Джембе – африканский барабан
Многие этнические инструменты однажды обретали мировую популярность. Барабан джембе, появившийся в Западной Африке, стал ярким примером такого хода событий. В нашей статье мы подробно расскажем о том, откуда появился этот барабан, как он устроен и звучит, и в каком виде его можно купить на сегодняшний день.
Что такое джембе — история музыкального инструмента
Как это бывает со многими этническими инструментами, очень сложно сказать, когда и где появился джембе. Большинство источников указывают на то, что впервые его можно было услышать в Западной Африке. Существует множество теорий о том, как именно мог возникнуть инструмент.
Некоторые говорят, что он мог появиться, когда кому-то из жителей Африки пришло в голову натянуть на ступку для приготовления пищи кожу козы, а другие цитируют легенду древних народов Африки, в которой говорится о том, что ранее барабаном обладали шимпанзе. Но однажды охотнику удалось поймать шимпанзе-музыканта вместе с его инструментом. За свое открытие охотник получил в жены первую дочь вождя племени, а обезьянки с тех пор могут только бить себя в грудь, как в барабан.
Наверное, мы никогда не узнаем подлинной истории, однако можем точно утверждать, что африканцы считали джембе особенным, магическим инструментом. Выполненный из цельного полена, он имел дух дерева, дух животного, из которого была сделана мембрана для джембе, и частичку души мастера, изготовившего музыкальный инструмент джембе.
Игре на джембе традиционно обучались только мужчины. Звучащий соло, либо в составе других ударных инструментов, барабан мог заставить людей танцевать, либо, при должном умении музыканта, рассказать целую историю, наполненную эмоциями и смыслом.
Африканский барабан джембе имеет чрезвычайно вариативное звучание. Он может выдавать крайне громкие звуки, с учетом своего сравнительно небольшого размера. Тембр может варьироваться от низкого баса до звонких шлепков. Опытный музыкант может умело чередовать все возможные звуки инструмента, создавая сложные ритмические композиции.
В 1950е годы, когда Африка получила независимость, некоторые музыканты этой страны отправились в путешествие. Одни из них, прибыв в Европу, организовали балет под названием Les Ballets Africains. Концерты этого коллектива открыли миру барабан джембе, после чего его популярность стала неуклонно расти, и в наши дни звучание этого африканского барабана можно услышать как в этнической, фолк, так и популярной музыке.
Из чего сделан и как устроен джембе
Джембе представляет собой продолговатый барабан, имеющий форму кубка. В оригинале корпус изготавливается из цельного полена, путем выдалбливания его изнутри. Используют недавно упавшее дерево Ленке, его древесина не успевает полностью высохнуть и хорошо поддается обработке. В отличие от внешней части корпуса, внутреннюю полость изготавливают шероховатой, со специальными выемками и нарезкой. Такой способ обработки позволяет избежать излишнего сустейна при звучании, сохраняя звук читабельным.
При помощи веревок на широкой части барабана натягивается козья кожа, либо кожа другого животного, например коровы. Для закрепления и подстройки мембраны джембе применяют специальные деревянные колышки.
В наше время можно встретить как достаточно аутентичные джембе, так и его упрощенные и удешевленные версии. Некоторые из них изготавливают не из цельного, а кускового дерева, что плохо сказывается на звучании, однако удешевляет цену и облегчает вес джембе. Кроме того, современные фабрики применяют для корпуса композитные материалы и пластик. Традиционное веревочное крепление в некоторых случаях заменяют на винтовое, что хорошо сказывается на удобстве, но едва ли соответствует оригинальному рецепту джембе.
Очень громкое и богатое звучание этого инструмента объясняется особым процессом, происходящим внутри корпуса – резонансом Гельмгольтца. Воздух, входящий и выходящий из инструмента, начинает резонировать, создавая особенный гул, что и формирует узнаваемый тембр джембе.
Настройка джембе и техника игры
На джембе играют голыми руками, используя различные положения ладони для извлечения разных тембров звуков. Удар сомкнутыми пальцами ладони посередине пластика вызывают басовый звук. Удары, направленные ближе к ободу барабана, извлекают более высокие, перкуссионные звуки. Опытные музыканты могут извлекать и средние по высоте ноты.
Музыканты часто используют кессинг – специальные металлические пластины с колечками, которые крепятся к корпусу джембе. От ударов по барабану кольца начинают звенеть, обогащая звучание инструмента.
Барабан располагается между ног музыканта, который играет на нем стоя. Некоторые предпочитают садиться на джембе, но в целом такая техника не рекомендуется, потому что даже цельнодеревянный инструмент может не выдержать вес взрослого человека.
Громкость джембе возрастает со степенью натяжения мембраны. Кроме того, натяжение влияет на тон инструмента. В ансамблях джембе, музыканты настраивают свои инструменты в разных тонах, таким образом еще больше усложняя исполняемую композицию.
Для того чтобы настроить классический джембе, необходимо натянуть веревки, которые крепят мембрану к корпусу. Используя свой слух, либо тюнер, вы сможете настроить инструмент на определенную ноту, создав гармоническое созвучие в ансамбле, либо добившись определенного характера звучания соло инструмента.
Как выбрать джембе
Как и обычно, выбор инструмента полностью зависит от финансовых возможностей и целей, которые вы перед собой ставите. Если для вас важен громкий и насыщенный звук, качественное и исторически достоверное исполнение — выбирайте цельнодеревянные джембе, имеющие мембрану из кожи животного. Такие барабаны смогут в полной мере раскрыть все свои возможности, оправдав ожидания самых искушенных барабанщиков.
Однако, если для вас важна цена, либо мобильность инструмента — внимательно смотрите на материал, из которого сделан джембе. Барабан, склеенный из нескольких кусков дерева, либо выполненный из пластика будет гораздо легче своего оригинального прообраза. Немного потеряв в звуке, вы обретете легкий и удобный инструмент, который будет легко брать с собой в поездки, и не волноваться за его состояние.
Источник
ЗВУКИ АФРИКИ: НЕОБЫЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОНТИНЕНТА
Непростая история африканских народов, культурная экспансия и необычайная природа заставляли жителей жаркого континента создавать причудливые музыкальные инструменты. Среди которых есть и симбиоз гитары и арфы, и барабаны, вырезанные из нефтяных бочек. Об этих звуковых диковинках, которые приглянулись поп-музыкантам, мы и рассказываем.
КАЛИМБА
Существует класс язычковых инструментов «ламеллофоны». В английском языке для них есть специальный термин thumb piano, то есть «пианино большого пальца». К ним можно отнести и калимбу, которая является современной адаптацией таких инструментов, как мбира, ликембе, чисанзи, эндонго и других, схожих по строению.
Историки считают, что первая протокалимба появилась около 1000 лет назад в Зимбабве. В ходе археологических раскопок были найдены язычки, датируемые 500-700 г. н.э. Калимба, которую мы можем найти в магазинах, создал исследователь этномузыки Хью Трейси.
Что интересно, эта модерновая модель производится ныне в Южно-Африканской Республике. Для изготовления корпуса используют мубвамаропу — кровоточащее дерево. Оно хорошо резонирует и позволяет добиться максимально высокого и яркого звучания. После чего стальные язычки, имеющие одинаковую ширину и толщину, но отличающиеся длиной, зажимаются между двумя планками, которые крепятся к корпусу. Можно прижать язычки планкой прямиком к корпусу, главное, отрегулировать давление. Калимбы настраиваются на мажорные лады.
Играть на инструменте просто. Музыкант держат его обеими руками и большими пальцами нажимает, а после отпускает язычки. Доносятся довольно приятные, звонкие звуки с коротким сустейном.
Группа HAB из Бразилии играет этнокосмический пост-рок, где калимба исполняет роль лидирующего инструмента. Если долго слушать, то можно оказаться в джунглях среди причудливых животных.
Это очень странный инструмент, представляющий из себя смесь арфы и гитары. Узнали о нем благодаря исследователю Мунго Парку, который описал вундервафлю в книге «Путешествие в районы Африки» в 1799 году. Возникла кора в поселениях долины реки Гамбия. Упоминается она также и в Буркина-Фасо, Гвинее, Сьерра-Леоне и Сенегале.
Согласно легенде, мужчина однажды отправился на охоту вместе со своей собакой. Долго он бродил в поисках добычи, пока не решил отдохнуть у дерева, к которому была прислонена кора. Он впервые видел этот инструмент. Аккуратно коснулся струн. Так ему понравилось звучание, что он решил забрать его себе.
По пути в деревню он встретил незнакомца. Это был дьявол. Мужчина спросил его: «Ты знаешь, что это?». Нечистый ответил: «Это кора. Она вам поможет в усталости». Он научил охотника играть и сказал взять инструмент домой. Люди в деревне дивились звучанию и твердили, что кору очень приятно слушать. А к охотнику каждую ночь приходил во снах незнакомец, который рассказывал множество интересных вещей об инструменте, в том числе и о том, как его изготовить.
Стоит отметить, что латиницей существует два варианта написания: kora (английское) и cora (французское). Кора никогда не являлась ритуальным инструментом. Зачастую её использовали для музыкального аккомпанемента историй, которые рассказывали в семейном кругу или на общественных праздниках.
Играют на коре двумя руками, как на арфе, держа корпус вертикально. Её звучание напоминает звучание высоких струн акустической гитары.
Традиционно кора имеет 21 струну, хотя количество зависит от региона. 11 струн размещаются по левую сторону от грифа, 10 — по правую. 7 струн существуют, чтобы оживить прошлое, другие 7 — чтобы озвучить настоящее, и еще 7 — чтобы предсказать будущее. Есть версия, что каждые 7 струн символизируют матерь, отца и ребенка.
Материалы для изготовления коры зачастую используются в ритуальных действах. Для корпуса используют тыкву, наполненную землей, которую покрывают кожей овцы, коровы или козы. Гриф делают из древесных растений. Струны к нему крепятся на булавки и натягиваются через специальный деревянный боковой мост.
В 1986 году музыкант Роберт Грави изготовил грави-кору или электрокору. Инструмент позволяет передать все ощущения от игры на классической коре, только с помощью звукоснимателей. А соответственно, можно всячески измываться над звуком. Но есть и свои особенности. Диапазоны нот распределены неравномерно. Левая сторона звучит в басовом регистре, а правая — в регистре верхних частот.
Виртуозом игры на коре является девушка Сона Йобартех. Её биография заслуживает внимания. Она родилась в семье гриотов (африканских музыкантов). Как правило, только мужчины, рожденные в таких семьях, имеют право профессионально заниматься музыкой в странах Западной Африки. У них особая миссия: рассказать историю своего рода людям. Сона же стала исключением. Она в совершенстве овладела корой и заслужила уважение среди коллег.
ВАЛИХА
Валиха считается мадагаскарским национальным инструментом, хотя и имеет индонезийские корни. Название происходит от слова «вадья», которое переводится с малагасийского языка как «священный инструмент». Скорее всего азиатские корни в Африке появились благодаря торговцам, путешествующим на континент через Индийский океан.
Изначально валиху делали из бамбука. По краям цилиндра забивали держатели (пробки), к которым привязывали бамбуковые струны с разным количеством волокон. Звук был очень тихим, поэтому со временем струны заменили на металлические (часто использовали телефонные провода и велосипедные тормозные тросы). Добавили также колышки, с помощью которых стало возможным настраивать инструмент.
Игра на валихе считалась уделом аристократов. Но запретный плод манил рабов, которые иногда превосходили в мастерстве своих хозяев. Исполняли на ней композиции во время семейных и религиозных праздников.
Музыкант держал валиху между ног и дергал от 16 до 22 струн, настроенных обычно в «ре мажоре» с низким «ля».
В не очень далеком 1973 году французский первопроходец этно-джаза Jef Gilson решил записать произведение Valiha DeL, в котором показал «как надо» играть на валихе. Звучит она, конечно, как взбесившаяся лютня, но это не преуменьшает её красоту.
СТАЛЬНЫЕ БАРАБАНЫ (СТИЛПЭН)
Очень тяжело перевести steelpan, особенно если учитывать происхождение этого инструмента. Создан он был из промышленных отходов, а точнее из выброшенных на свалку нефтяных бочек, в каждой из которых народные умельцы догадались делать отличающиеся друг от друга по звучанию вмятины. Именно поэтому лучше называть это чудо музыкальной мысли «стальная кастрюля».
Как и в случае с валихой, этот инструмент имеет непростую историю. Его создали потомки африканских рабов из стран Западной Африки, привезенных на остров Тринидад, расположенный в Карибском море. Лишь во второй половине ХХ века инструмент был заслуженно представлен на «родине».
Предтечей появлению кастрюли стал карнавал 1881-го года. Правительство запретило участникам играть на барабанах, обтянутых животной кожей. Причиной этому стали беспорядки в городе, которые подогревались барабанными ритмами.
Люди не растерялись и стали использовать срезанные бамбуковые палочки. Они стучали ими друг о друга и по земле. И это развлечение стало вне закона в 1934 году.
Наступило время нефтяных бочек. Это был период времени, когда любой, в основном металлический, мусор стали адаптировать под музыкальную деятельностью. Играли на всем: от запчастей автомобиля до банок из-под печенья.
Следует понимать, что изначально бочка была однонотовой. Это уже в 40-х научились вырезать кастрюли/сковородки и выбивать в них углубления.
В период 70-80-х годов steelpan оставался «уличным» инструментом, хотя зарубежные исполнители выкупили фишку. The Hollies использовали «кастрюлю» в песне Carrie Anne, Prince — в песне New Position, а Spyro Gyra разбавила волшебным звуком композицию Morning Dance.
Источник