Н.Бакланова — Этюды для скрипки
Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Средние и старшие классы
Н.Бакланова
Этюды средней трудности
для скрипки и фортепиано
«Советский композитор», 1988г.
номер с8114к
В работе Н. Баклановой «Этюды средней трудности» привлекает сочетание художественных качеств с методической направленностью. Этюды написаны в сопровождении фортепиано, что способствует устойчивости интонации и ритма, дает ясное представление р гармонических тяготениях. В зависимости от степени подвинутости учащихся, их индивидуальных данных и методических задач, поставленных педагогом, этюды могут быть использованы в музыкальных школах и на младших курсах музыкальных училищ. Включение сборника в учебную практику наряду с традиционными сборниками этюдов может внести полезное разнообразие в учебный процесс.
Все этюды имеют определенную методическую задачу:
1. Первый этюд, имеющий характер живой и занятной пьески, исполняется на одной струне соль — пример, редко встречающийся в инструктивной литературе. Позиционные переходы, охватывающие семь позиций, не сложны и не являются помехой в освоении художестренной стороны исполнения.
2. Цель этюда — развитие ловких и интонационно точных переходов путем подмены разными пальцами повторяющихся звуков.
3. «Вечное движение» в 3-й позиции представляет интерес и как материал для унисона. Несложность интонирования и отсутствие позиционных переходов позволяет достигнуть очень быстрого темпа.
4. Способствует развитию певучести штриха detache и, в частности, ставит задачу интонационно точного исполнения интервала секунды, расположенной на соседних струнах.
5. Этюд написан в 4-й позиции, которая у большинства учащихся оказывается менее освоенной, чем 3-я и 5-я позиции.
6. Упражнение в плавности соединения позиций на одной струне. Этюд может транспонироваться в тональности си мажор, до мажор и т. д. при сохранении единой аппликатуры. Полезно играть его и на других струнах.
7. Трезвучия в широком позиционном расположении и в разных гармонических последовательностях сочетаются с быстрыми гаммообразными фигурами в несколько усложненной форме.
8. Техническая задача отчетливости в движениях пальцев левой руки представлена в форме живой, виртуозной миниатюры.
9. Этюд на координацию движений левой и правой руки в ломаных октавах.
10. Разнообразное применение штриха spiccato в сочетании с двойными нотами. Характер этюда приближается к пьесе типа «охота».
11. Упражнение в сложном штрихе, часто встречающимся в скрипичной литературе.
12. 13. Сборник заканчивается этюдами, требующими технической свободы исполнения и владения штрихами staccato и spiccato.
Б. Беленький, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Скачать ноты
Источник
Ноты для скрипки
Ноты для скрипки
В данном разделе можно найти ноты для скрипки, одного из самых распространенных музыкальных инструментов. Основные особенности записи нот и исполнения произведений на скрипке следующие:
Партию скрипки записывают в скрипичном ключе, основной диапазон исполнения — от соль малой октавы и до до четвертой октавы. Взятие более высоких звуков на скрипке возможно, но применяется в сольных виртуозных произведениях, а не в оркестровых партиях.
Ноты для струнных смычковых музыкальных инструментов, в том числе и для скрипки, учитывают способы держания смычка для извлечения звука — штрихи. Терминология и основные штрихи сформировались в XIX столетии. Стоит отметить, что впервые штрихи начали использоваться во времена барокко, в венской классической школе, в дальнейшем распространились по всей Европе.
Источник