Бальтюс урок гитары 1934
The white skirt (Белая юбка)
Французский художник Бальтюс (граф Бальтазар Клоссовски: 1908-2001) – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого века, чьи картины больше напоминают магический реализм с его сказочным миром, чем сюрреализм, к которому он примкнул лишь в начале своего творческого пути.
Не был он и модернистом, хотя после шокирующей публику картины «Урок гитары» (1934), его с шумом приняли в круг авангардистов. Картина действительно странная. В ней художник изобразил респектабельную учительницу музыки, избивающую девочку-подростка.
Подросток лежит на коленях у учительницы как труп Христа, юбка девочки задралась и обнажила ее плоть. В момент насилия она рвет блузку учительницы, обнажая ее правую грудь. Момент насилия повторится и в другой картине Бальтюса «Жертва» (1939-46), где на постели спит обнаженная девочка, а возле кровати в темноте лежит на полу уготованный для нее длинный нож, символизирующий ее убийство.
Насилие и жестокость по отношению к невинному существу, по мнению Бальтюса, есть суть общества. Именно поэтому Антонен Арто доверяет ему сделать декорации к своему спектаклю Театра Жестокости «Ченчи», а потом художник проиллюстрирует роман «Грозовой перевал», тоже наполненный жестокостью и злом.
Бальтюс дружил со многими, входившими в круг сюрреалистов — Кокто, Батаем, Пикассо, Джакометти, а Антонен Арто был его близким другом, но все-таки Бальтюс всегда стоял особняком, а после войны уже никогда не возвращался к сюрреализму.
Художник был гением-одиночкой, сторонившимся публичности и не любивший раскрывать душу перед чужими людьми. Вся его жизнь прошла на обочине и не в последнюю очередь из-за ненависти к тем, кто пытался произвольно толковать его картины, а потому всерьез выставляться он начал только после шестидесяти лет.
Приоткрыть завесу таинственности над своей жизнью Бальтюс решился в конце жизни, когда ему было уже почти девяносто. Тогда он написал книгу, в которой рассказал о своем детстве, родителях, отчиме (знаменитом Райнере Марии Рильке), о том, кто на него повлиял, о работе, его теории искусства и как она пересекается с историей, литературой и духовностью.
Бальтюс не имел профессионального художественного образования, его школой стал Лувр , где он копировал по совету Боннара и Дени великого Пуссена. Обучение продолжилось в Италии, куда его взял отец. Там начинающего художника покорили итальянские средневековые фрески Франчески, чья эстетика остановленного времени определила последующий индивидуальный стиль художника.
В полотнах Бальтюса время словно заморожено, движение жизни успокоено, жесты приостановлены, как в детской игре «Море волнуется раз…» на слове «Замри!» Чтобы понять его картины, необходимо обнаружить в них тайну, магию реальности, которую он открывает зрителю.
Художник работал всегда очень медленно, иногда проводя годы за работой над единственной картиной, делая к ней многочисленные наброски. Особенностью художника было и то, что он работал сериями, в чем явно прослеживается влияние Сезанна .
После войны живопись Бальтюса стала более плотной, изменилась тема его картин, но по-прежнему оставалась его приверженность построению магической реальности, что бы он ни писал: портреты, натюрморты или пейзажи. Строгий состав и неподвижность времени оставались неизменными. В них застывала тайна.
В сороковые и пятидесятые годы Бальтюса стала волновать тема таинственно-пробуждающейся женственности и как она зарождается в девочке-подростке. Такого интереса к детской подростковой эротике ни у кого нет, разве что у Эгона Шиле . В образах Бальтюса есть запрещенные сексуальные фантазии, просвечивающиеся сквозь благопристойность и невинность.
Комната, 1952-54 г.г.
Юная девочка, чистое существо – идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо. Эту идею разрабатывали многие психоаналитики и философы того времени, в том числе и старший брат художника Пьер Клоссовски.
Но в юном существе пока все между – между невинностью и порочностью, между девочкой и женщиной, между детством и юностью. В серии картин о пробуждении женщины в подростке все символично: позы — соблазнительные, чувственные и эротичные;
бабочки, летящие на свет лампы, не понимая, чем для них обернется этот свет; кошки с их плавными мягкими движениями, готовые выпустить цепкими когтями, и зеркала, отражающие внимательный взгляд девочки на то, что в ней еще только зарождается.
Во всех картинах Бальтюса ощущается чувство надвигающейся катастрофы. Искусственное благополучие буржуазного общественного порядка, отраженное в статике пространства, заимствованное Бальтюсом из живописи эпохи Возрождения, находится под угрозой коллапса.
Это чувство возникает не только из-за угрозы насилия, но и потому, что все пространство словно разбито на отдельные части, не складывающиеся вместе. Все фигуры — плоские и кажется, словно они вот-вот перестанут повиноваться законам трехмерного пространства и выпадут из картины.
Этот момент потенциального неповиновения законам и выпадения из картины символизируется постоянным появлением кошки , особенно в картинах с эротической встречей. На кошку разрешается смотреть и даже ее трогать, но так же, как в прикосновении к кошке может отсутствовать насилие,
так верно и то, что кошка может сломать табу, не нарушая символического порядка. Так Бальтюс, король кошек и девочек, дает ключ к разгадке своих картин: «Кто знает тайну пола? Возможно, кошки, но они не говорят».
Девочка и кошка
Более пятнадцати лет, с 1961 по 1977 год, Бальтюс был директором виллы Медичи в Риме. В Италии он продолжает изучать фрески Франчески и картины Караваджо, испытывая сильное влияние классических образов. С конца шестидесятых годов художник начинает выставляться в музеях столицах Европы и Америки: Париже, Лондоне, Нью-Йорке…
В это время Бальтюс стал проявлять интерес к культуре Дальнего Востока , он неоднократно бывает в Японии, где встретился с будущей женой. Его интересует не только живопись, но и философия , литература и религия Востока . Появляется серия картин, вдохновленных этим увлечением.
О художнике писали многие: Арто, Камю, Бонфуа, Рильке , Элюар, его брат Пьер Клоссовски, Феллини и другие. Когда художник умер, в последний путь его провожал президент Жак Ширак. Магический реализм Бальтюса волнует и очаровывает, фигуры его девочек-подростков лиричны, нежны и подобны непорочным ангелам, что делает изображение художником детства и отрочества одним из самых сильных в мировой живописи.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
About Тина Гай
Статьи на эту же тему
16 Responses to Магический реализм Бальтюса
Постараюсь быстро. Я как раз собиралась написать очередной текст про фотографов. Давно не писала ничего
Прочла с интересом!
И сразу содержание сассоциировалось с критикой и неожиданно- странной недавней смертью Дэвида Гамильтона, фотографа…
Столько обсуждали со знакомыми — как понять художников, как им не перейти границ дозволенного и, вообще, как меняется общество…
Тина, что-нибудь о Вашем отношении к творчеству спорного фотографа…если можно…как-нибудь…
Спасибо, Юра. Надеюсь, что Галина это прочитает. Открыла Вашу ссылку. Сразу (мне кажется) понятно, как найти эту точку. И все про нее написано. М.б. кто-то еще заинтересуется.
Тина вот инфо по точке….,
точка действительно интересная…если у вас есть почти любая ( в любом месте тела и головы) боль, находите её и сильно давите, можно даже с ногтем большого пальца…, это позволяет разделить ваши болевые ощущения и может в итоге помочь…
У меня есть очень интересный 2 — х томник:
The Natural Healer`s Acupressure Handbook Basic G — Jo and Advanced автора: Michael Blate
Там есть абсолютно все по G — Jo — терапии, но она, кажется только на английском.
Книги замечательные, прекрасный атлас и описание применнения при любых заболеваниях!
Ну а это из итернета, первое что попалось…
http://zhong-yi.ru/tom3/hegu.html
Вот так и в России надо бы сделать, а то посрубают, а чтобы снова посадить — никого нет.
____________________________________________________________________
Юра, посмотрите, пжл, комментарий Галины к тексту «Мыть руки». Она спрашивает, как найти точку «Хе-гу»? Я в этом ничего не понимаю, а у Вас есть опыт. Подскажите, пжл. Ждем ответа.
Тина, в июне этого года я проводил отпуск в Канаде…, очень лесная страна…
Если ты где — то вырубаешь дерево ( это еще нужно доказать, зачем?) при разрешении…, ты обязуешься посадить три дерева, за свои канадские доллары…, и попробуй не сделай, соседи все видят…, не открутишься…
А Вы говорите… Природа требует заботы, как и все живое, и тогда она отдаст человеку сверх меры.
да везде раздельная тара…, и разные машины у дома их забирают в определенное время и оставлять машину на улице в эти часы — нельзя…, дорого стоит, их забирают , ну а потом — денежку плати…
банки собирают бомжи и не только …, их везде принимают…
а на пляжах я встречал энтузиастов, которые собирают мусор . — бесплатно из чувства ответственности перед природой — фантастика….
Вот. И я о том же, когда человек помогает природе, а не просто ее уничтожает и использует, это очень даже хорошо и полезно. Помните, Вы рассказывали (и не только Вы) об Израиле, как они пустыню превратили в оазис, где сейчас растут деревья, цветы, замечательные фрукты и овощи. Одна моя приятельница, которая побывала по турпутевке в Иерусалиме, удивлялась, насколько большая разница между территорией Палестины, где живут арабы, и Израилем, где живут евреи. Небо и земля. И Ваш случай с Калифорнией, и мой случай с Валаамом и Соловками, пример того, как человек может природе помогать. Если озаботиться не ее покорением (Энгельс), а ее сохранением.
У нас, в отличие от Калифорнии, все обрезки от деревьев вывозят на свалку или сжигают. Никаких чудо-машин, о которых Вы рассказываете, я не то что не видела, но даже и не слышала о них. Это потому что экология у нас на последнем месте. Одни разговоры. В Европе и Америке, судя по Вашему рассказу, все по-другому. Даже с теми же бутылками. В Европе, да и у Вас — тоже, наверное, по всем улицам стоят специальные контейнеры для них причем с разделением тары. А у нас — они валяются по всему городу.
Ничего себе. Под корень! Кто-то готовит площадку для строительства очередного торгового центра, наверное. У нас в городе лет пятнадцать-двадцать назад была огорожена огромная территория прямо в парке. Кто-то купил ее и забросил. Вся территория за это время заросла и покрылась мусором. А в этом году мэрия озаботилась реконструкцией парка. Забор снесли, площадь вычистили, проложили велосипедные дорожки и стало приятно смотреть на красоту. Деревья не вырубили, слава Богу. Редкий случай. Удивляет одно: почему в самом центре города был искусственно организован заброшенный пустырь, еще с девяностых, когда все все скупали, пока давали скупать.
Есть и варварский случай, примерно такой же, о каком рассказываете Вы. Был сквер, тоже в центре, прямо рядом с мэрией (я живу недалеко и все происходило на моих глазах). Его разбили тогда еще молодые строители КАМАЗа еще в начале семидесятых, когда город еще только-только начал строиться. А город строился в степи, где деревьев вообще не было. И вот с годами сквер за сорок с лишним лет распушился, деревья выросли большие, там всегда было много гуляющих. И вот кто-то вознамерился на этом месте построить выставочный центр. Долго шла тяжба, потому что жители близлежащего дома стали возражать, пошли в суд, но дело проиграли. И весь сквер вырубили, прямо под корень, ни одного дерева не осталось. Жители тогда пожаловались самому главному начальнику Татарстана — его президенту, когда он в очередной раз приехал к нам в город. Он дал указание, чтобы сквер восстановили. И что же? Огородили эту строительную площадку, повтыкали какие-то фонари, на заборах красуются красивые картинки с видами будущего сквера и два года что-то внутри забора происходит. Но чтобы выросли такие же деревья, какие были, потребуется еще сорок лет. И никто не понес ответственности.
Это к вопросу об отношении не то что к природному лесу, а даже к тому, что было благоустроено и высажено самими жителями. Я помню город в самом начале, деревьев почти не было, пустынный город, на голом месте. Потом стали появляться вот такие замечательные скверы и кому-то очень захотелось на их месте что-то пстроить, хотя других мест хватает. но это же лакомый кусочек, в центре, рядом с мэрией… Как не откусить.
Как же я согласна свами, Тина! У нас, на первом этаже, была детская поликлинника, а перед ней небольшой садик, после перемен, услуги детям перенесли в общий котел — поближе к районной болнице, бывшее место кто-то ( мы так и не узнали кто ) — купил, заколотил, а садик радостно зарос, раскинулся и стал великолепным прибежищем для птиц… А вчера и сегодня, я маялась от визга електропилы — деревья все пообрубали на одном уровне, кустарники вырубили, все кривые ( услада японских глаз и моих тоже ) деревья спилили под корень и теперь торчат обрубки стволов… прилетят птицы весной, а дома нет ;(
А о животных — это такое больное место дла меня… Нашу собачку 6 лет терзали, все хотели щенят, но я берегла ее, называя весталкой, предлагали кастрировать — не дала, она для меня член семьи — уважать не нужно, но любить и заботиться — обязательно. В сеньтябре пришлось сделать операцию — пиаметра, все винили меня, мол не дала собаке щенят родить, но я не люблю замыкаться без вины виноватой, перерыла инет и сунула им под нос инфу, что эта проблема у собак, кстати и у кошек тоже, бывает очень часто и к родам отношение не имеет…. выходили мы ее, поставили на лапы, теперь осталось у нее только два инстинкта — поесть и поспать, а было три…;)
По — поводу животных — согласен…,
Мой кот в Одессе получал все прелести натурально животной жизини и даже кошечку соседскую, когда она была к этому готова.
… а вот на счет деревьев…, к примеру по всей Калифорнии обрезают регулярно деревья…, тут же стоит машина, которая все это превращает в древесную труху…, а затем, рассыпают по склонам оврагов, рядом со скоростными трассами, короче везде, а затем регулярно поливают…, и на всем этом сажают древья! Так из пустыни делают зеленые оазисы… Все зеленые полосы в Калифорнии так сделаны и это огромные пространства… так что, иногда человек бывает и полезен природе…
«Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает».
_________________________________________________________________________________________
Очень точное замечание! Абсолютно согласна, но как быть с искусственным обрезанием тех же деревьев (у нас в феврале начинается в городе поголовная стрижка кустов и деревьев). Это как со стерилизацией котов и кошек. Сейчас и котов не кастрированных не найти. Недавно ходила с кошкой к ветеринару, только предлагают — операцию и очень удивляются, что она у меня еще не стерилизованная. А есть знакомые, которые не только кастрируют, но еще и ногти обрезают, в лучшем случае, в худшем — просто их удаляют. И что это за зверь такой получается? Остается одно название — кот. Зато как приятно: никакого запах, никакого весенне-осеннего кошачьего ора, и мебель цела, и человек доволен.
Что делает общество с женщиной, после того, как наиграется в куклы?…
————————————————————————————————-
…идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо…
———————————————————
Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает.
Я тоже люблю обнаженное тело, но мне больше нравится красота молодой женщины. В подростковом эротизме меня привлекает скорее философская сторона, чем сексуальная.
эротизм незрелого девичьего тела…, мне понравилось…, впрочем, всегда был сторонником — ню…
Источник