- Милий Балакирев — Список произведений
- Список произведений
- Оркестровые произведения
- Романсы и песни
- Фортепианные произведения
- Обработки, имеющие значение самостоятельных произведений
- Для фортепиано в 4 руки Сборник 30 русских песен
- Для двух фортепиано в 4 руки
- Для виолончели с аккомпанементом фортепиано
- Хоровые произведения
- Фортепианное творчество Балакирева
- Рояль – верный соратник
- Обзор фортепианного наследия
- Характерные черты творчества
- «Исламей»
- Менее известные произведения
- Балакирев М.А. (романсы)
- Балакирев произведения для фортепиано
- Музыкальное наследие:
Милий Балакирев — Список произведений
Биография русского композитора Милия Балакирева
Книги.
Список произведений
Оркестровые произведения
1. „Король Лир» (Музыка к трагедии Шекспира).
2. Увертюра на теми трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша.
4. „В Чехии» (симфоническая поэма на три чешские народные песни).
5. „1000 лет» («Русь»). Симфоническая поэма.
6. „Тамара». Симфоническая поэма.
7. Первая симфония C-dur.
8. Вторая симфония d-moll
9. Сюита, составленная из 4 пьес Шопена
Романсы и песни
Ты пленительной неги полна (А. Головинский).
Звено (В. Туманскпй).
Испанская песня (М, Михаилов).
Песня разбойника (А. Кольцов).
Обойми, поцелуй (А. Кольцов),
Баркаролла (А. Арсепьев из Гейне).
Колыбельная песня (А. Арсепьев).
Взошел па небо месяц ясный (М. Япенич).
Когда беззаботно, дитя, ты резвишься (К. Вильде)
Рыцарь (К. Вильде).
Так и рвется душа (А. Кольцов).
Приди ко мне (А. Кольцо»),
Песня Селима (М. Лермонтов).
Введи меня, о, ночь (А. Майков).
Еврейская мелодия (М. Лермонтов из Байрона)
Исступление (А. Кольцов).
Отчего (М. Лермонтов).
Песня золотой рыбки (М. Лермонтов),
Песня старика (А. Кольцов).
Слышу ли голос твой (М. Лермонтов),
Грузинская песня (А. Пушкина).
Сон (М. Михайлов—из Гейне).
Над озером (А. Голенищев-Кутузов).
Пустыня (А, Жемчужников).
Не пенится море (А. Толстой).
Когда волнуется желтеющая нива (М, Лермонтов).
Я любила его (А. Кольцов),
Сосна (М. Лермонтов—из Гейне)
Nachtstiick (А. Хомяков).
Как наладили (Л. Мей).
Среди цветов поры осенней (И. Аксаков).
Догорает румяный закат (В. Кульчинский)
Запевка (Мей)
Сон (Лермонтов).
(Беззвездная полночь дышала прохладой (А. Хомяков).
7-е ноября (А. Хомяков),
Я пришёл к тебе с приветом (А Шеншин — Фет).
Взгляни, мой друг (В. Красов).
Шепот, робкое дыханье (А Шеншин —Фет).
Песня (М. Лермонтов).
Из-под таинственной холодной полумаски (М. Лермонтов).
Спи (А, Хомяков).
Заря (А. Хомяков).
Утес (М. Лермонтов).
Сборник русских народных песен (40) для одного голоса с фортепиано.
Фортепианные произведения
„Исламей».
Соната b-moll
Колыбельная песня.
Каприччио.
Песня рыбака.
Думка.
Фантастическая пьеса. Прялка.
Песнь гондольера. Юмореска.
Экспромт на темы двух прелюдий Шопена.
Семь мазурок.
Испанская мелодия.
Три ноктюрна.
Novellette
Грезы.
Три скерцо.
Испанская серенада.
Тарантелла.
Токката.
Полька.
В саду (Идиллия),
Меланхолический вальс.
Бравурный вальс.
Вальс-экспромт.
Семь вальсов.
Эскизы,
Tyrolienne.
Концерт Es-dur для форт. с оркестром.
Обработки, имеющие значение самостоятельных произведений
Фантазия на темы оперы „Иван Сусанин»
Транскрипция на „Жаворонка» Глинки.
на „Аррагонскую хоту» Глинки.
на „Ночь в Мадриде» Глинки.
Вступление к „Бегству в Египет» Берлиоза.
Неаполитанская песня Ф, Листа.
„Не говори», романс Глинки.
Berceuse В. Одоевского.
Каватина из квартета Бетховена, ор. 130. Романс из концерта Шопена, ор. 11.
Увертюра к опере Ундина А. Львова (переложение и 4 руки).
Два вальса-каприз (переложение вальсов А. С. Танеева).
Для фортепиано в 4 руки Сборник 30 русских песен
Сюита: а) Полонез, б) Песенка без слов, в) Скерцо.
Для двух фортепиано в 4 руки
Бетховен. Квартет ор. 95, f moll.
Для виолончели с аккомпанементом фортепиано
Хоровые произведения
Колыбельная песня (для женских или детских голосов с сопровождением малого оркестра или рояля),
Две былины для смешанного 4-х гол. хора:
а) Никита Романович.
б) Королевич из Кракова.
Кантата на открытие памятника Глинке.
Мазурка Шопена (переложение для смеш. хора a capella, слова Л. Хомякова)
Источник
Фортепианное творчество Балакирева
Балакирев – один из представителей «Могучей кучки», музыкального сообщества, которое объединило наиболее талантливых и прогрессивных людей своего времени. Вклад Балакирева и его соратников в развитие русской музыки неоспорим, многие традиции и приемы композиции и исполнения продолжили свое совершенствование в творчестве композиторской плеяды конца 19 века.
Рояль – верный соратник
Милий Алексеевич Балакирев – русский композитор и пианист
Милий Балакирев во многом стал продолжателем традиций Листа в фортепианном творчестве. Современники отмечали его необычайную манеру игры на рояле и безупречный пианизм, включавший виртуозную технику и глубокое проникновение в смысл сыгранного и стилистику. Несмотря на то, что многие его поздние фортепианные произведения затерялись в пыли веков, именно этот инструмент позволил ему заявить о себе в самом начале творческого пути.
Для композитора и исполнителя на раннем этапе очень важно получить возможность показать свой талант, найти своего слушателя. В случае с Балакиревым первым шагом стало исполнение фортепианного концерта фа-диез минор на университетской сцене в Петербурге. Этот опыт позволил ему посещать творческие вечера и открыл путь в светское общество.
Обзор фортепианного наследия
Фортепианное творчество Балакирева можно разделить на две сферы – это пьесы виртуозно-концертного плана и салонные миниатюры. Виртуозные пьесы Балакирева – это, прежде всего, обработки тем из произведений русских и зарубежных композиторов, или же разработка народных тем. Его перу принадлежат обработки «Арагонской хоты» Глинки, его же «Марша Черномора», Каватины из бетховенского квартета, широко известной «Песни жаворонка» Глинки. Эти пьесы получили призвание публики, они использовали богатство фортепианной палитры в полную силу, были насыщены сложными техническими приемами, которые добавляли исполнению яркость и ощущение азарта.
Знаменитый “Жаворонок” Глинки-Балакирева…
Концертные обработки для фортепиано в 4 руки также представляют исследовательский интерес, это «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки, 30 русских народных песен, Сюита в 3 частях, пьеса «На Волге».
Характерные черты творчества
Пожалуй, основополагающей чертой творчества Балакирева можно считать интерес к народным темам, национальным мотивам. Композитор не только основательно ознакомился с русскими песнями и танцами, вплетая затем их мотивы в свое творчество, он привозил из путешествий и темы других народов. Особенно полюбилась ему мелодика черкесского, татарского, грузинского народа, восточный колорит. Не обошла стороной эта тенденция и фортепианное творчество Балакирева.
«Исламей»
Наиболее известное и исполняемое до сих пор произведение Балакирева для фортепиано – фантазия «Исламей». Она написана в 1869 году, исполнена тогда же, автором. Эта пьеса имела успех не только на родине, но и за рубежом. Ее высоко ценил Ференц Лист, исполняя в концертах и знакомя с ней своих многочисленных учеников.
“Исламей” – восточная фантазия для фортепиано…
«Исламей» – это яркая виртуозная пьеса, в основе которой лежат две контрастные темы. Начинается произведение с одноголосной строки, с темы кабардинской пляски. Ее энергичная ритмика придает упругость и ощущение непрерывного развития музыкального материала. Постепенно фактура усложняется, обогащаясь двойными нотами, аккордами, приемами мартеллято.
Достигнув кульминации, после поэтичного модуляционного перехода, композитор дает спокойную восточную тему, услышанную им у представителя татарского народа. Мелодия вьется, обогащаясь орнаментом и чередуя гармонии.
Постепенно достигнув вершины, лирическое чувство обрывает нагнетающее движение первоначальной темы. Музыка движется по нарастанию динамики и сложности фактуры, достигая в конце пьесы своего апофеоза.
Менее известные произведения
Среди фортепианного наследия композитора стоит отметить его фортепианную сонату си-бемоль минор, написанную в 1905 году. Она состоит из 4 частей, из характерных для Балакирева черт здесь стоит отметить ритмы мазурки во 2 части, наличие виртуозных каденций, а также плясовой характер финала.
Менее яркую часть его фортепианного наследия составляют отдельные салонные пьесы позднего периода, среди которых вальсы, мазурки, польки, лирические пьесы («Думка», «Песня гондольера», «В саду»). Они не сказали нового слова в искусстве, лишь повторив излюбленные композиторские приемы автора – вариационную разработку, мелодичность тем, уже не раз использовавшиеся гармонические обороты.
Фортепианное творчество Балакирева заслуживает пристального внимания музыковедов, так как несет на себе отпечаток эпохи. Исполнители же могут открыть для себя страницы виртуозной музыки, которые помогут овладеть искусством техники за роялем.
Источник
Балакирев М.А. (романсы)
Балакирев М.А. (романсы)
Двадцать романсов 1867—1866 гг.
1. Песня разбойника (А. Кольцов)…………7
2. Обойми, поцалуй (А. Кольцов)…………8
3. Баркарола (А. Арсеньев—из Гейне) …. 10
4. Колыбельная песня (А. Арсеньев)……….14
4а. Колыбельная песня (первоначальная редакция)……………………………………17
5. Взошел на небо (М. Яцевич)……..20
6. Когда беззаботно (К. Вильде)…………..24
7. Рыцарь (К. Вильде) . . ……….28
8. Мне ли молодцу (А. Кольцов)…….32
9. Так и рвется душа (А. Кольцов)…..35
9 а. Так и рвется душа (первоначальная ред.) 37
10. Приди ко мне (А. Кольцов)…………….39
Песня Селима (М. Лермонтов)…………..44
12. Введи меня, о ночь (А. Майков)……48
13. Еврейская мелодия (М. Лермонтов) …. 51
13а. Еврейская мелодия (первоначальная ред.) 56
14. Исступление (А. Кольцов)………………61
15. Отчего (М. Лермонтов)………………….64
16. Песня золотой рыбки (М. Лермонтов) … 66
17. Песня старика (А. Кольцов)…………….71
18. Слышу ли голос твой (М. Лермонтов)… 74
19. Грузинская песня (А. Пушкин)……76
19а. Грузинская песня (первоначальная ред.) . 81
20. Сон (М. Михайлов—из Гейне)…….86
Десять романсов 1896—1896 гг.
1. (21) Над озером (А. Голеннщев-Кутуэов) . 93
2. (22) Пустыня (А. Жемчужников)…..99
3. (23) Не пенится море (А. К. Толстой)… 103
4. (24) Когда волнуется желтеющая нива
(М. Лермонтов)………..108
5. (25) Я любила его (А. Кольцов)……114
6. (26) Сосна (М. Лермонтов)………120
7. (27) Ноктюрн (А. Хомяков)……..122
8. (28) Как наладили (Л. Мей)……..128
9. (29) Среди цветов (И. Аксаков)……132
10. (30) Догорает румяный закат (В. Куль-
чннский)…………….134
Романсы 1903—1904 гг.
1. (31) Запевка (Л. Мей)………..141
2. (32) Сон (М. Лермонтов)……….144
3. (33) Я пришел к тебе с приветом (А. Фет) 149
4. (34) Ввгляни, мой друг (В. Красов) …. 153
5. (35) Шопот, робкое дыханье (А. Фет) … 158
6. (36) Песня (М. Лермонтов)………161
7. (37) Из-под таинственной, холодной полу-
маски (М. Лермонтов)………164
8. (38) Спи (А. Хомяков)………..167
Три „забытых» романса 1855 г.
1. * (39) Ты пленительной неги полна (А. Го-
ловинский) ……………179
2. (40) Звено (В. Туманский)………181
3. (41) Испанская песня (М. Михайлов) . . . 185
Два посмертных романса (1909 г.)
1. (42) Заря (А. Хомяков)………..191
2. (43) Утес (М.Лермонтов)……… . . 194
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Источник
Балакирев произведения для фортепиано
«Он знал и понимал в музыке столько,
сколько не знали и не понимали, кажется,
все значительнейшие русские музыканты того времени,
В.В. Стасов о М.А. Балакиреве
М.А. Балакирев известен, как глава и идейный вдохновитель кружка «Могучая кучка», а также как основатель Бесплатной музыкальной школы, которая была призвана удовлетворить потребность широких демократических слоев городского населения в приобщении к высшим музыкальным достижениям современности. Он чутко уловил, что настала пора развивать свою национальную, глубоко народную музыку, а самобытное дарование композитора позволило ему проложить новые пути в музыке.
Вся творческая деятельность Балакирева была посвящена пропаганде музыкального искусства.
Балакирев родился 21 декабря (2 января) 1837 г. в Нижнем Новгороде, в семье чиновника соляного правления Алексея Константиновича Балакирева и его жены Елизаветы Ивановны (урожденной Ящеровой) .
Музыкальное образование Балакирева проходило стихийно. Огромное значение для формирования художественных вкусов будущего композитора имело его знакомство с народной песней, которая звучала у волжских пристаней и на улицах родного Нижнего Новгорода.
Первые уроки игры на фортепьяно ему дала мать. А, когда Милию исполнилось десять, она же привезла его в Москву, где он последовательно учился у известного пианиста А.Н. Дюбюка и Карла Эйзериха.
Осенью 1853 г. Балакирев стал вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета, однако уже через два года он оставил учебу и переехал в Петербург. Там в 1855 г. произошла его знаменательная встреча с М.И. Глинкой.
Тогда же Балакирев успешно дебютировал в столице как композитор и пианист. В 60-х гг. он организовал музыкальный кружок, известный под названием «Могучая кучка» или «балакиревский кружок».
А в 1862 г. вместе с дирижером
Г.Я. Ломакиным основал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу и стал ее руководителем (1868–1873 гг., 1881–1908 гг.).
В 1883-1894 гг. Балакирев был главным дирижером Русского Музыкального общества и директором Придворной певческой капеллы.
Считая себя преемником музыкальных традиций М.И. Глинки, М. Балакирев активно занимался пропагандой его творчества и стал инициатором установки памятника композитору в Петербурге.
Умер Балакирев 16 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге.
Музыкальное наследие:
Произведения для хора с оркестром: кантата памяти Глинки
Произведения для оркестра: 2 симфонии, увертюра на тему испанского марша, Увертюра на темы трёх русских песен, симфоническая поэма «Тамара», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»
Произведения для фортепиано с оркестром: Большая фантазия на русские национальные напевы ,
Произведения для фортепиано в 2 руки: фантазия Исламей, 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов ,
Сочинения на темы других композиторов: воспоминание об опере «Жизнь за царя» М. Глинки. Фантазия, Испанская серенада на темы, записанные Глинкой
Транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки: Глинка ( Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори ), П. Запольский ( Грёзы ), А. С. Танеев ( 2 вальса-каприса )
Для голоса с фортепиано: 20 романсов (1857-1865 гг.), 10 романсов (1895-1896 гг.), романсы (1903-1904 гг.), 3 забытых романса («Ты пленительной неги полна», «Звено», «Испанская песня»), Два посмертных романса («Заря», «Утёс»)
Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский («Увертюра на темы трёх русских песен», симфоническая поэма «Русь» ), так и других народов ( «Испанская увертюра», симфоническая поэма «В Чехии» ). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симфоническая поэма «Тамара», фантазия для фортепьяно «Исламей»), традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику XIX в. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки.
Этапы творческого пути:
21 декабря (2 января) 1837 г.
Родился в Нижнем Новгороде
Состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета
Д ебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр
П од руководством Балакирева складывается «Могучая кучка»
Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу
Б ыл главным дирижёром Русского музыкального общества
О публикован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно»
Вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу
С остоял директором Придворной певческой капеллы
По инициативе Балакирева установлен памятник Шопену на его родине, в Желязовой Воле (Польша)
Балакирев добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией
В честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата
Скончался в Санкт-Петербурге
Могила М. А. Балакирева
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Источник