Барток концерт для фортепиано с оркестром

Барток концерт для фортепиано с оркестром

Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. В его произведениях восторженное преклонение перед стихией народного творчества сочетается с жестким гармоническим языком, с пылкой, подчас экспрессионистски взвинченной речью, «варварскими» ритмами. Но над всем царит совершенное чувство формы, впечатляет ясность и строгость замысла.

Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США. Концерт для оркестра (1943) сочинен по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого, в трудную минуту оказавшего тем самым помощь тяжело больному композитору. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 года в Бостоне под управлением Кусевицкого.

Пятичастный концерт – в сущности симфония – написан для большого оркестра (тройной состав духовых, увеличенное число струнных, две арфы). Следуя старинной «соревновательной» форме concerto grosso, Барток ставит перед исполнителями труднейшие задачи. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией.

Суровая Интродукция (Andante non troppo. Allegro) – драматический пролог цикла. Скерцо (Allegretto scherzando) – сфера фантастических образов; в нем немало лукавого юмора, остроумных дуэтов-состязаний деревянных и медных духовых инструментов (отсюда заглавие скерцо – «Игра пар»). Элегия (Andante non troppo) – трагическая кульминация концерта, вобравшая в себя мучительные переживания военных лет. Это поминальный плач по покинутой родине. Прерванное интермеццо (Allegretto) – череда причудливых, капризных видений, одно из которых полно нескрываемого сарказма: в гротескно-танцевальном эпизоде звучит фрагмент знаменитой «темы нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича. Финал (Pesante. Presto) – жизнеутверждающий апофеоз танца, полный огня и могучей, подлинно бетховенской силы.

Читайте также:  Гитара кукуле что это

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Барток) — Piano Concerto No. 2 (Bartók)

Бела Барток «S Концерт для фортепиано № 2 соль мажор, Sz. 95, BB 101 (1930–31), второй из трех его фортепианных концертов, известен тем, что является одним из самых сложных произведений в репертуаре.

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинение

Подходя к композиции, Барток хотел, чтобы музыка была более контрапунктной . Он также хотел упростить свою музыку (как и многие его современники), но использование контрапункта в этом произведении делает музыкальное произведение чрезвычайно сложным. Этот аспект оказался особенно неприятным в Первом концерте , причем настолько, что нью-йоркский филармонический оркестр , который должен был дать премьеру, не смог справиться с ним вовремя, и Рапсодию Бартока пришлось заменить в программе. Сам композитор в статье 1939 года утверждал, что сочинил этот концерт как прямую противоположность его Первому концерту, признавая, что Первый «немного труден — можно даже сказать, очень труден — как для оркестра, так и для публики».

Тем не менее, Второй концерт известен своей сложностью. Андраш Шифф сказал: «Для пианиста это произведение, которое ломает пальцы. [Это], вероятно, самая сложная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно в итоге я получаю клавиатуру, залитую кровью». Стивен Ковачевич также заявил, что это была самая технически сложная пьеса, которую он когда-либо играл, и что он почти парализовал руки во время подготовки пьесы.

Концерт был датирован 1930/1931 годами, но премьера состоялась только 23 января 1933 года во Франкфурте . Симфонический оркестр Франкфуртского радио был проведен Росбауд с Бартока в качестве солиста. Первое выступление в Венгрии было позже в том же году, дирижировал Отто Клемперер с Луи Кентнером, игравшим на фортепиано по просьбе Бартока.

Сам Барток сыграл эту работу на выпускных вечерах в Лондоне под руководством сэра Генри Вуда еще 7 января 1936 года по инициативе музыкального продюсера BBC Эдварда Кларка . (Была ли это премьера в Великобритании, не подтверждено; в любом случае это было за три года до премьеры в США.)

Первое выступление в Соединенных Штатах было дано в Чикаго 2 марта 1939 года с участием Storm Bull в качестве солиста и Чикагского симфонического оркестра под управлением Фредерика Стока . Французскую премьеру представила в 1945 году Ивонн Лориод , которая выучила ее всего за восемь дней.

Форма

Концерт состоит из трех частей:

  1. Аллегро
  2. Адажио — Престо — Адажио
  3. Allegro molto — Più allegro

Общая форма Второго концерта симметрична — структура темпа — быстро-медленно-быстро-медленно-быстро — в манере Бартока, которая стала определяться как форма арки . Первая часть, отмеченная как Allegro , подчеркнута активным акцентным фортепианным соло. Фортепиано быстро, ритмические темп и фрагментарно скалярная движения предполагают влияние Игоря Стравинского , и балет Петрушка (1910-11) , в частности, в то время как другие характеристики указывают на Жар — птица ; Основная тема движения, которую вводят трубы, — отсылка к финалу «Жар-птицы» .

Приборы

Концерт рассчитан для оркестра, состоящего из фортепиано соло , двух флейт (одна удваивается на пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов (си-бемоль), двух фаготов (одна удваивается на контрафаготе ), четырех валторн (в F), трех трубы (до мажор), три тромбона , туба , литавры , малый барабан , большой барабан , треугольник , тарелки и струнные .

Записи

Некоторые известные записи сделаны:

  • Андор Фольдес (фортепиано), Оркестр Ламурё , Эжен Биго (дирижер). Запись конца 1940-х годов. Polydor PLP 6620 (монофоническая запись LP, 12 дюймов) Np: Vox Polydor.
  • Эдит Фарнади (фортепиано), Оркестр Венской государственной оперы , Герман Шерхен (дирижер). Vega C-30-A-164 (монофоническая запись LP, 12 дюймов). [Париж]: Vega, 1954. Переиздано на Westminster WL 5249 (монофоническая пластинка, 12 дюймов), Нью-Йорк: Westminster Records, 1954. Переиздано снова на Westminster XWN 18277 (монофоническая пластинка, 12 дюймов), Нью-Йорк: Westminster Records , 1956.
  • Дьёрдь Шандор (фортепиано), оркестр Pro Musica, Вена; Майкл Гилен (дирижер). Записано в Вене. Vox PL 11.490 (LP, 12 дюймов, монофонический). Нью-Йорк: Vox Records, 1959.
  • Золтан Кочиш (фортепиано), Иван Фишер (дирижер), Будапештский фестивальный оркестр . Записано в феврале 1987 года в Будапеште. Philips 416 837-2 (компакт-диск).
  • Ефим Бронфман (фортепиано), Эса-Пекка Салонен (дирижер), Филармония Лос-Анджелеса . Обладатель премии Грэмми за лучшую инструментальную запись солиста с оркестром (1997). Записан в 1994–95 годах в Лос-Анджелесе. Sony Классическая B000002AWA
  • Дьёрдь Шандор (фортепиано), Адам Фишер (дирижёр), Венгерский государственный оркестр
  • Геза Анда (фортепиано), Симфонический оркестр Берлинского радио (ныне Немецкий симфонический оркестр Берлина ), Ференц Фрисе (дирижер). Deutsche Grammophon 447 399-2
  • Лейф Уве Андснес (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр , Пьер Булез (дирижер). Deutsche Grammophon 477 533-0
  • Стивен Ковачевич (фортепиано), Симфонический оркестр BBC , сэр Колин Дэвис (дирижер). Philips 468 188-2
  • Маурицио Поллини (фортепиано), Чикагский симфонический оркестр , Клаудио Аббадо (дирижер). Deutsche Grammophon 471 360-2
  • Святослав Рихтер (фортепиано), Парижский оркестр , Лорин Маазель (дирижер), запись 1969. EMI 3 50849
  • Дьёрдь Шандор (фортепиано), Венский симфонический оркестр , Михаэль Гилен (дирижёр), запись 1959 г.
  • Владимир Ашкенази (фортепиано), сэр Георг Шолти (дирижер), Лондонский филармонический оркестр , запись 1979 г.
  • Андраш Шифф (фортепиано), Будапештский фестивальный оркестр , Иван Фишер (дирижер), записано в апреле 1996 года в Будапеште в Итальянском институте культуры. Звукорежиссером был Эберхард Зенгпиль . Teldec 0630-13158-2 (компакт-диск).
  • Алексис Вайссенберг (фортепиано), Филадельфийский оркестр , Юджин Орманди (дирижер). RCA B00000E6PC
  • Жорж Чиффра (фортепиано), Будапештский симфонический оркестр , Марио Росси (дирижер). Ссылки EMI B000005GTO
  • Ланг Ланг (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр, Саймон Рэттл (дирижер). Записано в апреле 2013 года. Sony Classical 88883732262
  • Жан-Эффлам Бавузе (фортепиано), BBC Philharmonic, Джанандреа Нозеда (дирижер) Запись декабрь 2009 г. Апрель 2010 г. Chandos 10610
  • Юйцзя Ван (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр , Саймон Рэттл (дирижер). Записано вживую в Ухане 13 ноября 2017 г. (видео) и в Токио 24 ноября 2017 г. (аудио). Берлинский филармонический оркестр Азиатский тур

Источник

Концерт для оркестра (Барток) — Concerto for Orchestra (Bartók)

Каталог Sz. 116, BB 123 Сочиненный 1943 изм. 1945 г. Продолжительность Около 38 минут Движения Пять Подсчет очков Оркестр Премьера Дата 1 декабря 1944 г. ( 1944-12-01 ) Место расположения Симфонический зал , Бостон Дирижер Серж Кусевицкий Исполнители Бостонский симфонический оркестр

Концерт для оркестра , Sz. 116, BB 123, представляет собой пятичастное оркестровое произведение, написанное Белой Бартоком в 1943 году. Это одно из его самых известных, самых популярных и наиболее доступных произведений.

На партитуре написано «15 августа — 8 октября 1943 года». Премьера состоялась 1 декабря 1944 года в Симфоническом зале Бостона Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого . Он имел большой успех и с тех пор регулярно проводится.

Это, пожалуй, самое известное из многих произведений с явно противоречивым названием « Концерт для оркестра» . Это контрастирует с традиционной формой концерта , в которой используется сольный инструмент с оркестровым сопровождением. Барток сказал, что он назвал пьесу концертом, а не симфонией из-за того, что каждая часть инструментов обрабатывается солистично и виртуозно.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Работа была написана по заказу Фонда Кусевицкого (которым руководит дирижер Серж Кусевицкий ) после переезда Бартока в Соединенные Штаты из его родной Венгрии, из которой он бежал из-за Второй мировой войны . Было высказано предположение, что предыдущая работа Бартока, Струнный квартет № 6 (1939), вполне могла быть его последней, если бы не эта комиссия, которая породила небольшое количество других композиций, включая его Сонату для скрипки соло и Концерт для фортепиано с оркестром. № 3 .

Барток переработал пьесу в феврале 1945 года, самое большое изменение произошло в последней части, где он написал более длинную концовку. Обе версии финала были опубликованы, но доработанный финал исполняется практически повсеместно.

Приборы

Произведение оценивается для следующего инструментария.

Деревянные духовые 3 флейты (одна двойная пикколо ) 3 гобоя (один двойной рожок ) 3 кларнета (один двойной бас-кларнет ) 3 фагота (один контрафагот двойной )

Музыкальный анализ

Произведение в пяти частях:

  1. Introduzione. Andante non troppoAllegro vivace
  2. Presentando le coppie. Аллегро скерцандо
  3. Элегия. Andante non troppo
  4. Интермеццо интерротто. Аллегретто
  5. Финал. Престо

Барток широко использует в своем творчестве классические элементы; например, первая и пятая части находятся в форме сонаты-аллегро .

Произведение сочетает в себе элементы западной художественной музыки и восточноевропейской народной музыки, особенно венгерской , и отходит от традиционной тональности , часто используя нетрадиционные приемы и искусственные гаммы. Барток исследовал народные мелодии, и их влияние чувствуется на протяжении всего произведения. Например, вторая основная тема первой части в исполнении первого гобоя напоминает народную мелодию своим узким диапазоном и почти случайным ритмом. Гул в рогах и струнах также указывает на влияние фолка (см. Пример).

I. Введение

Первая часть, Introduzione, представляет собой медленное вступление в стиле ночной музыки, которое сменяется аллегро с многочисленными пассажами фугато . Эта часть находится в форме сонаты-аллегро.

II. Presentando le Coppie

Вторая часть, названная «Игра пар» (но см. Примечание ниже), состоит из пяти частей, каждая из которых тематически отличается от других, с другой парой инструментов, играющих вместе в каждой части. В каждом отрывке пары разделяются разными интервалами: фаготы находятся в минорной шестой части, гобои в минорных третях , кларнеты в минорных септактах , флейты в квинтах и приглушенные трубы в мажорных секундах . Часовой механизм заметно отличается боковым барабаном, который отбивает ритм в начале и в конце движения.

В то время как напечатанная партитура называет вторую часть «Giuoco delle coppie» или «Игра пар», в рукописи Бартока вообще не было названия для этого движения в то время, когда для издателя была сделана копия с гравировкой. Некоторое время спустя Барток добавил к рукописи слова «Presentando le coppie» или «Представление пар», и добавление этого заголовка было включено в список исправлений, которые необходимо было внести в партитуру. Тем не менее, в чертеже файла Бартока найдено окончательное название, и, поскольку считается, что оно было позднейшей мыслью композитора, оно сохранено в исправленном издании партитуры.

Оригинальная партитура 1946 года также имела неправильную маркировку метронома для этого механизма. Это было обнаружено сэром Георгом Шолти, когда он готовился записать пьесу с Чикагским симфоническим оркестром в 1980 году:

При подготовке . к записи я решил, что темпи должен быть именно таким, как написал Барток, и это привело меня к некоторым экстраординарным открытиям, главным из которых была вторая часть . В печатной партитуре указано , что вязание крючком равно 74, что работает очень медленно, но я подумал, что должен следить за тем, что в нем написано. Когда мы репетировали, я увидел, что музыкантам это совсем не понравилось, и в перерыве ко мне подошел боковой барабанщик (который начинает движение с соло) и сказал: «Маэстро, моя партия помечена крючком, как 94», что, по моему мнению, должно быть ошибкой, поскольку ни одна из других частей не имеет обозначения темпа. Единственный способ проверить — найти рукопись, и благодаря любезности Библиотеки Конгресса в Вашингтоне мы получили копию соответствующей страницы, на которой не только четко указано, что длина крючка равна 94, но и темповая маркировка «Allegro scherzando» ( печатная партитура дает «Аллегретто скерцандо»). Кроме того, Барток озаглавил это «Presentando le coppie» («Представление пар»), а не «Giuoco delle coppie» («Игра пар»). Меня это больше всего взволновало, потому что это становится совершенно другим произведением. Программа первого выступления в Бостоне явно имеет движение с пометкой «Allegro scherzando», и хранитель архива Бартока смог предоставить нам дополнительные убедительные доказательства того, что более быстрый темп должен быть правильным. Я не сомневаюсь, что тысячи спектаклей, включая мое собственное до сих пор, были даны с неправильной скоростью!

Несмотря на утверждение Шолти о том, что тысячи предыдущих выступлений игрались с неправильной скоростью, обе записи Фрица Райнера — его запись 1946 года с Питтсбургским симфоническим оркестром (первая запись произведения), а также его запись 1955 года с Чикагским симфоническим оркестром. (тот же оркестр, чей боковой барабанщик обратил на это внимание Шолти) — играл со скоростью (вязание крючком равно 94), которую позже рекомендовал Шолти. Райнер знал Бартока с 1905 года, когда они были однокурсниками в Будапештской академии. А годы спустя, в 1943 году, именно Райнер вместе с Йозефом Сигети убедили Сержа Кусевицкого поручить Бартоку написать Концерт для оркестра.

III. Элегия

Третья часть, «Элегия», — еще одна медленная часть, типичная для так называемой «ночной музыки» Бартока . Движение вращается вокруг трех тем, которые происходят в основном из первой части.

IV. Интермеццо интерротто

Четвертое движение, «Интермеццо interrotto» (буквально «прерванный интермеццо »), состоит из проточной мелодии с изменяющимися подписями времени , перемешано с темой , что котировки песни «Da GEH» ич ца Максим»от Франца Легара ‘s оперетты Веселого Вдова , которая в последнее время также упоминается в «нашествии» тему Дмитрий Шостакович «s Симфонии № 7„Ленинграда“ . Пародировал ли Барток Легара, Шостаковича или их обоих, горячо оспаривается, без каких-либо убедительных доказательств. Сама тема прерывается глиссанди на тромбонах и деревянных духовых .

Источник

Оцените статью