- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- С чего начать обучение ребенка игре на барабанах. Джембе — инструмент, который слышат все
- Игра — самый прогрессивный способ обучения
- Ритмотерапия с помощью джембе
- Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- А ты грамотный барабанщик?
- Зачем нужно знать ноты барабанщику?
- Как выучить нотную грамоту ударнику?
- Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.
- Нотный стан.
- Нота и паузы.
- Длительности нот и пауз.
- В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
С чего начать обучение ребенка игре на барабанах. Джембе — инструмент, который слышат все
Игра на большинстве перкуссионных инструментов предполагает серьезные навыки звукоизвлечения. В этой статье разберем, почему для детей, которые хотят научиться играть на ударных музыкальных инструментах, лучше начать с джембе.
Джембе — западноафриканский барабан. Функции: и соло, и аккомпанемент. Изготавливают джембе из цельного куска древесины, форма инструмента — кубок с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи. Играют на джембе двумя руками. Техника игры предусматривает применение трех основных тонов — это низкий удар, высокий и шлепок.
Джембе — самый простой инструмент, которым может овладеть даже дошкольник.
Чтобы барабанщик научился хорошо играть, сначала он должен долго тренироваться выстукивать каждый следующий звук экстремально медленно и раскованно. При этом важно сохранять ритмику. Срабатывает правило: что медленнее, то быстрее.
Поэтому, начинающим барабанщикам будет полезно поиграть в барабанном круге, очено популярном на Западе. Drum Circle — барабанный круг — поощряет детей их прислушиваться к миру с большим позитивом. Методика работает даже с детьми, слышащими звуки иначе или тем, кто не слышит их вообще.
Автор идеи барабанного круга — Артур Халл (Arthur Hull). Смысл барабанного круга в том, что каждый, независимо от того, играл ли он раньше на ударных инструментах или нет, садится и играет — то, что слышит и что может.
Ведущий барабанного круга не является тренером или педагогом в обычном смысле. Его называют фасилитатор, от английского to facilitatе — упрощать. Он создает условия и физическую и психологическую атмосферу: участники чувствуют, что им играть просто.
Фасилитатора можно назвать более привычным для нас словом-дирижер.
Педагог всегда должен видеть возможности. Основная цель в работе с детьми — заинтересовать,
а также помочь им научиться, избежать напряжения, что традиционно есть в тандеме «педагог-ученик».
Основа барабанного круга — это эффект со-настройки (играть вместе, слушая коллег) и полиритмия. Последняя является сложной для нашего «уха», которое настроено большеина мелодику, чем на сложный ритм. Главная роль ритма присуща африканской, латиноамериканской музыкальным культурам. Задача фасилитатора -несмотря на все трудности, делать игру интересной.
Ощущение ритма и слуха есть у всех, но кое-кто словно «зажат» и должен расслабиться. Следует идти к ритмике через «тело» — через механику и моторику, тогда все будет гармонично.
Формат круга помогает создать максимальный контакт участников. И здесь важнее процесс, а не результат: то есть что и как человек делает, а не для чего. То есть цель — процесс и, соответственно, самоощущение «на выходе».
Игра — самый прогрессивный способ обучения
Традиционно как первый ударный инструмент используют маракасы. Но маракасы лишь на первый взгляд — простой инструмент: новичок с их помощью создает больше шума, чем организованного ритма.
Поэтому, для детей, которые хотят научиться играть на ударных инструментах лучше использовать джембе.
Прежде всего посадка по инструменту является удобной: садимся на стул, кладем руки на колени, а между коленями — джембе. Все, играть удобно.
Ощущение ритма и слуха есть у всех, но кое-кто словно «зажат» и должен расслабиться. Советуем идти к ритмике через «тело» — через механику и моторику, тогда все будет гармонично.
Основной подход в работе с детьми — помогать им играть, создать условия, чтобы они поиграли вместе, так же, как и в барабанном круге. Сначала можно играть «шум», затем пробовать различные ритмичные фигуры.
Задача педагога или взрослого, помочь ребенку почувствовать ритм и научиться самому придумывать собственные ритмы.
Ритмотерапия с помощью джембе
Система образования, которая содержит план и поступательный ход по всем его пунктам безнадежно устарела. Она имеет право на существование, но педагоги обязаны четко осознавать, что мы живем в ХХІ веке и приоритеты образования сейчас совершенно другие.
Музыкальный педагог учит ребенка исполнять музыку, чтобы овладеть навыками игры на инструменте, чтобы стать музыкантом, культурной личностью.
Но сегодня музыкальный педагог может еще и выполнять функцию музыкального терапевта. Что это значит?
Например, педагог может научить детей принципам взаимопонимания с помощью барабанного круга. Дети приходят на занятия и отвлекаются от жизненных проблем, забывают о проблемах со здоровьем, здесь и сейчас ощущают комфорт, уют и заинтересованность.
Игра — наиболее естественный и самый прогрессивный способ обучения, как детей, так и взрослых: разницы нет, потому что играть любят все.
С помощью музыки и игры в коллективе надо стремиться привить детям чувство сообщества, важности собственного мнения, мнения другого и общего результата.
1. Дети чередуют удары правой и левой руками в центр джембе — «басовые» четверти.
2. Правой рукой играют «басовые» четверти, как в первом упражнении, а левой добавляют
слабые восьмерки «верхним» тоном-создают ритмичные рисунки.
Источник
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
А ты грамотный барабанщик?
Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»
А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!
Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.
Зачем нужно знать ноты барабанщику?
Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.
Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.
Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.
Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!
Как выучить нотную грамоту ударнику?
Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте!
Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)
Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.
Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.
Нотный стан.
Нотный стан (Нотоносец) — пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.
Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете изучать второй уровень!
На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.
Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.
Нота и паузы.
Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:
- головки (овала) — пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
- штиля и флажка (необязательны).
Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами. Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.
Длительности нот и пауз.
Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:
- 1/1 (целые) — записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
- 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
- 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
- 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
- 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
- 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.
Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.
Ноты с точкой.
Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.
Триоли.
Существует так же 1/3 ноты — называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.
Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)
В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?
Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.
Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.
Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.
Все эти нюансы будем рассматривать во второй части нашего Самоучителя!
Источник