Барнем упражнения для фортепиано

Методическое сообщение на тему «Упражнения для развития технических навыков ученика-пианиста».

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств им. Исаака и Максима Дунаевских»

238313, Калининградская область, Гурьевский р-он, п. Низовье

ул. Калининградская, 2, ИНН 3917009874 КПП 391701001

Упражнения для развития технических навыков

Значение упражнений в развитии техники исполнителя

1.1 Различные виды упражнений и работы над ними…………………………………………………2

1.2. Из опыта современных педагогов-пианистов и их западных коллег…………………………………….4

1.3 Применение оригинальной системы технического развития Эдны-Майе-Барнем в классе фортепиано ДМШ…………………………………………………6

Основные выводы……………………………… 8

Список литературы………………………………. 9

Значение упражнений в развитии техники исполнителя.

1.1. Различные виды упражнений и работа над ними.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство».

Надо ли музыканту- исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. В настоящее время технические упражнения стали не применяемой частью фортепианной школы. Сегодня преподаватель имеет обширный материал упражнений для учащихся всех ступеней обучения. Технические упражнения общепризнанны, как хорошее средство для достижения и сохранения фортепианной техники на должном уровне.

В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гаммы в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно- минорной системы, воспитывают чувство ладотональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности.

Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков. Играть их полезно в различных октавах, правой, левой рукой, что способствует лучшей координации движений и руки, развивает необходимую свободу игры и ориентировку на клавиатуре.

Упражнения описанного типа следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на протяжении всего пребывания ученика в младших и средних классах школы. При этом необходимо всё время варьировать упражнения и добиваться лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа.

Полезно создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в произведении. Опытный преподаватель может легко составить подходящее упражнение из технически сложных мест в этюдах, пьесах, что поможет ученику быстрее осмыслить данное сочинение.

Предлагается рассмотреть следующие способы построения упражнений:

— многократное повторение мотива на одном месте или с перенесением руки по октавам с паузами между повторами;

— повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;

— беспрерывное повторение мелодий, используя движения вверх и вниз.

— образование секвенций из выделяемого элемента.

Несколько методов Ф. Глопена для разучивания трудных, технических мест:

1) стаккато, ff (для достижения нужной энергии удара)

2) стаккато, pp (для достижения чувствительности и мягкости)

3) легато, высоко поднимая пальцы (для достижения подвижности пальцев).

И лишь потом в той динамике, скорости, которые предписаны в произведении. Карл Черни в своей «Полной теоретической и практической школе» советует играть гаммы и упражнения обязательно ff и pp, с крещендо и диминуэндо, стремясь достичь самого быстрого темпа, который только доступен ученику.

Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания.

При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и систематичность их проверки.

1.2. Из опыта современных педагогов – пианистов и их западных коллег.

В прошлом веке упражнениям уделялось чрезвычайно много внимания. Чуть не каждый сколько- нибудь видный педагог предлагал свою систему ежедневной технической тренировки. Постепенно это практика занятий начала подвергаться всё более решительному осуждению. Выступая против механичности процесса тренировки, обычно сопутствовавшей длительной игре упражнений, ряд музыкантов подверг сомнению и самый метод работы с помощью упражнений. В связи с этим развитие техники стало протекать менее успешно, так как работа над ней не велась систематично.

Эти тенденции, особенно характерные для западноевропейского пианизма, получили известное распространение и у нас. К счастью, ошибочность их была довольно скоро осознана. Современная педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.

О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности т чуткости пианистического аппарата.

К.Н. Игумнов своим ученикам постоянно рекомендовал играть некоторые упражнения Сафонова, Йозефи и других. Из этих упражнений особого внимания заслуживают упражнения на растяжение, беззвучную подмену пальцев и хорошее ощущение клавиатуры. (Приложение № 1).

Заслуживают также внимание отдельные упражнения Таузига, Клементи(Приложение 1), с помощью которых развивается беглость и «разъединенность» пальцев, ровность и мягкость туше, полнота звучания. Но следует запомнить известное правило Сафонова: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами». Пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны. «То, что хорошо одному может оказаться негодным для другого». Но в индивидуальном всегда есть общее. Это — особые закономерности ритма, лежащие в основе всякого движения и позволяющие судить нам о правильности или неправильности того или иного движения.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники» Е. Гнесиной, для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни(Приложение № 3),«Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг (Приложение № 1,2). Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника (Приложение № 4).

Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности (Приложение № 5). Но как полезное сделать ещё и интересным? Проявите фантазию: варьируйте штрихи, ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Словом, не играйте механически: следите за двигательными ощущениями и контролируйте слухом художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и упражнений станет для ученика занятием несравненно более полезным и к тому же по- настоящему увлекательным.

1.3. Применение оригинальной системы технического развития Эдны- Мае- Барнем в классе фортепиано ДМШ.

В повседневной педагогической практике мы пользуемся преимущественно достижениями отечественной фортепианной школы, и практически, лишены возможности, следить за развитием фортепианной педагогике за рубежом России. Данная методическая работа имеет целью познакомить педагогов- пианистов с опытом западных коллег.

Основное внимание предлагается уделить сборнику упражнений для юных пианистов из серии «A dozen a day», сочиненной ЭднойМейеБарнем, английской пианисткой и педагогом. Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный к детскому восприятию.

Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу серии «A dozenday», т.е. «Каждый день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано. Ученики, которым представилась возможность познакомиться с данными упражнениями, были в восторге оттого, что они могли подвигаться не только дома, но и на уроке, оживить своё тело, свои ощущения и мысли. Усиливает этот эффект удачное графическое оформление серии (Приложение № 6).

Дети, с энтузиазмом тренируют своё тело, руки и пальцы. Наблюдая за тем, как ученики осваивают фортепианную технику, мудрый педагог никогда не останется в стороне, полагаясь на «чудодейственный», сборник упражнений и интуицию учеников. Фортепианная техника- дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо-двигательного контроля-процесса, для которого необходимо немалые умственные усилия, особенно, когда неправильные навыки («зажимы») уже успели, «пустить корни» в подсознание ученика. Много сказать, что напряженный слухо- двигательный контроль и психологический комфорт- два гаранта успешного освоения фортепианной техники.

Итак, оригинальная система технического развития юного пианиста «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день» представляет собой практические упражнения 5 групп по 12 упражнений. Оригинальность этой системы в том, что Э-М. Барнем предлагает названиями пьес и рисунками к ним установить ассоциативную связь в мышлении ребенка между исполнением упражнений на рояле и гимнастическими упражнениями, с целью достижения психофизического комфорта, способствующего развитию мысленного чувства естественности и гибкости движений рук, силы и независимости пальцев.

Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений- помочь развить сильные и гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься. Когда первая дюжина (раздел 1) будет вами освоена в совершенстве, начинайте учить в том же порядке вторую дюжину». (Приложение № 6).

Тональное решение сборника традиционно. Все упражнения написаны в До- мажоре. Это облегчает начальный этап работы, а в дальнейшем, при транспозиции, обеспечивает свободное владение всеми остальными тональностями. Темп упражнений не указан, следовательно, он свой для каждого ученика.

Необходимо отметить отсутствие в сборнике каких-либо динамических указаний. Надо сказать, что в этом вопросе инициатива представляется педагогу.

Применение этого сборника упражнений на уроках в ДМШ, внесли приятное разнообразие в воспитание фортепианной техники учеников.

Дети с увлечением, и с интересам разучивают эти упражнения, а следовательнодостигают хороших результатов в своём развитии. Новый подход к решению технического развития пианиста, вносят в процессе обучения максимум разнообразия и фантазии.

Фортепианная педагогика рассматривает упражнения как одно из важных средств формирования, развития, совершенствования, а также восстановления техники исполнителя. Обоснование роли упражнений и их места в процессе технического развития пианиста, как и методические рекомендации к их выполнению, даются в пособиях по методике обучения игре на фортепиано, книгах фортепианного искусства, монографиях, обобщающих опыт выдающихся пианистов- педагогов.

Оживление интереса к работе над упражнениями в наши дни вызывает потребность в новых пособиях, созданных современными мастерами фортепианной школы на материале современной фортепианной литературе с её новыми техническими проблемами.

Высокий уровень фортепианного исполнительства пианистов наших дней, широкий репертуарный диапазон звучащей музыки основывается на высокой культуре фортепианной педагогике, которая располагает богатым и разнообразным материалом по вопросам техники пианиста и методике работы над упражнениями.

Изучая различные вопросы по данной работе, используя разные методики в работе над совершенствованием пианистического аппарата считаю возможным и эффективным средством обучения в работе над техническим развитием учащегося через различного вида упражнений.

Считаю необходимым использовать эту методику с первых лет обучения. В ней кроются ресурсы совершенствования учебного процесса, улучшения качества обучения и развития музыкантов.

А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.

К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

Е. Тимакин. Воспитание пианиста – М., 1989.

И. Штепанова – Курцова. Фортепианная техника – Киев., 1982.

А. П. Щапов. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика 21 в., 2002.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Читайте также:  Ноты легких дуэтов для трубы
Оцените статью