Балалайка настройка струн какие ноты

Настройка балалайки

На этой странице вы узнаете, как настроить балалайку.

Академический строй балалайки

Настройку балалайки нужно начинать с первой струны (самой тонкой). Первая струна на балалайке — Ля, вторая и третья – Ми. Можно настроить балалайку используя обычную шестиструнную гитару. Ля на балалайке настраивается по 5 ладу первой струны гитары. Ми настраивается по 5 ладу второй струны гитары. Когда нет гитары под рукой, вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, если их прижать на пятом ладу, они звучали с первой струной в унисон.

Так же можно настроить балалайку онлайн используя тюнер. Нажмите «Разрешить» после загрузки тюнера.

  • 1 струна (самая тонкая) — A (нота «Ля»)
  • 2 струна — E (нота «Ми»)
  • 3 струна — E (нота «Ми»)

Мажорный строй балалайки

Еще один «народный» способ настройки балалайки. Первая струна настраивается произвольно, например, на ноту Ля. Вторая струна настраивается так, чтобы зажатая на третьем ладу она звучала в унисон открытой первой струне. Третья струна должна быть настроена, чтобы, прижатая на четвертом ладу, звучала как открытая вторая.

Источник

Балалайка. Руководство пользователя


Всё про балалайку

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

Читайте также:  Как настраивать гитару под свой голос

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности — гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов — квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное — соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:

1. Минорный — D F A / A C F
2. Разлад — D E G
3. Обратный — E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 — парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 — парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка — подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм — это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки — это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн.

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов — в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Источник

Как настроить балалайку правильно: практические советы и рекомендации

Кто изобрёл балалайку, до сир пор неизвестно. Первые упоминания о ней приходятся на начало 18 века. Известно только то, что инструмент появился на Руси и является народным.

Балалайка — народный инструмент

Играя на балалайке, пели частушки, рассказывали пословицы и уже тогда знали, как настроить балалайку, делали это на слух. Звукоизвлечение происходит путём бряцания — прохождения указательным пальцем по струнам снизу вверх и обратно. Звук, который издаёт инструмент, негромкий, но очень звонкий и красивый. Уже в середине 19 века известный в те времена музыкант В. Андреев усовершенствовал балалайку для того, чтобы звучание было ещё лучше. Освоить игру на ней несложно, если знать, как правильно настроить балалайку. Сейчас она является оркестровым и ансамблевым инструментом, но может звучать и сольно.

Устройство балалайки

В наше время разновидностей балалайки немало: секунда, контрабас, альт, бас, прима и другие. Но все они устроены одинаково. Нижняя часть инструмента — корпус в форме треугольника. Он состоит из задней части — сегментов, склеенных между собой, и передней части — деки. Материалы разные: бук и ель соответственно. На деке расположено резонаторное окошко для лучшего звучания. От корпуса отходит гриф, на нём размещены лады. Заканчивается гриф головкой, на которой присутствует колковый механизм — здесь крепятся струны. Прежде чем узнать, как настроить балалайку, следует запомнить, что верхний и нижний порожки должны располагаться на равном расстоянии от 12 лада, то есть струна делится в этом случае ровно пополам.

Балалайка имеет три струны. Они могут быть как жильными, так и металлическими. Многие знают, как настроить балалайку под 6 струн гитары. Но такой строй, как и минорный, практически не используется. Самый популярный — это народный или балалаечный строй.

Настройка балалайки

Как настроить балалайку на народный строй или академический так, чтобы звучание было максимально чётким, без посторонних звуков? Конечно, раньше на Руси играли и настраивали инструмент на слух, исходя из личных соображений, до тех пор, пока балалайка не стала участвовать в оркестрах и ансамблях. Здесь уже нужны определённые правила, чтобы инструмент звучал гармонично.

Согласно введённому Андреевым академическому строю, струны балалайки настраиваются так: первая, нижняя струна должна издавать ноту ля, а вторая и третья — ноту ми. Всё в первой октаве. Причём, если тонкую, первую струну оставить свободной, а две другие прижать к пятому ладу, они должны звучать в унисон. Перед тем как настроить балалайку, следует учесть, что потребуется фортепиано или баян.

В народном строе балалайки присутствует трезвучие. Но на открытых струнах играть при таком строе не слишком удобно. Но можно. Для того чтобы именно так настроить балалайку, понадобится тюнер или фортепиано. Первую струну настраивают на ля, затем зажимают её в третьем ладу и путём ослабления или натягивания второй струне присваивают ноту ми, прижимают потом её на четвёртом ладу и настраивают третью струну на ноту до.

Почему балалайка не держит строй

Помимо вопроса о том, как настроить балалайку, часто возникает проблема: инструмент не держит строй. Причин тому может быть несколько:

  • плохо затянутые струны — следует подтянуть;
  • балалайку настраивали путём ослабления струн — рекомендуется перенастройка с использованием натяжения;
  • неисправные колки — нужно заменить на новые;
  • лады на грифе расположены неровно — обратиться к мастеру;
  • сам гриф искривлён — инструмент нуждается в ремонте;
  • дека стала выпуклой или, наоборот, вогнутой — нужна помощь специалиста.

Важно помнить, что балалайка при грамотном настрое, правильном хранении и должной эксплуатации долго будет радовать музыканта и окружающих красивым звучанием.

Источник

Оцените статью