Бальтюс картины урок гитары

Картина Бальтюса «Урок гитары»

Провокационная картина Урок гитары, благодаря которой ее автор Бальтюс приобрел известность в сообществе авангардистов, была написана в ранний период творчества художника. В этом произведении, как и в большинстве других работ этого живописца, ощущается тревожный, даже пугающий подтекст. Картина стала сенсацией после первого представления широкой аудитории, вызвав скандал и долгие пересуды в творческих кругах Европы и не только.

Краткая биография художника

Бальтасар Клоссовски де Рола (Бальтюс – псевдоним) появился на свет в Париже, поздней зимой 1908 г. Семья его была родом из Восточной Пруссии: отец – поляк, мать – еврейка. Ранними учителями художника были такие известные деятели искусства, как М. Дени, П. Боннар и А. Дерен. В годы Первой Мировой Бальтюс с родителями переехал в Берлин, где семья в скорости распалась. Новый возлюбленный матери, поэт Рильке, выпустил первую серию картин, выполненных юным живописцем – Бальтюс изобразил пропавшую кошку модерниста.

Настоящая карьера художника началась с 1930-х гг., когда Бальтюс вернулся в Париж:

  1. В начале 1930-х художник вступает в кружок сюрреалистов, знакомится с Пикассо, Кокто, Миро и др.
  2. Первый серьезный успех – выставка в Париже в 1934 г., куда Бальтюс отдал свое эпатажное полотно «Урок гитары».
  3. В начале 1940-х живописец отходит от сюрреализма и вырабатывает собственную манеру, напоминающую литературный жанр «магический реализм».
  4. Во второй половине 1940-х Бальтюс занимается художественным оформлением театральных спектаклей.
  5. В 1950-х гг. живописец увлекается искусством Дальнего Востока, прежде всего Японии. Бальтюс путешествует по азиатским странам.
  6. С начала 1960-х гг. художник в составе представительства Французской академии изучает исторические здания в Риме. Этот повод побуждает его придавать своим картинам данного периода сходство с итальянскими фресками.
Читайте также:  Зимний сад фортепиано ноты для фортепиано

К 1980-м гг. Бальтюс достиг абсолютного признания, в Париже и Нью-Йорке с успехом проходят ретроспективы его творчества. Умер художник на западе Швейцарии, во французском кантоне Во, в городе Россиньер.

История и основные особенности картины

«Урок гитары» — первая известная картина Бальтюса – создана в 1934 г. Провокационное и эпатажное произведение было представлено на парижской выставке в год создания. «Урок гитары» вызвал настоящий скандал среди любителей живописи, в результате чего полотно. увидело свет второй раз только в 1977 г. Полотно выполнено в жанре сюрреализма, на позициях которого твердо стоял его автор в ранний период своего творчества. Размер картины «Урок гитары» — 138,4×161,3. Бальтюс придал своему произведению форму вытянутого прямоугольника.

На полотне изображена женщина, сидящая на кресле, играющая на теле юной девушки, как на музыкальном инструменте. Композиция «Урок гитары» выполнена на холсте масляными красками. Сразу после написания Бальтюс отдал картину Матиссу, который, в свою очередь, отправил ее в музей Современного искусства в г. Нью-Йорке. Однако, через 4 года «Урок гитары» был возвращен Матиссу – картина была запрещена к показу. На сегодняшний день «Урок гитары» не выставляется. Работа принадлежит к частной коллекции судовладельца из Греции.

Композиция, цветовая палитра и контекст картины

Сюжет картины «Урок гитары» шокировал консервативную публику 1930-х гг. Образ учительницы музыки, держащей на коленях молодую ученицу, практически девочку, как неодушевленный предмет, вызывает неприятные ощущения у зрителя. Этот эффект в композиции холста «Урок гитары» усиливается четкими, даже грубыми линиями, застывшими выражениями лиц. У женщины – неприятная полуулыбка с зажмуренными глазами, у девушки – выражение сонной обреченности. На заднем плане холста «Урок гитары» можно увидеть пианино, впереди – выпавший из руки ученицы музыкальный инструмент.

Цветовая палитра произведения «Урок гитары» — теплая, однако, не добавляющая уюта композиции. Художник использовал для картины следующие оттенки:

  • Бледно-красный.
  • Желто-зеленый.
  • Кремовый.
  • Темно-коричневый.
  • Серо-голубой.

Ярким акцентным пятном композиции «Урок гитары» является серо-голубое, со стальным отблеском платье учительницы, подчеркивающее ее холодный и даже жесткий нрав. Картина «Урок гитары» имеет явно выраженный эротический подтекст – одна грудь женщины обнажена, юбка девушки задрана вверх. Впоследствии Бальтюс признавался, что этой скандальной композицией он хотел именно эпатировать публику, о чем позже пожалел. К концу жизни автор даже запретил дальнейшую демонстрацию полотна «Урок гитары» на публике.

Источник

Бальтюс картины урок гитары

The white skirt (Белая юбка)

Французский художник Бальтюс (граф Бальтазар Клоссовски: 1908-2001) – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого века, чьи картины больше напоминают магический реализм с его сказочным миром, чем сюрреализм, к которому он примкнул лишь в начале своего творческого пути.

Не был он и модернистом, хотя после шокирующей публику картины «Урок гитары» (1934), его с шумом приняли в круг авангардистов. Картина действительно странная. В ней художник изобразил респектабельную учительницу музыки, избивающую девочку-подростка.

Подросток лежит на коленях у учительницы как труп Христа, юбка девочки задралась и обнажила ее плоть. В момент насилия она рвет блузку учительницы, обнажая ее правую грудь. Момент насилия повторится и в другой картине Бальтюса «Жертва» (1939-46), где на постели спит обнаженная девочка, а возле кровати в темноте лежит на полу уготованный для нее длинный нож, символизирующий ее убийство.

Насилие и жестокость по отношению к невинному существу, по мнению Бальтюса, есть суть общества. Именно поэтому Антонен Арто доверяет ему сделать декорации к своему спектаклю Театра Жестокости «Ченчи», а потом художник проиллюстрирует роман «Грозовой перевал», тоже наполненный жестокостью и злом.

Бальтюс дружил со многими, входившими в круг сюрреалистов — Кокто, Батаем, Пикассо, Джакометти, а Антонен Арто был его близким другом, но все-таки Бальтюс всегда стоял особняком, а после войны уже никогда не возвращался к сюрреализму.

Художник был гением-одиночкой, сторонившимся публичности и не любивший раскрывать душу перед чужими людьми. Вся его жизнь прошла на обочине и не в последнюю очередь из-за ненависти к тем, кто пытался произвольно толковать его картины, а потому всерьез выставляться он начал только после шестидесяти лет.

Приоткрыть завесу таинственности над своей жизнью Бальтюс решился в конце жизни, когда ему было уже почти девяносто. Тогда он написал книгу, в которой рассказал о своем детстве, родителях, отчиме (знаменитом Райнере Марии Рильке), о том, кто на него повлиял, о работе, его теории искусства и как она пересекается с историей, литературой и духовностью.

Бальтюс не имел профессионального художественного образования, его школой стал Лувр , где он копировал по совету Боннара и Дени великого Пуссена. Обучение продолжилось в Италии, куда его взял отец. Там начинающего художника покорили итальянские средневековые фрески Франчески, чья эстетика остановленного времени определила последующий индивидуальный стиль художника.

В полотнах Бальтюса время словно заморожено, движение жизни успокоено, жесты приостановлены, как в детской игре «Море волнуется раз…» на слове «Замри!» Чтобы понять его картины, необходимо обнаружить в них тайну, магию реальности, которую он открывает зрителю.

Художник работал всегда очень медленно, иногда проводя годы за работой над единственной картиной, делая к ней многочисленные наброски. Особенностью художника было и то, что он работал сериями, в чем явно прослеживается влияние Сезанна .

После войны живопись Бальтюса стала более плотной, изменилась тема его картин, но по-прежнему оставалась его приверженность построению магической реальности, что бы он ни писал: портреты, натюрморты или пейзажи. Строгий состав и неподвижность времени оставались неизменными. В них застывала тайна.

В сороковые и пятидесятые годы Бальтюса стала волновать тема таинственно-пробуждающейся женственности и как она зарождается в девочке-подростке. Такого интереса к детской подростковой эротике ни у кого нет, разве что у Эгона Шиле . В образах Бальтюса есть запрещенные сексуальные фантазии, просвечивающиеся сквозь благопристойность и невинность.

Комната, 1952-54 г.г.

Юная девочка, чистое существо – идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо. Эту идею разрабатывали многие психоаналитики и философы того времени, в том числе и старший брат художника Пьер Клоссовски.

Но в юном существе пока все между – между невинностью и порочностью, между девочкой и женщиной, между детством и юностью. В серии картин о пробуждении женщины в подростке все символично: позы — соблазнительные, чувственные и эротичные;

бабочки, летящие на свет лампы, не понимая, чем для них обернется этот свет; кошки с их плавными мягкими движениями, готовые выпустить цепкими когтями, и зеркала, отражающие внимательный взгляд девочки на то, что в ней еще только зарождается.

Во всех картинах Бальтюса ощущается чувство надвигающейся катастрофы. Искусственное благополучие буржуазного общественного порядка, отраженное в статике пространства, заимствованное Бальтюсом из живописи эпохи Возрождения, находится под угрозой коллапса.

Это чувство возникает не только из-за угрозы насилия, но и потому, что все пространство словно разбито на отдельные части, не складывающиеся вместе. Все фигуры — плоские и кажется, словно они вот-вот перестанут повиноваться законам трехмерного пространства и выпадут из картины.

Этот момент потенциального неповиновения законам и выпадения из картины символизируется постоянным появлением кошки , особенно в картинах с эротической встречей. На кошку разрешается смотреть и даже ее трогать, но так же, как в прикосновении к кошке может отсутствовать насилие,

так верно и то, что кошка может сломать табу, не нарушая символического порядка. Так Бальтюс, король кошек и девочек, дает ключ к разгадке своих картин: «Кто знает тайну пола? Возможно, кошки, но они не говорят».

Девочка и кошка

Более пятнадцати лет, с 1961 по 1977 год, Бальтюс был директором виллы Медичи в Риме. В Италии он продолжает изучать фрески Франчески и картины Караваджо, испытывая сильное влияние классических образов. С конца шестидесятых годов художник начинает выставляться в музеях столицах Европы и Америки: Париже, Лондоне, Нью-Йорке…

В это время Бальтюс стал проявлять интерес к культуре Дальнего Востока , он неоднократно бывает в Японии, где встретился с будущей женой. Его интересует не только живопись, но и философия , литература и религия Востока . Появляется серия картин, вдохновленных этим увлечением.

О художнике писали многие: Арто, Камю, Бонфуа, Рильке , Элюар, его брат Пьер Клоссовски, Феллини и другие. Когда художник умер, в последний путь его провожал президент Жак Ширак. Магический реализм Бальтюса волнует и очаровывает, фигуры его девочек-подростков лиричны, нежны и подобны непорочным ангелам, что делает изображение художником детства и отрочества одним из самых сильных в мировой живописи.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

About Тина Гай

Статьи на эту же тему

16 Responses to Магический реализм Бальтюса

Постараюсь быстро. Я как раз собиралась написать очередной текст про фотографов. Давно не писала ничего

Прочла с интересом!
И сразу содержание сассоциировалось с критикой и неожиданно- странной недавней смертью Дэвида Гамильтона, фотографа…
Столько обсуждали со знакомыми — как понять художников, как им не перейти границ дозволенного и, вообще, как меняется общество…
Тина, что-нибудь о Вашем отношении к творчеству спорного фотографа…если можно…как-нибудь…

Спасибо, Юра. Надеюсь, что Галина это прочитает. Открыла Вашу ссылку. Сразу (мне кажется) понятно, как найти эту точку. И все про нее написано. М.б. кто-то еще заинтересуется.

Тина вот инфо по точке….,
точка действительно интересная…если у вас есть почти любая ( в любом месте тела и головы) боль, находите её и сильно давите, можно даже с ногтем большого пальца…, это позволяет разделить ваши болевые ощущения и может в итоге помочь…
У меня есть очень интересный 2 — х томник:
The Natural Healer`s Acupressure Handbook Basic G — Jo and Advanced автора: Michael Blate
Там есть абсолютно все по G — Jo — терапии, но она, кажется только на английском.
Книги замечательные, прекрасный атлас и описание применнения при любых заболеваниях!

Ну а это из итернета, первое что попалось…
http://zhong-yi.ru/tom3/hegu.html

Вот так и в России надо бы сделать, а то посрубают, а чтобы снова посадить — никого нет.
____________________________________________________________________

Юра, посмотрите, пжл, комментарий Галины к тексту «Мыть руки». Она спрашивает, как найти точку «Хе-гу»? Я в этом ничего не понимаю, а у Вас есть опыт. Подскажите, пжл. Ждем ответа.

Тина, в июне этого года я проводил отпуск в Канаде…, очень лесная страна…
Если ты где — то вырубаешь дерево ( это еще нужно доказать, зачем?) при разрешении…, ты обязуешься посадить три дерева, за свои канадские доллары…, и попробуй не сделай, соседи все видят…, не открутишься…

А Вы говорите… Природа требует заботы, как и все живое, и тогда она отдаст человеку сверх меры.

да везде раздельная тара…, и разные машины у дома их забирают в определенное время и оставлять машину на улице в эти часы — нельзя…, дорого стоит, их забирают , ну а потом — денежку плати…
банки собирают бомжи и не только …, их везде принимают…
а на пляжах я встречал энтузиастов, которые собирают мусор . — бесплатно из чувства ответственности перед природой — фантастика….

Вот. И я о том же, когда человек помогает природе, а не просто ее уничтожает и использует, это очень даже хорошо и полезно. Помните, Вы рассказывали (и не только Вы) об Израиле, как они пустыню превратили в оазис, где сейчас растут деревья, цветы, замечательные фрукты и овощи. Одна моя приятельница, которая побывала по турпутевке в Иерусалиме, удивлялась, насколько большая разница между территорией Палестины, где живут арабы, и Израилем, где живут евреи. Небо и земля. И Ваш случай с Калифорнией, и мой случай с Валаамом и Соловками, пример того, как человек может природе помогать. Если озаботиться не ее покорением (Энгельс), а ее сохранением.

У нас, в отличие от Калифорнии, все обрезки от деревьев вывозят на свалку или сжигают. Никаких чудо-машин, о которых Вы рассказываете, я не то что не видела, но даже и не слышала о них. Это потому что экология у нас на последнем месте. Одни разговоры. В Европе и Америке, судя по Вашему рассказу, все по-другому. Даже с теми же бутылками. В Европе, да и у Вас — тоже, наверное, по всем улицам стоят специальные контейнеры для них причем с разделением тары. А у нас — они валяются по всему городу.

Ничего себе. Под корень! Кто-то готовит площадку для строительства очередного торгового центра, наверное. У нас в городе лет пятнадцать-двадцать назад была огорожена огромная территория прямо в парке. Кто-то купил ее и забросил. Вся территория за это время заросла и покрылась мусором. А в этом году мэрия озаботилась реконструкцией парка. Забор снесли, площадь вычистили, проложили велосипедные дорожки и стало приятно смотреть на красоту. Деревья не вырубили, слава Богу. Редкий случай. Удивляет одно: почему в самом центре города был искусственно организован заброшенный пустырь, еще с девяностых, когда все все скупали, пока давали скупать.

Есть и варварский случай, примерно такой же, о каком рассказываете Вы. Был сквер, тоже в центре, прямо рядом с мэрией (я живу недалеко и все происходило на моих глазах). Его разбили тогда еще молодые строители КАМАЗа еще в начале семидесятых, когда город еще только-только начал строиться. А город строился в степи, где деревьев вообще не было. И вот с годами сквер за сорок с лишним лет распушился, деревья выросли большие, там всегда было много гуляющих. И вот кто-то вознамерился на этом месте построить выставочный центр. Долго шла тяжба, потому что жители близлежащего дома стали возражать, пошли в суд, но дело проиграли. И весь сквер вырубили, прямо под корень, ни одного дерева не осталось. Жители тогда пожаловались самому главному начальнику Татарстана — его президенту, когда он в очередной раз приехал к нам в город. Он дал указание, чтобы сквер восстановили. И что же? Огородили эту строительную площадку, повтыкали какие-то фонари, на заборах красуются красивые картинки с видами будущего сквера и два года что-то внутри забора происходит. Но чтобы выросли такие же деревья, какие были, потребуется еще сорок лет. И никто не понес ответственности.

Это к вопросу об отношении не то что к природному лесу, а даже к тому, что было благоустроено и высажено самими жителями. Я помню город в самом начале, деревьев почти не было, пустынный город, на голом месте. Потом стали появляться вот такие замечательные скверы и кому-то очень захотелось на их месте что-то пстроить, хотя других мест хватает. но это же лакомый кусочек, в центре, рядом с мэрией… Как не откусить.

Как же я согласна свами, Тина! У нас, на первом этаже, была детская поликлинника, а перед ней небольшой садик, после перемен, услуги детям перенесли в общий котел — поближе к районной болнице, бывшее место кто-то ( мы так и не узнали кто ) — купил, заколотил, а садик радостно зарос, раскинулся и стал великолепным прибежищем для птиц… А вчера и сегодня, я маялась от визга електропилы — деревья все пообрубали на одном уровне, кустарники вырубили, все кривые ( услада японских глаз и моих тоже ) деревья спилили под корень и теперь торчат обрубки стволов… прилетят птицы весной, а дома нет ;(
А о животных — это такое больное место дла меня… Нашу собачку 6 лет терзали, все хотели щенят, но я берегла ее, называя весталкой, предлагали кастрировать — не дала, она для меня член семьи — уважать не нужно, но любить и заботиться — обязательно. В сеньтябре пришлось сделать операцию — пиаметра, все винили меня, мол не дала собаке щенят родить, но я не люблю замыкаться без вины виноватой, перерыла инет и сунула им под нос инфу, что эта проблема у собак, кстати и у кошек тоже, бывает очень часто и к родам отношение не имеет…. выходили мы ее, поставили на лапы, теперь осталось у нее только два инстинкта — поесть и поспать, а было три…;)

По — поводу животных — согласен…,
Мой кот в Одессе получал все прелести натурально животной жизини и даже кошечку соседскую, когда она была к этому готова.
… а вот на счет деревьев…, к примеру по всей Калифорнии обрезают регулярно деревья…, тут же стоит машина, которая все это превращает в древесную труху…, а затем, рассыпают по склонам оврагов, рядом со скоростными трассами, короче везде, а затем регулярно поливают…, и на всем этом сажают древья! Так из пустыни делают зеленые оазисы… Все зеленые полосы в Калифорнии так сделаны и это огромные пространства… так что, иногда человек бывает и полезен природе…

«Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает».
_________________________________________________________________________________________
Очень точное замечание! Абсолютно согласна, но как быть с искусственным обрезанием тех же деревьев (у нас в феврале начинается в городе поголовная стрижка кустов и деревьев). Это как со стерилизацией котов и кошек. Сейчас и котов не кастрированных не найти. Недавно ходила с кошкой к ветеринару, только предлагают — операцию и очень удивляются, что она у меня еще не стерилизованная. А есть знакомые, которые не только кастрируют, но еще и ногти обрезают, в лучшем случае, в худшем — просто их удаляют. И что это за зверь такой получается? Остается одно название — кот. Зато как приятно: никакого запах, никакого весенне-осеннего кошачьего ора, и мебель цела, и человек доволен.

Что делает общество с женщиной, после того, как наиграется в куклы?…
————————————————————————————————-
…идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо…
———————————————————
Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает.

Я тоже люблю обнаженное тело, но мне больше нравится красота молодой женщины. В подростковом эротизме меня привлекает скорее философская сторона, чем сексуальная.

эротизм незрелого девичьего тела…, мне понравилось…, впрочем, всегда был сторонником — ню…

Источник

Оцените статью