Аккордеон
Аккордеон – достаточно популярный, распространенный музыкальный инструмент. Любая консерватория обладает классами, обучающими игре на нем. Аккордеон многогранен, обладает широким диапазоном звуков. Произведения, от классических до современных, органично звучат в исполнении этой усовершенствованной гармоники.
Что такое аккордеон
Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок, издающими звуки басов и аккордов, либо отдельными нотами.
Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.
Отличие от баяна кроется в строевых язычках. В баяне язычки настроены в унисон, у аккордеона – несколько не совпадают в тональности, придавая звучанию особую прелесть.
Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.
Устройство аккордеона
Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:
- язычок;
- проемный клапан;
- голосовая планка;
- входная камера аккордов;
- входная камера басов;
- входные камеры мелодий;
- меха;
- гриф;
- клавиши мелодий;
- кнопки клавиатура аккомпанемента;
- переключатели регистров мелодии и аккомпанемента.
Две клавиатуры, согласно схеме, соединены мехом, помогающим нагнетать воздух внутрь клавишно-пневматического механизма. При нажатии на клавиши, потоки воздуха сквозь язычки проникают внутрь до упора. Простым воздействием на нужную группу клавиш играющий открывает воздушный клапан, воздух от меха проникает в определенную звуковую камеру, выходит наружу через голосовую планку, издавая требуемый звук.
История аккордеона
История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем, где впервые изобрели губную гармонику. Когда началась активная международная торговля, инструмент попал в Европу, после чего началось его кардинальное преобразование.
Изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».
История музыкального инструмента началась 23 мая 1829 года, когда К. Дамиан запатентовал изобретение. Сегодня дата 23 мая является Всемирным днем аккордеона.
Из Вены музыкальное устройство перекочевало в Италию: здесь впервые наладили производство в промышленных масштабах.
В России музыкальное устройство впервые появился поздновато, в 40-х годах XIX века. Первоначально диковинку покупали за границей, обладать подобной роскошью могли позволить зажиточные люди (купцы, аристократы, привилегированные слои населения). Постепенно, посредством крепостных крестьян, аккордеон пожаловал в села, деревни, вскоре превратившись практически в русский народный инструмент.
Сегодня данный инструмент востребован в концертной деятельности: он способен воспроизводить уникальный звуковой ряд, имитировать звуки других музыкальных инструментов. Виртуозные, профессиональные исполнители способны обыгрывать практически любые композиции, различные по жанру, стилю, направленности.
Виды аккордеонов
Классификация производится согласно нескольким важным признакам:
1. Тип клавиатуры:
- Клавишные (клавиатура устроена по типу фортепиано),
- Кнопочные (клавиатура представлена несколькими рядами кнопок).
2. Система аккомпанемента в левой руке:
- Готовая (состав аккомпанемента: басы, готовые аккорды),
- Готово-выборная (инструмент оснащен двумя системами (готовой, выборной), способными меняться с помощью регистра).
3. По размеру (существуют разные размеры, от маленьких, ученических моделей, до концертных. Небольшие по размеру аккордеоны называются любительскими):
- 1/2 – применяются для обучения игре детей возраста 5-9 лет. Модель является диатонической – клавиатура кнопочная, звукоряд ограниченный. Минимальный вес, диапазон примерно две октавы.
- 3/4 – инструмент, созданный для учеников музыкальных школ, любительской игры. Обладает диапазоном 2, 5 октавы. Данный вид аккордеона, как правило, трехголосный, обладающий готовым аккомпанементом. Подходит для исполнения несложного репертуара.
- 7/8 – модель, рассчитанная на взрослых музыкантов. Сфера применения – любительское музицирование. Диапазон – три октавы.
- 4/4 – профессиональный, концертный инструмент. Диапазон составляет 3,5 октавы. Может быть трех, четырех , пятиголосым.
Отдельно стоит упомянуть цифровые модели, выпускаемые с 2010 года. Страна происхождения – Италия, однако выпуск производится торговой маркой «Roland» (Япония). Японцы выкупили старинную итальянскую фирму «Dallape», старейшего производителя аккордеонов. С этого момента началось развитие бизнеса в другом направлении, свет увидел первый цифровой аккордеон.
Главные достоинства цифрового инструмента:
- легкость,
- возможность подключения к компьютеру, наушникам, динамику,
- нечувствительность к внешним условиям (температуре, влажности),
- долгий срок эксплуатации,
- встроенный метроном,
- изменение настроек, тембра звука одним нажатием клавиши.
Создание цифровой модели стало новым этапом модернизации инструмента, позволило усовершенствовать его строение. Вполне вероятно, это далеко не конец, и устройство продолжит видоизменяться, усложняться, развиваться.
Как выбрать аккордеон
Выбор музыкального инструмента – дело серьезное. Малейшие дефекты обязательно отрицательно скажутся на звучании. Обращать внимание специалисты советуют на следующие принципиальные моменты:
- Внешний вид. Корпус, ремни, меха должны быть без повреждений (вмятин, царапин, трещин, надрывов, отверстий). Даже малейшая деформация недопустима.
- Качество звука. Проверить данный параметр легко: потребуется развести, потом свести мех, не затрагивая клавиш. Сразу станет ясно, имеются ли на мехе отверстия, оставшиеся незамеченными при визуальном осмотре. Если воздух выходит чересчур быстро, меха непригодны для использования.
- Качество кнопок и клавиш. Кнопки, клавиши, не должны западать, нажиматься слишком туго, располагаться на различной высоте.
- Инструмент в действии. Простейшая мелодия, сыгранная на инструменте, завершает предпродажный осмотр. Кнопки не должны скрипеть, хрипеть, издавать другие посторонние звуки. Регистры в идеале легко нажимаются, затем быстро принимают первоначальное положение.
- Размер. Если вещь необходима ребенку, имеет значение размер: удобство в процессе игры обеспечит предмет, немного не достающий до подбородка (при постановке на колени юного музыканта).
Интересные факты
Любителей музыки заинтересуют любопытные факты, связанные с модернизированной гармоникой:
- Стандартный инструмент весит в среднем 8-10 кг, концертный тяжелее– 15 кг.
- «Accordeon» – французское слово, означающее «ручная гармоника».
- Американский континент познакомился с первыми экземплярами в XIX веке, и назывались они «пианино на бретельках».
- Период наивысшей популярности инструмента пришелся на первую половину XX века.
- Штат Калифорния установил памятник аккордеону.
- Цена профессиональных моделей составляет десятки тысяч долларов. Самой дорогой маркой аккордеонов в мире считается «Hohner Gola» – 30 тыс. долларов.
- Лучшие заводы, изготавливающие инструмент, расположены в Европе (Италии, Германии, России).
- Российские предприятия, занимающиеся производством профессиональных моделей – «АККО», «Русская гармонь».
- На родине инструмента, в Китае, он называется «Sun-Fin-Chin». Древним прототипом считается «шен», губная гармоника, украшающая музей Соединенных Штатов.
Аккордеон – относительно молодой музыкальный инструмент, становление которого нельзя считать полностью завершенным. Модели регулярно модернизируются, совершенствуются, приводя в восторг музыкантов и слушателей. Мощное, разноголосое звучание, способное имитировать любые звуки – вот основная причина его мировой популярности.
Источник
Бандонеон
Бандонеон был сконструирован Генрихом Бандом в Креффельде в 1840 году на основе немецкой концертины. Он имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха (то есть звуков извлекается вдвое больше, чем имеется кнопок на клавиатуре). Мех многоскладчатый, с двумя перерамками. Наверху каждого перерамка — колечки, за которые завязываются концы шнурка, служащего для поддержки инструмента.
Сначала инструмент имел до 28 кнопок (56 тонов), со временем количество кнопок достигло 72 (144 тона) — этот диапазон клавиатур создан на унифицированной модели в результате многих коллективных усилий и был принят как стандарт. Клавиатура у бандонеона (в отличие от немецкой концертины) располагается в вертикальном направлении, и кнопки размещаются не в четырех, а в пяти рядах. Несколько иное и расположение звуков на клавиатуре.
Бандонеоны строились (как и немецкие концертины) в тональностях соль, ре, ля, ми мажор. Октавное звучание голосов в них бывает двух- и трехголосным (одновременно звучат внутри инструмента два или три голосовых язычка в октаву).
Схема расположения звуков на клавиатурах бандонеона
При игре на бандонеоне правая рука продевается под правый, а левая — под левый кистевой ремень; ремни плотно прилегают к кисти при разжиме меха, а при сжиме тыльной стороной кисти упираются в деревянные выступы — колодочки. В игре участвуют на обеих руках по четыре пальца. Большой палец правой руки лежит на рычаге воздушного клапана и регулирует дополнительную подачу воздуха в мех и из меха при игре.
Бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано «Общество любителей игры немецкой концертине и бандонеоне», издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым инструментом в доме но и в профессиональном музицировании, создается большое количество ансамблей и оркестров. Для ансамблевой игры стали производиться бандонеоны-пиколо (звучит на октаву выше обычного) и бандонеоны-басы (звучат на октаву ниже). Много издается литературы для квартетов и ансамблей бандонеонов.
Учебные руководства и сборники песен и танцев сначала издавались по цифровой системе, затем был осуществлен переход на нотно-цифровую. Для бандонеона издано много различной нотной литературы. Наиболее известные авторы школ и самоучителей — О. Бальман, В. Першман, Ф. Кале. Кроме большого количества переложений, издается много оригинальных произведений В. Першмана, Г. Наумана, О. Бальмана, X. Амброзауса, П. Естеля и других. Известны и виртуозы-солисты на этом инструменте (И. Шрамм, В. Першман, Астор Пьяццола).
В 1926 году Э. Куссеров и Р. Миклиц разработали более удобную систему клавиатур для бандонеона. Их инструменты (получившие название «бандонеона системы Куссерова») имели полную хроматическую гамму звуков, а главное — одинаковое звучание голосов при смене движения меха. Э. Куссеровым была создана школа игры на бандонеонах этой системы.
Схема расположения звуков на клавиатурах системы Куссерова
В наши дни бандонеон продолжает пользоваться популярностью в Германии, где преподавание игры на этом инструменте ведется в музыкальных кружках и школах народной музыки. Бандонеон очень популярен и в Аргентине, где он уже давно считается национальным инструментом. Там бандонеоны делаются трех и даже четырехголосными.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник
Все о бандонеоне
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Такой музыкальный инструмент, как бандонеон, родом из Германии и относится к группе ручных гармоник. Большую популярность он имеет в оркестрах, а также в аргентинском танго. О том, что собой представляет бандонеон, какие разновидности имеет и в чём особенности его звучания, расскажем ниже.
Что это такое?
Бандонеон – это музыкальный инструмент, который относится к семейству язычково-клавишных, его смастерил изобретатель Генрих Банд, живший в Крефельде, ещё в девятнадцатом столетии. Именно в честь своего создателя инструмент и был назван.
Родом бандонеон, как и его создатель, из Германии. Там его наиболее часто задействовали в лютеранских и протестантских церквях как аккомпанемент к духовным музыкальным композициям.
Однако со временем инструмент получил распространение и в Аргентине, что произошло благодаря Альфреду Алнольду, который в 1930 году ввёз в эти места большую партию этих музыкальных инструментов.
Так, на бандонеоне в районах Буэнос-Айреса начинают играть аргентинское танго. Помимо этого, он начинает встречаться и в оркестрах. Ныне он пользуется большой популярностью не только в Аргентине, но и во многих других странах. Кстати говоря, именно на этом инструменте играл такой музыкальный исполнитель и композитор, как Астор Пьяццолла, особую известность он имеет в Аргентине.
Что касается внешнего вида, то бандонеон в этом плане имеет множество сходств с баяном, гармонью, а также аккордеоном. Схожим является и устройство этих инструментов, но бандонеон отличается от них тем, что исполнять музыку на нём приходится попеременно: то левой, то правой рукой. Ввиду этой особенности он производит неподражаемые звуки, которые довольно непросто спутать с какими-либо другими.
В целом разновидности бандонеона подразделяют на две группы: диатонические и хроматические. Первые похожи по звучанию на орган, вторые – на аккордеон.
Помимо этого, различают бандонеоны и по количеству тонов. Таким образом, существует 144-тоновый инструмент, который является наиболее распространённым и используется при исполнении танго, а также 110-тоновый. Обычно его применяют на первых этапах учёбы игры на бандонеоне, так как он считается наиболее простым в использовании.
Кроме того, выделяют следующие разновидности этого музыкального инструмента: хроматифон, бандонеон с наличием труб, а также бандонеон с раскладкой, как у фортепиано. Такие инструменты относятся к числу специализированных.
Звучание
Звучание у данного музыкального инструмента довольно своеобразное и отдалённо напоминает по звучанию орган. Оно может показаться несколько драматическим и печальным, из-за чего его, кстати, и стали задействовать в оркестрах.
Звукоизвлечение бандонеона происходит за счёт особого колебания язычков из металла. Каждая из клавиш инструмента производит такой звук, который не похож ни на один другой. Интересно и то, что одна и та же кнопка инструмента может выдавать различные ноты на вдохе и выдохе мехов.
На качество звука, помимо этого, также есть возможность влиять. Делают это с использованием колена одной из ног, на которое во время исполнения музыкальной композиции кладётся инструмент.
Источник