «Бахчисарайский фонтан», Москва, 1936).

В свете этого вопроса чрезвычайно интересен рассказ Б.В. Асафьева о том, как протекало создание музыки балета.

«Балет «Бахчисарайский фонтан». Трудно далось мне возникновение этого балета. Мысль о реализации его как спектакля из пушкинской поэмы родилась у Н.Д. Волкова, но прошло много времени, прежде чем он убедил меня взяться за композиторство: не хватало решимости. Мне хотелось во что бы то ни стало сохранить мелодически и эпоху Пушкина, и помыслы тогдашней русской хореографии, ритм и пластику ее романтических образов и интонаций ее музыки, даже, проще сказать, подслушать струистый говор ее. Но я пуще всего боялся нарочитой стилизации. Жил я в те годы (1926-1934) в Детском селе (теперь город Пушкин под Ленинградом), жил, не расставаясь с окружающей природой и великолепными парками, бывшими Екатерининским и Павловским. И летом, и роскошной пушкинской лицейской осенью, и зимой, и прекрасной весной, когда обнажалось в зелени ласковое и все же величавое тютчевское «озеро лебедей», я был весь окружен, овеян соблазнами музыки незабвенного поэтического русского прошлого этих мест. Я стремился сохранить его аромат, но избежать подражаний. Только в качестве заставки и концовки-эпилога для своего «Фонтана» я выбрал романсовые напевы былого, родные пушкинским стихам и глинкинским кантиленам (это был старинный романс Гурилева по мелодии пианиста Гензельта «Фонтану Бахчисарайского дворца»). Но основную и самую существенную поддержку и толчок к сочинению поэмы-балета я получил от весны 1933 г. и наполнявшей ее советской молодежи: многочисленные экскурсии в парках Детского села и Павловска вносили в окружающую природу и жизнь какой-то заново освежающий оттенок и свою особенность родимой романтики и чувство молодости как непрерывной плавной мелодии, недоступной словам и требовавшей ритмо-пластических образов, рождавшихся непроизвольно. Музыка была написана мною с неоглядной быстротой, почти не прерываясь, недели в полторы. Надо было передать волнение пушкинской стихотворной стихии так, чтобы слушатель, сквозь память моего сердца о наисвежайшей для нас дали, а вернее о романтических певучих далях дней Пушкина крымских странствований, ощутил ласк романтических веяний советской молодежи в эпоху рождения новой человечности».

В творчестве Асафьева всегда органично сливались, взаимно обогащая и дополняя друг друга, глубоко мыслящий музыкальный ученый, неутомимый музыкально-общественный деятель и талантливый композитор, обладающий особенно развитым чувством внутреннего слуха, помогавшим ему слышать музыкальную интонацию, живой музыкальный язык отдаленного времени, композитор, умеющий ощутить и понять живую связь этой музыкальной речи с конкретно-исторической действительностью, отражением которой она являлась.

Музыка балета «Бахчисарайский фонтан» представляет собою как бы непрерывно льющийся мелодический поток, в котором сливаются воедино лирическое повествование о событиях, созданных пушкинским воображением (раскрываемое через музыкальные образы его героев и симфоническое развитие музыкально-драматического действия), и сопутствующий ему эмоционально напряженный рассказ о времени, породившем Пушкина, несущий в себе творчески переплавленную, современную поэту живую музыкальную речь, характерные для нее интонации.

С первых звуков увертюры, вводящей нас в романтическую и лирическую атмосферу поэмы, музыка балета во всех частях, заключающих в себе элемент описательный по отношению к развивающейся драме, взволнованно воссоздает дыхание пушкинских дней.

Там же, где развивается основная идея, разыгрывается трагедия, рожденная душевными переживаниями Пушкина и его раздумьями, там музыка насыщается трепетом и горячим чувством большого советского художника, в «эпоху рождения новой человечности» прочитавшего поэму освобождения человеческого сознания, созданную гениальным поэтом.

Вместе с тем музыкой «Бахчисарайского фонтана» Б.В. Асафьев продолжает и развивает традиции музыкально-хореографической драматургии, симфоничности балетной музыки, восходящие к гениальным танцам «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки и балетам П.И. Чайковского.

Со свойственной ему скромностью и высоким чувством ответственности перед советской аудиторией Б.В. Асафьев в свое время очень волновался: сумел ли он выполнить поставленную перед собою задачу? Жизнь ответила на этот вопрос – «Бахчисарайский фонтан» приобрел общенародное признание и прочно вошел в репертуар лучших театров нашей страны, а также театров стран народной демократии.

Создавая хореографический текст балета и осуществляя его постановку на сцене, балетмейстер Р.В. Захаров стремился к тому, чтобы танец являлся не самоцелью, а средством выражения идеи, заложенной в произведении. «Танцем хотим выражать мысли, чувства, поступки, хотим быть целеустремленным, идейно принципиальным искусством, — писал он в своей статье к премьере балета, — …хореографический спектакль строить как единое драматическое действие, где каждый танец вытекает как необходимость, несет в себе смысл и дальнейшее развитие действия».

Отсюда и вытекает характерная для постановки «Бахчисарайского фонтана» подчиненность всех компонентов спектакля одной задаче – воплощению идеи произведения средствами хореографического искусства, строгая логичность построения всего спектакля, оправданность каждого жеста.

Балетмейстеру удалось преодолеть свойственный дореволюционному балету разрыв между танцем и пантомимой: все танцы в балете «Бахчисарайский фонтан» пантомимны (подразумевая под этим термином мимическую выразительность, игровую действенность танца) и вся пантомима – танцевальна, так как она выражена музыкально-пластическим языком актера. Переход от пантомимы к танцу и от танца к пантомиме органичен и художественно закономерен.

Весь танцевально-пантомимный текст балета подсказан гениальной поэмой Пушкина и вытекает из музыки Асафьева.

Огромным достоинством «Бахчисарайского фонтана» является то, что его образы на протяжении всего спектакля музыкально-пластически развиваются, растут, внутренне раскрываются – они живые.

Создание балета «Бахчисарайский фонтан» утверждало ведущую, организующую роль драматурга в советском хореографическом театре, ставило и решало вопрос о равноценности двух основных компонентов искусства балета – музыки и танца, в своем гармоническом сочетании и действенном развитии создающих полноценную балетную драматургию.

Сам подход к решению темы спектакля и сценическому раскрытию идеи Пушкина, успешное решение поставленной задачи обеспечили успех постановки «Бахчисарайского фонтана» и много лет встречают горячий отклик у публики.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Анимашки и Открытки (33)
  • «Новый Год» по Символам Года (14)
  • Винтажные Открытки (1)
  • Новогоднее, Рождественское (18)
  • Библиотека (758)
  • 01.01 — Д/фильмы — Тайны и Загадки, Пришельцы, (16)
  • 01.02 — Д/фильмы — Космос, Вселенная (3)
  • 01.03 — Д/фильмы — Мировой Океан, Планета Земля (15)
  • 01.04 — Д/фильмы — Природа,Живот.Мир,Мир Растений (22)
  • 01.05 — Док. фильмы — Самые Красивые Уголки Планет (5)
  • 01.06 — Док. фильмы — Дворцы, Замки и Соборы Мира (8)
  • 01.07 — Д/ фильмы — Дворцы, Замки и Соборы России (20)
  • 01.08 — Док. фильмы — Музеи России (20)
  • 01.09 — Док. фильмы — Музеи Мира (5)
  • 01.10 — Виртуальные Экскурсии (27)
  • 01.11. — Тайны Монархов (1)
  • 01.12 — Всемирная История (11)
  • 02 — Худ. Фильмы — Зарубежные (27)
  • 03 — Худ. Фильмы — Российские (46)
  • 04 — История Государства Российского (32)
  • 05 — История в лицах (13)
  • 06 — Лекции по Истории (8)
  • 07 — Диалоги. (13)
  • 08 — Тайны Нашего Кино (14)
  • Аудио-запись (187)
  • Балет (29)
  • Мир Танца (10)
  • Мировые шедевры любви (видео) (15)
  • Мифы, Легенды, Былины, Притчи, Сказания (22)
  • Музыка Для Души (Видео) (5)
  • Музыка. Зарубежные Исполнители (14)
  • Музыка. Российские (Советские) Исполнители (32)
  • Музыкальные Клипы (4)
  • Стихи (64)
  • Стихи (авторские) (11)
  • Стихи (Интернет) (46)
  • Стихи для Детей (4)
  • Фигурное Катание (27)
  • Всё под рукой (30)
  • Вязание (4)
  • Гороскопы (5)
  • Дворцы и Замки (Особняки) (320)
  • Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (1) (49)
  • Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (2) (50)
  • Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (3) (36)
  • Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (4) (37)
  • Дворцы и Замки Австрии (3)
  • Дворцы и Замки Англии — 1 (50)
  • Дворцы и Замки Англии — 2 (3)
  • Дворцы и Замки Германии (10)
  • Дворцы и Замки Франции — 1 (50)
  • Дворцы и Замки Франции — 2 (14)
  • Дворцы и Замки Чехии (2)
  • Дворцы и Замки Эстонии, Латвии, Литвы, Польши (2)
  • Дворцы Индии (3)
  • Декоративно-прикладное искусство (216)
  • Авторская Кукла — 1 (46)
  • Авторская Кукла — 2 (7)
  • Восковые Фигуры (3)
  • Вышивка, Мозаика, Резьба (6)
  • Гжель, Керамика, Стекло (4)
  • Жостово, Мстёра, Палех (14)
  • Изделия Фаберже (11)
  • Лаковая Миниатюра (1)
  • Роспись По Камню, Роспись Зеркал (8)
  • Русская эмаль (1)
  • Своими руками (2)
  • Фарфор Авторский (19)
  • Фарфор | Антиквариат (24)
  • Федоскино, Холуй, Хохлома (12)
  • Ювелирные изделия (47)
  • «Подарок в русском стиле…» от G. DeBrekht (11)
  • Династии Царской России (14)
  • Юсуповы (8)
  • Династия Романовых (197)
  • 1 — Первые Романовы (4)
  • 2 — От Петра I до Екатерины II (25)
  • 3 — Павел I Петрович, его приближённые и потомки (24)
  • 4 — Александр I, его приближённые и потомки (19)
  • 5 — Николай I, его приближённые и потомки (30)
  • 6 — Александр II, его приближённые и потомки (40)
  • 7 — Александр III, его приближённые и потомки (25)
  • 8 — Николай II и его приближённые (31)
  • Великие Русские Князья и их потомки (24)
  • Немецкие принцессы в России (15)
  • Русские принцессы и их потомки (31)
  • Женская энциклопедия (14)
  • Живопись (Акварель) (447)
  • Pin-up (2)
  • Ангелы (3)
  • Английская Живопись (22)
  • Восточная живопись (8)
  • Галантный Век (5)
  • Германская Живопись (2)
  • Городской Пейзаж (13)
  • Дворцовые Фантазии (1)
  • Детство — Чудесная Страна (37)
  • Жанровая Живопись, Пасторальные Сценки (13)
  • Женский образ — 1 (51)
  • Женский образ — 2 (38)
  • Живопись по шёлку (2)
  • Животный Мир (21)
  • Испанская Живопись (2)
  • Итальянская Живопись (1)
  • Картины Мастихином (1)
  • Компьютерная Графика (1)
  • Мир Птиц (11)
  • Мир Фэнтези, Сюрреализм (31)
  • Мифология в живописи (17)
  • Морской Пейзаж (3)
  • Натюрморты (19)
  • Новогодне-Рождественская живопись (3)
  • Он и Она (6)
  • Пейзажи, Природа (38)
  • Плодово-Ягодно-Овощное (4)
  • Поздравления в живописи (5)
  • Портретисты (21)
  • Русь Языческая (13)
  • Святые (3)
  • Сказочный Мир — 1 (50)
  • Сказочный Мир — 2 (5)
  • Уютный Уголок (9)
  • Художники XX века (27)
  • Цветочное Настроение — 1 (50)
  • Цветочное Настроение — 2 (14)
  • Здоровье (9)
  • Золотое кольцо России (5)
  • Иконы, Религия (11)
  • Исторические личности (Мужчины) (2)
  • Исторический Костюм (16)
  • История в Женских лицах (31)
  • КлипАрт (3)
  • Клуб Путешественников (36)
  • Короли и Королевы, члены королевских семей (57)
  • Короли и королевы Англии, члены их семей (1) (43)
  • Короли и королевы Англии, члены их семей (2) (8)
  • Короли и королевы Бельгии, члены их семей (1)
  • Короли и королевы Франции, члены их семей (6)
  • Кулинарные Рецепты — 1 (68)
  • Кулинарные Рецепты — 2 (42)
  • Культура и Мир Искусства (7)
  • Балы и бальные танцы (6)
  • Мудрые мысли, Притчи (7)
  • Музеи Мира (3)
  • Музеи России (22)
  • Непознанное (3)
  • Оформление Дневника (381)
  • Полезные советы, Компьютерная помощь (23)
  • Разделители (6)
  • Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»1 (50)
  • Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»2 (5)
  • Рамочки (370)
  • Зимние и Новогодние рамочки (14)
  • Простые рамочки (164)
  • Рамочки «Двое» (5)
  • Рамочки Детские (10)
  • Рамочки Кулинарные (для рецептов) (2)
  • Рамочки от be-ll (86)
  • Рамочки от geniavegas (133)
  • Рамочки Пасхальные (2)
  • Рамочки с девушками (34)
  • Рамочки с животными (2)
  • Рамочки с картинкой (12)
  • Рамочки с Пейзажем (2)
  • Рамочки с цветами (47)
  • Рамочки Фруктовые (5)
  • Цветочная рамочка (92)
  • Ремонт своими руками (2)
  • Сады и Парки (29)
  • Самые интересные места на планете. (42)
  • Сказка (2)
  • Скрап-Наборы (1)
  • Соборы, Храмы, Монастыри (34)
  • Соборы, Храмы Чехии (4)
  • Соборы, Храмы, Монастыри Гонконга (1)
  • Соборы, Храмы, Монастыри Испании (1)
  • Соборы, Храмы, Монастыри России (15)
  • Соборы, Храмы, Монастыри Таиланда (2)
  • Соборы, Храмы, Монастыри Украины (5)
  • Соборы, Храмы, Монастыри Японии (6)
  • Страны (330)
  • Авганистан, Иран, Пакистан (3)
  • Австралия (3)
  • Австрия (40)
  • Албания, Македония, Болгария (3)
  • Англия, Ирландия, Шотландия (29)
  • Беларусь, Польша, Украина (6)
  • Бельгия, Люксембург, Дания, Нидерланды (10)
  • Бразилия (3)
  • Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд (17)
  • Германия (Бавария) (18)
  • Гонконг (1)
  • Греция (2)
  • Израиль (1)
  • Индия, Шри-Ланка (7)
  • Исландия (1)
  • Испания, Португалия (11)
  • Италия, Ватикан (9)
  • Китай (20)
  • Корея (22)
  • Коста-Рика (1)
  • Латвия, Литва, Эстония (2)
  • Малайзия, Сингапур (5)
  • Мексика (1)
  • Новая Зеландия (1)
  • Норвегия, Швеция, Финляндия (5)
  • ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты (2)
  • Россия, Крым (15)
  • США (17)
  • Франция, Монако, Лихтенштейн, Швейцария (23)
  • Чехия, Словения (20)
  • Япония (35)
  • Уроки (38)
  • Фото (132)
  • Обои для рабочего стола (16)
  • ФотоАрт — Городской Пейзаж (9)
  • ФотоАрт — Дети (3)
  • ФотоАрт — Животный Мир (11)
  • ФотоАрт — Интерьер (4)
  • ФотоАрт — Мир Птиц (2)
  • ФотоАрт — Морской Пейзаж (2)
  • ФотоАрт — Пейзажи, Природа (21)
  • ФотоАрт — Подводный мир (7)
  • ФотоАрт — Прекрасные Незнакомки (9)
  • ФотоАрт — Уютный Уголок (20)
  • ФотоАрт — Фото-Натюрморты (2)
  • ФотоАрт — Фотограф Эдуард Гордеев (11)
  • ФотоАрт — Фруктово-Ягодное (3)
  • ФотоАрт — Цветочное Искушение (17)
  • Чудеса природы (3)
  • Эпиграфы, флешки, флеш-часы, календари (53)
  • Это Интересно (35)
  • Юмор (6)

Цитатник

МЕГАПОИСКОВИК. — Найдётся всё. Фотоальбомы Блоги Видео Обои О.

«Интернетный Портал — МОСТ» http://www.moct-online.de/p.html Совершенно потрясающий сай.

Онлайн часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и.

Галерея красавиц в Нимфенбургском дворце. в фарфоре (2) Дворец Нимфенбург (Schloss Nymp.

«У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница» У каждого есть свой ангел-храни.

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Балет «Бахчисарайский фонтан»

Понедельник, 26 Марта 2018 г. 00:19 + в цитатник

Балет «Бахчисарайский фонтан»

«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета .

Князь Адам, польский магнат
Мария, его дочь
Вацлав, жених Марии
Гирей, крымский хан
Зарема, любимая жена Гирея
Нурали, военачальник

Управляющий замком, начальник стражи, польские паны и паненки, аббат, лазутчик, вторая жена Гирея, служанка, евнухи, татары, поляки.

Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII — XIX веков.

У «Фонтана слёз» — памятника Марии — в глубоком раздумье сидит хан Гирей.

Парк польского замка, в котором празднуют день рождения Марии — дочери владельца имения Адама Потоцкого. В саду она встречается с Вацлавом. Их краткий дуэт, полный нежности и счастья, прерывает стража. Недалеко от замка захвачен татарский лазутчик. Начальник стражи и управляющий решают, что из-за этого не стоит портить праздник. Пленника уводят. Распахиваются двери замка, и парк заполняет пышное шествие гостей. В первой паре седоусый князь Адам и красавица Мария. В торжественном полонезе, а затем и в изящной мазурке старики соревнуются в ловкости с молодыми. Все весело ухаживают за своими дамами. Мужская вариация четырёх кавалеров построена на соревновании возрастов. В женской вариации четыре паненки оценивают мужество старших и отвагу молодых. В большом дуэте Марии и Вацлава — объяснение в любви. Старик-отец с нежностью наблюдает за юной парой. С воодушевлением начинает он танцевать краковяк, который подхватывают все гости.

Вбегает раненый воин, сообщающий о появлении татар. Дам уводят в замок, мужчины обнажают шпаги. Сцена боя, в котором один за другим гибнут защитники замка. Замок пылает. Из него выбегает с любимой маленькой арфой в руках Мария. Вацлав пытается саблей проложить дорогу любимой. Внезапно на их пути возникает Гирей. Вацлав бросается ему навстречу, но падает сражённый ударом в грудь кинжалом. Мария склоняется над упавшим юношей. Гирей застывает, поражённый её красотой.

Действие второе — Гарем хана Гирея

Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье,
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслаждение.

Жены наряжаются, на богато убранном ложе — любимая жена хана «звезда любви, краса гарема» Зарема. Возвращается из похода Гирей. Зарема танцует для него, но мысли хана полны Марией и он равнодушен к танцам грузинки. Это равнодушие становится понятным для всех, когда в глубине сцены проходит Мария. Гирей уходит. Жёны насмехаются над Заремой. В страстном танце она пытается обрести прежнюю уверенность и любовь повелителя. При возвращении хана Зарема пылко бросается к нему и обвивает руками его шею. Гирей снимает женские руки со своих плеч и, не глядя на неё, уходит. В отчаянии Зарема падает.

Действие третье — Опочивальня Марии в гареме Бахчисарайского дворца.

В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.

Мария задумчиво наигрывает на любимой арфе польскую мелодию. Появление Гирея пугает её. Хан робко склоняется перед Марией, предлагает ей свою смиренную любовь, но она избегает даже приближения к ней убийцы всех её близких. Огорчённый Хан уходит. Мария вспоминает Польшу, иные счастливые дни и танцует лирическую и грустную элегию. Старуха прислужница укладывает её в постель, но пленнице не спится. Крадучись, со светильником в руках и прижимая к груди кинжал, входит Зарема. Переступив через спящую служанку, она приближается к ложу Марии. Та в смятении недоумевает, что нужно этой красавице от неё. В большом монологе Зарема рассказывает о своей судьбе, о своей безумной любви к Гирею. А теперь он охладел к ней!

Невинной деве непонятен
Язык мучительный страстей,
Но голос их ей смутно внятен,
Он странен, он ужасен ей.

Проснувшаяся служанка убегает за помощью. Вдруг Зарема замечает тюбетейку, забытую ханом. В бешенстве она хватается за кинжал. Мария в испуге прячется за колонну. Вбегает Гирей, он пытается обезоружить Зарему, но той удается ускользнуть и нанести удар в спину Марии. Безвинная полячка тихо умирает. Зарема умоляет хана своей рукой убить её, но Хан отдает её в руки евнухов.

Действие четвёртое — Бахчисарайский дворец

Гирей сидел, потупив взор,
Янтарь в устах его дымился,
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.

Ничто не развлекает Хана: ни возвращение татар с богатой добычей, ни десяток новых невольниц. Лишь на мгновение оживляется он, когда Зарему сбрасывают со скалы. Любимый военачальник Hyp-Али затевает дикую воинственную татарскую пляску. Прервав её, хан велит итальянскому зодчему ввести в действие «Фонтан слёз», сооружённый «в память горестной Марии». Глядя на него, он вспоминает пленительный образ Марии.

И снова одинокий и безутешный Гирей у «Фонтана слёз».

Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами.

Мастера русского балета (Лебединое озеро. Бахчисарайский фонтан. Пламя Парижа) (1953)

Фильм «Мастера русского балета»
Год выпуска: 1953
Исполнители:
Галина Уланова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая, Муза Готлиб, Ядвига Сангович, Константин Сергеев, Юрий Жданов, Пётр Гусев, Игорь Бельский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Баканов.

1. Лебединое озеро / Swan Lake
2. Бахчисарайский фонтан / The Bakhchsarai Fountain
3. Пламя Парижа / The Flame Of Paris

Борис Асафьев. «Бахчисарайский фонтан!. Мариинский театр (2017)

Балет в четырёх актах.
Сценарист (по поэме А. Пушкина) Н. Волков,
балетмейстер Р. Захаров,
художник В. Ходасевич,
дирижёр Е. Мравинский.

Премьера состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета.

Действующие лица:
Князь Адам – Андрей Яковлев
Мария – Анастасия Матвиенко
Вацлав – Ксандер Париш
Гирей – Роман Беляков
Зарема – Виктория Терёшкина
Нурали – Григорий Попов

Оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Борис Грузин
27-28 мая 2017, Санкт-Петербург

Балет «Бахчисарайский фонтан». МОГТ «Русский балет» (2019)

еатр «Русский балет» представляет балет «Бахчисарайский фонтан» в авторской редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.

Постановка осуществлена по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина на музыку композитора Бориса Асафьева и посвящена 220-летию со дня рождения великого русского поэта в рамках программы «Год театра», который в 2019 году отмечался в России.

В спектакле задействована практически вся труппа театра, а главные партии исполняют:
заслуженная артистка Московской области Юлия Звягина /Мария/,
заслуженный артист РФ Дмитрий Котермин /Мстислав/,
заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин /хан Гирей/,
лауреат международных конкурсов Арутюн Аракелян /Нур-Али/.

Костюмы созданы по эскизам художника Екатерины Яковлевой, парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра.

Оформление спектакля решено с использованием мультимедийной инсталляции, созданной художником компьютерного дизайна Палом Суворовым.

Краткое содержание балета «Бахчисарайский фонтан»

История любви крымского хана Гирея к пленённой польской княжне Марии разворачивается в двух действиях.

Знатный польский князь празднует в своём поместье день рождения любимой дочери Марии, помолвленной с князем Мстиславом. Жизнь Марии наполнена красотой и любовью. Но счастью не суждено случиться. Татарская орда врывается в поместье. Пылает замок, гибнут хозяева и многочисленные гости, прибывшие на помолвку княжны Марии. Мстислав и Мария пытаются спастись бегством, но путь преграждает сам хан Гирей. Копьями татар убит Мстислав. Поражённый красотой Марии, Гирей склоняется перед ней. Его сердце покорено. Он увозит пленённую Марию в Бахчисарай в свой гарем.

Развязка трагична – убита кинжалом Мария, покончила с собой потерявшая любовь хана Зарема, раздавлен душевной мукой Гирей. В память о своей возлюбленной он возводит «Фонтан слёз» – символ плачущего мужского сердца.

Источник

Читайте также:  Зимний путь шарманщик ноты
Оцените статью