Since this work was first published after 1925 with the prescribed copyright notice, it is unlikely that this work is public domain in the USA. However, it is in the public domain in Canada (where IMSLP is hosted), the EU, and in those countries where the copyright term is life+70 years or less.
IMSLP does not assume any sort of legal responsibility or liability for the consequences of downloading files that are not in the public domain in your country.
Movements/Sections Mov’ts/Sec’s
153 pieces in 6 volumes
Composition Year
1926-39
Genre Categories
Pieces ; For piano ; Scores featuring the piano ; For 1 player ; For 2 pianos ; For 2 players ; For voice, piano ; For voices with keyboard ; Scores featuring the voice ; For guitar, 2 mandolins, mandola, mandocello, double bass (arr) ; Scores featuring the guitar (arr) ; Scores featuring the mandolin (arr) ; Scores featuring the mandola (arr) ; Scores featuring the mandocello (arr) ; Scores featuring the double bass (arr) ; For 6 players (arr) ; For organ (arr) ; For 1 player (arr) ; Scores featuring the organ (arr) ; For 2 pianos (arr) ; Scores featuring the piano (arr) ; For 2 players (arr) ; For 3 violins, viola, double bass (arr) ; Scores featuring the violin (arr) ; Scores featuring the viola (arr) ; For 5 players (arr) ; For orchestra (arr) ; Scores featuring the orchestra (arr)
Содержание
Performances
Naxos
Synthesized/MIDI
For Organ (Gouin)
⇒ 8 more: 55. Triolets en mode lydien • 65. Dialogue «Vane, vane» • 72. Danse des dragons • 74. Chanson hongroise • 76. À trois voix • 83. Mélodie avec interruptions • 89. À quatre voix • 93. À quatre voix
⇒ 6 more: Book 2 (37-66) • Book 3 (67-96) • Book 4 (97-121) • Book 5 (122-139) • Book 6 (140-153) • Appendix
Pub lisher . Info.
Moscow: Muzyka, n.d.(ca.1980). Plate 10956.
Copyright
Arrangements and Transcriptions
Selections (10 pieces)
For Organ (Gouin)
PDF typeset by editor editor (2015/9/8)
Arranger
Pierre Gouin — Contact
Pub lisher . Info.
Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2007 & 2009
Copyright
Misc. Notes
From books II & III.
Purchase
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
⇒ 9 more: 55. Triolets en mode lydien • 65. Dialogue «Vane, vane» • 72. Danse des dragons • 74. Chanson hongroise • 76. À trois voix • 83. Mélodie avec interruptions • 83. Mélodie avec interruptions (for 30-note pedalboard) • 89. À quatre voix • 93. À quatre voix
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
Arranger
Pierre Gouin — Contact
Pub lisher . Info.
Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2007 & 2009
«Микрокосмос» Бартока раскрывается в книге как целостная система воспитания современного музыканта. Развивая традиции музыкальной педагогики эпохи барокко, в частности традиции инструктивных клавирных сочинений И. С. Баха, Барток объединяет в этом цикле материал для начального обучения фортепианной игре, богатый (153 композиции) и разнообразный (песни, танцы, характеристические пьесы, этюды, упражнения, прелюдии, инвенции и т. п.) репертуар для исполнения и музицирования (чтения с листа, ансамблевой игры, простой аранжировки текста). Выдающийся композитор-педагог предлагает свою концепцию развития у учащихся-пианистов музыкального мышления, приобщения их к языку современной музыки, к технике сочинения. В книге рассматривается строение «Микрокосмоса», выявляются главные музыкально-педагогические идеи и принципы, положенные в его основу. Автор анализирует с исполнительских и методических позиций ряд пьес, дает рекомендации по их освоению, использованию некоторых из них в качестве моделей для собственных творческих опытов учащихся. Книга адресована преподавателям детских музыкальных школ, студентам музыкальных колледжей и вузов.
Предисловие 1. Что такое «Микрокосмос»? 2. Советы изучающим 3. Комментарии к избранным пьесам No. 14. Вопрос и ответ No. 37. Лидийский лад No. 40. В южнославянском стиле No. 45. Размышление No. 72. Танец дракона No. 79. Hommage a J. S. В No. 92. Хроматическая инвенция No. 102. Обертоны No. 107. Мелодия в тумане No. 113. Болгарский ритм No. 128. Крестьянский танец No. 130. Деревенская шутка No. 139. Петрушка No. 140. Свободные вариации Приложение. Предисловие Бартока к «Микрокосмосу» Краткий список литературы о Бартоке и о «Микрокосмосе» на русском языке
Bartok’s “Microcosm” is revealed in the book as an integral system of education for a modern musician. Developing the traditions of musical pedagogy of the Baroque era, in particular the tradition of instructive clavier compositions by I.S. Bach, Bartok combines in this cycle material for the initial training of the piano, rich (153 compositions) and diverse (songs, dances, characteristic plays, sketches, exercises, preludes, inventions, etc.) a repertoire for performance and playing music (reading from a sheet, ensemble play, simple arrangement of the text). An outstanding composer-teacher offers his own concept of developing musical thinking among students-pianists, introducing them to the language of modern music, to the composition technique. The book examines the structure of Microcosm, reveals the main musical and pedagogical ideas and principles that underlie it. The author analyzes a number of plays from performing and methodological positions, gives recommendations for their development, the use of some of them as models for students’ own creative experiences. The book is addressed to teachers of children’s music schools, students of music colleges and universities.
Foreword 1. What is a Microcosm? 2. Learning Tips 3. Comments on selected plays No. 14. Question and answer No. 37. Lydian fret No. 40. In the South Slavic style No. 45. Thinking No. 72. Dragon Dance No. 79. Hommage a J. S. B No. 92. Chromatic Invention No. 102. Overtones No. 107. A melody in the fog No. 113. Bulgarian rhythm No. 128. Peasant dance No. 130. Village joke No. 139. Parsley No. 140. Free variations Application. Bartok’s Preface to the Microcosm A short list of literature on Bartok and the Microcosm in Russian
«Mikrokosmos» Bartoka raskryvaetsja v knige kak tselostnaja sistema vospitanija sovremennogo muzykanta. Razvivaja traditsii muzykalnoj pedagogiki epokhi barokko, v chastnosti traditsii instruktivnykh klavirnykh sochinenij I. S. Bakha, Bartok obedinjaet v etom tsikle material dlja nachalnogo obuchenija fortepiannoj igre, bogatyj (153 kompozitsii) i raznoobraznyj (pesni, tantsy, kharakteristicheskie pesy, etjudy, uprazhnenija, preljudii, inventsii i t. p.) repertuar dlja ispolnenija i muzitsirovanija (chtenija s lista, ansamblevoj igry, prostoj aranzhirovki teksta). Vydajuschijsja kompozitor-pedagog predlagaet svoju kontseptsiju razvitija u uchaschikhsja-pianistov muzykalnogo myshlenija, priobschenija ikh k jazyku sovremennoj muzyki, k tekhnike sochinenija. V knige rassmatrivaetsja stroenie «Mikrokosmosa», vyjavljajutsja glavnye muzykalno-pedagogicheskie idei i printsipy, polozhennye v ego osnovu. Avtor analiziruet s ispolnitelskikh i metodicheskikh pozitsij rjad pes, daet rekomendatsii po ikh osvoeniju, ispolzovaniju nekotorykh iz nikh v kachestve modelej dlja sobstvennykh tvorcheskikh opytov uchaschikhsja. Kniga adresovana prepodavateljam detskikh muzykalnykh shkol, studentam muzykalnykh kolledzhej i vuzov.
Predislovie 1. Chto takoe «Mikrokosmos»? 2. Sovety izuchajuschim 3. Kommentarii k izbrannym pesam No. 14. Vopros i otvet No. 37. Lidijskij lad No. 40. V juzhnoslavjanskom stile No. 45. Razmyshlenie No. 72. Tanets drakona No. 79. Hommage a J. S. V No. 92. Khromaticheskaja inventsija No. 102. Obertony No. 107. Melodija v tumane No. 113. Bolgarskij ritm No. 128. Krestjanskij tanets No. 130. Derevenskaja shutka No. 139. Petrushka No. 140. Svobodnye variatsii Prilozhenie. Predislovie Bartoka k «Mikrokosmosu» Kratkij spisok literatury o Bartoke i o «Mikrokosmose» na russkom jazyke
Источник
Бела Барток. «Микрокосмос»
Цикл «Микрокосмос» занимает центральное положение в фортепианном творчестве Белы Бартока. В этой грандиозной серии миниатюр сконцентрирован не только композиторский, но и педагогический опыт Бартока, занимавшегося преподаванием много лет. Адресованный начинающим пианистам, цикл был призван воспитать музыканта, обладающего всесторонне развитым музыкальным мышлением.
Работа над циклом, содержащим более полутора сотен пьес, объединенных в шесть тетрадей, началась в 1926 г. и продолжалась более десяти лет – «Микрокосмос» был завершен в 1937 г. Поистине он стал «микрокосмосом» музыкального мира Белы Бартока, сконцентрировав в себе черты его композиторской индивидуальности. Музыковеды называют его «лабораторией бартоковского стиля» и даже «катехизисом музыкальной революции ХХ века». Отказавшись от романтической кантилены, композитор воплощает в своем творчестве вообще и в «Микрокосмосе» в частности новые типы мелодии. В большинстве миниатюр ее основу составляет венгерская народная крестьянская песня, но Барток не замыкался в пределах родной музыкальной традиции – фольклор других народов тоже был предметом его интереса, и в «Микрокосмосе» появляются такие миниатюры, как «В русском стиле», «На Востоке», «Болгарский ритм», «Южнославянская», «На острове Бали». Открывая новые горизонты, композитор не теряет связи с традициями, заложенными великими предшественниками («Посвящение И.С.Баху», «Посвящение Р.Шуману»). Некоторые пьесы воплощают старинные жанры («Менуэт», «Бурре», «Хорал»).
Приобщение детей к новому музыкальному языку в первой половине ХХ столетия представлялось актуальной задачей, и вклад в ее решение внесли многие композиторы. Можно назвать такие произведения, как «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Сказки Матушки-гусыни» и «Дитя и волшебство» Мориса Равеля, «Детские песни» Кароля Шимановского, опера «Мы строим город» Пауля Хиндемита, «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева. Но цикл Бартока превосходит большинство этих произведений по смелости музыкального «экспериментирования» – композитор не боится знакомить юных исполнителей с битональными наложениями, сложными контрапунктическими сочетаниями. Вместе с тем автор не забывает, что пишет для детей. При всей сложности музыкального языка пьесы «Микрокосмоса» вполне доступны для детского восприятия, обладая яркой, почти наглядной образностью. Продолжительность наиболее длинных пьес не превышает трех с половиной минут, а самые короткие звучат всего двадцать секунд. Композитор, нередко шокировавший публику своим новаторством, одновременно и снисходит до доступной ребенку простоты, и возвышает детей до сложности своего стиля.
Барток решительно отказывается от ограничения ладового мышления учащихся на ранних этапах музыкального развития рамками минора и мажора. Ладовая палитра «Микрокосмоса» весьма широка, наряду с ладами народной музыки – дорийским, миксолидийским, фригийским, пентатоникой – встречаются хроматический и целотонный. В гармонии широко представлены столь любимые Бартоком терцово-секундовые созвучия, причем вводятся они постепенно, выкристаллизовываясь в переплетении мелодических голосов. Во многих пьесах присутствуют политональные и полиладовые сочетания, причем начинает Барток с ладов народной музыки, например, сочетая пентатонику с лидийским ладом, а позже переходит к сочетаниям мажора и минора. Учитывая, что «Микрокосмос» создавался прежде всего с педагогическими целями, композитор немало пьес посвящает освоению различных ритмов («Синкопы», «Пунктирное движение»), типов фактуры («Терции», «Ломаные арпеджио»), владению динамическими оттенками («Crescendo – diminuendo»). Но никогда подобные пьесы не превращаются в «упражнения ради упражнений», они всегда ярко образны – например, пьеса «Обертоны» звучит как идиллическая пейзажная зарисовка, «Остинато» оборачивается картиной народного праздника, а пьеса «Триоли» напоминает колыбельную. Пьес с программными заглавиями немного, но они разнообразны по содержанию: здесь есть и жанровые картинки («Ярмарка», «Деревенская шутка»), и психологические зарисовки («Размышления»), и сказочные образы («Танец ведьм»).
Большое значение придавал Барток приобщению юных пианистов к полифонии – она широко представлена в цикле: «Канон в октаву», «Имитация в зеркальном обращении» и другие. Впрочем, полифоническое мышление преобладает во всех пьесах «Микрокосмоса».
Фортепианный цикл, в котором композитор делился с юными музыкантами своими мыслями, стал для него своеобразной творческой лабораторией. «Должен признаться, что я и сам многому научился на этом эксперименте», – говорил Бела Барток.