Барочная гитара что это

Барочная гитара

Барочная гитара — музыкальный инструмент, появилась в Италии в XVII веке.

Инструмент является результатом естественной эволюции лютни. Появилась более привычная современному человеку прямая головка грифа, корпус стал меньше, уже, появилась талия. Гриф удлинился, но лады остались навязными, жильными. Нижняя дека все равно делалась из полосок, чтобы придать выпуклость(для лучшей акустики, звук становился «округлым»). Струны у тогдашней гитары были, разумеется, жильными, а сейчас их заменяют на синтетику. Она имела 5 хоров(парных струн), но имелись гитары и с 6 хорами. Звучание было похоже на современную, но ближе к трэвэл-гитаре с уменьшенным корпусом. Звук более поверхностный, плюс глухой звук жильных/нейлоновых струн.

Уже на раннем этапе гитаристы стали имитировать полифонический лютневый и виуэльный стиль. Запись музыки во французской и итальянской табулатуре, техника игры (за исключением нескольких приемов), так же, как и постановка рук, заимствованы у лютни.

Пятихорный инструмент вскоре получил универсальное распространение в Европе под названием «гитары» или «испанской гитары» (в современной литературе принято также название «барочная гитара»). Строй барочной гитары, особенно на первоначальном этапе, испытывался в многочисленных вариантах, прежде чем не утвердился его основной тип Aa-dd-gg-bb-ee с октавами в басах. Наличие октавного удвоения басов сыграло особую роль, став косвенной причиной развития характерных черт барочной гитарной музыки: стоило убрать в одном или в обоих басовых хорах нижнюю струну, или бурдон, и возникал инструмент с новым «ломаным» строем, при котором нижний хор звучал выше, чем средние. Именно такой «ломаный» строй приобретает ведущее значение в начале XVII века. Для него написана большая часть музыки самых выдающихся гитарных композиторов того времени: Ф.Корбетты, А.Бартолотти, Л.Ронкалли, Р. де Визе и др.

Читайте также:  Трансакустическая гитара enya ea x2e pro eq

«Ломаный» строй позволял использовать высоко звучащие нижние струны для проведения высокого голоса в полифонических пьесах, а также (чередуя их с верхними) для исполнения мелодических пассажей. При этом, ноты, извлеченные на разных струнах, накладывались друг на друга, создавая особый эффект, напоминающий звучание арфы. Г.Санз называл этот прием «колокольчиками» (campanellas). Фактическое отсутствие басовых струн и являлось основным отличием этого инструмента от других щипковых (в том числе и от лютни), но благодаря чистому светлому тембру и упругому звучанию (особенно при аккордовой технике) обеспечило ему широкую популярность для исполнения basso continuo.

Аккорды для барочной гитары записывались буквами латинского алфавита, начиная с +, а затем – А, В, С, D и т.д. Последовательность букв была ориентирована на логику смены позиций на грифе гитары и не соотносится с современным буквенным обозначением аккордов (например, А – соль мажор, а не Ля, как в современной системе), хотя в обоих принципах заложена общая идея. Некоторые песенные сборники того времени озаглавливались «Музыка для гитары alfabeta», что вводит в заблуждение современных гитаристов, полагающих, что перед ними – музыка для особой разновидности старинного инструмента, хотя это все та же барочная гитара.

До нас дошло немало барочных гитар в хорошем состоянии работ А.Страдивари, И.Тильке, М.Селласа и др.

Источник

Барочная гитара что это

Барочная гитара Москито,строй в высокое Ре,Мензура 410 мм.
Материал корпуса — волнистый клен,верхняя дека — ель .Гриф — махагон,накладка грифа — палисандр,подставка — груша,розетка — груша,колки — груша.Отделка — нитролак.Верхний порожек — натуральная кость.
Инструмент предназначен для консорта гитар : Москито,традиционная барочная гитара в строе МИ и барочная гитара в пониженном строе в Ре

Барочная гитара в пониженном строе РЕ. Мензура 725 мм.Материал корпуса — клен,верхняя дека — ель. Ручка грифа — клен,накладка грифа — палисандр.Роза — груша. Колки — клен. Отделка корпуса — нитролак,верхняя дека — шеллак. Верхний порожек- натуральная кость.

Гитара барочная по модели Вобоам. Мензура 650 мм . Корпус — волнистый клен,верхняя дека — кавказская ель. Гриф — ель,фанерован черным деревом. Розетка — груша. Колки — груша. Отделка — нитролак

Шестихорный вариант барочной гитары.

Барочная гитара — 6 хорная может использоваться как виуэла в ми и со снятой 6 ой струной, как обычная барочная гитара. За основу взята модель Вобоама, дизайн — собственный. Эту модель я назвал PRIMAVERA — Весна. Материал корпуса индийский палисандр,дека — кавказская ель.Гриф и головка — клен.Роза — трехярусная из пергаментной бумаги. Колки — кленовые. Мензура 650 мм.

Барочная гитара по модели Ж. Вобоама Париж 17век

Источник

Барочная гитара — Baroque guitar

Классификация Хорнбостеля – Сакса 321,322 ( щипковые ) Развитый 17-го века Атака Быстрый Связанные инструменты

Гитара в стиле барокко (ки. 1600-1750) представляет собой струнный инструмент с пятью курсов по кишечным струнам и перемещаемой кишка лада. В первом (высшем) курсе иногда использовалась только одна струна.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Гитара в стиле барокко заменила лютню эпохи Возрождения как самый распространенный инструмент, который можно найти дома. Самая ранняя аттестация пять-струнной гитара происходит от испанской книги в середине шестнадцатого века Declaracion де Instrumentos Musicales от Хуана Бермудо , опубликованной в 1555 году первый трактат , опубликованный на гитару в стиле барокко было Guitarra Испанского Синко Órdenes (Пяти блюд Испанская гитара), c. 1590, Хуан Карлос Амат.

Гитара в стиле барокко в современных ансамблях взяла на себя роль инструмента бассо континуо, и игроки должны были импровизировать с аккордовым аккомпанементом . Некоторые ученые предположили, что гитара использовалась вместе с другим инструментом бассо континуо, играющим на басовой партии . Однако есть веские основания предполагать, что гитара использовалась как самостоятельный инструмент для аккомпанемента во многих ситуациях. С развитием гитары в стиле барокко тесно связана система обозначений альфабето .

Тюнинг

Три различных способа настройки гитары хорошо задокументированы в источниках семнадцатого века, как показано в следующей таблице. Сюда входят имена композиторов, связанных с каждым методом. Кажется, что очень немногие источники ясно указывают на то, что следует использовать один метод натяжения, а не другой, и часто утверждается, что, возможно, игрок сам решал, какой метод подходит. Вопрос очень спорный, выдвигались разные теории.

Очень краткий список композиторов и строев:

Композиторы Тюнинг Шкала
Фердинандо Вальдамбрини (Италия, 1646/7)
Гаспар Санс (Испания, 1674)
E — B — G — D — А
Антуан Карре (Франция, 1671)
Робер де Визе (Франция, 1682)
Николя Дерозье (Нидерланды, 1690)
E — B — G — D (в октаве) — A
Джироламо Монтесардо (Италия, 1606)
Бенедетто Сансеверино (Италия, 1620)
Джованни Паоло Фоскарини (Италия, 1640)
Франсиско Герау (Испания, 1694)
E — B — G — D (в октаве) — A (в октаве)

Композиторы

  • Джованни Паоло Фоскарини (c.1600 — 1650), I quattro libri della chitarra spagnola (c.1635) [1]
  • Франческо Корбетта (1615–1681), Varii scherzi di sonate, Libro 4 (c.1648) [2]
  • Анджело Микеле Бартолотти (1615-1680)
  • Джованни Баттиста Граната (1620 — 1687)
  • Гаспар Санс (ок. 1640–1710), Instrucción de música sobre la Guitarra Española (1674) [3]
  • Робер де Визе (c.1658 — 1725), Livre de guittarre dédié au roy (1682) [4] , Livre de pièces pour la guitare (c.1686) [5]
  • Людовико Ронкалли (1654–1713), Capricci armonici sopra la chitarra spagnola (1692) [6]
  • Франсиско Герау (1649 — 1722), Гармоничная поэма (1694) [7]
  • Анри Гренерин (эт. Середина 17 века)
  • Сантьяго-де-Мерсия (ок. 1673 — 1739), Resumen de acompañar la parte con la guitarra (1714) [8] , Cifras selectas de guitarra (1722) [9] , Códice Saldívar № 4 (c.1730) [10] , и Passacalles y Obras (1732 г.) [11]

Образец производителей

Маттео Салас (1600-е годы).

Антонио Страдивари (1644–1737). Из пяти уцелевших гитар «Sabionari» 1679 года — единственная в пригодном для игры состоянии. Это сольный инструмент на более чем дюжине видео на YouTube.com. Две другие гитары Страдивари находятся в музеях. Инструмент 1688 года находится в Эшмоловском музее в Оксфорде , Англия, а инструмент 1700 года находится в Национальном музыкальном музее в Вермиллионе, Южная Дакота .

Николай Александр Вобоам II (ок. 1634 / 46–1692 / 1704). Французский мастер с тремя гитарами со своей подписью (из 26, принадлежащих семейству Вобоам). Гитары Александра пользовались большим уважением при его жизни и столетие спустя все еще считались желаемыми инструментами.

Современные производители гитар в стиле барокко можно найти в Интернете.

Источник

Барочная гитара. Раздел 2: XVIII век. стр. 1


Антонио Страдивари, 1711.
Да, дорогой читатель, Страдивари делал не только барабаны.

///Статья и подписи к фотографиям — не связаны между собой в единый текст.

Для легкого чтения мы сделали подписи курсивными///


Если кому-то кажется, что в XVIII веке все было просто — и гитара как-то закономерно стала гитарой — из виуэлы и лютни — пусть посмотрит на вот эту работу мастера Pierre Louvet. Между прочим, этот инструмент он называл гитарой.

XVIII век не принадлежит барочной гитаре целиком. Традиция Вобоамов уходит в прошлое, но, все же, гитара классического периода не появилась одномоментно. Найти водораздел между барочной гитарой и гитарой классического периода – не так сложно, как найти собственно инструменты переходного периода. Почему так.


Очень большая гитара — еще в барочных традициях. Длина ее — больше метра. Сделана в самом начале века неизвестным итальянским мастером.


Мастер Claude Boivin, 1749 год. Обратите внимание на навязные лады.

ТРУДНОСТИ ДАТИРОВОК
Совершенно понятно, что является авторитетом и величайшей ценностью для нас – было скучной обыденностью для современников. Величайшие мастера, над инструментами которых сейчас в почтительном молчании корпят ученые, вооружившиеся деликатнейшими приборами, весьма скромно оценивали результаты собственных трудов. Что уж говорить об оценке трудов своих коллег, а главное – коллег из недавнего прошлого.


Гитара руки Антонио Страдивари. Тоже — очень большая гитара, ровно метр. 1711 год. Это еще целиком и полностью барочный инструмент. Пятихорный.


Париж, Jean-Nicolas Lambert, 1760 год.

Порою забавно читать, с чем связывали стоимость собственных инструментов мастера того времени. Нет, читатель, не нужно задерживать дыхание и плакать невпопад. Звук мастера не ценили вовсе. Стоимость гитары складывалась, как стоимость костюма в Союзе Советских Социалистических Республик. Сколько ткани потратили на костюм – столько он и стоил. Большой костюм стоил дороже. А уж какого он был качества, ровны ли были строчки – мало кого волновало.
Гитары оценивались по комплектующим. По стоимости фурнитуры, по размеру корпуса. Нам сейчас странно читать о таком, но такова была, как говорят в культурных атмосферах, селяви.

Не было почти никакого взаимного почтения. Потому и не дошли до нас ренессансные гитары, а барочные – дошли только в единичных экземплярах. Их просто переделали. Сломали старые головы, поставили новые, оторвали подставки, заменили колковую механику. Гитары семейства Вобоамов представлены так отлично – только потому, что Вобоамы делали исключительно ценные гитары, разломать и переделать которые – не решались потомки. Зато эти же потомки – без жалости подстраивали историю под собственные прихоти, делая из раритетов посредственность.


Вот отличный пример несостыковок. Это барочная венецианская гитара начала века. Гриф — в плоскость деки (а не над ней), нижняя дека — наборная, косточки нет (это нормально, так и должно быть), а гитара — шестиструнная. Если бы мы были обязаны верить всему, что видим, история цвела бы слишком яркими красками. Нет, господа, это — переделанная гитара. Гриф ее — не родной.


По внешнему виду — память о далеком прошлом. И роза на месте, и хоры. Однако, фотография нас обманывает. Это уже не совсем типичная барочная гитара. Она маленькая. Длина ее — 817 мм. Это было новое веяние, причем — качельного типа. Мастера сначала будут уменьшать корпусы, а после — снова их увеличивать. Мастер Benoît Fleury, 1766.

С этим связаны многие затруднения исторической науки о гитарах. Рано, скажем, радоваться, обнаружив самую старую гитару, у которой, — сенсация! – есть порожек на подставке. Никто и не радуется, потому что понятно – эта гитара переделана в позднейшее время, когда порожек стал обыденностью.
Также рано радоваться, обнаружив на типично барочной корпусе – шесть одиночных струн. Это не барочная шестиструнка, нет. Это пятихорная гитара, которую в позднее время разломали и снова собрали, заменив – не только струны, но и гриф.


Очень красивая итальянская гитара. Барочная, конечно. Даже с розой. Автор неизвестен.


Стандартная большая, пятихорная гитара своей эпохи. Мастер Gérard Deleplanque, 1768 год, Лилль

Ученые в настоящее время используют весьма интересные методы для определения подлинного возраста гитар – дендрохронологический анализ, к примеру. О нем мы непременно поговорим позже – и подробно. Но даже такие тонкие методы исследований – расскажут только об узкой исследуемой части – и промолчат о другом. С помощью дендрохронологии можно довольно точно узнать время заготовки древесины, а вот когда у гитары отломали старый гриф и вклеили новый – никакая дендрохронология нам не сообщит.


Французский акустический бас начала века. Длина — 1193. Такая здоровенная дура.


Еще одна нетипичная гитара. Дело даже не в косточке — тут, как раз, все понятно. Подставка переделана. Необычен трапециевидный корпус этой гитары. Лютье Gand, Charles Michel, около 1770 года, Франция.

Потому, мы призываем читателей трезво оценивать представленные фотографии и всегда держать два в уме и метром ниже. Не все, что мы видим – было таким изначально. Не все пятиструнные гитары – изготавливались пятиструнными, не все пятихорные – пятихорными, а уж тем более –
лавинообразное количество шестиструнных гитар – совершенно точно являются переделками. «Люди мира, будьте зорче втрое», — учил нас совсем недавно с голубых экранов Муслим Магомаев. Не видим ни единой причины не последовать его мудрым советам.


Еще один замечательный пример шестиструнной гитары с косточкой, которая, конечно никакая не шестиструнная с косточкой. Поздняя переделка пятихорной гитары мастера Claude Aubert. 70-е годы.


Мейстер Лежене сделал этот инструмент в 1772 году — в Париже. А кто его переделывал — мы не знаем.

Но, все же, отчаиваться рано. Кроме физико-химических методов – есть масса других интереснейших исследований. Выдающуюся роль, скажем, играет изучение литературных источников. В какой период какие пособия писали – для какого строя, для скольких струн. Какие выходили табулатуры – в какой гармонии. Особенно интересны художественные иллюстрации. Вот уж где все отлично видно – и как отогнуты грифы, и как сидят гитаристы, и даже навязные лады бывают видны.

В общем, мы не в совсем безнадежном положении – и кое-чего можем, а местами – можем почти все. Например, взорвать все гитарные музеи к чертовой бабушке – и написать историю с чистого листа. Право слово, для такого восхитительного поступка вовсе не обязательно быть сумасшедшим.

продолжение следует (по истории 18 века всего — три страницы)

Источник

Оцените статью