Барчунов концерт для гуслей ноты

Ноты для гуслей

Ноты для гуслей и фортепиано

NEW Марен Марэ. «Рондо» из первой книги пьес для виолы да гамба, более известная как «Гавот Люлли».Аранжировка по оригинальным нотам М. Марэ — Елизаветы Панченко.

• И.Дунаевский, обрабтка Н.Федоровой «Ехал я из Берлина».

• Е. Баев. Концерт №2. На тему казачьей песни «Поехал казак на чужбину далеку».

Клавир (pdf 188 kb), Партитура (pdf 400 kb)

• Е. Баев. Концерт №3. На тему русской народной детской песни «Серенький козлик».

Клавир (pdf 178 kb), Партитура (pdf 341 kb)

• «Журавль», украинская народная песня. Редакция П.И. Чайковского, переложение Н. Федоровой

• Франческо да Милано. «Сюита для лютни»(канцона и танец), переложение Н. Федоровой

• Наталья Смирнова, редакция Н. Федоровой. «Чайная церемония»

• Наталья Смирнова, Наталья Федорова. «Жасминовый чай»

• Наталья Смирнова, Наталья Федорова. «Интермеццо»

По всем вопросам всегда можете ко мне обратиться.

Источник

Барчунов концерт для гуслей ноты

На сайте Санкт-Петербургского композитора и исполнителя на гуслях звончатых Константина Шаханова
очень много нот для гуслей:

ДЛЯ СОЛО ГУСЛЕЙ И КЛАВИРЫ:
——————————————————
1.«River flows in you»
2.«Баллада»
3.«Уральская плясовая»
4.«Ой, туманы мои, растуманы»
5. «За околицей»
6. Фантазия на три русские темы
7. В. Тихов. Фантазия на темы И. Дунаевского из к.ф.
8.Сюита «Кельтские танцы»
9.Р. н. п. «Во садику»
10. Колыбельная («Дрёма»)

СБОРНИКИ:
———————
1. «Союзмультфильм»
2. «Ой, со вечора»
3. «Классика для начинающих»

ПАРТИТУРЫ:
———————-
1. Наигрыш для жалейки «А я по лугу»
2. Концерт №2
3. Сюита «Кельтские танцы»
4. «Баллада»

Источник

Ноты для гуслей

История

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (бытовала гипотеза, что именно она является предком гуслей, на самом же деле кифара — древнегреческая ветвь эволюции гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко , Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских. (Возможно у современных им греков и египтян древние израильтяне научились делать струнные инструменты. В результате уже ко временам Давида в древнем Израиле получила распространение псалтирь.)

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов — голосников, — и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Им была составлена книга «Школа или самоучитель для гуслей»

Изготовление гуслей

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда — кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Крыловидные (звончатые)

Также называются яровчатыми (от слова явор (клён белый) — порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.

Крыловидные гусли были распространены в XIX—XX вв. в северо-западных районах России, в том числе граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытуют родственные инструменты: канклес, ку?оклэ, кантеле и каннель. Наибольшее количество инструментов было встречено исследователями в Псковской и Новгородской областях. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется от 4 до 6 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Во время игры он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Шлемовидные (гусли-псалтирь)

Шлемовидные или гусли-псалтирь. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента. Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья. На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом.

По мнению историка А. А. Новосельского, на Руси этот вид гуслей был заимствован у западноевропейских народов: на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий (лат. psalterium). Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке.

В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов, имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.

Гусли-псалтирь имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а левая — аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у марийцев (черемисов).

Лирообразные

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI—XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.

Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Правой рукой музыкант ударял по струнам ближе к струнодержателю. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.

Стационарные

Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI—XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55—66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими.

Щипковые

Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор, в нижней остальные звуки.

Клавишные

Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.

Основной приём игры — арпеджиато от нижнего звука к верхнему. Диапазон звучания составляет 4—6 октав: например, для 4-х октавных гуслей от Ля большой октавы до Ля третьей; для 5-октавных от Ля контроктавы до Ля третьей; для 6-октавных от Ля контроктавы до Ля четвёртой. Количество клавиш 13, соответствует диапазону звучания в одну октаву, как правило, от До до ноты До следующей октавы. Нажатие клавиши открывает соответствующие ей по тону струны в разных октавах. Также, у инструмента есть специальная клавиша, поднимающая демпферы над всеми струнами для возможности исполнения хроматического глиссандо.

Техника игры

Звончатые гусли

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен.. Игра под песни отличается плавностью ударов. Игра под пляску, наоборот.

  • для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  • для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  • для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  • для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  • строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Источник

Барчунов концерт для гуслей ноты

Потерпи душа моя как гусельки манят меня
мне девчонке не стерпеть чтоб под гуселечки не петь

возьми дролечка гармонечку пройди из края в край
у моёго у окошечка постой и поиграй

стану в воду по колено бейте волны по ногам
ничего что я ревнива всё равно разлука нам

ты сыграй а я спою про участь горькую свою
участь горькая моя не любят девушку меня

ты сыграй повеселее я тебе поднапою
не давай своёго милого в обиду никому

из батистова платочка все каёмки выпорю
говорить словам не буду всё на песнях выпою

хорошо но редко ходишь на неделе один раз
говоришь ходить далёко перейди живи у нас

моя молодость проходит как с трубы зелёной дым
так увяну незаметно своим сердцем молодым

Варианты настройки гуслей:

для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;

для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;

для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;

для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Как правильно ухаживать за гуслями?

Гусли·24 мая в 14:41

Возникает вопрос как правильно ухаживать за гуслями, чтобы инструмент прослужил долго и исправно. Рассмотрим некоторые факторы:

Рекомендуется хранить инструмент в помещении с температурой воздуха 20-25°C градусов. т.к. дерево очень восприимчиво к температурным перепадам. Уберечься от перепадов поможет чехол.
— Не следует храните инструмент рядом с батарей.
— Длительного воздействия солнечных лучей не благоприятно.
— Зимой, придя с улицы в теплое помещение, не стоит сразу доставать инструмент, и тут же начинать играть на нем. Лучше всего, подождать около получаса- часа.

При высокой влажности инструмент разбухает, при низкой усыхает, могут появиться трещины. Рекомендуемая влажность 50-60%.

В летний и зимний периоды влажность резко понижается, чтобы гусли не усыхали можно использовать увлажнитель и ни в коем случае не ставить свой инструмент рядом с отопительными и охлаждающими приборами.

Весной и осенью, наоборот, влажность повышенная поэтому лучше всего хранить гусли в чехле.

— Перед игрой на инструменте следует мыть руки и насухо вытирать.

— После каждой игры протирайте сухой тряпочкой струны, если хотите, чтобы они прослужили вам дольше. Если такой возможности нет, по мере загрязнения струны можно чистить специальным средством, продающегося в музыкальных магазинах.

— Корпус инструмента можно протирать сухой тряпкой или влажной с добавлением пары капель моющего средства. Все зависит от степени загрязнения инструмента.

Но если ваши гусли не покрыты лаком, данный способ чистки не подходит, ни в коем случае нельзя использовать воду.

Чтобы очистить такой инструмент, стоит использовать специальные масла и воски.

— Лакированный инструмент также можно обработать полиролем, он заглаживает микротрещины и придает инструменту блеск.

Источник

Читайте также:  Still dre пианино клавиши по цифрам
Оцените статью