Баневич крыса ноты для фортепиано
В 2005 году исполнилось 200 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти великого сказочника, удивительного доброго выдумщика Ханса Кристиана Андерсена. Нет, наверное, на всем свете человека — ребенка или взрослого, — который никогда в жизни не слышал бы ни о Снежной королеве, ни о Дюймовочке, ни о навевающем сказочные сны Оле-Лукойе. А уж о голом короле или заводном соловье говорят просто всюду — от детских яслей до парламентских трибун. И, надо сказать, почти всегда к месту.
Но есть области, где сказка живет так естественно, будто была здесь всегда, — это театр и музыка. Когда слушаешь и смотришь в театре спектакли петербургского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» или «Стойкий оловянный солдатик», то кажется, что Андерсен сам стоит за кулисами — и вот сейчас, после финального аккорда, выйдет на поклон.
Пьесы Сергея Баневича по мотивам сказок Андерсена, переложенные для фортепиано другим замечательным композитором Леонидом Десятниковым, так свежи, так живо театральны и близки детскому воображению — и так просты для детских рук — что хочется назвать их классическими. А иногда романтическими. Иногда по-современному ироничными. На самом деле в них есть и то, и другое, и третье. Но главное — они сказочно светлы. И замечательно выдуманы. Как сказки Андерсена.
Съезд гостей (полонез)
Лошадь
Солдатик и балерина
Крыса
Заводной соловей
Песня соловья
Вальс на балу
Карета
Северная полька
Кай и Герда
Танец разбойников
Ледяной дворец
Танец трубочистов
Северное сияние
Источник
Баневич крыса ноты для фортепиано
МУЗИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Переложение, составление и педагогическая редакция — Барахтина Ю. В.
#ноты_для_фортепиано@kamerton.music
«Появление в свет данного сборника основано на многолетнем опыте работы с детьми и знании репертуарных потребностей учащихся ДМШ. В последнее время наблюдается заметная тенденция выхода нотной литературы для музыкальных школ за рамки привычных репертуарных серий. Это связано с изменением интересов учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в русло музицирования. Отсюда и возникла необходимость в появлении грамотно адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых, ранее окончивших музыкальную школу, возможность свободно, почти без предварительного разбора и выучки исполнять хорошие, популярные, любимые песни и пьесы.
В сборник вошли:
Детские песни, танцевальная музыка и песни из мультфильмов;
Песни из отечественных кинофильмов и телепередач;
Популярные произведения классической музыки;
Мелодии зарубежной эстрады XX века.
Автор-составитель переложений пытается путем облегчения изложения нотного текста добиться главной цели данного издания: возможности сиюминутного исполнения, музицирования по нотам. Поэтому тексты переложений написаны в наиболее удобной фактуре, нередко для простоты чтения нот изменяется (упрощается) ритмический рисунок, подробно выписывается аппликатура. В то же время при прохождении песен и пьес сборника с преподавателем, вполне возможно обучение учащихся на данном материале элементарным исполнительским основам, это: интонационно-грамотное исполнение музыкальных фраз, правильное построение звукового соотношения мелодии и аккомпанемента, чистота педализации и т.п. Автор-составитель надеется на то, что сборник будет востребован в повседневной музыкальной жизни учащихся и всех желающих музицировать.» (Ю. В. Барахтина)
Вып 1
A. Спадавеккиа. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»
B. Шаинский. Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок»
В. Шаинский. Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки»
Г. Гладков. Песенка Львёнка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песенку»
Д. Кабалевский. Наш край
Р. Лехтинен. Летка-енька
Танец утят. Французская народная песня
В. Шаинский. Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот»
В. Шаинский. Голубой вагон. Из мультфильма «Шапокляк»
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из кинофильма «Приключения Электроника»
В. Шаинский. Снежинки
В. Шаинский. Крейсер «Аврора. Из мультфильма «Аврора»
В. Шаинский. Песенка крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка»
В. Шаинский. Белые кораблики. Из музыкальной сказки «Площадь Картонных Часов»
Д. Уотт. Три поросёнка
Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
И. Корнелюк. Город, которого нет. Из телефильма «Бандитский Петербург»
Д. Шостакович. Романс. Из кинофильма «Овод»
В. Соловьёв-Седой. Подмосковные вечера. Из кинофильма «В дни спартакиады»
Ю. Варум. Городок
М. Таривердиев. Маленький принц
П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
П. Чайковский. Вступление к балету «Лебединое озеро»
В. Моцарт. Колыбельная
В. Моцарт. Симфония № 40 (отрывок)
М. Глинка. Жаворонок
Санта-Лючия. Итальянская народная песня
Ф. Шуберт. Форель
Ф. Шуберт. Серенада
Ф. Шуберт. Ave Maria
П. Сонневиль. Баллада для Аделины
П. Сонневиль. Песня кондора. Перуанская народная песня
К. Франсуа, Ж. Рево. Мой путь
М. Легран. Мелодия. Из кинофильма «Шербурские зонтики»
А. Л. Уэббер. Память
Э. Морриконе. Мелодия. Из кинофильма «Профессионал»
Дж. Мендел. Тень твоей улыбки
Дж. Дассен. Если бы тебя не было
Б. Кемпферт. Путники в ночи
Б. и Р. Гибб. Мелодия
Д. Зандер. Весенние грёзы
A. Рамирес. Странники
Дж. Лейтон. После прощания
B. Андерсон. Счастливого Нового Года!
М. Дворжак. Размышление
Дж. Шеринг Колыбельная
Ф. Лей. Мелодия. Из кинофильма «История любви»
М. Шмитц. Зимний вечер
Н. Рота. Мелодия. Из кинофильма «Крёстный отец»
X. Родригес. Кумпарсита. Аргентинское танго
Дж. Леннон, П. Маккартни. Вчера
Вып 2
Ёлочка. Вариации на песенку М. Красева
Л. Бекман. В лесу родилась ёлочка
B. Шаинский. Антошка. Из м/ф «Весёлая карусель»
Е. Крылатов. Колыбельная медведицы. Из м/ф «Умка»
Е. Крылатов. Лесной олень. Из к/ф «Ох, уж эта Настя»
Е. Крылатов. Прекрасное далёко. Из т/ф «Гостья из будущего»
Э. Градески. Задиристые буги
Э. Градески. Счастливые буги
Э. Градески. Маленький поезд
Р. Петерсен. Матросский танец
A. Боловлёнков. Радужные острова
Э. Градески. Мороженое
М. Шмитц. Микки-Маус
М. Шмитц. Буги-бой
Р. Петерсен. Старый автомобиль
М. Шмитц. Полька. «Рэгтайм»
C. Джоплин. Артист эстрады. «Рэгтайм»
Н. Паганини. Вариации
Т. Альбинони. Адажио
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок»
Ж. Бизе. Марш Тореадора. Из оперы «Кармен»
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных»
B. Моцарт. Маленькая ночная серенада
И. С. Бах. Шутка
И. С. Бах — Ш. Гуно. Свободная фантазия. На тему «Ave Maria»
П. Чайковский. Танец феи Драже. Из балета «Щелкунчик»
П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»
А. Шнитке. Постлюдия. Из музыки к м/ф по рисункам А.С. Пушкина
А. Зацепин. Берег моря. Из к/ф «Красная палатка»
П. Чекалов. Посвящение. Музыка из к/ф «На родине В. Шукшина»
А. Полонский. Цветущий май. Фокстрот
И. Шварц. Романс. Из к/ф «Турецкий Гамбит»
К. Молчанов. Вальс Анны Снегиной. Из к/ф «Пой песню, поэт. » («Сергей Есенин»)
С. Баневич. Дорога. Фантазия из музыки к т/ф «Никколо Паганини»
В. Дональдсон. Моя крошка
К. Вайль. Мэкки-нож
В. Юманс. Чай вдвоём
А. Попп. Песня прощения
Г. Симари. Г. Арагониа. Мелодия. Из сериала «Чёрная жемчужина»
А. Попп. Небесная любовь
Дж. Уорнер. Мелодия из к/ф «Титаник»
Палавичини. Индейское лето
Дж. Гершвин. Колыбельная. Из оперы «Порги и Бесс»
М. Шмитц. Маленькая колыбельная
П. Сенневиль. О. Туссен. Пробуждение весны
М. Шмитц. Меланхолический романс
М. Шмитц. Романтическое интермеццо
М. Шмитц. Королева Линда
К. Морган. Мелодия Бимбо
Л. Оливейра. Мелодия. Из к/ф «Генералы песчаных карьеров»
Ж. Косма. Опавшие листья
Г. Манчини. Лунная река
Вып 3
Ф. Черчилль. Белоснежка
Ф. Черчилль. Вальс Белоснежки
B. Шаинский. Песенка Чебурашки
Б. Савельев. Песенка кота Леопольда
Г. Гладков. Песенка друзей
Е. Крылатов. Крылатые качели
М. Малевич. Золушка грустит
Л. Виндер. Настроение
И. С. Бах-Ш. Гуно. Прелюдия Ave Maria
Л. Боккерини. Менуэт
Ф. Госсек. Тамбурин
Л. Бетховен. К Элизе, фрагмент
Л. Бетховен. Вспоминая «Лунную сонату»
Л. Бетховен. Симфония №5. Экспозиция I части 24
C. Прокофьев. Монтекки и Капулетти. Из балета «Ромео и Джульетта»
Г. Кассерн. Карамельки
М. Таривердиев. Песня о далёкой родине
В.Дашкевич. Шерлок Холмс. Музыка из фильма
К. Боллинг. Борсалино
М. Жарр. Вальс. Из к/ф «Доктор Живаго»
Р. Роджерс. Голубая луна
Д. Керн. Дым
Д. Барбеливьен. Мой парень. Из репертуара Патрисии Каас
Ж. Пьермонт Весёлые колокольчики
3. Конфри. Котёнок на клавишах. Рэг
Р. Качанте. Красавица
Ламбада. Латиноамериканский танец
Дж. Гершвин. Любимый мой
М. и П. Хиллс. С днём рождения
Б. Андерсон. Победитель получает всё
Д. Хенли. Отель «Калифорния». Из репертуара группы «Иглз»
Б. Мэй Песня группы «Квин»
Г. Уоррен. Поезд на Чуттанугу
С. Кутуньо. Привет!
М. Шмитц. Рэг «Воспоминание»
С. Джоплин. Рэгтайм
М. Варкентин. Светлая мечта
Д. Крамер. Танцующий скрипач
К. Веласкес. Целуй меня крепче
Вып 4
Б. Савельев. «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»
В. Шаинский. «Дождь пройдёт по улице» из м/ф «Далеко, далеко на юге»
Б. Жерар. «Мама-первое слово» из детского фильма-мюзикла «Мама»
А. Ермолов. «Паровоз Букашка»
В. Шаинский. Песенка Мамонтёнка из м/ф «Мама для мамонтёнка»
В. Юровский. Песенка Паровозика из м/ф «Паровозик из Ромашково»
В. Шаинский. «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!»
А. Островский. «Тик-так» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»
Й. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагмент)
Э. Григ. В пещере горного короля из сюиты «Пер Гюнт»
Й. Штраус. Вальс «Весенние голоса» (фрагмент)
М. Глинка. Арагонская хота
А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
Ш. Гуно. Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
Й. Брамс. Венгерский танец №5
М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»
Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт»
А. Хачатурян. Пляска пиратов из балета «Спартак»
Л. Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
А. Дворжак. Славянский танец №2 (фрагмент)
А. Хачатурян. Танец девушек из балета «Гаянэ»
А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ»
Ж. Бизе.Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Ж. Бизе. Цыганская пляска из оперы «Кармен»
С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
П. Чайковский. Дуэт Мари и Принца из балета «Щелкунчик»
Э. Куртис. «Вернись в Сорренто»
С. Намин. «Мы желаем счастья вам»
А. Пахмутова. «Надежда»
А. Бабаджанян. Ноктюрн
А. Зацепин. Песенка о медведях из к/ф «Кавказская пленница»
А. Зацепин. «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова»
Стинг. «Золотые поля»
Я. Тьерсен. Мелодия из к/ф «Амели»
Я. Тьерсен. Вальс из к/ф «Амели»
К. Бурвелл. Колыбельная Белле из к/ф «Сумерки»
А. Пьяццолла. Либертанго
И.Рума. Река в тебе
Б. Андерсон. «Мани-мани»
Источник
Методическая разработка «Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича»
Методическая разработка » Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.10_otkr._urok_banevich._obraznoe_myshlenie_uch-sya_1.docx | 200.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Октябрьская ДМШ»
Разработка открытого урока и методические комментарии
Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами
Преподаватель кл. фортепиано
Алиева Лилия Джамилевна
Цели и задачи, обеспечение урока………………………………………….
Рассказ о творчестве С. Баневича, его фортепианных циклах……….
Работа над образностью пьес из цикла С. Баневича
«По сказкам Х.К. Андерсена»: «Солдатик и балерина»……………..
Методические рекомендации по развитию образного мышления
Список источников и литературы к уроку…………………………………
Список литературы к методическим рекомендациям…………………….
Приложение. Нотные примеры………………………………………….
Урок проводился с учащимися 3-го, 4-го и 5-го классов МБУ ДО «Октябрьская ДМШ».
Цель урока: развивать образное мышление учащихся, расширять их знание о музыке современных композиторов (С. Баневич), работать над выразительностью образов пьес.
- образовательная: дать представление о творчестве современного композитора Сергея Баневича;
- развивающая: развивать образное мышление, навыки поисковой работы над средствами музыкальной выразительности;
- воспитательная: воспитывать творческий подход к своей работе, навыки самоконтроля.
Тип урока : урок работы над образностью, интерпретацией произведений.
Методы : историко-биографический, семантический, аналитический, частично-поисковый.
Оборудование : два фортепиано, ноты, портрет композитора, оборудование для показа презентации.
Материал : презентация PowerPoint.
1. Организационный момент, определение темы урока, представление учащихся (1 мин.) (слайд 1)
2. Теоретико-информативный раздел урока – рассказ о творчестве Сергея Баневича, его фортепианных циклах (7 мин.)
Как известно, в России существуют разные композиторские школы – московская, ленинградская (петербургская), нижегородская, свердловская и другие. Сергей Баневич – петербургский композитор. Петербургскую школу отличает свой стиль, особая тонкость и проникновенность звучания, яркая образность, современные ритм и гармония. Видные представители этой школы в ХХ веке – Дмитрий Шостакович, Галина Уствольская, Сергей Слонимский, Жанна Металлиди, Сергей Баневич.
Сергей Петрович Баневич родился 2 декабря 1941 года. В это время шла война, и семья была в эвакуации в Пермской области. В 1944 году вместе с семьей Серёжа вернулся в Ленинград. В Ленинградской государственной консерватории Баневич учился в 1960-е годы. Его учителями по композиции были Галина Уствольская и Орест Евлахов, которые в свое время были учениками Дмитрия Шостаковича.
Как представитель петербургской (ленинградской) школы, композитор продолжает традиции музыкального романтизма. Музыку Баневича отличает мелодичность, лиризм, изысканный гармонический язык. Его произведения талантливы и самобытны. Как говорил другой известный ленинградский композитор Исаак Шварц, музыка Баневича – «…это музыка, написанная лёгкой рукой большого мастера». Сергей Баневич награжден орденом Дружбы, национальной премией «За великое служение театру для детей» (слайд 2).
Баневич – известнейший современный композитор, сочиняющий театральную и детскую музыку. Многие его театральные сочинения раскрывают тему детства. Это оперы: «История Кая и Герды» (по сказке Андерсена «Снежная королева»), опера-балет «Русалочка» (по сказке Андерсена), опера «Городок в табакерке» (по сказке Одоевского), радио-оперы «Жил-был Коля», «Солнышко и снежные человечки», мюзиклы «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Тома Сойера», «Судьба барабанщика», оперетта «Остров сокровищ» (по Стивенсону). Баневич – автор музыки к более чем 30 кинофильмам и сериалам (слайд 3).
К ярким страницам творчества Баневича относятся детские вокальные и хоровые циклы, произведения для фортепиано. Композитор как будто обладает даром перевоплощения, его музыка наполнена волшебными звуками и образами.
Особенно любимы юными пианистами фортепианные циклы для детей: «По сказкам Пушкина», «По сказкам Андерсена», «Русалочка», «Петербургские страницы». Эти циклы предназначены для учащихся младших и средних классов ДМШ. Композитор не стремится точно передать сюжет, для него главное – передача характеров, образов, неуловимых настроений. Главная задача, как говорит Баневич, – научить детей понимать и передавать суть музыкального образа (слайд 4) .
В цикле «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена» – 14 пьес (слайд 5). Каждая пьеса имеет название (программу). Композитор опирается в пьесах на три типа программности. Первый тип – картинная программность. Здесь развивается один яркий музыкальный образ (портрет, звукоподражательная картина, пейзаж) – это пьесы «Лошадь», «Крыса», «Заводной соловей», «Карета», «Северное сияние». У учеников музыкальный образ этих пьес рождается в связи с имеющимися представлениями и жизненным опытом.
Второй вид программности – картинно-сюжетный – по мотивам какого-либо сказочного сюжета: «Вальс на балу», «Кай и Герда». Здесь следует учитывать жанр, в котором написана пьеса (вальс, песня, романс).
Третий вид – психологическая программность – передача чувств и настроений героев. Зная сказочный сюжет, можно догадаться об образах пьес. Но, главное – эти образы надо почувствовать. Это, например, пьеса «Солдатик и балерина».
3. Частично-поисковая работа над образной сферой пьес (35 мин.)
«Солдатик и балерина» (10 мин.)
Педагог: первая пьеса Баневича, к которой мы сегодня обратимся – «Солдатик и балерина».
С солдатиками у нас ассоциируется бодрая, маршевая музыка, например, такая (исполняет начало «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского). У Баневича же музыка совершенно иная – послушай, и скажи, какой этот солдатик (играет начало пьесы Баневича) (Ученик отвечает: характер печальный, мечтательный и т. д.)
А давай поищем, что сообщается о солдатике в сказке Ханса Кристиана Андерсена. Например, что он видит, когда мальчик выставляет солдатиков на стол. Солдатик видит сказочный мир – чудесный дворец с озером, лебедем, прекрасную красавицу-балерину: «На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением. Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка…» [2].
Давай посмотрим на кадры из мультфильма – какими художник видит Солдатика и Балерину? (тонкими, устремлёнными, мечтательными, романтичными) (слайд 6).
Ты читал в сказке, что произошло с героями дальше? (из-за происков тролля солдатик падает из окна на мостовую, потом попадает в ручей и речку, далее – в желудок рыбы и затем, по чудесному случаю – опять возвращается в прежнюю комнату с игрушками и красавицей-балериной. Затем солдатик нечаянно падает в камин, туда же порывом ветра уносит и балерину – и они вместе сгорают).
Андерсен не раз подчеркивает – солдатик испытывает настоящие человеческие чувства. Можно ли сказать по музыке, какие чувства испытывают герои сказки – солдатик и балерина? (влюбленность, мечта, надежда). Тебе надо было дома прочитать сказку и найти небольшой фрагмент, который больше всего отвечает настроению пьесы.
Ученик зачитывает фрагмент, описывающий чувства солдатика после возвращения домой: «Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали» [2] (слайд 7).
Педагог: Как бы ты стал исполнять такую музыку? Давай обратимся к нотному тексту – ведь композитор всегда даёт прямые подсказки – как играть пьесу. Прочитаем ремарку к пьесе: «В умеренном темпе, проникновенно». Как ты понимаешь слово «проникновенно»? (душевно, чутко). Прочитаем другие ремарки: piano (тихо), dolce (нежно). Мелодия исполняется плавно, так же плавно движется бас (по полутонам). Какой штрих больше подходит для исполнения этой пьесы? (legato).
В пьесе ясно слышны два персонажа: балерина и солдатик. В первой части где, по-твоему, балерина, и где солдатик? (первое предложение тт. 1–6 – балерина; второе – тт. 7–16 в более низком регистре – солдатик).
А как мы покажем, что в музыке два разных персонажа? Первое предложение мы будем исполнять более нежно, женственно, второе – чуть гуще, насыщеннее. Мелодия «балерины» очень робкая – в ней много вопросительных, восходящих интонаций. Мелодия как бы тянется к вершине, и потом с вершины ниспадает. Найди вершину в первом предложении (ми 3 в т. 4). Найди вершину во втором предложении (ре 2 в т. 11). Подходя к этим вершинам, мелодия как бы «раскрывается»; эти кульминационные звуки надо исполнить особенно выразительно и проникновенно. (Исполнение первой части пьесы).
В этой пьесе две части и кода. Меняется ли образ во второй части пьесы? (Становится более порывистым, драматичным). Из чего мы это слышим и видим? (Меняется ритм сопровождения – он более учащённый). Есть ли во второй части разделение на персонажей (Нет). Звучит музыка солдатика из первой части, но в более высоком регистре, с мажорными гармониями, развитым сопровождением. Где, по-твоему, кульминация пьесы, наиболее яркие такты пьесы? (тт. 21–23). (Исполнение второй части).
Что происходит в коде? (Повторяются начальные интонации – музыка балерины, сопровождение замедляется, замедляется темп). С каким фрагментом сказки можно сравнить коду? («На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку» [2]). (Исполнение коды).
Как композитор показывает окончания частей? (Замедлениями). Обрати внимание – замедления композитор отмечает одинаково, или по-разному? (По-разному: в конце первой части – poco rit. чуть замедлить; в конце второй части – ritenuto molto – весьма замедлить, сильно замедлить; в конце коды – ancora ritardando – более сдержанно). (Исполнение с правильными замедлениями).
Сыграем пьесу еще раз. Не забудем: в первой части – робкие, вопросительные интонации, четко различаются музыка балерины и солдатика. Вторая часть – устремлённая, взволнованная, с самой яркой кульминацией. Далее – сильное замедление и печальная кода, более сдержанная по темпу. (Исполнение пьесы).
Как ты думаешь – о чем пьеса Баневича? (Об очень нежной, чистой любви). Несмотря на то, что история, рассказанная Андерсеном, грустная, пьеса оставляет светлое впечатление. Подумай, с помощью чего оно создаётся (Устремленность мелодии вверх, мелодия в верхнем регистре, тонкая гармония, балансирующая между мажором и минором, общая прозрачность звучания).
Следующая пьеса из цикла – «Крыса» (слайд 8) . Крыса – яркий персонаж сказки той же сказки Андерсена о стойком оловянном солдатике. Солдатик сталкивается с крысой и чуть не гибнет, когда плывет на бумажном кораблике по бурному ручью. (Зачитывает): «Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку. “Куда меня несет? – думал он. – Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!” Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками. “Паспорт есть? — спросила она. — Предъяви паспорт!” Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам: “Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!”» [2].
В мультфильме, снятом по сказке, крыса неожиданно выскакивает из-под моста, зацепляет кораблик багром и тянет. Всё происходит во время бурного дождя – везде потоки воды, картинка меняется стремительно.
Какая, по-твоему, крыса в пьесе Баневича? (Подвижная, юркая, страшная, угрожает солдатику).
Какими средствами выразительности это подчёркивается? (Громкая динамика, быстрый темп, характерная мелодическая линия – с хроматической гаммой, форшлагами).
Обрати внимание на аккомпанемент – он размашистый, с диссонирующими интервалами, угрожающими ударами. Одновременное сочетание такого аккомпанемента и характерной мелодии создаёт особенно яркий образ крысы.
Ты слышал пьесу «Солдатик и балерина» – в чем отличие звукоизвлечения между пьесами «Солдатик и балерина» и «Крыса»? (Первая пьеса исполнялась плавно, во второй много акцентов, отрывистых звуков).
Давай проведём эксперимент – сыграем «Крысу» тихо и медленно (Играем начало). Что стало с образом? (Образ изменился, пьеса стала неинтересной). Каким звуком будешь исполнять пьесу? (Отчетливым, крепким).
Исходя из музыки, мы даже можем понять, какие действия производит крыса. Где она, по-твоему, бежит, подпрыгивая? (тт. 1–3). Где она пугает солдатика? (crescendo, наплывающие форшлаги в тт. 4–9). Где тянет багром лодочку? (повторяющиеся интонации в тт. 11–12). Где бахвалится своей силой? (фактура бас-аккорд в тт. 13–14).
Обрати внимание: здесь множество оттенков, некоторые фразы сразу начинаются громко, некоторые начинаются тихо, но затем в них усиливается громкость. Это как бы показывает разнообразные движения крысы, она то удаляется, то приближается, а также гримасничает, злится, пугает и так далее. Также – характер крысы показывается сразу предельно ярко, пьеса начинается очень громко. Исполним эту пьесу, следуя оттенкам, следя за движениями крысы (Игра пьесы – один или два раза).
«Вальс на балу» (15 мин.)
Педагог: Другое название этой пьесы – «Вальс Русалочки». Вы знаете, о чем сказка Андерсена «Русалочка»? (Это красивая история о сильной любви Русалочки к принцу. Нежная героиня жертвует голосом, терпит нестерпимую боль, чтобы быть рядом с принцем. Но он женится, и Русалочка превращается в морскую пену).
Да, вот такие события предшествовали в сказке вальсу Русалочки на балу. Давайте прочитаем фрагмент сказки, где описывается героиня во время бала. «Паруса надулись от ветра, корабль легко и плавно скользнул по волнам и понёсся в открытое море. Как только смерклось, на корабле зажглись сотни разноцветных фонариков, а матросы стали весело плясать на палубе. Русалочка вспомнила, как она впервые поднялась на поверхность моря и увидела такое же веселье на корабле. И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда ещё она не танцевала так чудесно! Её нежные ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли – сердцу её было ещё больнее. Она знала, что лишь один вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела невыносимые мучения, о которых он и не догадывался. Лишь одну ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звёздное небо, а там наступит для неё вечная ночь, без мыслей, без сновидений. Ей ведь не было дано бессмертной души! Далеко за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце…» [1].
Вальс – особый жанр, танец, обладающий незабываемым собственным образом. Охарактеризуйте его (скользящий, летящий, романтичный). Особенность вальса – в трехдольности, при этом третья доля исполняется легко, а первая доля – подчёркнуто активно. Вот что сказал о вальсе известный музыковед Вячеслав Медушевский: «…в вальсе – глубокий провал на сильной доле, от которого кружится голова и замирает сердце» [3, с. 13].
Сколько разделов в этом вальсе, чем они отличаются друг от друга? (Три части, первая тихая, вторая более мужественная, третья – яркая, кода – затихающая). Какая часть содержит «музыкальный портрет» Русалочки? (Первая часть). Какая здесь Русалочка? (Нежная, мечтательная, фантастическая) (слайд 9). Переведите ремарки композитора (dolcissimo – «очень нежно», sognando – «соньяндо» – «мечтательно, как бы во сне»). Что придаёт образу особую хрупкость (необычные гармонии, тонкая мелодия в высоком регистре, с восходящими интонациями). Обратите внимание на необычную кульминацию в т. 10 (си-бемоль 3 ) – это необычная, «тихая кульминация». (Исполнение первой части).
Из чего мы понимаем, что вторая часть контрастна первой? (Меняется регистр, громкость, насыщенность звучания). Какое условное название можно дать началу второй части? (Музыка принца). Какая характерная черта мелодии здесь? (Выраженная опора на первую долю – половинная нота в начале такта. Это придает звучанию характер мужественности, прямолинейности). Появляется ли во второй части Русалочка? (с т. 38 и до конца второй части) (слайд 10). Как в музыке показано её появление? (сопоставление далёкой тональности, изменение регистра, ритмического рисунка). Есть ли звукоподражание в пьесе? (восходящая вверх быстрая гамма – как бег Русалочки). Попробуй исполнить вторую часть с учётом этих пожеланий (исполнение второй части Вальса).
Третья часть Вальса – наиболее громкая, насыщенная. Мелодия удваивается, сопровождается плотными аккордами. Соответствие в сказке (зачитывает): «В тот же вечер жених с невестой должны были отплыть на родину принца; пушки палили, флаги развевались…».
Кода – начинается тихо, poco accelerando (чуть ускоряя). Это как бы послесловие к прошедшим событиям. Русалочка не стала убивать принца, она пожертвовала собой – растворилась морской пеной. Но в сказке её подхватили дочери воздуха, и она вместе с ними поднялась к солнцу. «Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. … У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены» [2]. Заканчивается вальс утверждающе– с расширением (poco ritenuto), громко, в аккордовом звучании. При исполнении обрати внимание на звуковой контраст между плотным звучанием третьей части и тихим началом коды (Исполнение).
Просмотрим ещё раз образный, динамический, темповый план нашего исполнения (Ученик проговаривает вслух, какие образы и как он будет исполнять). А теперь – исполнение пьесы в целом.
4. Завершение урока, домашнее задание (2 мин.)
Итак, фортепианные альбомы Сергея Баневича – целый мир с образами сказок, где есть и звуки природы, и характерные герои, и мир человеческих переживаний. Баневич, которому присуще театральное мышление, создаёт яркие музыкальные картинки. Мелодии его пьес выразительные, индивидуализированные, с точно найденными интонациями. Фортепианная партия насыщена интересными деталями. Разнообразные ремарки – указания характера, штрихов, отклонений от темпа, динамики. Необходимо понять смысл выразительных средств пьесы, обосновать их, опираясь на ассоциации из сказок, добиваться яркого и творческого исполнения.
Домашнее задание для учащихся – продумать образные решения пьес, выстроить исполнение пьес в целом (динамическое развитие, кульминации). По желанию – нарисовать героев и настроение исполняемых произведений.
Источник