Для концертмейстеров балета
В данном разделе представлены ноты для концертмейстеров балета. Эта область искусства является достаточно специфической для музыкантов, так как будучи даже профессиональным пианистом Вам потребуются специальные навыки и знания для того, чтобы правильно подобрать соответствующий нотный материал для урока танца.
В первую очередь необходимо иметь представление о том, что происходит на уроке хореографии: как строится занятие, какие основные движения проходят в классе и в какой последовательности, необходимо также знать балетную терминологию. На эту тему существует достаточное количество литературы и я бы рекомендовала, перед тем как приступать к этому не простому делу (аккомпанированию), ознакомиться с ней.
С темпами и размером пианисту скорее всего придётся определяться на уроке, так как это зависит от уровня подготовленности класса. Могу отметить, что хореографы предпочитают квадратное построение музыкальной фразы (на 8, 16, 32 или 64 такта), но это не является обязательным условием.
Если Вы умеете импровизировать, то это значительно облегчит Вашу работу и поможет свободнее и быстрее освоиться на уроке. Если же нет, то следует воспользоваться нотами, которые вы можете бесплатно скачать на этом сайте. Здесь Вы найдёте нотный материал по трём основным направлениям: классический танец, характерный и историко-бытовой.
Источник
Балет ноты для концертмейстера
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ БАЛЕТА:
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Музыка для сопровождения
учебных форм танца
Урок классического танца
Безуглая Г. А.   Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Учебное пособие
Главы 1-3 (4,05 МБ)
Главы 4-5 (1,69 МБ)
Книга представлена на сайте с любезного разрешения автора
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца.    Младшие классы. Сост. И. Климкович (4,47 МБ)
Цорн Фридрих Альберт.   Грамматика танцевального искусства.    Музыкальное приложение (2,22 МБ)
Казакова Елена.     Урок классического танца: музыкальное пособие (4,32 МБ) 
    Авторский сборник Е. Казаковой — концертмейстера и преподавателя Донецкой хореографической школы. Размещается с любезного разрешения автора.
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Автор неизвестен (3,77 МБ)
    Прислано нашим другом Светланой
Урок историко-бытового танца
Polite and social dances. A collection of historic dances, spanish, italian, french, english, german, american. Compiled and editor by M. R. Hofer
Изящные и общественные танцы. Коллекция исторических танцев, испанских, итальянских, французских, немецких, американских. С историческим обзором, описаниями танцев и инструкциями по их исполнению. Ред.-сост. М. Р. Хофер (на англ. яз.).
Предисловие. Исторический обзор (1,23 МБ)
Музыкальное приложение. I часть (3,47 МБ)
Музыкальное приложение. II часть (2,46 МБ)
Carpenter L. O.   Universal dancing master, prompter’s call book and violinist’s guide
Универсальный танцевальный учитель. Содержит описания различных танцев и танцевальных фигур, а также музыкальные примеры в скрипичном изложении. Ред.-сост. Л. О. Карпентер (на англ. яз.).
Предисловие. Описание танцев (2,91 МБ)
Музыкальное приложение (4,98 МБ)
Blasis C. The code of Terpsichore
Блазис К. Код Терпсихоры Нотное приложение
Музыкальное приложение (2,04 МБ)
Ferrero E. The art of dancing
Ферреро Э. Искусство танца Нотное приложение (французская кадриль, лансье, вальс и др. танцы XIX века)
1 часть (3,32 МБ)
2 часть (3,81 МБ)
Sharp C. J. The english country dance
Шарп Сесил Дж. Английский контрданс. Содержит описания танцев и мелодии, отобранные и аранжированные автором (на англ. яз.).
Том I (1,32 МБ)
Урок народно-сценического танца
Ткаченко Т.
Народные танцы (болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие)
Болгарские танцы (3,74 МБ)
Венгерские танцы (3,31 МБ)
Немецкие танцы (2,14 МБ)
Польские танцы (4,04 МБ)
С описаниями танцев, методическими пояснениями и музыкальными примерами
См. также отдельные произведения в алфавитном каталоге.
Урок актерского мастерства
Источник
Балет ноты для концертмейстера
БИБЛИОТЕКА
Ноты
Алфавитный каталог (по композиторам)
«Лебединое озеро» (клавир балета, переложение для фп. Э. Лангера)
      Интродукция и 1 действие (4,82 МБ)
      2 действие (3,51 МБ)
      3 действие (4,72 МБ)
      4 действие (3,15 МБ)
«Спящая красавица» (клавир балета, переложение для фп. А. Зилоти)
      Интродукция. Пролог (4,06 МБ)
      1 действие (3,84 МБ)
      2 действие (4,03 МБ)
      3 действие (4,55 МБ)
«Щелкунчик» (клавир балета, переложение для фп. С. И. Танеева)    
      Увертюра. 1 действие, 1 картина (4,45 МБ)
      1 действие, 2 картина. 2 действие, №№ 10-11 (3,26 МБ)
      2 действие, №№ 12-15 (4,49 МБ)
Фрагменты из балета «Щелкунчик»
Марш из 1 действия балета «Щелкунчик» (459 KБ)   
Гросфатер из 1 действия балета «Щелкунчик» (66 KБ)
Испанский танец (Шоколад) из 2 действия балета «Щелкунчик» (194 KБ)
Арабский танец (Кофе) из 2 действия балета «Щелкунчик» (294 KБ)   
Китайский танец (Чай) из 2 действия балета «Щелкунчик» (159 KБ)   
Трепак из 2 действия балета «Щелкунчик» (224 KБ)   
Танец пастушков из 2 действия балета «Щелкунчик» (321 KБ)   
Мамаша Жигонь и паяцы из 2 действия балета «Щелкунчик» (494 KБ)
Вальс цветов из 2 действия балета «Щелкунчик» (817 KБ)
Па де де из 2 действия балета «Щелкунчик» (полностью — 1,40 МБ)
Адажио из Па де де 2 действия балета «Щелкунчик» (656 КБ)
Вариация солиста из Па де де 2 действия балета «Щелкунчик» (161 КБ)
Вариация солистки (танец Феи Драже) из Па де де 2 действия балета «Щелкунчик» (326 KБ)   
Кода из Па де де 2 действия балета «Щелкунчик» (309 KБ)
Источник
Балет ноты для концертмейстера
   Концертмейстер балета — довольно распространенная и востребованная в настоящее время профессия. Как в России, так и за рубежом существует множество хореографических учебных заведений и балетных трупп, постоянно появляются новые танцевальные студии и ансамбли, предназначенные для изучения различных стилей и жанров хореографии.
   Однако, несмотря на то, что роль музыканта в подобных коллективах чрезвычайно велика и многообразна, специфике творческой деятельности концертмейстера балета уделяется очень мало внимания в специальной литературе, а также во время обучения пианистов в академических учебных заведениях. Необходимые знания и опыт приобретаются, как правило, непосредственно в процессе последующей деятельности, методом проб и ошибок, с затратой дополнительных сил и времени.
   Авторы сайта, на себе испытавшие данные упущения отечественной образовательной системы, захотели поделиться опытом, чтобы хоть немного помочь музыкантам, которые только начинают свою практическую деятельность в хореографии.    Данный раздел постоянно дополняется новой информацией. В перспективе планируется размещение авторских хрестоматий для сопровождения уроков танца и других материалов. Также приглашаем к сотрудничеству других концертмейстеров: при желании вы можете разместить у нас свои статьи по данной тематике, нотные хрестоматии и пр.
«Импровизации» Лады Исуповой — авторские рассказы концертмейстера балета 
Источник
Классический танец
Немного о классике..
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением.
Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со времeнем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов.
Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь:
- Квадратную структуру.
- Метрическую ясность.
- Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую.
- Конкретную жанровую принадлежность.
Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.
Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене.
И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота». Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.
Источник