Барренс диас прелюдия ноты

Конспект открытого занятия по игре на гитаре » Приемы игры на гитаре»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Починковский Центр дополнительного образования детей»

Конспект открытого занятия на тему:

«Приемы игры на гитаре»

Педагог дополнительного образования

Шигонцева Ирина Владимирона

с. Починки 2015 г.

Освоение и применение приёмов и навыков игры на гитаре в музыкальных произведениях.

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры на инструменте.

Развитие внимания и аккуратности в исполнении приёмов игры на гитаре.

Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Воспитать совместные навыки игры в ансамбле.

Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Методы и приемы, применяемые на занятии:

• Словесные – беседа, рассказ;

• Практические – выполнение творческого задания;

• Интерактивные – показ видео, методы эмоционального стимулирования;

• Наглядный – демонстрация приемов звукообразвания

Материалы и оборудование:

• Нотные партии, гитара

Педагог:— Начать урок я хочу словами поэта Джона Ричардса: «Для многих из нас гитара – это нечто вдохновляющее! Это как муза, которая помогает творить. Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды и стихи»

Струны дрожат, пальцы по грифу
Носятся, в поисках стройного лада,
Льётся легато, бьются о рифы
Звуки аккордов мажорного ряда.

Скрыт исполнитель созвучным единством
Со сладкогласной гитарой своею.
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.

Импровизация, ветер, свобода,
В пальцах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,

Он чудеса создаёт, словно Бог.

Но мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

II . Основная и практическая часть

Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО.

Педагог: — Дети, ответьте пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио — поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: П-И-М-А

2) обратное движение: П-А-М-И

3) полное прямое: П-И-М-А-М-И

4) полное обратное: П-А-М-И-М-А

Нужно помнить, что пальцы не расставляются на струнах заранее, а опускаются поочерёдно.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани. Так же много пьес у Калинина в сборнике.

Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

Сейчас прозвучит пьеса, которая исполняется этим приёмом.

А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.

Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Я покажу упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

(педагог играет упражнения)

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Но не нужно переутомляться, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям.

Дети, сыграем упражнения на освоение приёма баррэ.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.

Рассмотрим каждый приём подробно.

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

(показываю упражнение на восходящее легато)

СЫГРАЮ ФАГМЕНТ ЭТЮДА А. КОМАРОВСКОГО НА ОБА ВИДА ЛЕГАТО.

Ученики пробуют повторить. 4.

ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО — приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.

В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.

-СЕЙЧАС Я СЫГРАЮ УПРАЖНЕНИЕ НА ГЛИССАНДО.

Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала», которую исполняют дети.

Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Ф. Таррега «Слеза»

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.

2 вида флажолетов:

1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.

2)искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.

На первой струне сыграем хроматическую последовательность приёмом искусств. флажолет.

ПИЦЦИКАТО – (итальянское щипать) – извлечение звуков, заглушённых у подставки ребром ладони, большим пальцем. Этот приём даёт характерный приглушённый тембр.

Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.

— Дети играют гамму этим приёмом.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

Я ИГРАЮ «ТАИНСТВЕННЫЕ ШАГИ» В. КОЗЛОВА

РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).

Это удары по струнам пальцами правой руки.

— Дети, скажите, пожалуйстадля какой музыки характерен этот приём?

Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется часто композиторами и в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

1) ФРИЗЕ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем, начиная с мизинца, поочерёдно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. (от 6-й струны и от 1-й).

2) ИНДЕКС – удар по струнам указательным пальцем правой руки.(вниз и вверх)

3) ПУС – удар по струнам большим пальцем.(вниз и вверх)

Тамбурин — приём игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).

Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

— С этим приёмом мы познакомились недавно, и продолжаем над ним работать. Кто сможет сыграть это прием?

Отрабатывая этот приём, нужно следить за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.

Имитация непрерывно льющейся мелодии путём частого повторения одной и той же ноты. Пальцы правой руки работают в порядке «п-а-м-и». Равномерность удара должна быть одинакова во всех пальцах. Начинать работу над тремоло нужно в медленном темпе, желательно под метроном. Сложный приём, используется в старших классах и очень редко.

III . Подведение итогов.

Педагог: -Ребята, спасибо всем большое за вашу активность!

Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их в пьесах.

Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские возможности прекрасного инструмента – гитара.

Источник

И.Гесслер — Ноты для фортепиано

произведения немецкого композитора Иоганна Гесслера


И.Гесслер
24 маленькие полифонические прелюдии

для фортепиано
«Музгиз», 1958г.
номер 1763

И. В. Гесслер (1747—1822) — крупнейший виртуоз игры на органе и клавире, представитель школы И. С. Баха. В молодые годы И. Гесслер удачно концертировал в городах Западной Европы и даже соревновался с В. А. Моцартом. В 1792 году он приехал в Россию и, обосновавшись в Москве, прожил там до конца дней, пользуясь репутацией превосходного исполнителя и фортепьянного педагога.
В творческом наследии Гесслера большое место занимают его фортепьянные сочинения. «360 прелюдий для фортепьяно во всех тональностях», опус 47, как бы обобщают педагогический опыт Гесслера. Небольшие по объему, выразительные по мелодике, они используют приемы классической фортепьянной техники. По мысли автора, прелюдии должны давать свободную ориентировку в тональностях, способствовать творческ.ой инициативе учащегося и создавать навыки чтения с листа. Полифоничность музыкального мышления Гесслера обусловила органическое применение в прелюдиях имитации и других полифонических приемов письма.
Предлагаемые 24 маленькие прелюдии являются наиболее характерными в этом отношении и могут быть использованы как ценное учебное пособие в процессе подготовки к игре более сложных форм полифонии. Этими соображениями и руководствовался составитель, расположивший прелюдии в порядке постепенного возрастания сложности заданий.

Скачать ноты


И.Гесслер
Избранные пьесы

для фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1960г.
номер 28544

Токката До мажор
Рондо До мажор
Скерцо Си-бемоль мажор
Скерцо Ля мажор
Скерцо Соль минор
Престо. До мажор
Престо Ре мажор
Вечное движение

Скачать пьесы

Источник

Читайте также:  Звезда по имени солнце для второй гитары
Оцените статью