- Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды
- Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E
- Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A
- Как строить аккорды с баррэ
- Как играть аккорды с баррэ по всему грифу, зная всего 5 аппликатур
- Как построить любой аккорд с баррэ
- Тоника аккорда
- Наклонение аккорда – мажор или минор
- Ноты на грифе гитары
- Примеры построения аккордов с баррэ
- Практические рекомендации.
- Как брать баррэ на гитаре. Список аккордов, советы и упражнения для начинающих
- Что такое баррэ и для чего оно нужно
- Большое баррэ
- Малое баррэ
- Как брать баррэ
- Постановка рук
- Проблемы с постановкой баррэ
- Утомляемость и боль при взятии баррэ
- Тренируемся зажимать баррэ на гитаре
- Полезные советы
- Аппликатуры основных аккордов с баррэ
- Заключение
Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды
Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.
Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E
Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.
Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.
Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.
Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:
Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».
Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp
Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A
Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:
Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp
Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.
Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.
При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.
Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.
Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb
Источник
Как строить аккорды с баррэ
Теория для практиков
Как играть аккорды с баррэ по всему грифу, зная всего 5 аппликатур
Для тех, кто занимается “съемом“ музыки на слух, созданием собственных аранжировок или пишет свою музыку.
В этой статье рассматривается принцип построения аккордов с баррэ. Это исключительно теоретический материал, но это теория для практиков. Это те знания которыми вы будете активно пользоваться когда будете “снимать“ музыку на слух, делать собственные аранжировки, писать свою музыку и так далее.
Можно ли обойтись без этого? Теоретически можно. Можно выучить все аккорды с баррэ, а это порядка сотни аппликатур. Или, как вариант, всегда можно посмотреть в интернете. Так?
Только в первом случае, те аккорды, которыми вы будете редко пользоваться – быстро забудутся. А интернет не всегда доступен. Да и неудобно это – за каждой аппликатурой лезть в интернет. Приходится тратить много времени и внимания.
Как построить любой аккорд с баррэ
Аккорды с баррэ не являются каким-то обособленным элементом. Они на прямую связаны с, уже знакомыми вам, аккордами в открытой позиции.
Сравните аппликатуру, я надеюсь, знакомого вам “открытого” аккорда E с аппликатурой аккорда с баррэ F.
Если не привязываться к положению на грифе, то аппликатуры почти одинаковые – разница лишь в том, что там где у аккорда F барре, у E – верхний порожек гитары.
Вот еще примеры общности аппликатур открытых аккордов в аккордами с барре.
Чтобы построить любой аккорд с баррэ нужно знать 3 параметра: тоника аккорда (основная нота), наклонение аккорда и положение основной ноты на грифе гитары.
Теперь подробно разбираем по пунктам
Тоника аккорда
Тоника – самая низкая нота в аккорде, нота баса. По этой ноте и называют аккорды. В названиях аккордов ноты записываются латиницей.
До, Ре, Ми, Фа – привычные для нас названия нот. Для именования аккордов используется латиница. Привожу таблицу соответствия названий нот и аккордов.
Посмотрим на примерах: аккорд E – тоника нота Ми, аккорд A – тоника нота Ля, Аккорд С – нота До.
Наклонение аккорда – мажор или минор
На рисунке выше показаны мажорные и минорные аккорды от каждой ноты. За наклонение аккорда отвечает аппликатура.
Для построения мажорных аккордов используются аппликатуры аккордов E, A, C.
Для минорных – Em, Am.
Ноты на грифе гитары
Каждая нота повторяется на грифе несколько раз. Для построения аккордов нас интересуют только ноты расположенные на басовых струнах гитары – 6, 5.
В зависимости от того, на какой струне находится нужная нота – используется своя аппликатура.
Если нота бас на 6 струне, то для мажорных аккордов используем аппликатуру аккорда E, для минорных аккордов – аппликатуту Em
Если нота баса (тоника) аккорда, который нужно взять, на 5 струне, то для мажорных аккордов используется аппликатура аккордов A или C, для минорных – аппликатуру аккорда Am.
Примеры построения аккордов с баррэ
Возьмем аккорд E. Нота Ми (E) – открытая 6 струна.
Теперь если мы весь этот аккорд передвинем на один лад, а вместо верхнего порожка поставим барре – аппликатура останется той же (то есть это будет мажор), но положение главного звука изменится – бас теперь нота F – следовательно мы получим аккорд F (фа мажор). Дотащите эту аппликатуру до 3 лада (барре на 3 ладу) и вы получите аккорд G.
Вот пример как аккорд Am (открытая позиция) превращается в аккорд Cm (барре).
Пример построения аккордов с аппликатурой от аккорда C
Посмотрим еще один пример. Допустим вам нужна аппликатура аккорда Ми мажор на 7 ладу. Каждая нота встречается на грифе несколько раз. И поэтому, для каждой ноты можно построить несколько аппликатур мажорного или минорного аккорда. Посмотрим, как это выглядит в жизни.
На 7 ладу нота Ми находится на 5 струне, значит будем использовать аппликатуру аккорда A или C
Когда использовать аппликатуру A, а когда С? Нет никакой разницы. Это исключительно вопрос вашего удобства. Я чаще использую аппликатуру от C – мне так удобнее.
С минорными аккордами та-же история. Теперь потренируйтесь самостоятельно.
Практические рекомендации.
При помощи барре можно брать по всему грифу любой из известных вам уже открытых аккордов, просто иногда это аппликатурно неудобно – потребует слишком большой растяжки пальцев.
Поэтому не все аппликатуры аккордов в открытой позиции используются для их же использования с барре.
На практике используют аппликатуры открытых аккордов E, Em, A, Am, C .
Источник
Как брать баррэ на гитаре. Список аккордов, советы и упражнения для начинающих
Перед каждым человеком, впервые взявшим в руки гитару, довольно быстро встает проблема баррэ. Необходимость зажимать одним пальцем больше двух струн одновременно сразу ставит в тупик начинающего гитариста. Многие бросили занятия гитарой, так и не справившись с этим приемом.
На самом деле овладеть баррэ достаточно легко. Нужно всего лишь выполнять несколько простых правил и регулярно заниматься на инструменте.
Что такое баррэ и для чего оно нужно
Баррэ – это один из базовых приемов игры на гитаре, при котором музыкант одним пальцем зажимает сразу несколько струн на одном ладу. Не владея им, невозможно будет сыграть множество замечательных песен. Баррэ является ключевым техническим приемом при исполнении композиций в таких популярных жанрах как фанк, рэгги, хард-рок.
Закрытый аккорд, взятый с использованием баррэ, отличается от аккорда с открытыми струнами своей тембральной окраской. Звучание нот становится более акцентированным, ровным и компрессированным.
Чуть позже вы сами сможете оценить эту разницу, когда попробуете взять одни и те же аккорды обычным способом и с помощью баррэ.
В зависимости от количества одновременно зажатых струн выделяют большое и малое баррэ.
На аппликатурах баррэ изображается по-разному:
- Жирной сплошной линией.
Изображение баррэ линией
- «Точками» на каждой зажатой струне.
Изображение баррэ точками
- Дугой.
Изображение баррэ дугой
- Не изображается никак. В этом случае гитарист сам определяет, нужно ли ему применять баррэ для конкретного аккорда или нет.
Баррэ не изображается
В этой статье для удобства будет использоваться первый способ изображения баррэ на аппликатурах.
Большое баррэ
Большое баррэ – это пять или шесть одновременно зажатых струн. Основная сложность этой разновидности заключается в необходимости одинаково сильно прижимать каждую струну к грифу гитары. Если какая-то струна будет прижата недостаточно сильно, то она или вообще не будет звучать, или будет издавать неприятный глухой и шлепающий звук. Взятый аккорд получится неполным. В нем будет слышна фальшь.
Классическими примерами большого баррэ являются аккорды F (фа-мажор) и B (си-мажор).
Большое баррэ на примере фа-мажора Большое баррэ на примере си-мажора
Малое баррэ
При малом баррэ зажимается не более 4 струн. Этот прием используется реже. В основном им пользуются джазовые и блюзовые гитаристы при игре нестандартных созвучий или быстрых пассажей.
Примером аккорда, взятого малым баррэ, является мажорный секстаккорд от ноты ля (А6).
Пример малого баррэ (А6)
Как брать баррэ
Для опытного музыканта нет никакой сложности в том, чтобы сыграть целое произведение с использованием баррэ. Но для начинающего гитариста даже два таких аккорда в песне будут представлять серьезную проблему.
Теперь перейдем к практике. Возьмите в руки гитару и попробуйте зажать баррэ.
Постановка рук
Обучение приему баррэ лучше всего начинать с аккордов, которые берутся от 5 лада и выше. Дело в том, что ближе к порожку натяжение струн становится больше. Соответственно, понадобится больше усилий, чтобы правильно прижать их к грифу.
Возьмите аккорд ля-минор (Am) с использованием баррэ.
Ля-минор с баррэ на 5 ладу
Указательный палец расположите перпендикулярно струнам на пятом ладу. На 7 ладу кончиком безымянного пальца и мизинца зажмите пятую и четвертую струны соответственно.
Уделите особое внимание положению большого пальца. Он должен быть прижат к грифу с обратной стороны и быть либо прямым, либо чуть согнутым. Подушечка должна упираться в середину грифа или располагаться немного выше, если у вас длинные пальцы.
Если вы посмотрите сбоку, то увидите, что указательный и большой палец образовывают фигуру, похожую на латинскую букву U.
Сядьте перед зеркалом и зажмите баррэ. Посмотрите на свою руку со стороны. Она должна выглядеть естественно и красиво. Пальцы не должны быть скрюченными, а кисть сильно выгнутой в какую-либо сторону. Линии, которые образуют ваши пальцы, кисть и предплечье должны быть плавными. В этом случае в суставах и связках не будет создаваться дополнительное напряжение, которое будет ограничивать вас при игре на инструменте.
Ошибочно думать, что правильность исполнения аккорда с баррэ зависит только от силы, с которой зажимаются струны. Ваша кисть, наоборот, должны быть расслаблена, а прижатие струн обеспечивается тем, что ваша рука как бы «висит» на грифе гитары.
Теперь сыграйте получившийся аккорд ля-минор. Сначала ударьте по всем струнам одновременно, а затем по каждой в отдельности.
Если какая-то струна не звучит, то расслабьте руку и попробуйте взять аккорд еще раз.
Затем сравните звучание аккорда Am, взятого с использованием баррэ, со звучанием этого же аккорда, сыгранного обычным способом на первых ладах.
Играя аккорд ля-минор, положите свободный средний палец поверх указательного. Так вы добьетесь более сильного прижатия струн к грифу.
Не злоупотребляйте этой хитростью. Когда вы освоите баррэ, используйте только указательный палец.
Также не допускайте «обхватывания» грифа большим пальцем. Такая постановка рук сделает вашу кисть зажатой. Рука будет быстро уставать, а игра на гитаре перестанет приносить удовольствие.
Проблемы с постановкой баррэ
Две главные проблемы начинающего музыканта при игре баррэ на гитаре – это заглушенные струны и их дребезг. Причина этих сложностей кроется в неправильной постановке левой руки.
Если вы взяли аккорд (например, ля-мажор на 5 ладу), а часть струн не звучит, проверьте, не задеваете ли вы подушечками пальцев нижестоящие струны.
Чтобы избежать этого, немного сильнее скруглите безымянный палец и мизинец. Старайтесь, чтобы к грифу струна прижималась самым кончиком пальца, а не мякотью его подушечки.
Еще проще решается проблема дребезга струн. Здесь все дело в неудобном положении указательного пальца, которым вы зажимаете баррэ. Перемещайте его вверх-вниз, чтобы определить оптимальную позицию и сыграйте аккорд еще раз. Как только дребезг струн прекратился, значит, вы нашли нужное положение указательного пальца относительно плоскости грифа. Запомните его и в следующий раз попытайтесь повторить. Не переживайте, если дребезг появится снова. Вновь скорректируйте положение пальца. С течением времени вы научитесь ставить палец в правильную позицию автоматически, не задумываясь об этом.
Следите за своей рукой. Не надо выгибать запястье наружу, будто вы держите на нем поднос с тарелками. Кисть и предплечье должны образовывать прямую линию. Допускается небольшой наклон кисти вовнутрь. Но не более, чем на 30 градусов. Пальцы должны быть чуть согнутыми. Так чтобы не задевать другие струны. Нет нужды пытаться сжать кулак во время игры на гитаре. Вы держите музыкальный инструмент, а не бейсбольную биту. Струны прижимаются только усилиями пальцев. Не нужно напрягать еще и предплечье.
Утомляемость и боль при взятии баррэ
Первое время при игре вы будете испытывать дискомфорт в запястье, а также суставах и большого и указательного пальца. В этом нет ничего страшного. Просто ваши руки еще недостаточно натренированы. При регулярных занятиях уже через пару недель вы заметите, что ваши пальцы устают значительно меньше.
Будьте внимательны и следите за правильностью постановки рук. Если вы почувствовали боль, проверьте, как вы зажимаете струны. Неправильная техника может привести к травме запястья! Поначалу необходимо обязательно давать руке отдохнуть при малейших признаках появления боли или усталости.
Если вы почувствовали неприятные ощущения, отложите в сторону гитару и сделайте следующее:
- Опустите руку вниз и встряхните ее несколько раз;
- Пошевелите пальцами. Сначала всеми разом, а потом каждым по отдельности;
- Сделайте растяжку пальцев;
- Разотрите запястье или используйте напульсник.
Выполнение этих несложных действий обеспечит приток крови к кисти вашей руки. Через 5-10 минут можете снова взять гитару. Но если дискомфорт остался, то к занятиям можно будет вернуться, только когда неприятные ощущения уйдут окончательно.
Тренируемся зажимать баррэ на гитаре
Есть два подсобных упражнения, которые могут вам помочь освоить баррэ. Им достаточно уделять всего 5-10 минут при часовом занятии.
Первое упражнение
Зажмите только указательным пальцем все струны на 1 ладу. Сделайте по два удара медиатором по каждой струне, начиная с шестой. Сначала сверху вниз, потому снизу вверх. Затем передвиньте палец на второй лад и т.д. Старайтесь играть ритмично в одном темпе. Доберитесь так до 12 лада, а потом вернитесь обратно к первому. Отдохните одну-две минуты и повторите это упражнение. Следите за тем, чтобы звучала каждая струна.
Второе упражнение
Зажмите аккорд ля-минор (Am) с помощью баррэ. Проведите медиатором вниз по струнам. Как только прозвучит последняя нота, прервите звук, полностью расслабив левую руку, но не отрывая ее от струн. Затем снова зажмите аккорд и извлеките звук, а потом опять заглушите его. Выполняйте упражнение под счет. На «раз» удар по струнам, на «два» – глушение. Это упражнение поможет вам не только в освоении баррэ, но и в тренировке ритмичности вашей правой руки.
Как видите, не существует особой секретной техники овладения приемом баррэ. Совет здесь только один – необходимо играть как можно больше произведений. Поначалу выбирайте песни, в которых с баррэ играется только один аккорд. Постепенно расширяйте свой репертуар. Добавляйте в него песни, которые нужно играть перебором.
На первых порах переход от баррэ к открытым аккордам и обратно будет вызывать у вас затруднения. В этом нет ничего страшного. Со временем вы начнете менять аккорды с необходимой скоростью. Главное, следите за чистотой звучания аккорда и техникой постановки рук.
Полезные советы
- Разминайтесь. Ни в коем случае не игнорируйте разминку ваших пальцев. Особенно если вы пришли с холода или долго занимались физическим трудом.
- Уделите больше внимания песням, а не упражнениям. Исполняя любимые композиции, учиться будет намного приятнее. Упражнения всегда играют вспомогательную роль. Не забывайте, почему вы решили освоить баррэ и вообще взяли гитару в руки.
- Разверните указательный палец немного в сторону головы грифа. Так большая часть усилия при зажимании струн будет приходиться на кость, а не на подушечки пальцев. Это поможет струнам звучать ярче.
- Сыграйте уже известные вам песни, используя только аккорды с баррэ. Так вы быстрее запомните аппликатуры.
- Поставьте струны меньшего калибра. Их проще будет зажимать, так как натяжение будет меньше.
- Отдыхайте, не давайте руке уставать слишком сильно. Руководствуйтесь здравым смыслом. Если вы повредите запястье, то не сможете играть на гитаре несколько дней, а потом все придется начинать заново.
- Занимайтесь регулярно. Если вы делаете слишком большие перерывы между занятиями, не удивляйтесь, что какой-то прием никак вам не дается.
- Чередуйте отработку баррэ с другими техническими элементами. Комбинируйте свои занятия. Изучая баррэ, вы можете отрабатывать различные техники гитарного боя или перебора.
- Не перенапрягайте руку. Помните, что вы занимаетесь музыкой, а не спортом. Кисть должна быть максимально расслабленной, а усилие при зажатии струн минимально необходимым. Не пытайтесь продавить гриф пальцами!
- Настройте гитару на тон ниже. Если не помог ни один из перечисленных советов, и баррэ никак не поддается, попробуйте опустить строй гитары на один тон. Натяжение струн уменьшится еще больше, а зажимать их станет проще.
Аппликатуры основных аккордов с баррэ
Любой мажорный или минорный аккорд на гитаре можно взять как минимум пятью различными способами. Если говорить о баррэ, то существует четыре основных аппликатуры: две для мажорных аккордов и две для минорных. Они выглядят следующим образом.
Мажорные:
Первая форма мажорного аккорда с баррэ
Вторая форма мажорного аккорда с баррэ
Минорные:
Первая форма минорного аккорда с баррэ Вторая форма минорного аккорда с баррэ
Выучив эти четыре аппликатуры, вы сможете взять любой аккорд, просто передвигаясь по грифу.
Ниже вы найдете таблицу-шпаргалку с аппликатурами закрытых аккордов (мажорных, минорных и септаккордов) для каждой из семи нот.
Заключение
Теперь, когда вы знаете, как играть аккорды с баррэ, вам ничто не мешает играть свои любимые композиции. В музыке, как и в любом деле, только упорство и труд позволят достичь нужного результата. Не бросайте регулярные занятия, но и не переусердствуйте. Игра на гитаре должна приносить удовольствие, а не являться источником проблем.
Источник