Балалайка с бас гитарой

Содержание
  1. Балалайка-контрабас
  2. Описание инструмента
  3. Размеры и вес
  4. Конструкция балалайки-контрабаса
  5. История создания
  6. Особенности звучания
  7. Строй
  8. Применение балалайки-контрабаса
  9. КОНТРАБАС-БАЛАЛАЙКА или БАЛАЛАЙКО-МУТАНТ !
  10. БАЛАЛАЙКА-КОНТРАБАС!, лучше нет тебя для нас. :)))
  11. Все записи Записи сообщества Поиск Михаил Вильвовский запись закреплена Сергей Молчанов запись закреплена Михаил Тихонов запись закреплена Роман Киселев запись закреплена Елена Гнесина запись закреплена Рустем Габдуллин (составитель и редактор) Сборник пьес для контрабаса и фортепиано (партия соло) Содержание С. Кусевицкий Анданте Г. Мари Ария в старинном стиле Л. В. Бетховен Контраданс Л. В. Бетховен Менуэт А. Хачатурян Андантино Ж. Б. Сенайе Аллегро А. Лядов Прелюдия Э. Григ Элегия Э. Дженкинсон Танец Л. Шитте Этюд Й. Бенда Граве Э. Григ Вальс С. Рахманинов Мелодия С. Рахманинов Прелюдия Ф. Симандл Концертный этюд Шостакович Адажио из балетной сюиты А.Шостакович Гавот А. Рубинштейн Мелодия С. Кусевицкий Вальс-миниатюра А.Скрябин Этюд П. Бони Лярго и аллегро А. Лакшин Адажио Р. Щедрин Кадриль А. Власов Мелодия А. Арутюнян Экспромт https://musician.moscow/product/view/230/983 Михаил Кокорин запись закреплена Сергей Давыдов запись закреплена III Открытый фестиваль контрабасового искусства для детей и юношества имени Лазаря Захаровича Васильева В рамках Международного фестиваля «Мир контрабаса сезон 2019» Номинация «Соло», (контрабас, бас-гитара, Показать полностью. Номинация «Ансамбль», (в составе ансамбля должны входить контрабас, бас-гитара, Сергей Василевский запись закреплена Сергей Давыдов запись закреплена Весна идёт — пора открывать ФЕСТИВАЛЬ!! К участию в Фестивале приглашаются учащиеся классов контрабаса, бас-гитары, бас-балалайки, контрабас-балалайки ЖДЁМ ВАС ДРУЗЬЯ! Показать полностью. 8. Контакты — Положение -Заявки Адрес: г. Москва, ул. Братеевская, д. 21, к. 2; ул. Братеевская, д. 25, к. 2. Метро: Борисово, Алма-Атинская. Сайт: http://10.arts.mos.ru/ Телефоны: 8 (495) 342-55- 97 ГБУДО г. Москвы «ДШИ № 10» координатор детского направления Международного фестиваля «Мир Контрабаса» Давыдов Сергей Михайлович т. 8-916-540-72-60 — Электронная почта для подачи Заявки dshiten@gmail.com Соц. сети, связь с координатором Фестиваля s-davidov@mail.ru, https://www.facebook.com/profile.php?id=1417698251, https://vk.com/id10413474https://www.facebook.com/onv.. Сергей Давыдов запись закреплена К участию в Фестивале приглашаются учащиеся классов контрабаса, бас-гитары, бас-балалайки, контрабас-балалайки Источник
Читайте также:  Звезда по имени солнце бой для укулеле

Балалайка-контрабас

Балалайка – народный инструмент, издавна ассоциируемый исключительно с Россией. История привнесла в него некоторые изменения, сегодня он представлен различными вариациями. Всего вариаций пять, наиболее интересная – балалайка-контрабас.

Описание инструмента

Балалайка-контрабас – щипковый музыкальный инструмент, имеющий три струны. Материал струн – металл, нейлон, пластик. Внешне отличается от обычной балалайки внушительными размерами: достигает длины 1,5-1,7 метров. Гриф располагает семнадцатью ладами (реже – шестнадцатью).

Это не только самый гигантский экземпляр среди прочих разновидностей балалаек, он обладает наиболее мощным звучанием, низким тоном, исполняет роль баса. Незаменим в оркестре, ансамбле русских народных инструментов.

Устойчивость балалайке-контрабасу придает специальный шпиль, расположенный внизу корпуса.

Размеры и вес

Габаритные размеры балалайки-контрабаса примерно таковы:

  • длина: 1600-1700 см;
  • ширина основания: 1060-1250 см;
  • размер рабочей части струны: 1100-1180 см;
  • длина корпуса: 790-820 см.

Размеры концертных инструментов зачастую отличаются от стандарта: профессиональные музыкантов делают их под заказ, чтобы соответствовали росту, телосложению.

Вес балалайки-контрабаса колеблется, составляя 10-30 кг (играют роль материал изготовления, размеры, прочие условия).

Конструкция балалайки-контрабаса

Конструкция инструмента достаточно проста, выделяют следующие составные элементы:

  • корпус, включающий деку (переднюю, прямую часть), заднюю часть (более округлую, состоящую из 5-6 соединенных между собой сегментов);
  • гриф, закрепленный на корпусе;
  • струны (металлические, пластиковые, нейлоновые, другие);
  • подставка (металлический шпиль), позволяющая регулировать высоту струн, создавать дополнительный резонирующий эффект, делать звук более объемным, длинным, тягучим;
  • лады (набитые на корпусе стальные полоски);
  • резонаторное отверстие, расположенное посередине, служащее для извлечения звука.

Важной частью является медиатор – отдельная деталь, отсутствие которой не позволит начать музицирование. Профессиональные исполнители запасаются несколькими вариантами медиаторов, отличающихся размерами, материалом изготовления, углом заточки.

Цель медиатора – извлечение звуков. Пальцы слишком слабы, чтобы овладеть мощными, тяжелыми струнами инструмента. Богатый выбор медиаторов гарантирует возможность извлечения звуков различных оттенков, глубины, продолжительности, силы. Они бывают кожаными, углепластиковыми, полиэтиленовыми, капролактовыми, костяными. Размеры – малый, большой, средний.

История создания

Кто, когда изобрел балалайку, доподлинно неизвестно. Инструмент называют русским народным, корни создания затерялись в далеком прошлом. Первоначально инструмент распространился по деревням, селам. Им интересовались исключительно люди, изучающие историю, тяготеющие к корням, пытающиеся сблизиться с народом.

Следующая волна интереса к народной любимице прокатилась в XIX веке. Дворянин В.В. Андреев, питавший страсть к балалайкам, владеющий виртуозной игрой, решил усовершенствовать любимый инструмент, сделать таким, чтобы он перестал быть объектом музыкантов-любителей, стал профессиональным, занял достойное положение в оркестре. Андреев экспериментировал с размерами, материалом изготовления. Изменение обоих параметров меняло звук, издаваемый балалайками нового поколения.

Впоследствии Андреев создал ансамбль музыкантов, играющих на балалайках всех мастей. Выступления группы балалаечников пользовались огромным успехом, концерты проходили даже за границей, вызывая неподдельный восторг иностранцев.

Дело Андреева продолжил придворный мастер-конструктор Франц Пасербский. Мужчина вплотную занялся конструированием целого семейства балалаек, совершенствовал диапазон, особенности звучания, особенности конструкции. Умелец укоротил гриф, изменил размеры резонансного отверстия, особым образом расположил лады. Вскоре пять моделей, известных сегодня (прима, секунда, альт, бас, контрабас) стали основой оркестра народных оркестров. Пасербский запатентовал линейку балалаек, занялся промышленным изготовлением народного инструмента.

Сейчас балалайка-контрабас – неизменный участник оркестра народных музыкальных инструментов, способный отобразить массу звуков благодаря широким возможностям диапазона.

Особенности звучания

Инструмент обладает приличным диапазоном звуков. В распоряжении балалайки-контрабаса – две октавы, три полутона. Благодаря размерам, гигант обладает мощной динамикой, максимально низким тоном среди остальных балалаечных разновидностей.

Звук извлекается большим кожаным медиатором, благодаря чему становится более глубоким, мягким, проникновенным, похожим на звучание бас-гитары, контрабаса, щипки. Порой звуки, издаваемые балалайкой-контрабасом, сравнивают со звуками, издаваемыми органом.

Строй

Строй балалайки-контрабаса схож со строем домры. Последовательность тонов такая:

  • первая струна, наиболее высокого тона – нота Ре большой октавы;
  • вторая струна – нота Ля контроктавы;
  • третья струна – нота Ми контроктавы.

Квартовый строй создается звучанием открытых струн. Ноты для балалайки-контрабаса пишутся октавой выше реального звучания.

Применение балалайки-контрабаса

Инструмент сложно использовать, игра на балалайке-контрабасе дается не каждому – причина тому вес, мощные, толстые струны, которые даже массивному медиатору нелегко извлечь. Музыканту потребуются, помимо знания музыки, недюжинные физические возможности. Действовать приходится двумя руками: одной сильно прижимают струны к грифу, второй ударяют по ним, используя медиатор.

Чаще балалайка внушительных размеров звучит в составе народных ансамблей, оркестров. Это позволяет музыканту периодически отдыхать, набираться сил. Последние годы интерес к русским народным инструментам заметно увеличился, и гигантская конструкция встречается в дуэтах, появились виртуозы, готовые работать сольно.

Музыканты, специализирующиеся на балалайке-контрабасе, играют, принимая стоячее или сидячее положение. Ввиду серьезных размеров инструмента, гораздо удобнее извлекать звук, стоя рядом. Солирующий музыкант всегда играет, стоя. Член оркестра, владеющий балалайкой-контрабасом, занимает сидячее положение.

Увлечение народными инструментами никогда не закончится. Люди постоянно возвращаются к истокам, стремятся познать народные традиции обычаи, культуру. Балалайка-контрабас – интересный, сложный предмет, достойный изучения, восхищения, гордости.

Источник

КОНТРАБАС-БАЛАЛАЙКА или БАЛАЛАЙКО-МУТАНТ !

Захотел я поделиться с Пикабушниками и рассказать что-нибудь интересное из периода моего обучения в N-ском музыкальном училище (сейчас это уже музыкальный колледж, что считается весомее по статусу). И чтобы начать с самого начала, мой первый рассказ на эту плодотворную тему будет об одной хреновине, поразившей моё воображение с первого курса.

В общем, был я в ту пору первокурсником отдела народных инструментов и специализировался по гитаре. А все «народники» обязаны играть в студенческом оркестре народных инструментов (об этом интересном и местами даже полезном явлении я расскажу как-нибудь в другой раз). Там играют те студенты, кто учится со второго по четвёртый курс, ну а для первокурсников существует свой небольшой ансамбль, где они только учатся сыгранности и умению лабать на какой-нибудь палке со струнами. К примеру, по специальности ты аккордеонист(ка), а тут тебе всучат домру-альт (аккомпанирующий такой инструмент) и уж как будешь сей инструмент осваивать – твои проблемы. Потому как тебя готовят во взрослую жизнь, то есть в училищный оркестр народных инструментов, а там все места аккордеонистов уже заняты-перезаняты . Вот домристы нужны. Так что, изволь — твой курс молодого бойца типа. Но ладно, я что-то начал отвлекаться.

Короче, я был гитаристом, и в ансамбле первокурсников Руководитель ансамбля (муз.училищный преподаватель) – а он и большим нашим оркестром руководил – видимо, решил оказать мне великую честь и предпринял попытку поставить меня за один из самых ответственных инструментов – КОНТРАБАС-БАЛАЛАЙКУ ! Не, ну я, разумеется, и раньше видел по телевизору эту дикую хрень, но вот соприкасаться с ней лично не приходилось. Теперь же я некоторое время пребывал в натуральном ступоре. Вы только представьте: гриф толщиной в предплечье человека, потому что стабилизирующего стержня – анкера – там нет. Могучие колки, которые лучше проворачивать плоскогубцами во избежание травм пальцев. Огромный треугольный деревянный корпус, которым можно топить костёр в течении одной-двух холодных ночей. Три неимоверно жёсткие басовые струны, явно однотипные с рояльными контрабасового диапазона, да ещё покрытые толстой смесью пыли и пота рук многих поколений народников. И, наконец, большой и острый металлический штырь, одним концом крепящийся к этой «балалаечке», а другим упирающимся в пол и создающий устойчивость.

Я поставил перед собой партитуру, не без труда примостился за этой гигантской фиговиной-балалайкой и спросил Руководителя:

«А… чем .. как на ней играть? Пальцами чтоль?»

«Не, ты чё, медиатором», — ответил мне Руководитель.

Я достал из кармана свой медиатор, которым играл на гитаре. Руководитель увидел его и засмеялся.

«Смотри, какой нужен», — и показал мне неправильной овальной формы, с ладонь размером пластину, вырезанную из подошвы тапка. Я недоумённо взял её в правую руку, повертел и попытался извлечь звук. Фу, ну и ужас – это вам не аккуратным медиатором на гитаре или бас-гитаре играть. Тут надо хреначить или даже долбашить по струнам. Кстати, о струнах. Они были так жёстки, что Руководитель нисколько не шутя, порекомендовал мне зажимать ноту на ладу не одним пальцем (как это всегда практикуется на струнных инструментах), а двумя! Пипец. А ведь по-другому действительно почти никак. Вот этого маразма я уже не стерпел. Я был гитаристом и портить себе пальцы, их постановку, да и просто лабать на идиотическом трёхструнном дерьме я ни за что не стал бы и никому бы не позволил меня заставлять. Кое-как отыграв на этой БАЛАЛАЙКЕ-МУТАНТЕ положенные полтора часа ансамблевого занятия, я категорически отказался быть КОНТРАБАС-БАЛАЛАЕШНИКОМ. Руководителю ничего не оставалось сделать, как перевести меня на маленькую балалайку-альт, удобно располагающуюся на коленях и с которой ещё можно было мириться.

Вы спросите, а нафига в ансамблях русских народных инструментов такие ЧУДИЩА, как КОНТРАБАС-БАЛАЛАЙКА? Их для подзвучки оркестра народников требуется не менее двух-трёх, играющих абсолютно одинаковые партии «Пум-пум, пурум-пум» . И не проще ли не заниматься мозгоблудием и для решения проблемы подключить всего одну бас-гитару в усилок? А? … Хе-хе ))) Я по своей тогдашней наивности и правдоискательству и задал такой вопрос Руководителю. Он сделал серьёзное лицо, ещё более серьёзные глаза и словно маленькому глупому ребёнку сказал мне: «Это надо для аутентичности и соответствия оркестру русских народных инструментов! Бас-гитара там НЕ БУДЕТ СМОТРЕТЬСЯ!» Вот так. Сиди с альт-балалайкой, помалкивай и не бухти, дружок.

А всё дело в том, что в конце 19-го начале 20-го веков один энтузиаст по фамилии Андреев типа как воссоздал считавшиеся почти утраченными в народной памяти балалайку и домру. И с целью окультуривания и сшибания бабла с публики, замутил целый ансамбль таких инструментов с соответственным репертуаром. Поскольку были нужны не только солирующие партии, но ещё и аккомпанирующие (ритм) и басовые, то эти изначально маленькие и аккуратные инструментики получили впридачу своих более больших «братьев и сестёр». КОТОРЫХ У РУССКОГО НАРОДА НЕТ И НЕ БЫЛО НИКОГДА! Все эти альт-, бас-, контрабас – домры и балалайки просто-напросто НОВОДЕЛЫ музыкальных мастеров 19-20 веков! И, конечно же, изначально плод деятельности товарища Андреева. Впрочем, его можно понять – тогда не было усилителей, бас-гитар, вот ему для подзвучки и были нужны инструменты с большими корпусами. Примерно как аналоги альтов, виолончелей и контрабасов в классических струнных/симфонических оркестрах. Однако то время для КОНТРАБАС-БАЛАЛАЕК ведь давно прошло! И я бы на месте министерства культуры РФ повелел бы изъять из складов музыкальных учебных заведений нашей страны все эти идиотические артефакты со струнами и большую часть уничтожить. Оставив лишь несколько экземпляров по музеям. И всем было бы хорошо. И в плане удобства игры, и в плане транспортировки по концертам. А от того, что одетый в стилизованную русскую рубаху басист будет играть на бас-гитаре ничего криминального для имиджа оркестров русских народных инструментов не будет. Пора уже завязывать с косностью и узостью таких мышлений в 21-веке.

Вот такая вот история )))

Выпускник Nского муз.училища 2006-го года по классу гитары

Источник

БАЛАЛАЙКА-КОНТРАБАС!, лучше нет тебя для нас. :)))

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Михаил Вильвовский запись закреплена
Сергей Молчанов запись закреплена

Михаил Тихонов запись закреплена

Роман Киселев запись закреплена
Елена Гнесина запись закреплена

Рустем Габдуллин (составитель и редактор)
Сборник пьес для контрабаса и фортепиано (партия соло)

Содержание
С. Кусевицкий Анданте
Г. Мари Ария в старинном стиле
Л. В. Бетховен Контраданс
Л. В. Бетховен Менуэт
А. Хачатурян Андантино
Ж. Б. Сенайе Аллегро
А. Лядов Прелюдия
Э. Григ Элегия
Э. Дженкинсон Танец
Л. Шитте Этюд
Й. Бенда Граве
Э. Григ Вальс
С. Рахманинов Мелодия
С. Рахманинов Прелюдия
Ф. Симандл Концертный этюд
Шостакович Адажио из балетной сюиты
А.Шостакович Гавот
А. Рубинштейн Мелодия
С. Кусевицкий Вальс-миниатюра
А.Скрябин Этюд
П. Бони Лярго и аллегро
А. Лакшин Адажио
Р. Щедрин Кадриль
А. Власов Мелодия
А. Арутюнян Экспромт
https://musician.moscow/product/view/230/983

Михаил Кокорин запись закреплена
Сергей Давыдов запись закреплена

III Открытый фестиваль контрабасового искусства для детей и юношества имени Лазаря Захаровича Васильева
В рамках Международного фестиваля «Мир контрабаса сезон 2019»

Номинация «Соло», (контрабас, бас-гитара,
Показать полностью.

Номинация «Ансамбль», (в составе ансамбля должны входить контрабас, бас-гитара,

Сергей Василевский запись закреплена
Сергей Давыдов запись закреплена

Весна идёт — пора открывать ФЕСТИВАЛЬ!!
К участию в Фестивале приглашаются учащиеся классов контрабаса,

бас-гитары, бас-балалайки, контрабас-балалайки
ЖДЁМ ВАС ДРУЗЬЯ!
Показать полностью.

8. Контакты — Положение -Заявки
Адрес: г. Москва, ул. Братеевская, д. 21, к. 2; ул. Братеевская, д. 25, к. 2.
Метро: Борисово, Алма-Атинская.
Сайт: http://10.arts.mos.ru/
Телефоны: 8 (495) 342-55- 97 ГБУДО г. Москвы «ДШИ № 10»
координатор детского направления Международного фестиваля «Мир Контрабаса» Давыдов Сергей Михайлович т. 8-916-540-72-60 — Электронная почта для подачи Заявки dshiten@gmail.com
Соц. сети, связь с координатором Фестиваля
s-davidov@mail.ru, https://www.facebook.com/profile.php?id=1417698251,
https://vk.com/id10413474https://www.facebook.com/onv..

Сергей Давыдов запись закреплена

К участию в Фестивале приглашаются учащиеся классов контрабаса,

бас-гитары, бас-балалайки, контрабас-балалайки

Источник

Оцените статью